Архитектура. Скульптура.




Первая половина 19 в. характеризуется развитием искусства скульптуры, и в первую очередь монументальной. Этот процесс был непосредственно связан с укреплением российского государства, ростом национального самосознания, вызванного победой в войне 1812 г. Героические страницы отечественной истории получили своё воплощение в памятниках Минину и Пожарскому в Москве, сооружённому по проекту И.П. Мартоса, Кутузову и Барклаю де Толли в Петербурге у Казанского собора по проекту Б.И. Орловского. Всемирную известность принесла П.К. Клодту скульптурная группа «Укрощение коня» на Аничковом мосту в Петербурге.

Русские зодчие первой половины 19 в. внесли выдающийся вклад в сокровищницу отечественной архитектуры. Новое содержание и развитие получили основные принципы классицизма. Стиль, сложившийся под влиянием патриотического подъёма, вызванного победой в войне 1812 г., получил название русского классицизма или русского ампира. Однако в 30-50 гг. в русской архитектуре начинают формироваться черты нового архитектурного направления. На смену русскому классицизму приходит «историзм» или «эклектика». Прекрасными образцами классицизма в русской архитектуре стали творения А.Н. Воронихина (Казанский собор, Горный институт), А.Д. Захарова (Адмиралтейство), архитектурные ансамбли К.И. Росси (Александринского театра с улицей Зодчего Росси, здания главного штаба с двойной аркой, Сената и Синода) – в Петербурге, О.И. Бове (Манеж и Большой театр) – в Москве. Одной из разновидностей «эклектики» стал «русско-византийский» архитектурный стиль. Представитель его К.А. Тон, по проектам которого построены Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец – в Москве, здания железнодорожных вокзалов в Москве и Петербурге.

По своим эстетическим взглядам к «передвижникам» был близок выдающийся русский скульптор М.М. Антокольский. Он является автором скульптурных портретов «Ермака», «Нестора-летописца», «Ивана Грозного».

По проекту М.О. Микешина в Новгороде сооружён памятник «Тысячелетие России». В его многочисленных скульптурных группах отражены важнейшие этапы российской истории. Микешин является также автором памятников Екатерине II в Петербурге и Богдану Хмельницкому в Киеве. Яркими образцами монументальной скульптуры стали памятники, воздвигнутые по проектам А.М. Опекушина (Пушкину – в Москве и Лермонтову – в Пятигорске).

Уровень и состояние архитектуры в значительной степени определялись промышленным прогрессом и развитием строительной техники.

Появляются новые для отечественной архитектуры сооружения: доходные дома, железнодорожные вокзалы, банки, большие крытые торговые помещения. В ряду архитектурных стилей доминировала эклектика.

Разновидностью эклектики стал псевдорусский стиль, пришедший на смену русско-византийскому. Он вобрал в себя элементы древнерусского зодчества, народного декоративного искусства (резьба, вышивка), крестьянской деревянной архитектуры. Образчиками данного стиля стали в Москве здания Исторического музея (архитекторы А.А. Семёнов и В.О. Шервуд), Городской думы (архитектор Д.Н. Чичагов), нынешнего Гумма (архитектор А.Н. Померанцев).

Театр и музыка.

Важнейшими составными частями культурной жизни России являлись театральное и музыкальное искусство. Начало 19 в. отмечено достаточно интенсивным ростом количества театров и театральных трупп. В 1824 г. в Москве образовалась драматическая труппа Малого театра. В 1832 г. в Петербурге начинает свою деятельность Александрийский театр. На театральной сцене классицизм и сентиментализм уступал место романтизму. Русская реалистическая литература в значительной степени способствовала формированию сценического реализма. Основоположником реализма в актёрском искусстве по праву считается М.С. Щепкин. Выдающиеся актёры-трагики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин, М.С. Щепкин создали запоминающиеся образы в пьесах Шиллера, Гоголя, Островского, Тургенева.

С именем М.И. Глинки связано становление и развитие русской классической музыки и национальной музыкальной школы. Основу произведений М.И. Глинки составляла русская народная музыка. М.И. Глинка – автор первых русских опер «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила», симфонических произведений, многих романсов. Традиции и музыкальную эстетику Глинки продолжал и развивал Д.С. Даргомыжский (опера «Русалка»). Народные мотивы пронизывают также песни и романсы А.Н. Верстовского, А.А. Алябьева, А.Л. Варламова, пользовавшиеся широкой популярностью в самых различных слоях общества.

Для самых широких слоёв русского общества одним из самых доступных видов искусства был театр. Основу репертуара как столичных, так и провинциальных театров составляли пьесы А.Н. Островского, А.П. Чехова, Н.В. Гоголя. Реалистические традиции в актёрском искусстве, заложенные М.С. Щепкиным, успешно продолжили и развивали выдающиеся русские актёры М.П. и О.О. Садовские, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова. Центром театральной жизни России по праву считался Малый театр в Москве.

 

Лекция№8. Отечественная культура периода советского общества. Отечественная культура на рубеже ХХ - ХХI века.

1.Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы.

2.Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы.

3.Проблеммы культуры в условиях формирования рынка.

 

1План Осуществление культурных преобразований в 20-30-е годы.

 

Начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя. Революция коренным образом изменила жизнь российского общества, став рубежом, эпохальной вехой, открывшей новый этап отечественной истории – советский. По масштабу и глубине произошедших перемен Октябрь 1917 г. следует поставить в один ряд с принятием Русью христианства, образованием русского государства и реформами Петра. Глобальная трансформация культуры стала неотъемлемой частью изменений в политической и социальной сферах.

Резкий слом традиции всегда имеет как положительные, так и отрицательные последствия. В полной мере это проявилось в истории послереволюционной России. После победы октябрьской революции советская власть приступила к осуществлению культурной политики призванной создать новую культуру, основанной на марксистко-ленинской идеологии. Тяжёлое экономическое положение Советской республики обусловило резкое сокращение бюджетных средств, направляемых на культуру. Военные действия и революционные события нанесли значительный ущерб российской культуре. Небывалая по масштабам антирелигиозная компания развернулась в годы первой пятилетки, названной «безбожной». Массовым порядком были разрушены здания школ, библиотек, музеев, памятники старены. Неприязнь рабочих и крестьян к интеллигенции и дворянству привела уничтожению книг, произведений живописи, скульптуры, прикладного искусства, горели усадьбы, ломали церкви, распродавались ценности музеев. Вместе с этим рождалась новая культура. В ней не было места старине, которая мешала переделывать старую Россию на новую, социалистическую. Символом нового была Москва. Руководили реконструкцией столица архитекторы Жолтовский, Щусев, братья Веснены. На месте Охотного ряда построили здание гостиница «Москва», а рядом СНК. Через Москву-реку возвели новые мосты. В 1935г. Была открыта первая линия метрополитена, где подземные станции поражали своим великолепием, затмевавшим дворца.

В 1917 году была создана комиссия, которая осуществляла контроль за культурой. В Наркомпросе был создан отдел просвещения национальных меньшинств для управления делами культуры в национальных регионах РСФСР. На местах были образованы отделы народного образования.

Первое десятилетие сыграло важнейшую роль в становлении советской культуры. Были заложены мировоззренческие основы нового строя, сформировалась плеяда молодых деятелей культуры, на коммунистических идеалах было воспитано первое поколение детей. Имело место широкая политизация общества.

Политика Советского государства и партии в области культуры получила название культурной революции. Её задачами являлись: формирование народной культуры, ликвидация неграмотности населения, создание системы образования, всеобщее обучение на языках народов России, подготовка кадров интилигенции из рабочих и крестьян, обеспечение расцвета науки и искусства. Все реформы проходили в тяжёлых условиях. Российская интилигенции разделилась на тех, кто поддерживал советскую власть, колеблющихся и выступавших против советской власти. Среди первых были: учёные К.А.Тимирязев, И.В.Мичурин, И.П.Павлов, И.М.Губкин, поэты В.В.Маяковский, А.А.Блок. Часть интилигенции отказывалась вначале от сотрудничества с советской властью. К сожалению, государство перешло к репрессиям. В 1922 году большая группа учёных, деятелей искусства решением советской власти была выслана из России. Среди них были Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин, С.Л.Франк, С.Н.Булгаков.

Советская власть должна была взяться за восстановление культуры. Первой задачей была ликвидация безграмотности. 26 декабря 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О ликвидации безграмотности среди населения. Этот декрет обязывал всё неграмотное население в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте на родном и Русском я языке. Везде создавались комиссии по ликвидации неграмотности. Общество «Долой неграмотность» возглавили Калинин, Ленин, Луначарский. Была создана широкая сеть школ, кружков, пунктов, в которых обучались и дети, и взрослые. В 1917-1920г. Ликвидировали неграмотность около 7 миллионов человек.

В 1920 г. Нарокомпросе была учреждена Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, которая на местах создавала ликпункты, курсы по подготовке учителей по обучению грамоте. Издавалась специальная методическая литература в помощь обучающимся. Однако слабая материально-техническая база образования, нехватка калифицированных преподавателей, постоянное пополнение рядов неграмотных подростками не позволяли достичь запланированных темпов обучения. Полная ликвидация неграмотности могла быть достигнута лишь введением всеобщего обучения детей укреплением материальной базы.

К концу 20-х годов система образования была полностью перестроена, образование стало доступным для рабочих и крестьян.

Новая система образования включала в себя начальную, среднюю, среднюю специальную и высшую школы. В 1920 г. Число школ увеличилось на 12 тыс. по сравнению с 1914 г., а количество учащихся в них увеличелось на 1,7 млн. человек. Советское государство решало задачу подготовки специалистов. Декрет СНК, принятый в августе 1918 г., утвердил правила приёма в высшие учебные заведения. Для подготовки рабочей молодёжи в институты при вузах начали работать рабфаки. В 1920 г.. насчитывалось 244 вуза.

Мировая и Гражданская войны сильно подорвали научный потенциал России. Из более чем 10 тыс. научных работников покинули страну около 500 человек. Политика Советского государства в области науки и техники состояла в востановлении научного потенциала страны и привлечении учёных к решению задач социалистического строительства. Система организации науки подвергалась изменениям. Сохранились традиционные научные учреждения, например Академия наук, научные институты и возникли новые учреждения. К началу 20-х годов число научных увеличилось в три раза по сравнению с 13 годом, возросло количество научных работников. К концу 30 – годов СССР было 1800 научных учериждений, а число работников достигло почти 100 тысяч человек.

Крупные достижения в науке были связаны с именами И.П.Павлова, В.И.Вернадского, А.Н.Крылова, Н.Е.Жуковского, Н.И.Вавилова, С.В.Лебедева. В 30г. Были начаты работы по изучению атомного ядра, радиофизики и радиоэлектроники, был создан первый телевизор.

В литературе тоже происходили перемены и изменения. Эмигрировали многие деятели искусства и литературы: И.А.Бунин, А.Н.Толстой, А.И.Куприн, Е.И.Замятин, М.И.Цветаева, Ф.И.Шаляпин, С.В.Рахманинов.

Советскую литературу создавали Л.Леонов, М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, В.В.Маяковский, Н.С.Тихонов, А.А.Жаров.

В 1934 г. Возникла профессиональная организация литераторов – Союз писателей СССР, председателем которого был избран вернувшейся из-за граници Горький. В романе «Жизнь Клима Самгина» он показал жизнь России перед революцией. Также из-за граници вернулся А.Н.Толстой который писал роман «Пётр 1»

В 20-х годах начала развиваться Советская живопись. Стали организовываться выставки, возникли новые организации. Художники стремились найти новые средства и формы изображения советской действительности, которые были приняты широкой общественностью: «Председательница» Г.Г.Ряжского, «Тачанка» М.Б.Грекова, «Расстрел 26 Бакинских комиссаров» И.И.Бродского, «На стройке новых цехов» А.А.Дейнеки.

В театрах тоже происходили перемены. Быстро обновили свой репертуар, стремясь показать героя, осознавшего величие революции. В 1920 г. В.Э.Мейерхольд возглавил движение «Театрального Октября». Он выступал за революционное преобразование театра, выдвигал программу полной переоценки Эстетических ценностей и политической активизации театра. Он хотел сделать театр политическим и агитационным. Однако он не был понят ни зрителем, ни деятелями искусства и в 1939г. был репрессирован.

К 30 годам усилилось воздействие партийно-государственных органов на деятельность творческой интилигенции. В 1932г. ЦК ВКП принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций». Оно предписывало объединить всех писателей, поддерживающих Советскую власть и стремившихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей и привести аналогичные изменения по линиям всех других видов искусств. Так были созданы союзы писателей, художников, композиторов. Социалистический реализм был заявлен основным методом и стилем творчества. Он требовал от художника правдивого, исторически конкретного изображения действительности в её развитии, воспитывающего трудящихся в духе идеалов социализма. В 1935г. По инициативе ЦК ВКП произошла дискуссия по вопросам преодоления формализма в литературе и искусстве. Критике подверглись композитор Д.Д.Шостокович, кинорежиссёры С.М.Эйзенштейн и А.П.Довженко, писатель Б.Л.Пастернак, поэт Н.А.заболоцкий, художник А.А.Дейнека.

В целом это было время интенсивных творческих поисков, которые определял процесс культурной революции. Культурная революция- это коренная ломка стереотипов общественного сознания, духовно-нравственных ориентиров и поведения людей. Вместе с тем это государственная политика, производившаяся в 20-30г. И направленная на изменение социального состава послереволюционной интеллигенции и на разрыв с традициями культурного прошлого. Творец лозунга культурной революции В.И.Ленин в работе Странички из дневника» так определил её важнейшие задачи: открытие простора для развития творчества трудящихся, формирование социалистической интеллигенции, обеспечение господства идей научного коммунизма в обществе. В искусстве оформилось левое движение, была сформулирована концепция пролетарской культуры, имела место попытка противостоять литературному шаблону. Важнейшой задачей стало литературное осмысление революции. Единая русская культура раскололась надвое: на эмигрантскую и советскую. Около 2млн. россиян покинули Россию и оказались в эмиграции в различных странах. В начале 20г. Образовалось несколько центров русской эмиграции, в том числе в Париже, Праге, Берлине, Софии. Своей задачей русская эмиграция видела в сохранении и развитии русской культуры. В 20-30г. отмечены расцветом литературы русской эмиграции. Особое место в мировой культуре заняли русские музыканты и певцы. С большим успехом проходили гастроли композитора Рахманинова, Шаляпина. Осложнение международной обстановки в 30г. способствовало возобновлению споров в среде эмигрантов о судьбе России и возможности возращения на родину. Вернулись А.И.Куприн, М.И.Цветаева, И.Я.Билибин, но советская система заставляла многих отказаться от мысли о возвращении на родину. В то же время сталинский тоталитаризм создавал серьезные препятствия для нормального развития научного знания. Была ликвидирована автономия Академии наук. В 1934 г. она была переведена из Ленинграда в Москву и подчинена Совнаркому. Утверждение административных способов руководства наукой привело к тому, что многие перспективные направления исследований (например, генетика, кибернетика) по произволу некомпетентных партийных функционеров были на долгие годы заморожены. В обстановке всеобщего доносительства и набирающих размах репрессий академические дискуссии часто заканчивались расправой, когда один из оппонентов, будучи обвинен (пусть и необоснованно) в политической неблагонадежности, не просто лишался возможности работать, но подвергался физическому уничтожению. Подобная участь была уготована очень многим представителям интеллигенции. Жертвами репрессий стали такие видные ученые, как биолог, основоположник советской генетики академик и президент ВАСХНИЛ Н. И. Вавилов, ученый и конструктор ракетной техники, в будущем академик и дважды Герой Социалистического Труда С. П. Королев и многие другие.

Репрессии нанесли тяжелый урон интеллектуальному потенциалу страны. Особенно сильно пострадала старая дореволюционная энтиллигенция.

 

2Особенности культурной жизни страны в 40-80-е годы.

 

В 40г. культурную политику определяло подчёркнутое внимание к вопросам идеологии. В годы войны главным направлением идеологической работы стало укрепление единства советского общества, дружбы народов и патриотизма. В после военные годы усилия направлялись на пропаганду успехов в экономике и культуре, идеи построения коммунизма в течение ближащих трёх пятилеток.

