Важной составляющей при изучении курса является выполнение письменной контрольной работы. В процессе подготовки и написания ее студенты имеют возможность конкретнее ознакомиться с учебной литературой, получить представление о масштабах и особенностях исследований по важнейшим проблемам изучаемого предмета, поучиться привлекать необходимые сведения из газет и других средств массовой информации. Кроме того, выполнение контрольной работы учит связно, логично и лаконично излагать материал, делать собственные выводы и заключения на основе соответствующей информации.
При подготовке и выполнении контрольной работы следует иметь в виду и соблюдать следующие требования и рекомендации.
Работа по подготовке контрольной работы начинается с выбора темы и подбора литературы. В помощь студентам данное пособие предлагает перечень тем по основным разделам изучаемого курса и список литературы, из которого по названиям можно подобрать соответствующие теме публикации. Это не исключает права студентов самим подбирать и формулировать тему контрольной работы, самостоятельно подбирать необходимую литературу.
Объем работы. Текст контрольной работы, написанной от руки, по объему должен быть в пределах стандартной ученической тетради, но никак не менее половины – двух третей общего количества ее страниц. Машинописный текст желателен объемом в среднем от 7 до 12-15 страниц стандартного формата (А4). Работы, превышающие указанное количество страниц, качественно выполненные и должным образом оформленные рассматриваются уже не просто как контрольные, а как полноценные студенческие рефераты, что повышает общую оценку всей работы студента по изучения курса.
|
Оформление работы. Контрольная работа должна быть написана аккуратно, разборчиво, с соблюдением элементарных требований по оформлению материала. Так, в ней должны присутствовать:
1)титульный лист;
2)план работы;
3)содержательная часть;
4)ссылки на использованную литературу;
5)список использованной литературы (библиография).
При оформлении текста контрольной работы необходимо отразить все то многообразие источников, литературы, которыми пользовался студент. Соответственно, контрольная работа должна иметь необходимый справочный аппарат (и в первую очередь ссылки (сноски) на цитируемые публикации). Сноски следует оформлять обязательно с указанием страниц книги, журнала. При ссылке на газету страница не указывается.
На титульном листе (или на обложке тетради) обязательно указываются:
- название вуза (Российский государственный торгово-экономический университет);
- название (тема) контрольной работы;
- факультет, курс, группа и фамилия, имя, отчество студента.
План работы включает 4-6 пунктов, среди которых «Введение», 2-4 пункта, озаглавливающие основные разделы содержательной части, «Заключение».
Содержательная часть работы начинается с обоснования во «Введении» актуальности избранной темы контрольной работы. Затем следует логичное, доказательное изложение содержания темы на основе изученной литературы, разбиваемое, как правило, на несколько больших смысловых частей в соответствии с заранее намеченным планом работы. План же по существу является схемой логики раскрытия темы. Текст содержательной части представляет собой, прежде всего, логически упорядоченную подборку отрывков, цитат из книг, статей, других публикаций с тем или иным количеством собственных суждений, разного рода связующих вставок. Соответственно, необходимо обязательно постоянно указывать, из какого источника взят тот или иной фрагмент работы. Для этого и существуют ссылки (сноски), местоположение которых может быть разным. Наиболее удобным представляется вариант, когда после изложения соответствующего фрагмента текста использованной книги (статьи) в скобках указывается источник (книга, журнал и т.д.).
|
Большое количество ссылок не должно пугать автора. Чем их больше и чем они разнообразнее, тем более всесторонней и качественней предстает контрольная работа. Завершает содержательную часть контрольной работы «Заключение». В нем даются некоторые обобщающие выводы по теме и может быть изложено собственное мнение автора контрольной работы относительной всей темы или тех или иных ее аспектов.
В конце контрольной работы в разделе «Литература» или «Библиография» приводится список использованных источников в соответствии с алфавитным расположением их авторов.
Сроки представления работы. Контрольная работа должна быть представлена в деканат своего факультета не позднее, чем за две недели до начала соответствующей зачетно-экзаменационной сессии с тем, чтобы преподаватель вовремя сумел ее проверить и оценить. Без зачета по контрольной работе студент к сессии и сдаче экзамена (зачета) по политологии не допускается.
Выполненная на высоком уровне письменная контрольная работа может быть учтена преподавателем при выставлении итоговой экзаменационной оценки.
|
Вопросы к экзамену по истории Отечественной культуры.
1. Архитектоника и периодизация отечественной культуры.
.2. Древнейшие культуры на территории центральной и восточной Европы ("Денисовский человек", "Костенки", "Аркаим", "Триполье – Кукутень", "Донецкая культура").
3. Отечественная культура древнейшего периода (культура древнегреческих полисов Северного Причерноморья и юга России, культура скифов, сарматов).
4. Культура восточных славян языческого периода (V – X вв.).
5.Религия, мифология и искусство восточных славян языческого периода (V – X вв.).
6. Культура Киевской Руси IX–XII вв. Принятие христианства и его влияние на развитие духовной культуры Древней Руси.
7. Древнерусское искусство и литература.
8. Развитие древнерусской культуры в условиях монголо-татарского ига
(2-й пол. XIII в. – кон. ХV в.).
9. Древнерусская культура XVI ст.
10. Образование, наука и книжное дело в отечественной культуре XVI ст.
11.Культура Московской Руси (кон. XV-XVII вв.)
12. Отечественная культура XVII ст. Церковный раскол и его влияние на развитие духовной культуры отечества XVII ст.
13. Культура Донского и Запорожского казачества.
14. Искусство барокко в отечественной культуре XVII – нач. XVIII ст.
15. Искусство классицизма в отечественной культуре XVII – нач. XVIII ст.
16.Влияние реформ Петра I на развитие русской культуры.
17. Содержание и культурологический смысл “культурного переворота” Петра I.
18. Характер адаптации европейской художественной традиции в архитектуре русского барокко и живописи XVIII века.
19.Отечественная культура второй половины XVIII ст. Век Екатерины II.
20. Культура дореформенной России (1-я пол. XIX в.)
21.Культура пореформенной России (2-я пол. XIX в.)
22. Становление европейского просветительства в России XVIII - начала XIX веков: школа, книга, университет.
22. Становление стилевого единства русской культуры на основе классической парадигмы в XIX ст.
23. “Пушкинский” вариант русской культуры.
24. Романтизм в отечественной культуре кон. XVIII – 1 пол. XIX ст.
25. Воплощение вариантов “русской идеи” первой половины XIX века в живописи, архитектуре, литературе.
26. Реализм отечественной культуре XIX ст.
27.Ментальные, духовные и художественные истоки “Серебряного века” русской культуры.
28. Формирование государственной политики в области просвещения и культуры в первой половине ХХ века.
29. Осмысление судьбы русской культуры в философской мысли XIX - начала ХХ ст.
30. Модернизм в отечественной культуре конца XIX - начала XX ст.
31. Зарождение и первые шаги развития отечественного кинематографа.(первая пол. XX ст.).
32. "Культурная революция" в советском обществе довоенного периода (1922 – 1941): сущность, этапы, события.
33. Советское искусство довоенного периода (1922 – 1941). Художественный метод социалистического реализма.
34. Советская культура в период Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.)
35. Отечественная культура периода советского общества (послевоенного периода: 1945 – 1991 гг.).
36.. Советское искусство послевоенного периода: 1945 – 1991 гг..
37. Отечественная культура периода перестройки.
38. Отечественная культура постсоветского периода.
39. Место и роль современной Отечественной культуры в мировом социокультурном пространстве в условиях глобализации.
40. Основные проблемы культурного обновления и самоидентификации нации в условиях глобализованного и информационного общества.