Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний
характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов
и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются
социальным назначением, структурой общества.
В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность,
круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-
досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека
к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие
на его жизнь, на все виды его деятельности.
Смысл положения человека на досуге состоит в его способности
обуздать в себе природные инстинкты и направить жизненную энергию
в определенном направлении. Здесь побудительной причиной
служит проявление определенного инстинкта - противоречия между
заявленной потребностью, желанием и фактической их неудовлетворенностью.
Систему культурно-досуговой деятельности можно связать с
энергетическим полем личности, где на основе определенного напряжения
раскрываются ее интеллектуальные, психолого-
педагогические, образовательно-развивающие качества, раскрепощается
его личная инициатива и самодеятельность.
Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание
и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение
«вакуума», который постоянно образуется в системе досуга
вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности
их принять всех желающих и слабой материально-технической
базой домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и
даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития ин-
тимно-эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой
|
конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу,
порождает апатию, делает человека «придатком» телевизора
или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями
для негативных антисоциальных проявлений.
В этих условиях одной из главных функций культурно-
досуговой деятельности является создание культурной пространственно-
временной развивающей среды, организованной особым образом
и предназначенной для включения личности в реальную, а не
выдуманную жизнь.
Каждое государственное, негосударственное, общественное или
частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование
развивающего потенциала культурно-досуговои деятельности, необходимо
рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия
личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в
центр системы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности
и интересы, мотивы поведения.
Естественно, что на определение социальных функций культурно-
досуговои деятельности ученые имеют различные взгляды. Большинство
ученых трактуют социальные функции культурно-
досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний,
норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение
и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;
в) воспроизводство духовного процесса через поддержание
его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая
знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию
|
и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через
создание структуры отношений, опосредованных культурными
компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая
культура, действующая в отведенной для нее сфере.
Одной из ведущих функций культурно-досуговои деятельности
является рекреационная. Она способна снять производственное
утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная
задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция,
тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение,
удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными,
они потеряют значительную долю привлекательности для
посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.
Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную
жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а куль-
турно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регуля-
юра социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя
о г норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.
Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки
напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения
досуга, отдыха и развлечений людей. Названные функции культурно-
досуговои деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот,
тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговои
деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например,
художественный фильм может иметь и познавательную, и
нормативную функции.
|
Потребность в совместном переживании значимых событий
общественной (отчасти и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении
социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны
стимулировать вызревание общих чувств, актуализировать их,
облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.
Социальные функции культурно-досуговои деятельности таковы,
что для их осуществления вовлекаются значительные группы
людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты,
члены различных кружков, любительских объединений и клубов по
интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ
действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность
влияет тем самым и на окружающую действительность,
становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее
воздействие культурно-досуговои деятельности следует специально
организовывать, вести по определенно разработанной программе,
направлять людьми, имеющими профессиональную подготовку.
Современный специалист учреждения культуры - «это высокопрофессиональный
организатор досуга. Прежде всего, следует сказать
здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе
с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению,
весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону
этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая
атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы
и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и
in
т д) ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой про-
фессии».
Исходя из наличия социальных функций культурно-досуговая
деятельность есть педагогический процесс, который обусловлен спецификой
досуга. Быть специалистом культурно-досуговой деятельности
- значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования
средств эмоционального воздействия, сочетания просвещения
с отдыхом и развлечениями. Но особенно важным является умение
организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе
деятельности учреждений культуры. С одной стороны, это деятельность
штатных работников учреждений культуры (профессионалов)
и других людей, специально подготовленных и выступающих в качестве
просветителей и воспитателей, а с другой - это деятельность населения,
которая, в свою очередь, имеет двоякую природу. С одной
стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая
без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой
- это деятельность ответная: прямой, заранее подготовленный результат
усилий профессионалов и их помощников-активистов.
Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях
культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную
инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно
полезными видами деятельности - основа профессионального мастерства.
Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует
подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный
На федеральном это:
- законодательное обеспечение условий для творческой деятельности
в учреждениях культуры;
- защита национальной культуры и языка, его продвижение на
мировой арене при расширяющихся международных контактах;
- создание возможностей для вовлечения различных слоев населения,
особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;
- противостояние негативному воздействию коммерциализации
в сфере культуры.
Новаторов BE Организаторы досуга -М Сов Россия, 1987 -С 62
На региональном уровне
- способствование административной децентрализации в сфере
культуры;
- обеспечение развития региональных культур и сохранения
культуры прошлого;
- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными
культурными группами региона.
На местном уровне
- развитие общественной эстетически организованной среды;
- активизация местной культурной жизни, усиление местной
самодеятельности и локального своеобразия;
- создание условий для совершенствования деятельности учреждений
культуры;
- развертывание системы домашнего досуга.
По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют
на: познавательную, ценностно-ориентированную, практиче-
ски-преобразующую, творческую.
Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации
и получением нового знания в результате участия в дискуссии,
кружковых занятий, тематических вечерах, лекциях обрядах,
ритуалах и т.д
Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать,
закреплять или видоизменять свои отношения к окружающему
миру, оценки общественных явлений, собственных и чужих поступков.
Практически-преобразующая деятельность всегда направлена
на созидание и преобразование личности на основе практических реальных
действий
Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-
досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то
же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда
она непосредственно связана с искусством.
Содержательный аспект социальных функций культурно-
досуговой деятельности реализуется в зависимости от реального состояния
конкретного учреждения, от полноты и согласованности
осуществления им взаимодействия с окружающей средой.
из
Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они
подразделяются на целевые организационно-методические функции;
на функции-средства; функции, согласованные с функциональными
потребностями людей в культурно-досуговой деятельности, и обеспечивающие
непосредственное педагогическое управление деятельностью
учреждения культуры - функции-условия.
Осуществление социальных функций в условиях домашнего досуга
происходит на основе сознательного расчета на удовлетворение
разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает
максимально разностороннее развитие активности участников
процесса культурно-досуговой деятельности.
Социальные функции, обладающие высоким общественным
значением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизируется
высшее назначение учреждения культуры. Осуществление
именно этих функций в наибольшей мере способствует становлению
учреждения культуры как важного общественного центра населенного
пункта, микрорайона, предприятия, учреждения.
- Формирование сплоченного жизнеспособного коллектива единомышленников
учреждения культуры;
- воспитание исполнителей нравственными, духовно богатыми
людьми.
Эти задачи решаются в коллективе не последовательно, по очереди,
а одновременно, в комплексе.
В функциональном содержании деятельности коллектива учреждения
культуры можно выделить четыре группы функций, реализующих
главную функцию:
- ценностно-интегрирующую - выработка общих нравственных
ценностей, идеалов, формирование вкусов, общих критериев оценки
явлений литературы, искусства, общественной жизни, т.е. создание
ценностно-ориентационного единства коллектива;
- эмоционально-интегрирующую - создание мажорного настроения,
воспитание коллективистских и высших моральных чувств,
общительности, формирование общего эмоционального отношения к
миру к людям;
- функцию социального контроля (регулирующую) - формирование
общественного мнения, внутренних и внешних традиций, выти
риботка внутригрупповых норм поведения, нормативно-
символических, позволяющих поддерживать общепринятые нормы,
культивация общепринятых норм поведения и отношений:
- развивающую - развитие специальных организаторских способностей
в процессе репетиционной работы над программой, создание
органов коллективного самоуправления, системы общественных
i юручений.
Деятельность участника коллектива По самовоспитанию, т.е. как
субъекта воспитания, включает в себя:
- самопознание, самооценку, постановку целей и задач самовоспитания,
реализацию поставленных задач, самоконтроль и самоотчет.
В процесс нравственного воспитания каждый участник включен как
член коллектива, и, таким образом, функциональное содержание его
деятельности в основном совпадает с функциональным содержанием
деятельности коллектива.
Как объект воспитания и субъект творческой и коммерческой
деятельности посетитель учреждения культуры выполняет следующие
функции: восприятие воспитательного воздействия; участие в
художественно-творческой деятельности, установление разнообразных
взаимоотношений и общение с другими участниками коллектива
в процессе этой деятельности; овладение профессиональным мастерством,
развитие художественных способностей в учебной деятельности;
выполнение общественных поручений и обязанностей в коллективе.
Социальные функции учреждений культуры таковы, что для их
осуществления в орбиту культурно-досуговой деятельности необходимо
вовлекать значительные слои населения в качестве организаторов,
активистов культурно-досуговых мероприятий, членов различных
кружков, зрителей, постоянных участников массовых программ
(без идеологического принуждения). Оказывая влияние на внутренний
мир и образ действий такого количества людей, культурное учреждение
влияет тем самым на определенную действительность, становится
важным звеном социальной жизни. При этом формирующее
воздействие в учреждениях культуры специально организовано, осуществляется
по определенно разработанной программе, направляется
людьми, имеющими профессиональную подготовку.
Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры, во-
первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-
просветительной, художественно-публицистической и
культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и
проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и
при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном
отношении именно эта отрасль деятельности учреждения культуры
наиболее многопланова и наиболее содержательно насыщенна.
Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию,
на которой «замыкается» деятельность не только учреждения культуры,
но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной
культурно-досуговой программы.
Создание и консолидация организационных, творческих, исполнительских,
пропагандистских, поисково-исследовательских и иных
задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные
функции, но в то же время весьма важны. Это относится в первую
очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача - «общественное
оформление узловых точек» на жизненном пути личности
или коллектива.
В определенном смысле функции можно назвать «первичными
», ибо само учреждение культуры возникает для удовлетворения
потребностей людей в определенных занятиях на досуге и для целенаправленного
руководства насыщением и развитием таких потребностей.
Важнейшим звеном в реализации социальных функций культурно-
досуговой деятельности являются районные отделы культуры.
Согласно Положению о районном отделе культуры, основными направлениями
в их деятельности становятся: руководство библиотеками,
сельскими клубами, домами культуры, парками культуры и отдыха,
музеями района; учет и регистрация всей сети учреждений
культуры независимо от ведомственной принадлежности и контроль
за их деятельностью; методическая помощь учреждениям культуры в
улучшении их работы по культурному обслуживанию населения
района.
Отдел культуры осуществляет деятельность по учету, содержанию
и охране памятников истории и культуры, разрабатывает и
ill» цставляет в вышестоящие организации планы развития сети подведомственных
учреждений культуры и сметы на их содержание, а
in к же координирует деятельность ведомств и организаций по вопросим
развития материальной базы, осуществляет программу по строи-
ами.ству, реконструкции и ремонту зданий библиотек, клубов и дру-
i их учреждений культуры, координирует состояние техники безопасности
и пожарной безопасности, способствует использованию но-
исйших усовершенствований и достижений техники, интересного
отечественного и зарубежного опыта.
Потребность людей в межличностном общении в процессе
культурно-досуговой деятельности позволила считать, что существует
коммуникативная функция. Система форм, видов и уровней общения
настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за
рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для
»сех функций культурно-досуговой деятельности.
Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности
составляют единое целое и постоянно реализуются в практической
работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к
принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его
влияния на развитие личности. ч