Великая Отечественная война – одна из самых ярких и трагичных страниц в истории России. Выстоять в противоборстве с мощнейшей из развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв. Немалую роль в достижении Победы сыграли деятели науки и искусства. С первых дней войны литература стала идейным важнейшим и духовным оружием в борьбе с врагом. Многие писатели в качестве военных корреспондентов отправились на фронт: К. М. Симонов, А. А. Фадеев. Многие погибли: А. П. Гайдар, Е. П. Петров. Советский татарский поэт М. Джалиль был ранен, погиб в плену. Подъем патриотических чувств, вызванный войной, стал мощным стимулом к творчеству. Бурный взлет переживает лирика. Большой отклик среди фронтовиков имели стихотворения К.М.Симонова («Жди меня»). Огромную популярность приобрел Василий Теркин – герой поэмы А.Т.Твардовского, простой боец, заводила и балагур. Многие стихи были положены на музыку и стали песнями (например, «Землянка» А. А. Суркова). В прозе создавались произведения, посвященные войне (К. М. Симонов «Дни и ночи», А. А. Фадеев «Молодая гвардия»).

Возросло значение оперативных форм культурной работы, таких, как радио, кино, печать. Появилось понятие массовой информации. Сводки Информбюро передавались 18 раз в день на 70 языках. Большое воспитательное и эмоциональное значение получило плакатное искусство, его символом является плакат И.М.Тоидзе «Родина-Мать зовёт!» Теснее связала война творческую интеллигенцию с народом. Широкое распространение получила практика создания фронтовых бригад и театров. За годы войны в их составе побывали более 40 тысяч работников искусства. В тяжёлых условиях военного времени продолжали работать библиотеки, музеи, театры. Многие учериждения культуры были перебазированы из прифронтовых районов на восток. Так, Узбекистан принял 53 учебных заведения и академических учереждения, около 300 творческих союзов и организаций. Редчайшие книги были вывезены в Кустанай. В Перми разместились картины Русского музея и Третьяковской галереи, а сокровища Эрмитажа разместили в Свердловске.

На захваченной врагами территории сеть учебных заведений фактически была разрушена. Многие дети временно были лишены возможности учиться. Сократилось численность преподавательских кадров. Однако труд учителей позволил не прервать учёбу даже в осаждённых городах. По мере освобождения советских городов от оккупантов восстанавливались разрушенные школьные здания, налаживалась учёба. С 1943г. государство увеличило расходы на культуру. Принимались меры по борьбе с беспризорностью. Возникли школы интернаты, расширился контингент суворовских и нахимовских училищ. Были созданы вечерние школы для работающей молодёжи. В 1943г. возникла академия педагогических наук РСФСР. Также произошли изменения в высшей школе. Многие крупные вузы были эвакуированы. Более 300 вузов, оказавшихся на захваченной територрии, были разрушены. Число вузов в стране уменьшилось с 817 до 460. Государство приняло меры по стабилизации контингента студентов - срок подготовки студентов был сокращён до 3-3,5 лет.

По мере освобождения территории началась восстановление сети учебных заведений. К концу 40-х численность школ и учащихся в них достигла двойного уровня. Восстановление части высших учебных заведений началась 1943г. и к концу войны их численность достигла двойного уровня.

Особенно сильно в годы войны развивалась наука, она внесла большой вклад для победы. Тематика научных исследований сосредоточивалась на трёх главных направлениях: разработка военнотехнических проектов, научная помощь промышленности и мобилизация сырьевых продуктов на нужды фронта. Группа под руководством Алиханова, Скобельцына изучала космическую радиацию. Ландау разработал теорию движения квантовой жидкости, за которую ему была присуждена Нобелевская премия. Курчатов работал над созданием атомной бомбы. Советские геологи исследовали новые месторождения полезных ископаемых, имеющих стратегическое значение. Александров разработал метод размагничивания кораблей. Патон разработал и внедрил в производство автоматическую сварку брони. Химики разработали методы получения ацетона, спиртов, пластмасс для вооружений. Над совершенством боевого оружия работали учёные, конструкторы, инженеры и техники, создавая образцы вооружения, превосходившие немецкие. Авиаконструкторы Яковлев, Туполев, Лавочкин, Илюшин, Поликарпов и другие улучшали существующие образцы машин. В конце войны начались испытания реактивных самолётов. Советские танки по боевым качествам значительно превосходили немецкие. Также во время войны развивалась медицина, благодаря самоотверженному труду медицинских работников уменьшилась смертность раненых. После лечения в госпиталях 70% раненных возвращались в строй.

Большую роль в победе оказала литература, ведущей темой которых были патриотизм и гражданственность. Живой интерес, как на фронте, так и в тылу вызывали произведения Шолохова, толстого, Леонова, Фадеева, Полевого, стихи Симонова, Твардовского, Маршака, Тихонова. Кино самый массовый вид искусства, уделяло особое внимание созданию документальных фильмов, быстро отзывающихся на события военного времени. Уже в конце 41г. вышел фильм «Разгром немецких войск под Москвой». Около 150 кинооператоров создали киноэпопею Великой Отечественной войны.

Потери культуры вследствие войны были огромны. Созданный в 41г. Комитет определил ущерб, причинённый войной. Было разрушено более 80 тысяч школ, около 300 вузов, разграблено 430 музеев, 44 тысячи дворцов культуры и библиотек. Были разрушены усадьбы-музеи Толстого в Ясной Поляне, Пушкина в Михайловском, Чайковского в Клину. Многие культурные потери восстановить невозможно.

Важнейшим этапом развитием архитектуры явилось восстановление городов и сёл, разрушенных в годы войны. В 1945г. СНК СССР принял постановление о неотложных мерах по восстановлению 15 крупных городов, а позже были разработаны планы развития 250 городов.

Война оказала большое влияние на духовный климат общества. Выросло поколение людей, закалённых войной, расширился их кругозор, укрепилось чувство собственного достоинства. Массовая пропаганда должна была научиться соизмерять новое с традициями советского образа жизни. Творческая же интеллигенция всё более витала в облаках, звала народ к высшим надполитическим идеалам, общечеловеческим ценностям, не учитывая, что ни в одной стране мира они ни разу не были реализованы. В реальной жизни за любыми разглагольствованиями стоят интересы власти. С окончанием войны надежда советских людей, проявивший невиданный героизм и мужество, на ослабление административно-командных методов руководства обществом не оправдались. Однако контроль партийного аппарата не ослаб. Плохо разбирающийся в вопросах культуры считал учить писателей, художников, как им работать.

В послевоенный период основной задачей в области образования было обязательное семилетнее обучение. Расширялась подготовка учительских кадров, быстро росла сеть вечернего и заочного образования. Факторами, мешавшие развитию науки, было пренебрежительное отношение к достижениям западных стран. Генетика была объявлена лженаукой, но благоприятным оказались условия для развития ядерной физики, радиационной биологии, биохимии. В стране усилился идеологический контроль, негативно сказавшийся на развитие культуры. Между тем война, давшая мощный толчёк творчеству, побуждала писателей сказать правду о войне. Очень скоро военную тематику официальная критика объявила ненужной, отвлекающей от актуальных задач действительности.

В 50г. высокими темпами развивалась народное образование. Число средних школ увеличилось и достигло 30,7 тысяч, в них обучалось более 16 милионов человек. Однако в системе образования назрела необходимость серьёзных нововведений. Вместо семи лет образования вводилось восемь, срок обучения в средних школах увеличивался до 11 лет. Начиная с девятого класса, учащиеся должны были осваивать производственные профессии. Однако отсутствие материально-технической базы, недостаток в квалифицированных педагогических кадрах, а также обучение учащихся не по перспективным специальностям, возникающим в связи с начавшейся научно-технической революции (НТР), не дали желаемого результата. Развёртывающая НТР настоятельно требовала перехода к полному всеобщему среднему образованию, главной задачей, которой становилось вооружение учащихся прочными знаниями. В 1956г. государство отменило плату за обучение в высшем учебном заведении, а 57г. были изменены правила приёма. Эта мера расширила социальный источник пополнения интеллигенции. В науке происходили тоже продвижения вперёд. Государство оказывало поддержку и содействие в развитии науки особенно в разработках оборонного значения и космическим исследованиям. Расширялась сеть научных учереждений. В системе АН СССР были созданы десятки научно-исследовательских институтов, возникли научные центры в союзных республиках. В целях поощрения выдающихся работ в области науки и техники в 50г. было восстановлено ежегодное присуждение Ленинских премий. Советские учёные добились выдающихся успехов в области естественных наук, в области физики атомного ядра. Достижения учёных в области ядерной физики дали возможность стать СССР первой в мире страной, использующей атомную энергию в мирных целях, для получения промышленной энергии.

Разоблачение культа личности Сталина, произошедшее на ХХ съезде КПСС в 1956 г. ознаменовало начало нового периода в жизни нашей страны. Начавшиеся вслед за съездом демократические преобразования, общая либерализация общественной жизни носили, однако, половинчатый характер. Не имея политической воли довести начатое до конца, инициатор этого процесса первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев сам со временем оказался жертвой реванша консервативных элементов административно-командной системы. Сталинский тоталитаризм вернулся в обличии брежневского «застоя». Существенное, хотя и временное, ослабление тоталитарного контроля государства, общая демократизация способов управления культурой значительно оживили творческий процесс. Раньше и живее всего на изменение ситуации отреагировала литература. Большое значение имела реабилитация некоторых репрессированных при Сталине деятелей культуры. Советский читатель заново открыл для себя многих авторов, имена которых замалчивались в 30–40-х г.: заново вошли в литературу С. Есенин, М. Цветаева, А. Ахматова. Характерной чертой эпохи стал массовый интерес к поэзии. В это время появляется целая плеяда замечательных молодых авторов, чье творчество составило эпоху в русской культуре: поэты-«шестидесятники» Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина, Р. И. Рождественский. Огромную аудиторию собирали поэтические вечера, происходившие в аудитории Политехнического музея.

Этот процесс демократизации культуры, получивший название «Оттепели», по одноимённой повести И.Г.Эренбурга. Вопросы, поставленные в ней автором, позволили по-новому взглянуть на реалии советской жизни, место интеллигенции и её отношения с партией. Процесс духовного обновления в советском обществе начался с обсуждения проблемы ответственности «отцов» за отход от идеалов Октября. Эти идеалы стали критерием измерения прошлого страны и нравственной позиции отдельной личности. Так, в действие вступило противостояние двух общественных сил: сторонников активного обновления, называющих себя антисталинистами, и их противников сталинистов. Как и в обществе, писательская среда, раскололась на демократический и консервативный лагери. Первый представляли журналы «Новый мир» и «Юность», второй – «Наш современник», «Октябрь» и «Молодая гвардия». В конце 50-х возник самиздат – машинописные журналы творческой молодёжи, оппозиционно настроенной к реалиям советской действительности. На страницах журнала «Юность» родился жанр «исповеданной» литературы, описавшей сомнения и метания молодого поколения. Всё это вызвало непримиримое противостояние сторонников авторитаризма и его противников, ставшее почвой диссидентского движения. Его подъём приходится на вторую половину 60-х годов. Ярким проявлением стало правозащитное движение. Правозащитники организовывали различные акции по защите прав человека: распространяли листовки, оказывали помощь политзаключённым и другое. В1968г. небольшая группа диссидентов вышла на Красную площадь с протестом против ввода советских войск в Чехословакию. Этот акт явился поводом для усиления репрессий.

Культура 60-х – середине 80-х годов развивалась с одной стороны, благодаря государственному финансированию укреплялась материальная база, продолжалось плодородное развитие всех сфер научной и художественной деятельности. С другой стороны, усилился идеологический пресс на деятелей культуры, особенно выступавших с позицией инакомыслия и не приятия советской современности. В 70г. создали свои лучшие произведения писатели В.М.Шукшин, А.В.Вампилов, Ю.В.Трифонов, Ю.В.Бондарев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин, В.И.Белов, Б.А..Можаев. Большой подъём испытало советское театральное искусство. Среди других новизной трактовок отличались постановки Московского театра драмы и комедии на таганке и театра Ленинского Комсомола. Центром музыкальной жизни остался Большой Академический театр в Москве. На весь мир гремели имена Д.Ф.Ойстраха, С.Т.Рихтера, Э.Г.Гилельса. Заметным явлением стала советская эстрада и её признанные корифеи Э.Пьеха, И.Кобзон, Л.Лещенко, С.Ротару. В 70г. началась магнитофонная революция. Большой популярностью в массах пользовались песни В.Высоцкого, Б.Окуджавы, А.Галича, Ю.Визбора и другие. Симпатии молодёжи всё более завоёвывали эстрадные вокально-инструментальные ансамбли. Одним из первых был «Аквариум» под руководством Гребенщикова.

Не все творческие работники вписывались в официальные структуры и отношения. В 1966г. за публикацию произведений на Западе были осуждены писатели А.Синявский, Ю.Даниэль. В 1974г. выслали из страны А.И.Солженицина. За границей оказались Кинорежиссеры А.Тарковский, театральный режиссер Ю.Любимов, писатель В.Некрасов, поэт И.Бордовский, виолончелист М.Ростропович. Авангардные направления в искусстве находились в полузапрете. Не исполнялись произведения композитора А.Шнитке. С середины 70-х была введена система государственных заказов в области кинематографии. Родилось понятие полочного фильма. Ограничивалось знакомство советской публики с искусством Запада.

Эпоха Перестройки относится к тем периодам отечественной истории, для которых значение процессов, происходивших в культуре, особенно велико. М. С. Горбачев начинал свои реформы именно в сфере общественной и культурной жизни. По мнению французского историка Николя Верта, в фундаменте Перестройки лежало «освобождение исторической памяти, печатного слова, живой мысли» (История советского государства. 1900–1991. М., 1997. С.493). Одним из первых лозунгов новой эпохи была «Гласность», т. е. установка на расширение информированности народных масс о деятельности партии и правительства, открытость, гласность принимаемых решений, установка на свободное обсуждение накопившихся недостатков и отрицательных явлений в жизни советского общества. Гласность была задумана как оживление и модернизация государственной идеологии, и хотя с самого начала подчеркивалось, что она не имеет ничего общего с «буржуазной свободой слова», но удержать начавшийся процесс под государственным и партийным контролем не удалось. Повсеместно началось открытое обсуждение вопросов, которые раньше, в эпоху тотального контроля, обсуждались только тайком «на кухнях». Факты злоупотреблений партийной номенклатуры, вскрытые Гласностью, резко подорвали авторитет партии, лишив ее монополии на истину.

Гласность, открывшая перед советским человеком всю глубину кризиса, в который впала страна, и поставившая перед обществом вопрос о путях дальнейшего развития, вызвала огромный интерес к истории. Шел стремительный процесс восстановления тех ее страниц, которые замалчивались в советское время. В них люди искали ответы на вопросы, поставленные жизнью.

«Толстые» литературные журналы печатали неизвестные ранее широкому советскому читателю литературные произведения, воспоминания очевидцев и мемуары, представляющие новый взгляд на историческую правду. Благодаря этому тиражи их резко возросли, а подписки на самые популярные из них («Нева», «Новый мир», «Юность») попали в разряд острейшего дефицита и распространялись «по лимиту», т. е. ограниченным числом.

За несколько лет в журналах и отдельными изданиями в свет вышли романы А. И. Солженицына («В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ»), Ю. Домбровского («Хранитель древностей»), Е. И. Замятина («Мы»), М. А. Алданова («Святая Елена, маленький остров»), Б. Л. Пастернака («Доктор Живаго»), М. А. Булгакова («Мастер и Маргарита»), В. В. Набокова («Лолита»), Б. Пильняка («Голый год», «Повесть непогашенной Луны»), А. Платонова («Чевенгур», «Котлован»), поэтические произведения Г. В. Иванова, А. А. Ахматовой, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. На театральных подмостках определяющее значение получает публицистическая драма. Наиболее ярким представителем этого направления стал М. Ф. Шатров (Маршак) («Диктатура совести»). Особенный общественный резонанс вызывали произведения, в которых затрагивалась тема сталинизма и сталинских репрессий. Далеко не все из них были литературными шедеврами, но они пользовались неизменным интересом читателей перестроечной поры, потому что «открывали глаза», рассказывали о том, о чем раньше рассказывать было нельзя.

Сходная ситуация наблюдалась и в других видах искусства. Шел интенсивный процесс «возвращения» творческого наследия деятелей искусств, находившихся ранее под идеологическим запретом. Зрители смогли вновь увидеть работы художников П. Филонова, К. Малевича, В. Кандинского. В музыкальную культуру было возвращено творчество А. Шнитке, М. Ростроповича, на широкую сцену вышли представители музыкантов группы «Наутилус», «Аквариум», «Кино» и т. д.

Художественный анализ феномена сталинизма стал определяющим направлением и в творчестве писателей, музыкантов и художников, работавших



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: