По месту жительства
Современная цивилизация достигла той степени развития, когда
дальнейшее ее движение вперед стало полностью зависеть от проблемы
совершенствования человека. Сейчас наступил период, когда
всестороннее развитие личности, всех ее сущностных сил становится
не только гуманным идеалом, но и приобретает характер необходимости
закономерного развития общества. Трудовая деятельность -
естественное состояние людей. Труд является главным средством
подъема творческих сил человека. В этих условиях материальная потребность
самовыражения побуждает личность активно включаться в
трудовую деятельность и деятельность в сфере досуга. Сущность
культурно-досуговои деятельности определяется состоянием всего
комплекса социально-экономических, политических и культурных
факторов, обеспечивающих жизнь общества.
Деятельность учреждений культуры по месту жительства сегодня
обретает особую актуальность и выдвигает их на ответственные
рубежи организации досуга населения. Учреждение культуры может
обеспечить широкий диапазон и универсальность содержания этой
деятельности, создает условия развития личности, коллективных
форм организации, обуславливающих взаимодействие различных социальных
групп населения и т.д. Гуманистическая направленность
культурно-досуговои деятельности, воспитание потребности индивида
во всестороннем развитии вступает в противоречие с рыночными
отношениями, особенно в выборе форм проведения досуга и его содержания.
Основное назначение учреждений культуры по месту жительства
- создание условий для удовлетворения растущих духовно-
культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что
|
требует значительных организационно-педагогических усилий.
Социальная обусловленность культурно-досуговои деятельности
тесно связана с жизнедеятельностью отдельного индивида, с личностным
смыслом его бытия. Именно на основе раскрытия диалектики
социального и индивидуального в систему культурно-досуговои
деятельности включаются все учреждения культуры и средства массовой
информации и инструменты, обеспечивающие условия занятий
домашним досугом.
Процесс функционирования культурно-досуговой деятельности
по месту жительства можно представить как взаимодействие двух
тенденций: социализации и индивидуализации. Если первая состоит в
присвоении индивидом своей социальной сущности, то вторая - в
выработке у него индивидуального способа жизнедеятельности, благодаря
которому он получает возможность развиваться согласно собственным
природным задаткам и потребностям.
Деятельность учреждений культуры по месту жительства позволяет
обнаружить внутренние механизмы действия отдельных компонентов,
вскрыть их единство и связь.
В современных условиях к деятельности учреждений культуры
по месту жительства предъявляются повышенные требования самого
разного характера, в том числе организация коммерческой деятельности.
Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам,
дать им возможность развиваться как субъектам рыночной
экономики, означает сделать учреждения культуры самоорганизующейся
системой, способной развиваться лишь при условии успешной
|
коммерческой деятельности, дающей возможность поощрения
инициативы, введения всевозможных новшеств.
Поскольку культурно-досуговая деятельность носит многосторонний
характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов
и запросов членов общества, то ее социальные функции реализуются
прежде всего в деятельности учреждений культуры по месту
жительства.
Для понимания роли учреждений культуры в воспитании по
месту жительства следует освоить система и структуру досуга людей.
Для тех, кто ставит цель занятие самообразованием, в значительной
степени способствует появление в сфере досуга таких учреждений,
как: вузы культуры и искусств; педагогические вузы; технические;
сельскохозяйственные.
Существуют в системе досуга такие учреждения культуры, как
культурно-воспитательные и бытовые: клубы; библиотеки; школы;
музыкальные школы; бани; детские сады.
Почти в каждом городе есть такой комплекс культурных учреждений,
как: дом культуры; широкоэкранный кинотеатр; детская музыкальная
школа; музей; районная библиотека; филармония; парк
культуры и отдыха; автоклубы; художественно-оформительская мастерская.
В городах и поселках городского типа строительство массовых
учреждений культуры проводится за счет государственных средств,
фондов предприятий, отчислений местных бюджетов.
В наше время количество праздников, посвященных какому-то
конкретному виду науки или определенной профессии, увеличилось.
Создаются любительские клубы и клубы по интересам, ансамбли
|
бального танца, вокально-инструментальные ансамбли, эстрадно-
цирковые ансамбли. Развитие технического творчества способствует
появлению таких видов самодеятельного художественного творчества,
как фотокружки, фотостудии, киностудии.
Также расширяются масштабы изобразительного и декоративно-
прикладного самодеятельного искусства.
Развивается работа по месту жительства, наибольшее значение
ей придается в городах.
Появились такие процессы, как: одомашнивание досуга; замедление
темпов роста посещаемости учреждений культуры.
Это коснулось кинотеатров, концертных учреждений, музеев,
клубов и связано с тем, что у человека появились большие возможности
организовывать свой досуг дома: Интернет, видеомагнитофон,
аудиомагнитофон и т.д.
Но параллельно с этим явлением широкое развитие получила
неорганизованная самодеятельность, особенно в молодежной среде.
Формы ее проявления различны: подростково-молодежные компании
с ориентацией на уличное общение; молодежные вечеринки; подпольные
рок-группы; неформальные молодежные объединения: хип-
система, панки, рокеры, байкеры, объединения фанатов спортивных
клубов и др.
Создаются частные посреднические фирмы, взявшие на себя
функции обеспечения контакта самодеятельного и профессионального
искусства со зрителями и слушателями, организации отдыха населения
в области кинопроката, театрально-концертной деятельности,
туризма. Частное предпринимательство внедрилось в средства массовой
информации: появилось частное кабельное телевидение, частные
книгоиздательства, частные газеты.
Существенное значение приобрел уровень доходов человека.
Наиболее обеспеченный слой общества располагает большими возможностями
в приобретении технических средств культуры, книжной
и газетной продукции, в выборе форм досуговых занятий, отдыха и
развлечений.
Практически каждому человеку необходимо наряду с основной
работой иметь любительское увлечение, как можно более приятное,
полезное и созидательное. Подобное хобби становится для личности
отдушиной, дает возможность наиболее полного отдыха и самовыражения,
отвращает от вредного безделья или бегства в воображаемую
жизнь с помощью алкоголя и наркотиков.
Но как человек будет проводить свое свободное время, зависит
и от его места жительства. В разных уголках земного шара у людей
разные типы культурных потребностей.
Посмотрим, как место жительства будет влиять на досуг человека.
Для этого рассмотрим несколько положений, которые определяют
досуг человека в том или ином месте жительства.
1. Традиции и обычаи.
Традиции - правила поведения, которые регулируют устойчивые
отношения, носят поверхностный характер и больше относятся к
внешней стороне поведения людей.
Обычаи - правила поведения, которые исторически сложились
на протяжении жизни нескольких поколений людей. Обычаи определяют
стереотипы поведения людей.
Можно сказать, что у людей с разными традициями и обычаями
разные типы культурных потребностей. Например, можно проанализировать
досуг человека, живущего в Эфиопии, и человека, живущего
в Москве. Для москвича самой обыкновенной потребностью является
традиционный просмотр в новогоднюю ночь фильма «Ирония судьбы,
или С легким паром!». А для человека, живущего в Эфиопии, это
не столь важно. У них традиции другие. Для них Новый год - это забота
об урожае: в новогоднюю ночь у них - ритуальные танцы и исполнение
традиционных обрядов.
Географическое положение в организации досуга по месту жительства
также имеет важное значение. Такие аспекты, как климатические
условия, ландшафт местности, растительность, близкое или
далекое расположение от водоема (реки, моря, океаны, пруды, болота
и т.д.) сильно влияют на досуг человека. Например, человек, живущий
на Северном полюсе, не имеет потребности купаться, а человек,
живущий в Африке, не представляет жизнь без океана.
Религия - еще один важный фактор выбора досуга. На протяжении
всего времени проживания человека на Земле она имела колоссальное
влияние на досуг. Досуг включает в себя и религиозные
праздники, причем люди, исповедующие религии, проводят религиозные
праздники по-разному. Были времена, когда церковь мешала
развитию культуры и науки, относя шедевры искусства и великие
достижения науки к «ереси». Сейчас же церковь, наоборот, идет бок о
бок с культурой. Многие церковные праздники становятся государственными.
Политический режим, как и религия, влияет на потребности населения,
так как при одном режиме определенные потребности могут
быть осуществлены, а при другом не могут. Допустим, при режиме
фашистской Германии невозможно было даже упоминать о культуре
народов, не признанных правящей элитой. Не могла идти речь о потребности
людей в обмене культурными ценностями.
Общество во все времена делилось на социальные слои. У каждого
социального слоя существуют определенные типы культурных
потребностей. У рабочего на фабрике и у известного режиссера есть
культурные потребности, но они различаются, так как у этих двух
людей - неодинаковые финансовые доходы, разные уровни культурного
развития и т.п.
Реальные взаимосвязи и место, занимаемое человеком в системе
межличностных отношений, играют весьма важную роль. Однако сами
по себе они еще не обеспечивают полноценного формирования
личности. Второй плюс, без которого невозможны сдвиги в сознании
и поведении человека, - его внутренняя позиция. Именно она показывает,
как индивид относится к своему коммуникативному статусу,
доволен ли им, и если нет, то каковы его желания, стремления и реальные
действия. Это, вне всякого сомнения, - ключевой момент ин-
культурационного прогресса. Непосредственное окружение может
сколько угодно влиять на личность, но действенными подобные
влияния станут только тогда, когда войдут в личностную потребност-
но-мотивационную сферу. Между тем это происходит лучше всего,
если согласие с требованиями микросреды дает человеку возможность
упрочить и занять желаемое положение среди окружающих и
таким образом удовлетворить свою внутреннюю потребность. Мы
сталкиваемся здесь со сложным переплетением объективных и субъективных
факторов, их задача заключается в том, чтобы сделать их
педагогически регулируемыми.
Каждая духовная ценность, прежде чем она будет принята личностью,
обязательно соотносится с ее потребностями, идеалами и
устремлениями. При этом последние могут иметь не только личностный,
но и групповой характер. У людей, постоянно живущих и работающих
рядом друг с другом, всегда есть много общего в потребно-
стно-мотивационных образованиях. Отсюда их доверие к групповому
началу и высокая оценка того, что им порождается и санкционируется.
Применительно к процессу формирования мировоззренческих и
нравственных ориентации это выражается в интенсивном переводе
общих значений на уровень личностного смысла.
Следует помнить, что большие идеи не существуют для человека
в абстрактно-отвлеченном виде, а имеют четкую заземленность и
реальное воплощение в делах и поступках совершенно конкретных
лиц, действиях конкретных групп и ориентации.
В учреждениях массового культурного обслуживания населения
необходимо создать условия для реализации различных видов потребительской
деятельности; нужно создать все условия для того, чтобы
проведение досуга было доступным для всех слоев населения.
Государство должно решать проблемы доступности в сфере досуга
Естественно, все население делится на определенные социальные
слои, которые имеют разные качество жизни и условия для проведения
своего досуга.
Но все-таки большое количество людей не имеют такой возможности.
Для таких социальных слоев предусматриваются другие
виды проведения досуга, более доступные. Проводятся благотвори-
ельные культурно-досуговые акции (специальные досуговые про-
аммы, праздники, народные гуляния). Для проведения таких мероприятий
нужны спонсоры. В наше время спонсоры, финансируя такие
культурно-досуговые программы, одновременно рекламируют себя,
сохраняя при этом большое количество денег. Кроме того, большое
количество культурно-досуговых программ финансируется государством.
Парки культуры и отдыха, библиотеки, клубные учреждения,
выставки и т.д. в основном может посетить человек из любого социального
слоя, так как оплачивать посещение этих учреждений не
нужно либо оплата за посещение чисто символическая.
На современном этапе в системе организации повседневного
общения переплелись победы и неудачи, достижения и просчеты,
плюсы и минусы. В целом расширение гласности, утверждение социально-
политических свобод и развитие демократических основ общественной
жизни способствовали заметному оживлению коммуникативных
процессов. Со снятием цензуры прочно утвердилась свобода
печати. Газеты, журналы, радио и телевидение стали по сравнению с
прежними временами намного интереснее и доступнее. В них появилась
масса новых тем, проблем и сюжетов. Это самым положительным
образом повлияло на содержание и структуру повседневного
общения.
Развитие рынка и новых общественных отношений, без сомнения,
обострило у людей интерес к проблемам повышения своей коммуникативной
квалификации. Завидной популярностью пользуются
центры, студии и другие объединения, в которых желающие могут
получить знания по психологии личностных коммуникаций.
Анализируя современное состояние досуговых контактов, мы
можем с полным основанием говорить о повышении у людей общительности
и стремления к общению. Однако жизнь противоречива.
Наряду с усиленной интеграцией мы замечаем и процессы иного
свойства.
Современный дом, квартал, микрорайон. Как связаны между собой
живущие здесь люди? Есть ли у них возможность встречаться и
место, где это можно сделать? И что нужно предпринять организаторам
досуга?
На протяжении нескольких последних десятилетий эти вопросы
буквально не сходили со страниц нашей периодической печати. Выдвигались
разнообразные предложения и рекомендации. Не менее
оживленное обсуждение шло на многочисленных конференциях, совещаниях,
симпозиумах. И все-таки в практическом отношении удалось
добиться весьма немногого.
Сегодня, пережив серьезный кризис, обретает новые силы жилищное
строительство. Успешно расселяются коммуналки. Это очень
радостное явление. Но оно имеет и одну существенную горчинку.
Очень часто с переездом рвутся старые, годами безотказно действовавшие
связи, а новые завязываются не всегда или не так, как бы хотелось.
Массу проблем несет с собой все более усиливающаяся миграция
населения. Человек, впервые попавший в город, сталкивается
здесь с иными законами и масштабами общения. В городских условиях
происходит ослабление родственных и соседских связей. Складывается
совершенно иная система контроля над поведением.
С расширением урбанизации усиливается анонимный характер
общения. Люди могут прожить несколько лет в одном доме и не знать
друг друга. Опрос жителей в одном из микрорайонов современной
Москвы показал, что примерно половина из них не имеет никаких
контактов со своими непосредственными соседями. В то же время
они хотели бы изменить столь ненормальное положение, горячо
одобряя идею соседских взаимосвязей и товарищеской взаимопомощи.
Парадоксальность положения заключается в том, что, с одной
стороны, мы видим несомненное увеличение тяги к общению, а с
другой - наблюдаем явную диспропорцию в соотношении между индивидуальными
и совместными формами использования свободного
времени.
Сущностной особенностью общения людей является то, что оно
требует определенного постоянства, регулярности, систематичности.
И если ради концерта, спектакля человек способен преодолеть довольно
неблизкое расстояние, повседневные встречи предполагают,
чтобы место их проведения находилось рядом.
Предложения и высказывания людей на страницах печати показывают,
что на современном этапе наиболее удобны и, самое главное,
реальны культурные контакты по месту жительства. Однако сразу же
возникает вопрос: а где же это должно происходить? Ведь только наличной
сетью досуговых центров здесь не обойдешься - их пока просто-
напросто не хватает.
Как уже говорилось, повседневное общение легче всего развивается
там, где досуговый центр находится вблизи места жительства. В
этом смысле первичные ячейки, несмотря на свои скромные материально-
технические возможности, вполне способны конкурировать
даже с самыми мощными Дворцами культуры. В конечном счете для
обычного общения не так уж много и надо. Обитая на «завалинке»,
дворовом пятачке, лавочке, просто на улице, оно давно закалилось и
не претендует на особый уют - было бы где собраться. Конечно,
крыша над головой здесь все-таки нужна, ну а все остальное приложится.
Современный человек, не выходя из своей квартиры, может получить
очень многое из того, за чем совсем недавно ему надо было
идти в клуб, библиотеку, кинотеатр, концертный зал. Пожалуй, только
одно не в состоянии заменить даже самые современные телевизоры,
видеомагнитофоны, компьютеры - непосредственное живое общение.
Как показывают наблюдения и специальные исследования,
тяга к нему не только не спадает, а даже увеличивается.
Наряду с традиционным хождением в гости уже родились новые
формы, о которых пойдет речь. Но, видимо, этого недостаточно -
встает вопрос о более масштабном решении проблемы общения.
Здесь нужна продуманная, научно обоснованная организация микросреды,
в которой интенсивно формировались бы добрососедские отношения
и возникали новые человеческие взаимосвязи.
В современных условиях следует шире распространять опыт
оборудования под холлы цокольных этажей многоэтажных домов.
Интересной является новая серия зданий, чердаки которых перекрываются
специальными оболочками, в результате чего образуются широкие
просторные помещения, вполне пригодные под комнаты для
кружковой работы и детские клубы.
В летнее время отличным местом Общения и отдыха может
стать двор. Но, разумеется, при условии, если он соответствующим
образом оборудован. Речь идет о дворовых уголках отдыха, обустраиваются
которые с минимальной затратой материальных средств.
Нельзя также обойти вниманием и проблему организации культурного
досуга сельских жителей, особенно там, где нет стационарных
учреждений. Даже в социальном плане при такой постановке дела
в жизни людей появляется что-то новое. Традиционно-соседские
отношения видоизменяются и укрепляются за счет общедоступного
для всех совместного досуга, сплачивающего людей в более прочную,
чем прежде, соседскую общность.
Не случайно так много говорится об околодомашних формах
общения. Именно они представляют собой пока наиболее слабое звено
в общей системе организации культурного досуга, звено, на которое
до сих пор не обращалось должного внимания.
Новые возможности в организации досугового общения по месту
жительства появились сегодня в связи с развитием жилищных
кондоминиумов. Здесь общественность получила не только большие
права в деле использования нежилых помещений внутри домов и
комплексов, но и стала непосредственным распорядителем определенных
хозрасчетных средств, часть из которых предназначается на
культурно-досуговую деятельность. Существенно расширились и соответствующие
полномочия жилищных кооперативов. Все это вселяет
определенную надежду на то, что проблемы, связанные с организацией
детских комнат отдыха, подростковых клубов, зон отдыха во
дворах, домовых клубов для взрослых, небольших спортзалов, подвальных
и чердачных мастерских, будут так или иначе решаться.
Создать в наших городах общедоступную среду для открытого,
свободного общения - нужное и благородное дело. Вполне понятно,
что сегодня оно натыкается на серьезные материально-технические
трудности. Тяжело рассчитывать на большое новое строительство и
капитальные перестройки. Но выход во многих городах все-таки находят.
Массу интереснейших идей дали проведенные в последнее время
конкурсы «Культурно-оздоровительные центры нового типа».
Среди них дворовые зоны отдыха с использованием типовых быто-
вок, культурно-досуговое пространство в секционных жилых домах
на основе общей продольной лестницы, миниатюрные сооружения во
дворах с использованием легких элементов, отсеки для малых клубов
в цокольных этажах и чердачных помещениях и т.д. Заслуживают
внимания инновационные предложения по внедрению программ длительной
тематической рекреации в городских парках культуры и отдыха.
Несколько лет назад родилась интересная инициатива по созданию
благоприятных условий для городского улично-площадного типа.
Все началось с оборудования пешеходной зоны на московском
Арбате. Теперь с уверенностью можно сказать, что эксперимент себя
полностью оправдал. Появилась уникальная возможность реального
нарушения давно устаревшего правила: никогда и ни с кем на улице
не знакомиться. Пешеходная часть зоны стала отличным местом всевозможных
молодежных встреч и местом свободного общения для
людей старшего возраста.
Столичный пример оказался заразительным. В России сегодня
трудно найти город без пешеходных досуговых зон. Повсюду их оснащают
маленькими кафе, ресторанчиками, бистро, погребками.
Особенно живописный вид обретают такие улицы в летнюю пору, когда
столики под тентами выдвигаются прямо на тротуар. Если к этому
добавить неугомонных фотографов, художников, уличных музыкантов,
лоточников, организаторов игровых развлечений, то мы получаем
веселый и яркий клуб под открытым небом.
Один из основных аспектов развития культуры в современных
условиях заключается в интенсивном возрастании многообразия видов
культурной деятельности. Наблюдаемая ныне дифференциация
потребностей различных социально-демографических групп, возрастание
мобильности, избирательности в выборе форм и места проведения
досуга и другие характеристики современного образа жизни
должны быть отражены в развитии как пространственного, так и
функционального аспектов системы культурного обслуживания населения.
В связи с развитием качественного многообразия видов культурной
деятельности показатели частоты посещаемости учреждений
культуры, на основании которых обычно формируется система культурного
обслуживания, уже не могут быть признаны достаточно
обоснованными при планировании будущих институтов услуги. Системы
культурного обслуживания должны формироваться на основе
комплексных критериев: а) частоты посещения, которая определила
формирование трехступенчатой системы культурного обслуживания
города, получившей широкое применение в практике строительства;
б) особенностей социальных групп, образующихся в процессе их
культурной деятельности; в) дифференциации различных видов культурного
обслуживания.
В зависимости от ее субъекта культурная деятельность может
быть рассмотрена на трех уровнях: индивидуальной, групповой и
массовой. Из институтов услуги, обеспечивающих культурную деятельность
в ее индивидуальной форме, следует назвать все виды библиотечного
обслуживания. В этом случае культурная деятельность в
основном обусловлена внутренними мотивами личности. Групповая
деятельность характеризуется согласованным действием двух или
более людей, объединенных общими интересами. В учреждениях обслуживания
(клубы по интересам, кружки самодеятельности, студии
и т.п.) человек выступает не только в роли потребителя, но и участника
групповой деятельности. Группа здесь - функциональная единица
обслуживания. Массовая деятельность связана с удовлетворением
потребностей населения, при реализации которых человек обычно
выступает в роли зрителя или слушателя (театр, кино, концерт).
В связи с дифференциацией духовных потребностей трудящихся
в современных условиях создаются объективные предпосылки для
возникновения множества разнохарактерных групп, формирующихся
на основе развития того или иного вида деятельности. Групповая
сфера деятельности получает ныне все более широкое распространение.
Организация такого типа деятельности не может быть жестко
регламентирована. Основной оценкой и критерием эффективности
организации системы деятельности служит степень удовлетворения
потребностей различных слоев населения. Система организации
групповой деятельности должна обеспечить гибкость структуры, позволяющей
учитывать изменения в развитии как самих потребностей,
так и индустрии досуга. Территориальный принцип в этом случае не
может выступать в качестве основного критерия организации системы
групповой деятельности.
В учреждениях массового культурного обслуживания населения
необходимо создать условия для реализации различных видов потребительской
деятельности. Система организации массовых видов
культурной деятельности должна, по всей вероятности, быть сосредоточена
на пересечении главных транспортных магистралей и в
комплексе с учреждениями общегородской системы обслуживания.
Критерием их оценки являются: уровень разнообразия услуг, предоставляемых
населению, высокий уровень комфортности обслуживания,
а также уникальность учреждения.
В современной системе культурного обслуживания населения
по месту жительства в достаточной степени развиты организация и
обслуживание индивидуально используемых видов культурной деятельности
(телевидение, радио, обслуживание периодической печатью
и т.д.) и обслуживание деятельности, связанной со зрительской
активностью населения (сеть театров, кинотеатров, филармонии и
т.д.). Однако система культурного обслуживания испытывает большой
дефицит в организации групповой услуги. Последняя интенсивно
развивается в современных условиях и представляется нам наиболее
перспективной формой культурной деятельности, что должно
найти отражение при разработке систем культурного обслуживания.
При организации системы культурного обслуживания населения
по месту жительства социологические критерии учитываются пока
еще явно недостаточно, почти не изучен механизм их воздействия на
эффективность функционирования учреждений культуры как института
сферы услуги.
Библиотечная сеть территориально в большей степени приближена
к читателю (т.е. размещается вблизи либо места жительства, либо
места работы), клубная же сеть организована таким образом, чтобы
модель ее функционирования была аналогом модели духовных
запросов различных групп населения, и отличаться значительной
гибкостью и подвижностью функционирования структуры.
Вопросы для самопроверки
1. Раскройте сущность культурно-досуговой деятельности.
2. Охарактеризуйте основные социальные функции культурно-досуговой
деятельности.
3. Рассмотрите принципы культурно-досуговой деятельности.
4. Какое значение имеет цель в технологическом процессе как компонент?
5. Какие основные цели для культурно-досуговой деятельности могут
стать ведущими независимо от общественно-экономической формации нашего
общества?
6. Чем характеризуется точность достижения цели в технологическом
процессе?
Литература
1. Антология ток-шоу // Московские новости. -1996.22-29 декабря.
2. Арнольдов А И Человек в мире культуры Введение в культурологию.
-М., 1992.
3. Бердяев НА Философия свободы. Смысл творчества. -М., 1989.
4. Бочарова В Г Педагогика социальной работы. - М., 1994.
5 Жарков АД Организация культурно-просветительной работы. - М.:
Просвещение, 1989.
6 Жарков АД Режиссура художественно-публицистических программ.
М„ 1991.
7. Жарков АД Технология культурно-досуговой деятельности. - М.:
МГУКИ, 2002.
8. Жарков АД Технология культурно-досуговой деятельности. - М.:
МГУКИ, 1998.
9. Жаркова Л С Деятельность учреждений культуры. - М.: МГУКИ.,
2000.
10. Жаркова Л С Коммерческая деятельность учреждений культуры. -
М.: МГУКИ, 1995.
11. Жаркова Л С, Жарков АД, Чижиков В М Культурно-досуговая деятельность:
теория, практика и методика научных исследований. - М., 1994.
12. Клубоведение.-М., 1980.
13. Культурная деятельность: Опыт социологического исследования. -
М.1981
14. Культурно-досуговая деятельность: Учебник / Под науч. ред. А.Д.
Жаркова, В.М. Чижикова. - М.: МГУКИ, 1998.
15. МеньА Таинство, слово, образ.-М., 1991.
16. Столович ЛН Красота, добро, истина. Очерки истории эстетич. аксиологии.
- М., 1994.
17. Стрельцов Ю А Культура общения в клубе.-М.: МГУКИ, 1997.
18. Суртаев В Я Социально-педагогические особенности молодежного
досуга. - Ростов-на-Дону, 1997.
Раздел III. Технология культурно-досуговой
деятельности
Глава 1. Понятие «Технология
культурно-досуговой деятельности»
В философской науке категория «понятие» рассматривается как
мысль, отражающая в обобщенной форме предметы и явления действительности
и связи между ними посредством фиксации общих и
специфических признаков, в качестве которых выступают свойства
предметов и явлении и отношения между ними.
С помощью понятия в технологии культурно-досуговой деятельности
могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический
процесс ее функционирования и изменения, а совокупность
знаний, научных теорий, концепций раскрывает ее как систему.
Это, на наш взгляд, объективно отражает генетическую природу
человека, которой и служит технология культурно-досуговой деятельности.
Человек по своей природе - существо общественное, и поэтому
важнейшей предпосылкой становления его как личности является активная
связь с природой и другими людьми. При этом процесс формирования
и развития личности является по своей сути технологическим
процессом усвоения и обогащения опыта познания природы и
общественной жизни. Не менее важно и то обстоятельство, что личность
- это персонифицированная социальная деятельность и условием
раскрытия ее сущности выступает методологический принцип
единства деятельности с совокупностью общественных отношений и
сознания.
Понимание личности как совокупности общественных отношений
позволяет видеть процесс ее развития как сложную динамичную
систему, включающую в себя присущую ей культуру. Поэтому можно
вычислить по уровню культуры разных типов личностей одновременно
и уровень культуры общества, ценности которого впитал конкретный
его представитель. Не менее правомерно в этом случае ут-
См Философский энциклопедический словарь -М.1983 - С 513
верждать, что, изучая закономерности функционирования технологии
культурно-досуговой деятельности, мы опираемся на совокупность
основных характеристик человеческого существования (национальных,
бытовых, технических, нравственных, религиозных, художественных
и т.д.). Технология культурно-досуговой деятельности выступает
как «единый процесс» своих конкретных связей с жизнью. Задача
состоит не только в том, чтобы человек накопил в своей жизни
знания, усвоил внешние черты цивилизованности и научился пользоваться
ими как средством, но и в том, чтобы он отождествил свое Я с
содержанием культурно-досуговой деятельности.
В связи с этим представляется вполне закономерным, что куль-
турно-досуговую деятельность находится в неразрывной связи с категорией
социализации. Это обусловлено тем, что социализация рассматривается
как способ становления личности, усвоения ею всего
многообразия социального опыта, формирование готовности и способности
эффективно выполнять различные социальные роли, выработать
свою совокупность отношения к миру.
К этому следует добавить, что Л.С. Выготский прямо связывает
понятия «социальное» и «социальное отношение людей» при рассмотрении
их в качестве источника психического развития личности.
Категория «развитие» является центральным понятием в назначении
культурно-досуговой деятельности и характеризует диалектику
человеческой природы. Степень развития (объединенности, интегри-
рованности и проявления качеств) характеризует целостность личности.
Всесторонне и гармонически развитая личность - «система», которая
становится целостной. Целостную личность отличает высокий
уровень развития «всесторонности».
Непосредственное бытие личности и доминанты культурно-
досуговой деятельности обусловлены характером ментальности, ориентирами
духовно-нравственных ценностей и являются самой сутью
технологического процесса.
Многообразные виды, типы и формы культурно-досуговой деятельности,
которыми занимается человек, чтобы влиять на динамику
своего развития, обладают определенными характеристиками отложившихся
значений, отстоявшихся традиций, отобранных норм и образцов
поведения на основе потребностей, мотивов, целей, условий и
средств достижения результатов; действий и операций; предмета и
продукта деятельности и являются составляющими механизма технологии.
Технология культурно-досуговой деятельности обеспечивает по
своей линии «внутреннюю» жизнедеятельность учреждения культуры
и в то же время является концентрирующим началом их внешних
взаимосвязей с другими компонентами системы, в которую данные
учреждения вписаны. Разработка понятия «технология культурно-