Культурно-досуговой деятельности




Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний

характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов

и запросов членов общества, то ее социальные функции определяются

социальным назначением, структурой общества.

В переводе с латинского языка слово «функция» означает обязанность,

круг деятельности, назначение, роль. Назначение культурно-

досуговой деятельности состоит в активном приобщении человека

к культуре на основе творчества, оказывающего прямое воздействие

на его жизнь, на все виды его деятельности.

Смысл положения человека на досуге состоит в его способности

обуздать в себе природные инстинкты и направить жизненную энергию

в определенном направлении. Здесь побудительной причиной

служит проявление определенного инстинкта - противоречия между

заявленной потребностью, желанием и фактической их неудовлетворенностью.

Систему культурно-досуговой деятельности можно связать с

энергетическим полем личности, где на основе определенного напряжения

раскрываются ее интеллектуальные, психолого-

педагогические, образовательно-развивающие качества, раскрепощается

его личная инициатива и самодеятельность.

Специфической особенностью, предопределяющей цели, содержание

и методы культурно-досуговой деятельности, является заполнение

«вакуума», который постоянно образуется в системе досуга

вследствие разреженности сети учреждений культуры и неспособности

их принять всех желающих и слабой материально-технической

базой домашнего досуга. В результате этого продолжает оставаться и

даже усугубляться проблема духовного роста людей, развития ин-

тимно-эмоциональной и художественно-эстетической сферы каждой

конкретной личности. Это снижает социально-культурную инициативу,

порождает апатию, делает человека «придатком» телевизора

или выводит его на улицу с ее отрицательным влиянием и возможностями

для негативных антисоциальных проявлений.

В этих условиях одной из главных функций культурно-

досуговой деятельности является создание культурной пространственно-

временной развивающей среды, организованной особым образом

и предназначенной для включения личности в реальную, а не

выдуманную жизнь.

Каждое государственное, негосударственное, общественное или

частное учреждение культуры, призванное обеспечить использование

развивающего потенциала культурно-досуговои деятельности, необходимо

рассматривать как многоуровневую систему взаимодействия

личности с окружающим миром. Только такой подход поставит в

центр системы деятельности учреждений культуры личность, ее потребности

и интересы, мотивы поведения.

Естественно, что на определение социальных функций культурно-

досуговои деятельности ученые имеют различные взгляды. Большинство

ученых трактуют социальные функции культурно-

досуговой деятельности таким образом: а) производство новых знаний,

норм, ценностей, ориентаций и значений; б) накопление, хранение

и распространение (трансляция) знаний, норм, ценностей и значений;

в) воспроизводство духовного процесса через поддержание

его преемственности; г) коммуникативная функция, обеспечивающая

знаковое взаимодействие между субъектами деятельности, их дифференциацию

и единство; д) социализирующая, обеспечивающая через

создание структуры отношений, опосредованных культурными

компонентами, социализацию общества; е) рекреационная, или игровая

культура, действующая в отведенной для нее сфере.

Одной из ведущих функций культурно-досуговои деятельности

является рекреационная. Она способна снять производственное

утомление, восстановить утраченные силы. Здесь решается главная

задача - психологическая разрядка и отдых. Следующая функция,

тесно переплетающаяся с предыдущей, гедонистическая (наслаждение,

удовольствие). Если занятия будут полезными, но не будут приятными,

они потеряют значительную долю привлекательности для

посетителей, а вместе с этим и долю самой полезности.

Отвечая нормам культуры, человек включается в общественную

жизнь, постепенно поднимаясь к высшим формам поведения, а куль-

турно-досуговая деятельность как раз и выполняет функцию регуля-

юра социальных отношений между людьми. Усваивая культуру, идя

о г норм к образцу, человек готовит себя для творческого самоутверждения.

Культурно-досуговая деятельность обладает функцией разрядки

напряжения. Она формирует и обеспечивает условия для проведения

досуга, отдыха и развлечений людей. Названные функции культурно-

досуговои деятельности не оторваны одна от другой, а наоборот,

тесно связаны между собой. Многие формы культурно-досуговои

деятельности выполняют одновременно насколько функций. Так, например,

художественный фильм может иметь и познавательную, и

нормативную функции.

Потребность в совместном переживании значимых событий

общественной (отчасти и личной) жизни, в публичном и ярком проявлении

социальных чувств обеспечивают праздники, которые призваны

стимулировать вызревание общих чувств, актуализировать их,

облагораживать и эстетизировать внешние формы их проявления.

Социальные функции культурно-досуговои деятельности таковы,

что для их осуществления вовлекаются значительные группы

людей: организаторы культурно-досуговых программ, активисты,

члены различных кружков, любительских объединений и клубов по

интересам, сами зрители. Оказывая влияние на внутренний мир и образ

действий большого количества людей, культурно-досуговая деятельность

влияет тем самым и на окружающую действительность,

становится важным звеном социальной жизни. При этом формирующее

воздействие культурно-досуговои деятельности следует специально

организовывать, вести по определенно разработанной программе,

направлять людьми, имеющими профессиональную подготовку.

Современный специалист учреждения культуры - «это высокопрофессиональный

организатор досуга. Прежде всего, следует сказать

здесь об интересе к избранной профессии, о склонности к работе

с людьми на досуге, об осознании своего высокого призвания. К сожалению,

весьма часто юноши и девушки, зная лишь внешнюю сторону

этой работы (гром аплодисментов на концерте, нередко приподнятая

атмосфера проводимых в клубах и парках праздников, цветы

и музыка, веселая программа дискотеки, уютные помещения и

in

т д) ошибочно полагают, что они буквально созданы для этой про-

фессии».

Исходя из наличия социальных функций культурно-досуговая

деятельность есть педагогический процесс, который обусловлен спецификой

досуга. Быть специалистом культурно-досуговой деятельности

- значит овладеть знаниями, умениями и навыками использования

средств эмоционального воздействия, сочетания просвещения

с отдыхом и развлечениями. Но особенно важным является умение

организовать тесную взаимосвязь двух встречных потоков в процессе

деятельности учреждений культуры. С одной стороны, это деятельность

штатных работников учреждений культуры (профессионалов)

и других людей, специально подготовленных и выступающих в качестве

просветителей и воспитателей, а с другой - это деятельность населения,

которая, в свою очередь, имеет двоякую природу. С одной

стороны, это деятельность самопроизвольная, спонтанная, возникающая

без прямых побуждений со стороны организаторов. С другой

- это деятельность ответная: прямой, заранее подготовленный результат

усилий профессионалов и их помощников-активистов.

Умение стимулировать, направлять деятельность людей в учреждениях

культуры, вовремя замечать и подхватывать их полезную

инициативу, пробудить заинтересованность населения общественно

полезными видами деятельности - основа профессионального мастерства.

Социальные функции культурно-досуговой деятельности следует

подразделять на три уровня: федеральный, региональный и местный

На федеральном это:

- законодательное обеспечение условий для творческой деятельности

в учреждениях культуры;

- защита национальной культуры и языка, его продвижение на

мировой арене при расширяющихся международных контактах;

- создание возможностей для вовлечения различных слоев населения,

особенно детей и юношества, в творчески активную жизнь;

- противостояние негативному воздействию коммерциализации

в сфере культуры.

Новаторов BE Организаторы досуга -М Сов Россия, 1987 -С 62

На региональном уровне

- способствование административной децентрализации в сфере

культуры;

- обеспечение развития региональных культур и сохранения

культуры прошлого;

- налаживание взаимодействия и взаимопонимания между различными

культурными группами региона.

На местном уровне

- развитие общественной эстетически организованной среды;

- активизация местной культурной жизни, усиление местной

самодеятельности и локального своеобразия;

- создание условий для совершенствования деятельности учреждений

культуры;

- развертывание системы домашнего досуга.

По содержанию культурно-досуговую деятельность подразделяют

на: познавательную, ценностно-ориентированную, практиче-

ски-преобразующую, творческую.

Познавательная деятельность характеризуется усвоением информации

и получением нового знания в результате участия в дискуссии,

кружковых занятий, тематических вечерах, лекциях обрядах,

ритуалах и т.д

Ценностно-ориентированная деятельность позволяет приобретать,

закреплять или видоизменять свои отношения к окружающему

миру, оценки общественных явлений, собственных и чужих поступков.

Практически-преобразующая деятельность всегда направлена

на созидание и преобразование личности на основе практических реальных

действий

Творческое начало присуще всем видам и формам культурно-

досуговой деятельности, оно носит всепроникающий характер. В то

же время творческая деятельность носит и автономный характер, когда

она непосредственно связана с искусством.

Содержательный аспект социальных функций культурно-

досуговой деятельности реализуется в зависимости от реального состояния

конкретного учреждения, от полноты и согласованности

осуществления им взаимодействия с окружающей средой.

из

Социальные функции имеют свою внутреннюю структуру. Они

подразделяются на целевые организационно-методические функции;

на функции-средства; функции, согласованные с функциональными

потребностями людей в культурно-досуговой деятельности, и обеспечивающие

непосредственное педагогическое управление деятельностью

учреждения культуры - функции-условия.

Осуществление социальных функций в условиях домашнего досуга

происходит на основе сознательного расчета на удовлетворение

разнообразных потребностей и интересов личности и предусматривает

максимально разностороннее развитие активности участников

процесса культурно-досуговой деятельности.

Социальные функции, обладающие высоким общественным

значением, представляют собой целевые функции. Через них конкретизируется

высшее назначение учреждения культуры. Осуществление

именно этих функций в наибольшей мере способствует становлению

учреждения культуры как важного общественного центра населенного

пункта, микрорайона, предприятия, учреждения.

- Формирование сплоченного жизнеспособного коллектива единомышленников

учреждения культуры;

- воспитание исполнителей нравственными, духовно богатыми

людьми.

Эти задачи решаются в коллективе не последовательно, по очереди,

а одновременно, в комплексе.

В функциональном содержании деятельности коллектива учреждения

культуры можно выделить четыре группы функций, реализующих

главную функцию:

- ценностно-интегрирующую - выработка общих нравственных

ценностей, идеалов, формирование вкусов, общих критериев оценки

явлений литературы, искусства, общественной жизни, т.е. создание

ценностно-ориентационного единства коллектива;

- эмоционально-интегрирующую - создание мажорного настроения,

воспитание коллективистских и высших моральных чувств,

общительности, формирование общего эмоционального отношения к

миру к людям;

- функцию социального контроля (регулирующую) - формирование

общественного мнения, внутренних и внешних традиций, выти

риботка внутригрупповых норм поведения, нормативно-

символических, позволяющих поддерживать общепринятые нормы,

культивация общепринятых норм поведения и отношений:

- развивающую - развитие специальных организаторских способностей

в процессе репетиционной работы над программой, создание

органов коллективного самоуправления, системы общественных

i юручений.

Деятельность участника коллектива По самовоспитанию, т.е. как

субъекта воспитания, включает в себя:

- самопознание, самооценку, постановку целей и задач самовоспитания,

реализацию поставленных задач, самоконтроль и самоотчет.

В процесс нравственного воспитания каждый участник включен как

член коллектива, и, таким образом, функциональное содержание его

деятельности в основном совпадает с функциональным содержанием

деятельности коллектива.

Как объект воспитания и субъект творческой и коммерческой

деятельности посетитель учреждения культуры выполняет следующие

функции: восприятие воспитательного воздействия; участие в

художественно-творческой деятельности, установление разнообразных

взаимоотношений и общение с другими участниками коллектива

в процессе этой деятельности; овладение профессиональным мастерством,

развитие художественных способностей в учебной деятельности;

выполнение общественных поручений и обязанностей в коллективе.

Социальные функции учреждений культуры таковы, что для их

осуществления в орбиту культурно-досуговой деятельности необходимо

вовлекать значительные слои населения в качестве организаторов,

активистов культурно-досуговых мероприятий, членов различных

кружков, зрителей, постоянных участников массовых программ

(без идеологического принуждения). Оказывая влияние на внутренний

мир и образ действий такого количества людей, культурное учреждение

влияет тем самым на определенную действительность, становится

важным звеном социальной жизни. При этом формирующее

воздействие в учреждениях культуры специально организовано, осуществляется

по определенно разработанной программе, направляется

людьми, имеющими профессиональную подготовку.

Выполняя ту или иную функцию, учреждение культуры, во-

первых, выступает как пространственно-организационная база информационно-

просветительной, художественно-публицистической и

культурно-развлекательной деятельности. Во-вторых, организует и

проводит воспитательно-просветительные акции по инициативе и

при участии актива, членов клубных объединений. В содержательном

отношении именно эта отрасль деятельности учреждения культуры

наиболее многопланова и наиболее содержательно насыщенна.

Эта же часть деятельности охватывает самую массовую аудиторию,

на которой «замыкается» деятельность не только учреждения культуры,

но и всех организаций, заинтересованных в создании конкретной

культурно-досуговой программы.

Создание и консолидация организационных, творческих, исполнительских,

пропагандистских, поисково-исследовательских и иных

задач, которые не могут быть строго «уложены» в перечисленные

функции, но в то же время весьма важны. Это относится в первую

очередь к праздничным и обрядовым программам. Их задача - «общественное

оформление узловых точек» на жизненном пути личности

или коллектива.

В определенном смысле функции можно назвать «первичными

», ибо само учреждение культуры возникает для удовлетворения

потребностей людей в определенных занятиях на досуге и для целенаправленного

руководства насыщением и развитием таких потребностей.

Важнейшим звеном в реализации социальных функций культурно-

досуговой деятельности являются районные отделы культуры.

Согласно Положению о районном отделе культуры, основными направлениями

в их деятельности становятся: руководство библиотеками,

сельскими клубами, домами культуры, парками культуры и отдыха,

музеями района; учет и регистрация всей сети учреждений

культуры независимо от ведомственной принадлежности и контроль

за их деятельностью; методическая помощь учреждениям культуры в

улучшении их работы по культурному обслуживанию населения

района.

Отдел культуры осуществляет деятельность по учету, содержанию

и охране памятников истории и культуры, разрабатывает и

ill» цставляет в вышестоящие организации планы развития сети подведомственных

учреждений культуры и сметы на их содержание, а

in к же координирует деятельность ведомств и организаций по вопросим

развития материальной базы, осуществляет программу по строи-

ами.ству, реконструкции и ремонту зданий библиотек, клубов и дру-

i их учреждений культуры, координирует состояние техники безопасности

и пожарной безопасности, способствует использованию но-

исйших усовершенствований и достижений техники, интересного

отечественного и зарубежного опыта.

Потребность людей в межличностном общении в процессе

культурно-досуговой деятельности позволила считать, что существует

коммуникативная функция. Система форм, видов и уровней общения

настолько разнообразна, что следует вывести эту дефиницию за

рамки функции, ибо она является не функцией, а основанием для

»сех функций культурно-досуговой деятельности.

Итак, все социальные функции культурно-досуговой деятельности

составляют единое целое и постоянно реализуются в практической

работе. Забвение или недооценка той или иной функции ведет к

принижению роли учреждения культуры, к сужению сферы его

влияния на развитие личности. ч



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: