Культурно-досуговой деятельности в России




Глава 1. Краткий исторический анализ

Становления и развития

культурно-досуговой деятельности в России

Изучение истории культурно-досуговой деятельности начинается

с описания форм, методов и средств, рожденных когда-то в народной

среде, а иногда - и в профессиональном творчестве. Она отражает

динамику жизни человеческого сообщества в его целостности, дает

представление об осмыслении людьми конкретной исторической

эпохи, их причастности к важнейшим историческим событиям. Куль-

турно-досуговая деятельность ставит в центр внимания человека с

его мыслями, чувствами, стремлениями, идеалами, верой, деятельностью,

творца своей собственной и общественной жизни.

Культурно-досуговая деятельность, являющаяся одной из граней

воспитания человека, привлекает к себе все большее внимание

ученых. Знание ее генезиса позволяет наиболее полно воспроизвести

картины жизни человеческого общества, но имеет и самостоятельное

значение, ибо дает возможность лучше разобраться в современных

проблемах организации досуга, помогает их рассматривать как закономерный

результат движения человеческого общества. Познание

истории позволяет обнаружить в культурно-досуговой деятельности

общее, главное и особенное, специфическое, характерное для каждой

конкретной исторической эпохи.

Богатейший опыт, накопленный многими поколениями в организации

досуга, может быть использован в сегодняшней деятельности

учреждений культуры и домашнего досуга. Освоение истории

культурно-досуговой деятельности - ведущий компонент культуры

общества, который формирует в человеке гармоническую личность,

пробуждает чувство уважения к культурным традициям своего народа,

содействует развитию исторической памяти.

Поэтому автор не будет рассматривать историю культурно-

досуговой деятельности начиная с каменного века, когда возвраще-

ю

ние древних охотников с добычей воспринималось соплеменниками

как праздник. Археологические и этнографические раскопки, сохранившиеся

с древних времен, мифы и легенды, былины, песни, сказания,

пословицы, поговорки и т.п. служат доказательством того, что

праздники были всеобщим явлением для всех народов. Они органично

входили в повседневную жизнь людей и имели для них, прежде

всего, культовое значение. Именно праздники, по мнению многих

ученых, относятся к первым формам культурно-досуговой деятельности.

Позднее праздниками отмечалось начало весны и наступление

осени у крестьян, многие виды сельскохозяйственных работ: сев, сенокос,

жатва, сбор ягод и плодов. Праздники посвящались языческим

божествам, которые, по мнению древних славян, могли оказать помощь

людям в трудных жизненных обстоятельствах и прежде всего в

земледелии. Самыми заметными праздниками были дошедшие до нас

Святки (конец декабря - начало января), Масленица (проводы зимы),

праздник Ивана Купалы (в ночь с 23 на 24 июня).

Праздники позволяли крестьянину забыть на время о трудностях

и горестях повседневной жизни и предаться веселью, радости,

почувствовать себя свободным и счастливым. Праздник выполнял и

другую функцию, он становился для крестьян массовой формой проведения

досуга. Состояние, в котором находился человек во время

праздника, нашло отражение в языковых символах, обозначивших

данное явление. В русском языке слово «праздник» произошло от

прилагательного «праздный», что означает «не занятый», «пустой»,

«порожний» (если речь идет о месте) и «праздное время» - период,

когда не нужно работать, когда можно быть праздным, «если речь

идет о времени»1. Слово «досуг» также содержит указание на свободу

человека от необходимых занятий. В. Даль раскрывает значение

«досуга» как свободного, незанятого времени, «гулянки», «простора

от дела».

Праздники всегда сопровождались обильным пиршеством, что

помогало людям восстановить физические и психические силы, а

главное, выполнять функцию объединения людей.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Т 3 - М, 1956 - С 380-381

По мере развития человеческого общества праздники обогащались

культурным и смысловым содержанием. В структуре праздника

всегда были песни, пляски, музыка, стихи, сказания, игры и развлечения,

борьба, кулачный бой, бега, метание копья.

Большое влияние на жизнь и быт народа оказывали церковники,

которые отрицательно относились к народным праздникам из-за свободного

поведения людей. С принятием христианства в Древней Руси

появляется календарь празднеств, отвечающий требованиям религии.

Но народные традиции сохранялись и развивались в праздничной

культуре. В то же время, для того чтобы вытравить из сознания

народа языческие представления, христианская церковь подвела

праздники, связанные с древними богами, под имена святых православной

церкви. Например, славянскому богу грозы и огня Перуну

был придан образ пророка Ильи. Постепенно церковь вынуждена

была смириться и с самим характером проведения праздников, отличающихся

всплеском народного веселья и бурным выражением эмоций.

Христианская церковь, упорядочив систему календарных

праздников, стремилась ввести жесткую регламентацию в жизнь крестьян.

В проповедях и молениях служители церкви в соответствии с

христианскими заповедями подчеркивали необходимость отдыха в

воскресные и праздничные дни. Особым грехом считалось выполнение

земледельческих работ, так как, по мнению духовенства, это

могло вызвать божественную кару. Только отправление религиозного

культа, понимавшееся как служение богу, могло иметь место в отведенные

для отдыха дни. Следовательно, церковные праздники по-

своему гарантировали крестьянам право на отдых, проводя более

четкую грань между трудовой и культурно-досуговой деятельностью.

В то же время необходимо отметить, что на Руси распространение

христианства имело и прогрессивное значение, т.к. способствовало

развитию просвещения и образования, проникновению элементов

западной культуры в российское общество.

Так, определенной формой досуга для развития человеческой

цивилизации стала письменность, а появление первых книг относится

к началу XI века. Книги были религиозного характера и в основном

являлись переводами с греческих оригиналов. При монастырях,

возникновение которых относится ко второй половине XI - началу

XII века, стали создаваться библиотеки. Есть свидетельства о существовании

библиотек при Софийском соборе в Киеве, при Киево-

Печерском монастыре, где имелись не только русские, но и греческие

книги. Библиотеки создавались и в других русских городах.

На протяжении XI-XIII веков количество переводной литературы

увеличилось, наряду с церковной стала появляться и гражданская

литература. Это способствовало повышению интереса к чтению.

Книжное чтение становилось одним из занятий образованных людей

Древней Руси. Постепенно чтение стало восприниматься на Руси не

только как учение, но и как вид досуговой деятельности.

Регулярное посещение церквей в воскресные и праздничные дни

постепенно входило в быт русского народа и служило формой проведения

досуга. При этом присутствие на богослужении воспринималось

людьми не только как христианская обязанность, связанная с

отправлением религиозного культа, но и как возможность пообщаться

с друзьями и знакомыми.

Постепенно церковь становилась своеобразным культурным

центром. Она давала городским и сельским жителям возможность

приобщиться к лучшим для того времени образцам зодчества, живописи

(настенные росписи, культовые предметы), музыки, пения, познакомиться

с печатным словом (через чтение церковных книг во

время богослужения). Служители церкви на фоне общей безграмотности

выглядели достаточно образованными людьми и иногда являлись

первыми учителями грамоты для прихожан и их детей.

В Средние века появляются некоторые новые виды досугового

времяпрепровождения. Они были связаны с развитием народной зрелищной

культуры. В городах, больших и малых селениях можно было

увидеть бродячих артистов-скоморохов, забавлявших публику

песнями, танцами, цирковыми номерами, шутками и прибаутками.

Укрепление могущества Российского государства содействовало

развитию духовной культуры общества. Возрождались книжные традиции

Киевской Руси, увеличилось количество переписываемых книг

в разных городах: Москве, Твери, Нижнем Новгороде и других. Этот

процесс был ускорен появлением в XIV веке бумаги, заменившей

пергамент. В Москве оживилась книжная торговля. Но главным сти-

мулятором развития книжности явилось книгопечатание, введенное

на Руси по почину царя Ивана Грозного. Выход первой печатной

книги «Апостол» в Москве в 1564 году заложил традицию написания

«учительной» литературы, в которой поднимались вопросы просвещения,

нравственности, семейных взаимоотношений, воспитания детей

и т.п.

Приобщение к культурным формам досуга рождало новые обычаи.

Но в подавляющем большинстве представители верхних зажиточных

классов, в том числе и принадлежащие к феодальным кругам

бояре и дворяне, как, впрочем, и весь русский народ, в проведении

своего досуга продолжали следовать патриархальным традициям.

Одна из причин сохранения старых патриархальных привычек в

жизни россиян, в том числе и в проведении досуга, заключалась в

безграмотности подавляющего большинства людей. Это отличало и

высший аристократический слой общества. Другая причина заключалась

в боязни всяких нововведений, которые могли иметь последствия

для богатых людей.

В то же время характерной чертой быта знатных и зажиточных

россиян было «затворничество» женщин, что сказывалось и на их досуге.

Сфера их деятельности ограничивалась домом, а общение допускалось

лишь с небольшим кругом родственников. Отлучиться из

дома женщина могла только с позволения мужа.

Неравенство между мужчинами и женщинами из богатых семей

повлияло и на представительниц крестьянского сословия. На женщину-

крестьянку ложилось много забот. Но сами условия жизни крестьян

давали ей возможность принимать участие в коллективных праздниках

и других формах общественного досуга, в отличие от женщин

из боярских, дворянских, купеческих семей.

В образе жизни городского и сельского населения вплоть до

конца XVII века особых различий не существовало; но постепенно

условия городской жизни давали жителям преимущества в приобщении

к духовной культуре и выборе досуговых занятий: в городах

строилось больше церквей и других общественных зданий; туда чаще

приезжали купцы, иностранцы, через них-то проникала информация

о жизни людей в разных русских землях и в других странах. Города

становились центрами культуры.

В городе раньше, чем на селе, стали меняться взгляды на риту-

ально-обрядовую сторону праздников. Совершение обрядов все

больше приобретало для городского люда характер игрового элемента,

вносившего разнообразие и зрелищность в праздничное веселье.

Городские ярмарки привлекали бродячих артистов: музыкантов,

плясунов, фокусников, дрессировщиков животных и др. Поэтому горожане

чаще могли смотреть различные уличные представления. В

XV веке на Руси в каждом городе имелись харчевни, корчмы, кабаки,

которые служили местом общения и развлечения городских жителей.

Развитие досуговой деятельности в то время не отличалось большим

разнообразием и дифференцированностью в зависимости от

принадлежности субъекта деятельности к той или иной социальной

группе. Досуг всех слоев российского общества опирался на народную,

традиционную основу и различался лишь внешне. В течение

большого исторического периода досуг носил в основном коллективный

характер, а индивидуальные формы находились в зародыше.

В начале XVIII века досуг россиян стал соответствовать занимаемой

иерархической социальной лестнице. В период Петровских

реформ было заложено много новых традиций в проведении досуга.

Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян

принимать в них активное участие: получили распространение

торжественные шествия, маскарады, фейерверки и т.п. Особую известность

приобрели катания на гребных и парусных судах по Неве,

в которых должны были участвовать все дворяне, проживающие в

Санкт-Петербурге. Эти катания были приурочены к своеобразному

празднику-зрелищу - «Учения Невского флота».

И высшая аристократия, и среднее и мелкое дворянство, проживающее

в городах и провинции, отмечало народные праздники, связанные

с важными церковными датами.

В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян

получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими

указами.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины

II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам,

которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных

событий. Конец XVIII века отмечен особо активной ролью

императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для

дворянства.

С конца XVIII века в России стали возникать клубные формы

проведения досуга. В 1770 году в Петербурге, а затем через два года

в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых

могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили

своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для

представителей дворянских кругов.

Создавались и более узкие дворянские объединения клубного

типа, как, например, Императорский яхт-клуб, основанный в 1848

году в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители

высшей аристократии.

Конец XVIII - начало XIX века явилось временем развития салонов,

кружков, обществ различной направленности: музыкальных,

литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были узкосослов-

ными, дворянскими. Достаточно известный салон 3. Волконской любил

посещать А. С. Пушкин. Здесь для специалистов особый интерес

представляет отличие кружка от салона, которое состояло в том, что

кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-

нибудь единой темы, предмета, а салон не был тематически направленным

объединением. В салоне особый статус имел хозяин или хозяйка.

Салоны были похожи на гостевые вечера, но в отличие от последних

их организация предполагала наличие четкого сценария,

главным компонентом которого был концерт или публичное чтение и

т.п.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало

формирование в России системы культурно-просветительных

учреждений.

В XVIII веке стали появляться первые музеи (например, знаменитая

петровская Кунсткамера, основанная в 1719 году в Санкт-

Петербурге, создание в Зимнем дворце при Екатерине II Эрмитажа и

др.), публичные театры, организовываться художественные выставки.

В 50-х годах XIX века в России стали возникать купеческие

клубы, которые действовали как сословные досуговые объединения.

Кроме новых форм досугового времяпрепровождения в среде

Купечества сохранялись и старые. Шумно отмечались в купеческих

домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны,

различные церковные праздники.

Основным местом общения для купцов служила и церковь.

Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга

были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашних и родственных

отношений.

Большинство мелких собственников (ремесленников) работали

у себя на дому в тех комнатах, где обитала семья, или же во дворе на

открытом воздухе, либо в подсобных помещениях. В домашних условиях

и проводился досуг, который рассматривался как часть домашнего

хозяйства. В мастерские, находящиеся в отдалении от дома,

например, в кузницу, также брали с собой детей. С укладом, господствовавшим

среди ремесленников, во многом был схож быт массы

мелких и средних предпринимателей - торговцев. Здесь также наблюдалась

самая тесная связь работы с домашним бытом и досугом.

Мещанские вечеринки были менее многолюдны, чем крестьянские.

Они собирали, как правило, не более шести-семи пар, причем

без предварительной договоренности и приглашения на такие вечера

обычно никто не являлся. Молодежные вечеринки мещан устраивались

чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. На

селе обычным местом сбора молодежи было специально снятое помещение;

молодые люди из мещан собирались на квартире у кого-

нибудь из участников вечера.

В конце XVIII века в Москве и других крупных городах России

начали распространяться сословно-профессиональные и внесослов-

ные клубы и клубные учреждения, объединявшие более широкие,

чем представителей конкретного сословия, слои горожан. Среди

приказчичьих или коммерческих клубов (наиболее крупным и известным

являлся Московский приказчичий клуб, располагавшийся на

знаменитой «клубной» улице - Дмитровке). Вокруг клубов группировались

мелкие служащие, чиновники низших рангов, торговцы из

мещан и часть купечества. Приказчичьи клубы представляли те

средние круги города, которые ориентировались в своих устремлениях

на дворянско-буржуазные верхи. Эти клубы своим устройством и

характером деятельности стремились подражать «благородным» -

Дворянскому собранию и Английскому клубу.

Конец XIX века был отмечен расширением сети образовательных

учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-

воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки,

появились первые народные университеты. Образовательные учреждения

посещались малоимущими и не имеющими образования

мещанами, особенно рабочими фабрик и заводов, которые в этот период

представляли собой уже достаточно крупный слой в среде городского

населения. В начале XX века в целях своего собственного

просвещения рабочие стали создавать самодеятельные организации:

«общества самообразования рабочих». На рубеже XIX-XX веков в

России появились первые Народные дома, ставящие своей целью организацию

разумных развлечений для народа.

В XIX веке после проведения реформ, связанных с отменой

крепостного права, экономические перемены, произошедшие в обществе,

привели к размыванию сословных границ, что сказывалось на

проведении досуга населения.

Особое значение для становления современной культурно-

/ досуговой деятельности имеет досуг крестьян. На протяжении столетий

крестьянский досуг складывался под влиянием способа производства

и соответственно образа жизни. Формы проведения досуга

зависели от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество

праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и

раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения

совместных праздничных «увеселений», пиршеств. Позднее они

стали называться еще «складчинами», поскольку каждая крестьянская

семья вносила свою долю в общее застолье.

Время перехода от весны к лету, поздняя осень и зима являлись

относительно спокойными периодами, в течение которых крестьянин

занимался работой по дому. Именно на них выпадало основное число

праздников, посиделок, игрищ и других форм общественного досуга.

Со второй половины XIX века, после отмены крепостного права,

крестьянский досуг подвергся изменениям. Основные причины

заключались в постепенном распаде общины, имущественном расслоении

крестьянства. Все более ослаблялись власть и авторитет

етаршего поколения, авторитет стал чаще связываться с имущест-

1Ю1ПЮЙ состоятельностью. Социальное расслоение деревни вносило

определенные коррективы в способы досугового времяпрепровождения.

Несмотря на произошедшие перемены в начале XX веке патриархальные

традиции в проведении досуга крестьянским населением

были устойчивыми. Здесь было много причин: низкий образовательный

и культурный уровень крестьянства, изоляция подавляющего

большинства сел и деревень в силу исторически сложившихся условий

расселения от городских культурных центров.

В начале XX века было положено начало организации досуга

детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей

среды были созданы в Москве, в районе Бутырок и Марьиной

Рощи, под руководством СТ. Шацкого и В.А. Зеленко. По программе

СТ. Шацкого при поддержке его друзей и единомышленников детские

клубы, кружки начали организовываться и в других районах

Москвы. Каждый из клубов основывался на определенном интересе:

к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически

устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев,

выезды за город.

Революционные события в России, Гражданская война внесли

существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой

деятельности, изменили ее содержание. Прежде всего, были национализированы

театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции

произведений искусства; Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие

другие были переданы государству. Были объявлены народным достоянием

и преобразованы в музеи историко-художественные ценности

Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные

памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от

церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том

числе Российское благородное собрание, Московское купеческое собрание,

а также дворянские, купеческие и другие сословные клубы. С

конца 1918 года началась работа по регистрации, приему на учет и

охране памятников искусства и старины, находящихся во владении

богатых слоев общества.

В новых исторических условиях учреждения культуры активно

включились в работу по обучению людей, не получивших начального

образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных

университетах создавались пункты ликвидации неграмотности. Контингент

обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не

умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения

политической обстановки устраивались читки государственных

декретов, а также журналов, газет и т.д.

В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отвечающие

требованиям нового политического строя. Так, например, в

целях расширения политической пропаганды в клубах проводились

митинги, митинги-концерты, вечера вопросов и ответов, диспуты на

политические темы, читались доклады, лекции.

Разнообразными стали формы коллективного отдыха трудящихся,

организуемого работниками культурно-досуговых учреждений.

Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия,

загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в

быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников:

«первой борозды», «урожая» и др. Расширились жанры художественной

самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными

коллективами стали появляться изостудии, музыкальные

коллективы, первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские

оперные коллективы. Происходил рост числа участников

самодеятельных кружков.

В 30-е годы вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых

учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки,

передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Населенные пункты,

не имеющие стационарных учреждений культуры, а также те крестьяне,

которые работали летом в поле, на фермах, обеспечивались

централизованно передвижными киноустановками и библиотеками,

потребность в специалистах досуга возросла.

В 1930 году был открыт Московский библиотечный институт,

где получали квалификацию, помимо библиотечных, клубные работники.

Произошли изменения в системе управления культурно-

просветительной работой. В 1930 году был упразднен Главполит-

просвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных

республик были созданы сектора массовой политико-

просветительной и школьной работы, которые ведали политико-

иросветительными учреждениями государственной сети.

События, которые пережило наше общество на протяжении

1917-1941 годов, оказали огромное влияние на досуговую деятельность

населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или

иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие,

перестали определять способы проведения досуга.

Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла

посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек,

театров, кинотеатров.

С началом Великой Отечественной войны резко сократились ассигнования

на содержание клубов, библиотек, Домов культуры,

уменьшилась их сеть. Уже во второй половине 1941 года количество

клубных учреждений и библиотек уменьшилось наполовину по сравнению

с предвоенным периодом.

Война изменила содержание и характер деятельности культурно-

досуговых учреждений. В основном проводилась групповая и индивидуальная

работа с населением: беседы, читки газет, небольшие

концерты в перерывах между сменами, встречи с фронтовиками,

прибывшими в краткосрочный отпуск по ранению. Были созданы

разнообразные передвижные учреждения культуры - походные клубы,

агитэскадрильи, агиткатера (на фронте), библиотеки-передвижки,

агитпоезда, агитмашины, агитповозки, агитпункты.

В деятельности клубов, библиотек и других учреждений культуры

в тылу главными стали: агитационно-пропагандистская, оборонно-

массовая работа, проведение широкой справочной работы,

участие учреждений культуры в подготовке для народного хозяйства

рабочих массовых профессий. Поскольку мужчин на производстве

заменили женщины и подростки, то развитие художественной самодеятельности

как средства духовной мобилизации народа на борьбу с

фашистами и организация отдыха людей в условиях тяжелого труда

стало важнейшей задачей.

Важнейшим делом работников культуры было спасение культурных

ценностей, исторических, художественных и литературных

памятников. Специалисты библиотек, картинных галерей и музеев

организовывали эвакуацию культурных ценностей, порой рискуя

жизнью, работали днем и ночью, отбирали, упаковывали и отправляли

в глубокий тыл все, что представляло ценность. Так, были вывезены

почти полностью экспозиции ряда музеев, около 700 тыс. единиц

фондов рукописей и книг Государственной библиотеки им. В.И. Ленина,

свыше 18 тыс. экспонатов Третьяковской галереи. Шла огромная

и кропотливая работа по спасению и эвакуации памятников культуры

Ростова, Киева, Севастополя и других городов.

Создавались концертные бригады, которые направлялись на

фронт. Их участниками стали артисты Малого, Художественного театров,

театра им. Е. Вахтангова: В. Пашенная, В. Рыжова, И. Москвин,

А. Тарасова, В. Качалов, певицы Л. Русланова, К. Новикова, К.

Шульженко. Он провели более тысячи выступлений. Своя художественная

самодеятельность была создана в партизанских отрядах.

Все это способствовало патриотическому воспитанию народа,

подъему его морального духа. В 1943-1944 годах был проведен Всероссийский

смотр сельской художественной самодеятельности, в котором

участвовало 500 тыс. человек. А в 1945 году был уже второй

Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, в

нем участвовало около 900 тыс. человек.

За годы войны учреждениям культуры, как и всей стране, был

нанесен огромный ущерб. С 1941 по 1945 год количество Дворцов,

Домов культуры, клубов сократилось с 1 млн. 18 тыс. до 9 тыс. 500;

массовых библиотек - с 95 401 до 47 440; книжный фонд - с 185 млн.

экз. книг до 109 млн.; музеев - с 991 до 787; киноустановок - с 28

тыс. до 14,5 тысячи. Но по мере освобождения территорий от немецкой

оккупации в стране развертывалась работа по восстановлению

объектов культуры, причем она часто осуществлялась по инициативе

самого населения.

Великая Отечественная война показала значимость культурно-

досуговых учреждений в общей победе советского народа. Учреждения

культуры выдержали испытания войной; формы, методы их работы

помогали людям выживать, находить силы для борьбы. Они

пропагандировали чувства дружбы, коллективизма, любви к Родине.

В этом смысле опыт, накопленный культурно-досуговыми учрежде-

ниями в годы Великой Отечественной войны, имеет бесценное значение.

В послевоенный период произошли изменения в культурных

потребностях людей, способах проведения досуга. Постепенное сокращение

трудового дня на государственных предприятиях, в учреждениях

и организациях позволило населению повышать свой образо-

шпольный уровень, расширить возможность для общения, коллек-

i и иного проведения досуга.

Возрастали возможности людей для осуществления культурно-

досуговой деятельности, расширения общественно организованных

форм. С каждым годом стало больше уделяться внимания чтению га-

чет, журналов, художественной литературы, прослушиванию радио,

просмотру телепередач, посещению кино, театров, концертных и выставочных

залов, и это было особенностью, свойственной всем категориям

населения.

Большее место в досуге стали занимать занятия, имеющие целью

самообразование, чему в значительной степени способствовало

появление различных образовательных учреждений: университетов

культуры, научно-педагогических, технических, сельскохозяйственных

знаний.

В конце 1950-х годов стало больше внимания уделяться формам

внесемейного общения в сфере досуга.

В 60-е годы была выдвинута задача создания в пределах сель- г

ского районного центра комплекса учреждений культуры. Это пред-'"

полагало иметь в районных центрах районный Дом культуры, широкоэкранный

кинотеатр, детскую музыкальную школу, музей, районную

библиотеку, народную филармонию, парк культуры и отдыха,

художественно-оформительскую мастерскую, автоклубы.

В городах и поселках городского типа строительство массовых

учреждений культуры производилось за счет государственных

средств, фондов предприятий, отчислений местных бюджетов.

Новым явлением в это время было развитие любительского

движения во Дворцах, Домах культуры, клубах, где стали создаваться

устойчивые группы людей, объединенных общим интересом к какому-

либо виду деятельности. Это были «любительские клубы» и

«клубы по интересам». Возникли клубы любителей музыки, поэзии,

литературы, клубы кинолюбителей, радиолюбителей, фотолюбителей,

любителей науки, техники, природы, спорта, туризма, клубы

коллекционеров. Под влиянием клубных программ «клубы веселых и

находчивых» появились телевизионные передачи КВН.

Среди молодежи началось движение за создание молодежных

клубов, вызванных к жизни VI Всемирным фестивалем молодежи и

студентов и Всесоюзным фестивалем советской молодежи. Популярными

среди молодежи были «Клубы любознательных», «Клубы интересных

встреч», «Клубы занимательных встреч».

Начинает складываться традиция отмечать дни, посвященные

различным профессиям. Клубы включались в работу по подготовке

трудовых праздников: «Дня шахтера», «Дня строителя», «Дня железнодорожника

», «Дня животновода», «Дня механизатора» и т.п. В эти

же годы наиболее популярными стали праздники, связанные с важными

для человека природными циклами, этапами в трудовой деятельности:

«Праздник весны», «Праздник русской зимы», «Праздник

первой борозды», «День сева», «День урожая» и т.п. В клубных учреждениях

в праздничной обстановке отмечались важные в жизни

человека события: «Дни совершеннолетия», «Вручение паспорта»,

«Посвящение в рабочие», «Посвящение в хлеборобы», бракосочетание

молодых людей и т.д.

В 70-80-е годы в отличие от предыдущего периода в структуре

досуга изменилось соотношение общественно-организованных форм

и индивидуальных: прослеживалась тенденция к возрастанию последних.

С наибольшей полнотой проявились процессы «одомашнивания

» досуга, замедления темпов роста посещаемости учреждений

культуры, а по некоторым учреждениям ее резкое снижение.

Продолжал интенсивно развиваться туризм, широкий размах

получили его неорганизованные формы. Развитию самодеятельного

туризма способствовало существенное увеличение у населения

транспортных средств. Это способствовало возрастанию значимости

семейного досуга: совместные посещения учреждений культуры, занятия

какими-либо видами деятельности.

В эти годы происходила структурная перестройка сети культур-

но-досуговых учреждений.

Для улучшения условий функционирования культурной деятельности

для сельских жителей, проживающих в удаленных от центральных

усадеб населенных пунктах, начали создаваться централи-

•нишппые клубные системы (ЦКС). Сельские Дома культуры наделялись

руководящими функциями по отношению к клубам, красным

уголкам расположенных на территории хозяйств сельсоветов. Работа

исех клубных учреждений должна была осуществляться на основании

единого плана с привлечением других учреждений культуры и

|)()щсственных организаций. Стали возникать культурные комплексы,

.((н.сдинявшие в своем составе на добровольной основе культурно-

носчитательные, образовательные, спортивные, оздоровительные, а

иногда и бытовые учреждения. Они именовались сельскими или городскими,

социально-культурными, социально-педагогическими,

культурно-бытовыми, культурно-спортивными комплексами.

Вместе с созданием культурных комплексов происходила централизация

библиотек в масштабе района, области, края; на базе городских,

районных и центральных библиотек создавались централи-

чованные библиотечные системы с единым книжным фондом, спра-

ночно-библиографическим аппаратом, единым штатом работников.

Все это способствовало оживлению культурно-досуговой дея->ч

тельности. Резко увеличилось количество мероприятий, расширилась

кружковая работа, возросло число любительских объединений. Однако

централизованные клубные системы не были обеспечены специалистами

новой формации, что не позволило значительно повысить

их эффективность.

Главная заслуга государства состояла в том, что в стране была

создана уникальная система высшего и среднего специального образования

для подготовки специалистов культурно-досуговой деятельности.

Возросло количество культурно-просветительных училищ,

библиотечных техникумов.

Были приняты кардинальные меры по закрепляемости кадров, •

особенно на селе. Основными причинами такого положения было отсутствие



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: