Глава 1. Сущностные признаки социально-




Культурной и культурно-досуговой

Инфр астру ктур

Американский ученый Розенштейн-Родан впервые в мировой

Практике и экономической науке ввел понятие «инфраструктура» как

комплекс условий, способствующих развитию предпринимательства

и удовлетворяющих потребности населения.

Развитие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур,

т.е. комплексов институтов, учреждений, организаций,

предприятий, фирм, акционерных обществ, фондов, осуществляющих

Производство, хранение, распространение, организацию потребления

Культурных ценностей и услуг и создающих необходимые условия

личности для многообразных досуговых занятий и действий, обусловлено

рядом факторов объективного и субъективного порядка.

В особую инфраструктуру выделяем «культурно-досуговую

сферу», выявление ее сущности и факторов, воздействующих на ее

функционирование и дальнейшее развитие, требует обращения к более

общим категориям.

Инфраструктура, с точки зрения ее материально-вещественного

содержания, - это объекты, инженерно-технические сооружения, здания,

сети и т.п., то есть отдельные элементы материально-

технической базы ряда отраслей народного хозяйства, обеспечивающие

эффективность функционирования предприятий сферы материального

производства, жизнедеятельности и интеллектуального развития

населения, проживающего на определенной территории.

Множественность позиций по поводу «набора» отраслей, составляющих

социальную инфраструктуру, предопределила сложность

в обосновании места культурно-досуговой сферы в более об-

;ей системе, каковой является социальная сфера. Трудности состоят,

режде всего, в том, что культурно-досуговая сфера объединяет такие

вления, как физкультура и спорт, туризм, рекреация, искусство и

т.п., которые во многих классификациях структуры социальной сферы

выделяются в отдельные самостоятельные блоки.

Подобная ситуация во многом связана с тем, что в прошлые годы

сфера досуга не выделялась в самостоятельную область в структуре

социально-культурного управления; она не имела обособленной

отрасли, общественного координирующего органа, который бы целенаправленно,

как это было принято в отношении любых сторон общественной

жизнедеятельности, руководил этой сферой.

Руководство общественно-организованным досугом в большей

или меньшей степени осуществляла каждая из отраслей социально-

культурного назначения, общественные и творческие организации.

На государственном уровне руководство организацией досуга находилось

в ведении центральных органов отраслевого управления культурой,

кино, народным образованием, спортом и т.п. Имея в своем

подчинении систему предприятий, учреждений и организаций, выполнявших

досуговые функции, каждое министерство, государственный

комитет, ведомство осуществляли управление соответствующими

учреждениями.

В целом сфера культурно-досуговой деятельности включает в

себя ряд параллельно функционирующих направлений:

- культуры, представленной сетью театров, концертных залов,

кинотеатров, парков, клубов, музеев, библиотек и т.п.;

- физической культуры и спорта, включающей сеть стадионов;

спортзалов, спортплощадок, бассейнов и т.п.;

- отдыха (рекреации), представленной сетью учреждений туризма,

санаторно-курортных учреждений, различных добровольных обществ.

Каждое из направлений, достаточно автономное и самостоятельное,

было специализировано по видам обслуживания населения,

имело собственную структуру и целый ряд управленческих звеньев.

Следует заметить, что неоднократно в различные периоды общественного

развития возникала идея о целесообразности создания

единого координационного органа в масштабах страны, который бы

руководил деятельностью этих учреждений и организаций, связанных

со сферой досуга и отдыха.

Теоретические основы определения понятия инфраструктуры

культурно-досуговой сферы во многом обусловлены сложившимся в

обществе отношением к месту и роли самой культуры и культурно-

досуговой сферы как к второстепенному, «обслуживающему» явлению.

На протяжении всей истории существования советского государства

важной составной частью его культурной политики было

создание инфраструктуры культуры как материальной, кадровой, ор-

i анизационной основы социально-культурного развития, обеспечи-

иающей производство, распространение, сохранение, доведение культурных

благ и ценностей до каждого гражданина. Данный подход к

определению понятия инфраструктуры культуры во многом отражает

специфику отношения государства и общества к культурным процессам

в стране.

Прежде всего, исходя из данного положения можно заключить,

что все богатство и многообразие социокультурных процессов в

стране фактически сводилось к функционированию социалистической

художественной культуры, к производству, распространению,

сохранению ее ценностей и продуктов.

Кроме того, научный подход к пониманию сущности инфраструктуры

культуры по сути подчеркивает «обслуживающий» характер

самой культуры, основное назначение которой заключается лишь

и доведении своих ценностей, благ и услуг до граждан.

Именно подобная позиция обусловила преимущественно социально-

экономическое направление в планировании процессов, связанных,

с развитием культуры, где важным было, прежде всего, формирование

показателей объемов, пропорций и темпов развития сети

культурно-просветительных учреждений, объемов капиталовложений

и сферу, повышения эффективности их использования, роста материальных

и трудовых ресурсов и т.п. Развитие социально-культурных

процессов в стране отождествлялось с функционированием учреждений

культуры, осуществляющих культурное обслуживание граждан.

При этом речь шла не столько о качественной стороне этого обслуживания,

сколько о количественных показателях: в статистических

сборниках раздел «культурное развитие» обычно характеризо-

вался с точки зрения количества тех или иных учреждений, числа

созданных ими духовных продуктов.

Современные тенденции развития культурно-досуговои деятельности

позволяют осуществляться личности в соответствии с собственными

установками, намерениями, ценностными ориентациями,

индивидуально-психологическими особенностями и т.п.

Современная ценность досуга, обусловленная в первую очередь

возможностью свободного выбора в осуществлении тех или иных видов

деятельности, в нынешних обстоятельствах, как никогда ранее,

может быть реализована благодаря наличию широкого спектра куль-

турно-досугового предложения.

В прошедшие годы хотя и декларировалось право каждого человека

на свободный выбор тех или иных видов деятельности, существовавший

предельно унифицированный и стандартный набор соответствующих

учреждений и организуемых ими единообразных форм

деятельности сводил на нет подобные заявления. В ситуации господства

государственных, идеологически одобряемых ценностей индивидуальные

ценности допускались только как временные компромиссы,

ибо предполагалось, что с течением времени индивидуальные

культурные ценности будут все более соответствовать ценностям

общественным и в конце концов сольются с ними. Это приводило к

тому, что ведомства не замечали реального спроса и навязывали

большинству аудитории малопривлекательные произведения и программы.

Современная инфраструктура культурно-досуговои сферы,

представленная государственными, общественными, коммерческими,

частными и иными объектами, осуществляющими организацию самых

различных видов деятельности и предлагающими огромное

множество услуг «культурного» назначения, призвана обеспечить

людям выбор форм и способов досугового времяпрепровождения в

соответствии с их потребностями и интересами.

Одновременно представители различных социокультурных

групп горожан сами являются производителями и распространителями

различных по качеству, характеру, содержанию элементов культуры.

Неинституциональная, индивидуально-организованная культурная

деятельность, еще не так давно противопоставлявшаяся сфере

'«-

институционального досуга, стала сегодня важным, равноправным

элементом единой системы досуговой деятельности человека.

Таким образом, культурно-досуговую деятельность правомерно

рассматривать как самостоятельную отрасль педагогической науки,

как деятельность субъектов, связанную с внебиологической природой

человека.

Перемены, происходящие во всех областях общественной жизни,

предопределили возникновение уникальной социокультурной ситуации,

конкретные проявления которой, в свою очередь, объективно

влияют на процесс формирования социально-культурной и культурно-

досуговои инфраструктур.

Сформированная в условиях приоритета государственной сети

учреждений культуры прежняя система «культурного обслуживания

», основной задачей которой было транслирование «на места»

фактически унифицированных культурных ценностей, жесткое нормирование

культурно-досуговои деятельности людей, не оправдала

себя4.

Сегодня ситуация изменилась коренным образом. Прежде всего,

в связи с появлением социально-культурной инфраструктуры стали

более точно просматриваться границы культурно-досуговои инфраструктуры.

Это разделение существенным образом повлияло на духовную

жизнь общества, заметно увеличился набор социально значимых

культурных ценностей и услуг. Важнейшим логическим исходным

принципом диалектики социально-культурной и культурно-

досуговои деятельности является органическое единство идеалов, целей,

способов управления, структуры.

Сегодня досуг из функционального придатка производственной

сферы превратился в самоценную общественную сферу, направленную

на самореализацию творческого потенциала каждой личности

или коллектива.

В научной литературе разработаны различные концепции и об-.

разцы социально-культурной и культурно-досуговои деятельности,

появление которых во многом обусловлено действием механизмов

свободного проявления культуры многочисленных субъектов в соот-

Камушкина Л.В., Шохина И.В. Вопросы перестройки хозяйственного механизма в учреждениях

клубного типа//Изв. АН СССР. Серия экономическая. - 1988. - №6. - С. 71-72.

ветствующих инфраструктурах.

Возникновение на общественной арене нового многоликого,

противоречивого, не поддающегося прежним методам управления

культурного субъекта значительно усложнило и функционирование

феноменов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности

Возникла реальная возможность перехода от субъект-объектных

отношений в сфере культуры к субъект-субъектным.

Возросла общественная потребность в создании максимального

количества зон социальной и культурной активности субъектов. Это

нашло свое отражение, в том числе, и в появлении множества принципиально

новых учреждений, предприятий, организаций социально-

культурной инфраструктуры, что позволило расширить диапазон содержания,

форм и видов занятий и действий, а также обеспечивающих

их технологий. Не менее важным является появление нового механизма

хозяйствования и управления этими предприятиями и организациями,

включающего элементы хозрасчета, развитие платных

услуг, кооперативов, арендных и акционерных отношений, индивидуальных

форм деятельности, основанных на частной собственности,

и многое другое5.

Дальнейшее совершенствование множественности теоретических

подходов, в свою очередь, оказывает существенное влияние на

развитие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур.

Сосуществование государственной, акционерной, кооперативной,

частной собственности в сфере организации общественного досуга,

а также приватизация объектов культуры по принципу долевого

участия крупными экономическими субъектами и т.п. вносят существенные

коррективы в процесс развития социально-культурной и

культурно-досуговой инфраструктур.

Глубина и противоречивость стоящих перед культурой проблем

побудили государство принять ряд законодательных актов, ставящих

своей целью поддержать эту сферу за счет развития социально-

культурной инфраструктуры. В Законе «О культуре» записано, что

развитие социально-культурной сферы является приоритетным направлением

государственной политики и нуждается в эффективном

практическом содействии. В реальной жизни социально-культурная

5 Культура в условиях рыночной экономики Учебное пособие - СПб, 1993 - С 20-21

инфраструктура все большее внимание получает со стороны заинтересованных

министерств и ведомств.

Неудовлетворительное экономическое развитие, присущее современному

бытию, не вызывает достаточного внимания к функционированию

традиционной сети учреждений культурно-досугового

1 ипа. Большинство профсоюзных организаций в силу экономических

.рудностей отказались от выполнения культурно-просветительной

функции, что привело к распаду системы клубов, Домов и Дворцов

культуры профсоюзов, отличавшихся уникальной материально-

i схнической базой и кадровым составом.

Аналогично складывается ситуация и в ведомственных учреждениях

культуры, вызванная теми же экономическими проблемами в

промышленности, на транспорте, в системе связи и т.д.

Резкое сокращение государственных ассигнований как на нужды

культуры в целом, так и на материальное обеспечение учреждений

культурно-досугового типа, привело к закрытию одних, перепрофи-

лизации деятельности других.

Необходимость изыскивать финансовые средства для обеспечения

своей деятельности заставляет учреждения социально-

культурного и культурно-досугового типа обратиться к коммерции.

Проведенный анализ показывает, что пока коммерческая деятельность

в большинстве случаев осуществляется за счет резкого сокращения

программ просветительной, художественно-публицистической

направленности, числа клубных и любительских объединений, кружков

художественной самодеятельности и прикладного творчества.

Но вместе с тем происходят и позитивные процессы. Многообразие

форм собственности в социально-культурной и культурно-

досуговой деятельности повлекло за собой многообразие программ и

действий, появление целого спектра не имеющих в прошлом аналогов

учреждений, организаций, фирм, довольно прочно и эффективно

заполняющих образовавшиеся ниши в сети государственных, ведомственных,

профсоюзных учреждений культуры. Конкурентная борьба,

явившаяся следствием этого многообразия, особенно в условиях

сверхкрупного города, лучше различных нормативов и плановых показателей

регулирует качество производимых социально-культурных

И культурно-досуговых товаров и услуг, программ. Сегодня актуаль-

но достаточное наполнение ими рынка в соответствии с реально существующими

потребностями и интересами различных культурных

групп и отдельных личностей.

Анализируя влияние объективных факторов на процесс формирования

социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур,

следует выделить и такой аспект, как изменившиеся материальные

возможности различных групп населения. Возникают новые

формы социально-культурной и культурно-досуговой деятельности,

основанные на широком использовании новейших достижений науки

и техники. Это разнообразные аттракционы, современные детские и

спортивные площадки, залы игровых автоматов, аудиовидео- и компьютерные

центры, дансинг-холлы, казино, ночные клубы и т.п., эксплуатирующие

многочисленные технические новшества, предел возможностей

использования которых трудно предугадать.

Одним из объективных факторов развития социально-

культурной и культурно-досуговой деятельности являются значительно

возросшие культурные связи с зарубежными странами. Это

способствует активному внедрению в городскую культурную жизнь

форм и видов социально-культурной и культурно-досуговой деятельности,

не имеющих в прошлом аналога, но весьма привлекательных,

прежде всего для молодежи. Это всё повышает требования к специалистам

вузов культуры и искусств, способных оказать воздействие на

развитие инфраструктур социально-культурной и культурно-

досуговой деятельности.

Однако процесс формирования современной инфраструктуры

социально-культурной и культурно-досуговой деятельности трудно

проанализировать достаточно полно без учета культурных предпочтений

всех слоев населения, воздействующих на этот процесс.

Социально-культурная и культурно-досуговая инфраструктуры,

создающие необходимые условия для многообразных занятий и действий

посетителей, во многом являются следствием объективно складывающихся

интересов и личностно осознанных потребностей отдельных

личностей и социальных групп, удовлетворяемых в тех или

иных видах деятельности.

К объективным факторам относятся «нормативы размещения»

учреждений культуры, указывающих, в каких населенных пунктах, в

Зависимости от численности населения и административного статуса,

следует открывать те или иные учреждения и какую вместимость они

должны иметь. Ориентация деятельности учреждений культуры на

массового, а не дифференцированного зрителя, на экстенсивное расширение

сети учреждений культуры и реализуемых этими учреждениями

объемов культурного предложения повлекли за собой дефицит

одних благ и избыток других, несоответствие художественного про-

ичиодства актуальным потребностям людей6.

Наряду с официальными строго регламентированными социально-

культурной и культурно-досуговой инфраструктурами, обеспечи-

шнощими организацию различных видов деятельности, усиливается

процесс естественного формирования альтернативной инфраструктуры,

представленной прежде всего развитием любительства и разнообразными

формами домашнего проведения досуга. Рост нетрадиционных

видов досуговой деятельности, осуществляемых вне рамок

формализованной культуры, наиболее ярко свидетельствует о том,

чю современное состояние учреждений социально-культурного и

культурно-досугового типа усиливает значение домашнего досуга.

')га проблема всё более усугубляется, ибо набор учреждений соци-

ильно-культурного и культурно-досугового типа все более активно

дополняется новыми; она во многом связана с расширением спектра

новых форм домашнего досуга.

В особую инфраструктуру выделился туризм; с расширением

международного сотрудничества расширяются рамки его инфраструктуры:

гостиницы, которые превращаются в своего рода «культурные

очаги», обеспечивающие своим клиентам возможности для

самых разнообразных видов социально-культурной и культурно-

досуговой деятельности.

Подобные изменения происходят и в функционировании предприятий

общественного питания. Рестораны, кафе, бары преобразовались

в увеселительные учреждения, предлагающие своим посетителям

разнообразные эстрадные, игровые, цирковые, дискотечные и

0 Ромашевская Н.М., Пациорковский В В. Социально-экономическая концепция развития и

равномерного размещения сети учреждений культуры // Пути совершенствования хозяйственного

механизма управления театрально-зрелищными предприятиями - М, 1990 - С. 77-

79.

иные программы и удовлетворяющие не только физиологические, но

и рекреационные, коммуникативные и другие потребности людей.

Дома мод, ателье-магазины в целях привлечения посетителей

все более активно включают в свою деятельность различные программы

познавательного, зрелищно-игрового характера, устраивают в

вестибюлях разнообразные зоны отдыха, залы игровых автоматов, аттракционов.

Появившиеся в результате расслоения общества многочисленные

и разнообразные субкультурные группы сформировали свою

культуру, находящую выражение в определенном виде в соответствии

с предпочтениями и потребностями этих групп. Эти группы могут

вкладывать в культуру, искусство, индивидуальные формы домашнего

досуга определенные финансовые средства.

Сегодня появились клубные учреждения нового типа, весьма

привлекательные для элитных групп московской интеллигенции -

Русский клуб культуры и искусства, Клуб творческой интеллигенции

в Доме ученых, Английский клуб, клуб «Монолит» и др.

Усиливающиеся национально-культурные, религиозные, благотворительные

движения, в свою очередь, формируют собственную

сеть учреждений, клубов, обществ - например, Клуб казаков, Еврейское

культурное общество, «Во имя Преображения Господня»; Куль-

турно-историко-родословное любительское общество; благотворительная

организация «Невский ангел», благотворительное общество

«Человек - человеку» и т.п. Увеличивается число новых типов учреждений,

способствующих решению задач возрождения народных традиций

- центров традиционной народной культуры, клубов-музеев,

домов фольклора, различных ремесел и пр.

На формирование современной сети учреждений социально-

культурного и культурно-досугового типа сегодня влияют содержание

духовных потребностей людей; характер и направленность их

ценностных ориентации; профиль актуализированных инициатив населения,

проживающего в том или ином регионе; степень активности

в реализации и удовлетворении духовных потребностей и интересов.

Не менее важным является готовность многочисленных групп и отдельных

индивидов к активному участию в культурной жизни своего

социума.

Процесс формирования современной инфраструктуры социально-

культурной и культурно-досуговой деятельности необходимо расами

.ривать в двух аспектах: общей культуры социальных групп и

учет культурных потребностей, предпочтений, многочисленных и

ршмообразных групп и отдельных личностей, проживающих в дан-

Ном микро- и макросоциуме.

Поэтому, на наш взгляд, основными направлениями оптимизации

функционирования современной социально-культурной и куль-

1У|)но-досуговой инфраструктуры являются, с одной стороны, создание

благоприятных условий для максимального проявления всех БИДОН

и форм самоорганизации и саморегулирования культурной деятельности

различных субъектов на правовой основе учреждений, ин-

еипутов, организующих эту деятельность; а с другой стороны, целе-

иое планирование развития инфраструктуры путем создания различных

программ, способствующих достижению наиболее рационально-

1 и размещения традиционных и вновь возникающих учреждений социально-

культурного и культурно-досугового типа на основе духовных

потребностей всех слоев населения.

Вопрос о специфике, сущности и структуре культурных потребное

i ей населения - один из важнейших в науке. Всякая деятельность,

в основе которой лежит взаимодействие с личностью, невозможна без

Понимания потребностей личности как одного из важнейших психологических

механизмов.

Удовлетворение или неудовлетворение культурных потребностей

населения - важнейшая причина эмоционального состояния.

Эмоции - субъективная форма культурных потребностей. Они побуждают

личность к действию, направленному на удовлетворение конкретной

потребности.

Наиболее полно задача удовлетворения духовных потребностей

личности может быть реализована в сфере досуга, когда личность относительно

свободна в выборе видов деятельности и может наиболее

полно реализовать себя. В практике социально-культурной и культурно-

досуговой деятельности существует противоречие - ставится

цель удовлетворения потребностей, а потребности не удовлетворяются.

Причин этого много.

Изучение видов потребностей и специфики их удовлетворения в

социально-культурной и культурно-досуговой деятельности выявило

различие между личностными потребностями и объективными обстоятельствами.

Всякая потребность имеет объективную причину, но

не всякая потребность проявляет себя в той форме, которая предлагается

учреждениями социально-культурного и культурно-досугового

типа. Выбор цели, достижение которой личность в своем сознании

соотносит с удовлетворением своей потребности, во многом субъективен

и допускает возможность ошибки. Неверный выбор цели в совокупности

с объективным фундаментом потребности порождает её

новую форму - субъективную потребность. Будучи создана субъективно,

удовлетворена такая потребность может быть также субъективным

способом. Главное здесь не достижение какой-то конкретной

цели, а какими средствами она достигнута.

Личность можно определить как совокупность различных потребностей,

общечеловеческих и индивидуальных. В сущности, личность

есть индивидуально неповторимая композиция и совокупность

потребностей данного человека с высоким уровнем общей культуры.

При анализе же «деятельности», как социально-культурной, так

и культурно-досуговой, в методологическом плане следует иметь в

виду, что «деятельность» - равноправное конкретное проектирование

методологии на основе деятельностного подхода. И конкретная «деятельность

» в конкретно-исторической ситуации может приобрести

большую или меньшую ценность, занять большую или меньшую нишу

в социальном образе жизни. Отсюда и возникает оправданный интерес

к ее более конкретному исследованию. При этом, однако, в методологическом

плане отправным пунктом по-прежнему остается метод

анализа преобразований психики в движении предметной деятельности

(будь то игра, общение или труд и т.д.).

Многие годы разработка деятельностного подхода к социально-

культурной и культурно-досуговой деятельности замыкалась в пределах

«отдельной деятельности»: ее структуры, динамики и т.п. Такое

замыкание было исторически оправданной абстракцией от тех реальных

фактов, что личность как активный «элемент» в системе общественных

отношений включена в целый веер социальных подсистем и

выполняемых в каждой из них деятельностей. Человек в обществе -

«нолидеятельностное» существо7. Если изучать человека как «моно-

дсятельностное» существо, то личность выступает лишь как «момент

» в движении деятельности, а проявления личности как субъекта

деятельности - переживания, воля, характер, поступки - будут с трудом

вмещаться в границы деятельностного подхода к изучению личности.

Ни в одном из методологических исследований основателей

деятельностного подхода не рассматриваются в качестве единиц деятельности

поступки и деяния. С.Л. Рубинштейн отмечал, что поступок

отличается от действия иным отношением к субъекту, то есть

предполагает общественную оценку и самооценку личностью его социальных

последствий. Он также указывал, что поступок - проявление

поведения в этико-оценочном значении этого термина, а не деятельности.

А.Н. Леонтьев писал: «Личность человека порождается в

его деятельности, которая осуществляет его связи с миром. Первые

активные и сознательные поступки - вот начало личности. Становление

ее происходит в напряженной внутренней работе, когда человек

постоянно решает какую-либо задачу»8.

Следует также согласиться с Ю.А. Стрельцовым в том, что

«важной особенностью понятия "социокультурная деятельность" является

её довольно широкий объем. В своем практическом воплощении

эта деятельность включает в себя все многообразие проблем по

организации свободного времени, непрофессиональным, а отчасти, и

профессиональным занятиям взрослого человека, производству и ус-

иоению культурных ценностей, досуговому общению, семейно-

бытовой сфере жизни и т.д. Как объект научного познания социокультурная

деятельность вполне поддается научно-теоретическому

осмыслению. Здесь можно определить цели, задачи, общее содержание,

основные средства, функции, принципы и другие типовые компоненты

исследуемого процесса. Несколько труднее обстоит дело с

технологией рассматриваемой деятельности. Судя по всему, она

должна разрабатываться на уровне конкретных составляющих, т.е. на

уровне культурно-творческих, культурно-просветительских, культур-

7 См., например: Имедадзе И.В. Проблема полимотивации поведения // Вопр. психологии. -

1984.-№6.-С. 87-94.

* Леонтьев А.Н. Избр. психол. произведения: В 2 т. - М., 1983. - Т. 1. - С. 382.

но-рекреационных занятий»9.

К вышесказанному следует добавить, что социально-культурная

деятельность как система имеет свою инфраструктуру, и как смысло-

содержательный феномен имеет всепроникающий характер, том числе

и в культурно-досуговую деятельность.

Культурно-досуговая деятельность представляет собой целостную

систему, имеющую свою инфраструктуру, основными структурными

компонентами которой являются история, теория, технология,

материально-техническая база учреждений культуры, профессиональный

состав специалистов и сотрудников, финансирование их

деятельности, управление. Все эти компоненты тесно взаимосвязаны

в контексте их достаточности для рационального, целесообразного

функционирования целостной системы.

В этой системе следует различать не только четкую структуру,

совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных

на какой-либо определенный момент, но и ее ярко

выраженный динамизм развития и совершенствования каждого элемента,

т.е. субъект, объект, цель, содержание, средства, методы, формы

предмета исследования. Поскольку культурно-досуговая деятельность

- творческая деятельность, автор исходит из положения М.

Бахтина- «Всякое творчество определяется своим предметом и структурой

и поэтому не допускает произвола и, в сущности, ничего не

выдумывает, а лишь раскрывает то, что дано в самом предмете»10. В

связи с этим наиболее актуальной теоретической проблемой является

исследование предмета культурно-досуговой деятельности, определение

его границ с учетом того, что объект представляет собой сложный,

противоречивый конгломерат мировоззренческих, психологических,

нравственных и эстетических качеств.

Анализ существующих концепций позволяет спроектировать

модель целостного процесса развития личности в условиях функционирования

социально-культурной деятельности и культурно-

досуговой на основе вариативного, многоаспектного и многоуровневого

обобщения. Поэтому сравнительный анализ понятий «социально-

культурная» и «культурно-досуговая» деятельность необходим и

9См Культурология новые подходы Альманах - № 3 - 4 -М.2001 - С 65-66

'"Бахтин ММ Проблемы поэтики Достоевского - М, 1972 - С 10

для разработки общей методологии и отраслевых методик, и для «определения

их границ», что является сейчас одной из актуальнейших

научных и утилитарных задач, поскольку оба понятия широко представлены

как в учебном процессе в вузах культуры, так и в научной и

популярной литературе.

Академик М.С. Каган считает, что «значение различения-

сцепления понятий "социальный" и "культурный" в проекции на самого

человека помогает осознать: его сущность не чисто природная

(биологическая), не двусторонняя биосоциальная, как говорили философы,

пытавшиеся преодолеть здесь крайности биологизаторства и

социологизма, а трехсторонняя, биосоциокультурная».Академик

В.Г. Иванов, автор статьи «О понятии "социокультурная деятельность"

», считает, что «не любая культурная деятельность» есть «деятельность

социальная» и, наоборот, не любая «социальная деятельность

» есть «деятельность культурная». «Если придать им ценностно-

нормативный характер, то социальная деятельность (+) может противостоять

асоциальной (-), а культурная деятельность (созидательная

(+) - акультурной (разрушительной). Так, деятельность библиотекаря,

музейного работника есть общественно-культурная деятельность в

отличие от индивидуальной деятельности читателя, посетителя».

По предмету и объекту деятельности социально-культурная отличается

от культурно-досуговой деятельности, ибо в инфраструктуру

последней входит и подсистема домашнего досуга.

На наш взгляд, всякая культурно-досуговая деятельность имеет

социальный аспект. Провести различия между социальным и культурным

очень непросто, все дело в акцентах, дозировке.

В социально-культурной и культурно-досуговой деятельности

определяющим является содержание идей, символов веры, социальных

теорий, норм, ценностей, образцов, примеров, т.е. всего того, что

входит в понятие «культура».

Главная идея сравнительного анализа рассматриваемых феноменов

состоит не только в определении масштаба их границ для наиболее

продуктивного изучения каждого из них, но и поисках отличи-

" См сб Гуманитарная культура как фактор преобразования России По материалам Международной

научно-практической конференции 24—25 мая 1995 г - СПб, 1995 - С 119

'*Тамже - С 123

тельных характеристик, связанных с технологическими, творческими

и результативными составляющими компонентами, обеспечивающими

перцептивно-коммуникативный процесс. На методическом уровне

культурно-досуговая деятельность обладает богатым арсеналом отличительных

от социально-культурной деятельности выразительных

средств воздействия на личность в условиях учреждений культуры и

домашнего досуга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: