Культурно-досуговой деятельности




Исторический анализ становления и развития технологии культурно-

досуговой деятельности позволил увидеть ее зависимость от

влияния объективных и субъективных факторов. Поэтому особый интерес

представляет анализ современного состояния научных взглядов

на технологию культурно-просветительной деятельности, преемницы

культурно-досуговой деятельности. Прежде всего, следует еще раз

напомнить о том, что понятие «технология культурно-досуговой деятельности

» было впервые введено автором в 1990 году. До этого в

терминологическом аппарате культурно-просветительной работы использовались

только понятия «организация» и «методика».

Организация и методика культурно-досуговой деятельности рассматривались

в двух плоскостях: по вертикали, это внешняя среда для

взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, обеспечивающих

функционирование учреждения культуры, и по горизонтали как

внутреннего состояния учреждения культуры. Здесь, на наш взгляд,

следует исходить из научного положения' о том, что любая деятельность

рассматривается с точки зрения субъекта, объекта и способа

деятельности.

В понятие «деятельность» отечественные ученые относят представление

прежде всего о системном характере деятельности: «Деятельность

есть специфически человеческая форма активного отношения

к окружающему миру, содержание которого составляет целесообразное

изменение и преобразование этого мира на основе освоения

и развития наличных форм культуры... Природа деятельности определяется

сложным взаимодействием цели, средства и результата деятельности

». Сложение культурно-просветительной работы в относительно

самостоятельный феномен деятельности с достаточно четкой

функциональной структурой, видами занятий и услуг, со своими

организационно-методическими основаниями находило отражение в

формировании целого ряда научных концепций.

Процесс движения познания от общей теории деятельности, охватывающей

главные закономерности различных социальных систем

и организмов, к более конкретному уровню познания привел к определению

объекта - учреждения культуры, имеющего самостоятельное

значение, при наличии организационно-методической деятельности.

Это объясняется тем, что каждое учреждение культуры имеет

развитую внутреннюю макроструктуру, отражающую уровень самостоятельной

активности населения и обеспечивающую его функционирование,

состояние материально-технической базы и профессионального

мастерства специалистов.

Мы уже отмечали, что термин «организация» имеет несколько

родственных значений. Но в каждом конкретном случае под организацией

понимается сложное эмпирическое образование, характеризующееся

упорядоченностью своих составных элементов. Здесь надо

напомнить, что принятие решения - важнейший этап в организаторской

деятельности. Затем надо организовать его исполнение и проконтролировать

выполнение задания. Для этих целей существуют такие

важные функции, как контроль исполнения, учет. Контроль исполнения

- трудоемкая функция. Она осуществляется на протяжении

Юдин Э.Г. Системный подход и принципы деятельности. - М., 1978. - С. 267.

всей организаторской деятельности. Данные по контролю служат,

прежде всего, цели выявления неполадок и их незамедлительного

устранения.

Информация лежит в основе организаторской деятельности, оптимизации

документальных потоков, улучшении делопроизводства,

рационализации документного оборота учреждения культуры. Анализ

информационных аспектов организаторской деятельности учреждения

культуры сопровождается изучением вопросов, связанных со

структурой, разделением, кооперацией труда работников. Структура

- важнейший элемент организации. Она определяет составляющие ее

части, их взаиморасположение и взаимосвязи. В понятии «организация

» структура рассматривается как взаимоотношение подразделений

и управления в учреждении культуры, где распределение полномочий

и ответственности между должностными лицами и порядок функциональных

связей обусловлены целями данного объекта. Система

внешних связей учреждения культуры с другими организациями, учреждением

составляет ее внешнюю структуру.

Внутренняя структура организации учреждения культуры состоит

из двух основных составляющих: деятельностной и социально-

психологической. Деятельностная составляющая представляет собой

предметную деятельность, а социально-психологическая - ее наполняемость.

Автор солидарен с А.И. Пригожиным, который рассматривает

понятие «организация» как систему, определяет систему как совокупность

взаимосвязанных элементов, образующих единое целое.

Организация - частный случай системы. Применительно к социальным

системам он использует понятие в трех смыслах - «как объект,

упорядоченность и как деятельность».

В основном авторы, рассматривающие определения понятия

«организация деятельности», делают акцент на характере деятельности

как сложном комплексе устойчивых взаимосвязей и взаимодействий

людей. Как видим, во всех определениях понятие «организация»

рассматривается как процесс, где совокупность операций сгруппирована

по определенным этапам, а каждый представляет собой совокупность

операций (действий), характеризующихся качественной определенностью

и отражающих закономерную последовательность их

55 См.: Пригожий. А.И. Организация: системы и люди. - М, 1983. - С. 6-8.

осуществления. Такое понимание организации вытекает из буквального

значения слова «организация» (в переводе с латинского - упорядочение

чего-либо в сфере практической деятельности).

Однако этот термин стал более широким и обусловил прочное

закрепление сопряженных с ним понятий. Его можно рассматривать

как функцию управления, как деятельность в действующей системе

учреждений культуры. На наш взгляд, в понятие «организаторская

деятельность» входит умение ставить цели и задачи, принимать решения,

подбирать и расставлять кадры, распределять обязанности

между ними, ценить время, отвечать за порученное дело, осуществлять

контроль исполнения, добиваться реальных результатов, эффективно

использовать материально-технические, людские и финансовые

ресурсы учреждения культуры.

Организация деятельности учреждения культуры требует от

специалистов умения распределить работу, определить персонально

обязанности, права и ответственность, установить время выполнения

работ, разработать систему контроля исполнения принимаемых решений,

вести дела так, чтобы видеть и решать коренные вопросы в

перспективе.

В организаторской деятельности очень важно умение выделить

главные задачи и второстепенные, внимательно следить за всей суммой

задач, что позволяет вовремя увидеть изменение статуса второстепенной

задачи, ее переход в разряд основных, своевременно решать

те второстепенные задачи, которые оказывают или могут оказать

влияние на ход выполнения основных.

На наш взгляд, точнее других авторов к определению понятия

«организация» подошел В.Е. Триодин, который считает, что «...она

призвана обеспечивать оптимальное состояние клуба как социально-

педагогической системы, т.е. согласованность, взаимодействие, соподчинение

и координацию всех ее структурных элементов»56.

В.Е. Новаторов, освещая возможности повышения эффективности

работы учреждения культуры, его результативности, в качестве

основного условия выдвигает научную организацию труда. Логика

Теория и методика культурно-просветительной работы Учебное пособие - Л 1977 - С

57 См Новаторов В Е Главный инструмент воспитания - М, 1982 - 124 с

рассуждений автора сводится к следующим трем тезисам: определение

специфики деятельности (ибо именно она влияет на характер организации);

характеристика научной организации труда в условиях

деятельности учреждения культуры; методика внедрения НОТ в деятельность

учреждений культуры.

Важный вклад в рассматриваемую проблему внес И.М. Болотников58,

который основное внимание уделил характеру организационно-

управленческих решений в деятельности учреждений культуры.

Проводя субординационный анализ различных элементов организационно-

управленческого процесса, он основное внимание уделяет

этим элементам культурно-досуговой деятельности.

Давая понятийный анализ структурных элементов, составляющих

содержание работы учреждений культуры, И.М. Болотников

опирался на богатый эмпирический материал, который в будущем

представил серьезную фундаментальную основу для теоретического

и практического рассмотрения вопроса.

Коллективным трудом в рассмотрении различных аспектов организации

культурно-досуговой деятельности является учебное пособие

«Управление, организация и экономика культурно-

просветительных учреждений» (М., 1989). Авторский коллектив, рассматривая

ключевые вопросы организации: роли информации в

управленческом процессе, планирования, учета и контроля, делопроизводства,

- впервые обращает внимание на правовые методы управления

учреждениями культуры, сущность, значение и пути формирования

которых во многом зависят от специалистов учреждений культуры.

Большой вклад в разработку понятия «организация деятельности

учреждений культуры» внесли М.Г. Белова, И.М. Болотников, Е.А.

Владимиров, В.П. Догаев, А.П. Марков, Ю.Д. Красильников, Е.М.

Клюско, В.П. Одинцов, Г.Л. Тульчинский, которые, с одной стороны,

поэтапно теоретически рассмотрели различные аспекты организаторской

деятельности, а с другой - определили основные направления

сосредоточения исследований на наиболее актуальных и неразработанных

вопросах.

58 См Болотников ИМ Научное управление культурно-просветительными учреждениями -

М.1976 -144 с

При всем многообразии рассмотренных вопросов все же имеется

множество «белых пятен», прежде всего слабое исследование хозяйственного

механизма учреждений культуры, от функционирования

которого многое зависит в постановке всей культурной просветительной

деятельности в микросреде, окружающей учреждение культуры.

Особенно сегодня, когда этот механизм коренным образом видоизменен

в сторону развития хозрасчетных отношений при экономической

самостоятельности учреждений культуры. Слабо исследована

и организационная структура учреждения культуры с точки зрения

определения ее современных оптимальных вариантов.

Эта структура жестко определялась «сверху» Министерством

культуры РСФСР и была по существу стандартом, совершенно не

учитывающим специфику мест, особенностей различных категорий

населения. Особенно важно сегодня разработать и предложить работникам

учреждений культуры структуры высокоэффективные и в то

же время предельно экономичные.

В конце 70-х - начале 80-х годов упор был сделан на изучение

понятия «методика культурно-просветительной деятельности». В разработку

этого понятия особый вклад внесли М.А. Ариарский, Е.А.

Владимиров, Д.М. Генкин, А.А. Конович, А.В. Сасыхов, Ю.А.

Стрельцов, В.Е. Триодин, которые сделали принципиальный вывод о

«ситуационном характере» методики культурно-просветительной

деятельности, что, естественно, должно было тщательно учитываться

при формировании инфраструктуры сети учреждений культуры, совокупности

их методических структур, методического обеспечения

культурно-просветительной деятельности, материально-технической

базы, кадрового состава, хозяйственного механизма.

В исследованиях по методике культурно-просветительной деятельности

основной базой было клубное учреждение как ведущий

тип учреждений культуры.

Ю.А. Стрельцов пишет, что методика «призвана вооружить

клубного работника умениями и навыками педагогической деятельности,

дать обоснование и раскрыть систему направленного формирования

личности, установить закономерные связи между содержанием,

методами и формами клубной работы, показать, как реализует-

ея в клубе комплексный подход к воспитанию»59. Эта формулировка

не отвечает тем требованиям, которые предъявлялись к методике

культурно-просветительной деятельности, ибо она полностью интерпретировала

воспитательный процесс в клубе, не учитывая его природу

и специфику.

На наш взгляд, методика культурно-просветительной деятельности

может быть представлена в виде определенной совокупности

предметных образований, воплощенных в предметно-чувственном и

художественно-образном облике и имеющих определенный человеческий

смысл. В связи с этим предметное выражение методики куль-

турно-досуговой деятельности может быть понято в своем действительном

значении лишь при наличии в нем содержания.

Ю.А. Стрельцов вводит в научный оборот понятия «конструктивная

методика» и «практическая методика». Первое выступает как

«процесс и результат методического проектирования, в ходе которого

конструируется содержание будущей практической деятельности, а

также системы и последовательности действий организаторов и участников

культурно-просветительной работы. В итоге такой деятельности

рождаются планы, программы, сценарии, методические разработки,

организационно-методические обоснования и другие виды методических

материалов... Практики в своей деятельности неизменно

опираются не подготовленные методистами проекты»60. Логика такого

подхода состоит в том, что методику культурно-просветительной

деятельности автор рассматривает в горизонтальном срезе, где конструктивная

и практические методики синтезируются в единое целое и

автоматизации неподвластны. В вертикальном же срезе она рассматривается

как методическая деятельность, для выполнения которой

требуются специальные знания, умения, навыки. Точнее методическую

деятельность подразделять на два этапа: на целесообразное

приложение сил, умений и способностей для накопления опыта, умений

и навыков у специалистов и использование их в практике. Продуктом

первого этапа деятельности является духовное выражение,

содержанием которого выступают методические материалы, знания -

Стрельцов Ю А Методика воспитательной работы в клубе - М, 1979 - С 4-5

Стрельцов Ю А Научно-методические основы культурно-просветительной работы - М,

1988-С 6

новое состояние самого субъекта деятельности, выраженное в виде

идей, предложений. Продуктом второго этапа методической деятельности

является результат в виде мероприятия, программы, обряда,

праздника, предмета деятельности и т.д. На основании этого в понятии

«методика культурно-просветительной деятельности» большое

значение приобретает такой структурный элемент, как метод.

В культурно-просветительной деятельности под понятием «метод

» принято понимать сумму примеров раскрытия и донесения до

посетителей учреждения культуры необходимого содержания. Каждый

метод представляет себой сумму различных приемов, с помощью

которых содержание передается в зависимости от организационно-

педагогических условий и воплощается в определенной форме.

В.Е. Триодин считает, что «...под методами клубной работы следует

понимать разнообразные способы организации и управления

деятельностью посетителей в единстве с их поведением и побуждением

к взаимовоспитанию и самовоспитанию. Такое понимание методов

клубной работы означает, что личность включается в систему

отношений через коллектив, ее деятельность в этом коллективе определенным

образом организуется, в результате чего накапливается

опыт общественных отношений, который затем осознается»61. В данной

характеристике методы предстают в процессе формирования сознания

человека, развития его творческих способностей.

За всю историю своего развития методика культурно-просветительной

деятельности располагала тремя родовыми методами: театрализация,

иллюстрирование и игра, выражающими ее природу и

специфику. Анализ показывает: большинство авторов безоговорочно

приняли значение и функции трех родовых методов при создании и

проведении различных культурно-досуговых программ.

Д.М. Генкин настаивал на том, чтобы при подготовке мероприятий

специалисты смогли «органически соединить художественно-

творческие навыки с организационно-педагогическими в практической

деятельности, рассматривая более детально методику подготовки

как этап реализации сценарно-режиссерского замысла».

В целом мнения ученых сводились к тому, что методику подготовки

и проведения мероприятий надо рассматривать как единый

61 Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М, 1984

процесс создания и воплощения сценарно-режиссерского замысла,

который реализуется через ряд этапов: развитие социально-

культурной деятельности участников; информация о мероприятии;

финансирование; организация репетиционного процесса и приема

мероприятия; проведение мероприятия; документальное оформление

мероприятия во времени и пространстве. Сюда же входит процесс отбора

и определения целей, форм, средств и методов целенаправленного

творческого воздействия на аудиторию в зависимости от конкретных

условий и состава аудитории.

Обобщая сказанное об основных понятиях методики культурно-

просветительной деятельности, автор считает, что из поля зрения

ученых выпадал один из ведущих элементов - знание объектом закономерностей

процесса восприятия, выработка умений, навыков личности

в творческом процессе предметной деятельности.

Опираясь на социально-психологические механизмы при подготовке

и проведении культурно-досуговых программ, специалисты учреждений

культуры воплощают идеальную конструкцию сначала в

драматургической основе, а затем в режиссерском замысле. Драматургия

представляет собой вид литературы, способный создать каркас

художественно-педагогической деятельности специалистов учреждений

культуры. Сценарий как основной вид драматургии имеет два аспекта:

художественно-публицистический и психолого-

педагогический. Он предусматривает художественную организацию

материала и аудитории, а также программирует предполагаемую реакцию

участников.

Автор солидарен с Д.М. Генкиным и А.А. Коновичем, которые

пришли к выводу, что методика «синтезирует новое художественное

целое на основе ряда компонентов разнообразных видов человеческой

деятельности, имеющих свою особую драматургию, свои художественные

принципы. В таком произведении нет отдельно существующего

номера или публицистического выступления, нет кино-

фрагмента, диапозитива или фонограммы, а есть театрализованное

художественно организованное, педагогически спрограммированное

массовое действие, представляющее собой особое, чрезвычайно

сложное явление искусства. Отрицание специфичности этого явления

на основе только того, что оно синтетично и якобы может быть рас-

членено на отдельные составные части, нам представляется неправо-

62 „

мерным, так как синтез рождает совершенно новые качества». Усилить

воздействие программы ее участникам помогает использование

разнообразных средств: литературных, музыкальных фрагментов, кинодокументов,

театрального, пантомимического или хореографического

действия и т.п. Обращение к образным средствам для достижения

большой убедительности и доказательности, для создания определенной

эмоциональной атмосферы, содействующей восприятию

идей, позволяло усилить эмоциональное воздействие на публику. И

сегодня актуальна мысль А.В. Луначарского о том, что «чем больше

мы художественно захватим нашу публику, тем глубже мы на нее

воздействуем»63. Учреждения культуры располагают огромными

возможностями для внесения художественности в структуру программы.

Для этого специалистам следует развивать художественное

мышление, которое требует способности накопления в сознании жизненных

впечатлений, знания законов поиска выражения точных и ясных

средств рационального и эмоционального воздействия, способных

с наибольшей силой донести смысл до аудитории. Художественность

как качество методики пытаются иногда рассматривать как самостоятельный

творческий метод. Некоторые ученые считают, что

терминологически более точно словосочетание «творческий метод», а

не «художественный». Художественный, по мнению А.Н. Иезуито-

ва64, в большей степени относится к художественно-исполнительской

стороне, которая самым тесным образом связана с методом, но структурно

находится вне его.

Поэтому творческий метод, на наш взгляд, это совокупность эстетических

принципов, отражающихся в способах выражения определенных

сторон художественного творчества. А в смысле вариативности,

подвижности, способности метод способен откликнуться на

динамику творческого процесса, учитывать конкретно-исторический

характер глубинных изменений, происходящих в художественном

творчестве.

ы Генкин Д.М, Конович А А. Сценарное мастерство культурно-просветительного работника

- М, 1984 - С. 31

63 Луначарский А В II О праздниках, театре и цирке. - М., 1984. - С. 56

64 Иезуитов А.Н Социалистический реализм в теоретическом освещении. - М, 1975. - С. 23.

В этом смысле наиболее оптимальной представляется методика

коллективной творческой деятельности в учреждении культуры. По

утверждению С.Л. Соловейчика, в этом случае «моделируются» отношения,

стиль отношений, творческое содружество поколений, коллективно

изобретается и воплощается «образ лучшей жизни», «целостный

художественный образ». В методике коллективной деятельности

(коллективной обрядово-праздничной самодеятельности) предполагается,

что участники в весьма большей степени являются субъектами

деятельности.

Многие ученые по-разному оценивают эту методику. Автор считает,

что методика, приобщающая людей к самым разнообразным видам

творческой деятельности, в том числе в амплуа сценариста, режиссера,

актера, не только взрослых, но и детей, имеет право на свое

существование. Основы методики работы с детьми и подростками

наиболее полно изложены в книге А.В. Цирульникова.

Для определения области использования коллективной организаторской

деятельности целесообразнее не идти по пути перечисления

многообразных «действ», «форм», а попытаться определить то,

что в них является сущностным, а что лишь существенным, второстепенным,

без чего можно и обойтись.

Авторы не случайно употребляют термины «творческие дела»,

«коллективные творческие дела», так как все действа, осуществляемые

по методу коллективной организаторской деятельности, являются

прежде всего коллективными творческими делами. Дело, если оно

представляет собой заботу о людях, коллективное дело, потому что в

нем старшие работают вместе с ребятами. Это творческое дело, ибо

является результатом коллективного творческого поиска, сообща не

только планируется, выполняется, но и оценивается. Оно творческое

еще и потому, что не может превратиться в догму, в шаблон, так как

рождено самой жизнью. Все выделенные моменты являются существенными

для методики коллективной деятельности. Если подростко-

65 См.: Соловейчик СД Воспитание творчеством. - М, 1978 - С. 87, 31-32.

6 Цирульников А В. В воспитании нет провинций. Очерки о сельских педагогах-новаторах

М, 1985. Автор, показывая эту методику, выделяет три момента, а) игровые формы деятельности,

б) способы создания творческого коллектива, в) пути приобщения непрофессионалов

к работе с детьми.

67 См.. Соловейчик С.Л Воспитание творчеством -М., 1978 - С. 87.

вый коллектив начинает вовлекать в совместную деятельность различные

категории жителей микрорайона, то такая деятельность становится

самодеятельностью и представляет богатые возможности для

создания не только микрорайонной культурной среды, но и более

широких сфер района и города.

Для методики культурно-просветительной деятельности большое

значение имело определение понятия «форма». В.Е. Триодин определяет

форму клубной работы как «способ организации педагогического

процесса в клубе». Ю.А. Стрельцов солидарен с Триодиным

в определении формы клубной работы. Он считает, что «наряду с методами

в качестве обязательных компонентов воспитательного процесса

должны существовать организационные формы воспитания.

Организационные формы воспитания - это способы целесообразной

организации совместной деятельности воспитателей и воспитуемых.

Применительно к условиям клуба следует различать массовые, групповые

и индивидуальные формы воспитательной работы»69. Здесь оба

автора делают упор на то, что педагогический процесс в учреждении

культуры организуется сознательно, преднамеренно, в соответствии с

поставленными целями, направляется на реализацию запрограммированных

качеств. Следует добавить, что все формы: массовые, групповые

и индивидуальные - основаны на использовании инициативы и

самодеятельности широких народных масс.

Как отмечает Б.Г. Ананьев, «не сами по себе форма, величина,

цвет материала и средства деятельности, а их значение для данной

деятельности и решения практических задач определяет их сохранение

в представлениях»70. Значения здесь, по мнению Ананьева, выступают

критериями актуальности содержания в форме.

Понятие «форма» в культурно-просветительной деятельности

являлось всегда проблемой: результат деятельности специалистов и

актива; связующее звено учреждения культуры и аудитории; способ

передачи содержания. Анализ показывает, что основная проблема состоит

в поисках органического единства содержания и формы.

Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. - М, 1984 - С. 134.

Стрельцов Ю.А Методика воспитательной работы клуба. - М, 1979. - С 14.

Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М., 1960 - С. 294.

Формы культурно-просветительной деятельности как элемент

социально-педагогической системы представляли и представляют собой

структурную клетку содержания, функционирующего на основе

взаимоотношения субъекта и объекта, заключающую в себе определенную

совокупность материалов. Содержание, форма, методы и

средства выступают в качестве системообразующих элементов методики.

Развитие форм культурно-досуговой деятельности определяется

также объективными, социально-экономическими и социально-

культурными условиями функционирования учреждений культуры и

идентичны культурно-просветительной работе.

Наряду с объективными условиями процесс формообразования

интегрирует и субъективные факторы, поскольку формы культурно-

досуговой деятельности реализуются в творческой деятельности и

находятся в прямой зависимости от степени разработанности теоретических

и методических основ формообразования, профессиональной

компетенции специалистов, сформировавшегося арсенала форм и

опыта его реализации.

Неточности в понимании природы форм культурно-досуговой

деятельности зачастую приводят к теоретическим издержкам при попытке

выделения их типологии. Недостатки существующих вариантов

классификации форм культурно-досуговой деятельности проявляются

в том, что они строятся на малочисленных исходных признаках,

не позволяющих достаточно полно охватить весь действующий в

практике арсенал, не учитывают связи форм с другими элементами

системы культурно-досуговой деятельности. Представляется целесообразной

классификация форм по признакам: субъекта деятельности;

количественных показателей объекта воздействия, качественной характеристики

аудитории учреждения культуры; общественного назначения

и задач культурно-досуговой деятельности; основных направлений

деятельности учреждений культуры; организационных

особенностей форм культурно-просветительной деятельности.

Положительным моментом следует считать обусловленность

выбора видов деятельности учреждений культуры в зависимости от

состава аудитории по присущим ей дифференцированным интересам.

Имеется в виду не только конкретно предметная направленность любительских

занятий, но и их общая характеристика, стремление лю-

дей к поиску, творчеству, к деятельности организаторской, ценност-

но-ориентационной, обращенной не только на себя, но и на внешнее

окружение, и, наконец, определенный багаж данных, отражающих

результаты исследований конкретных видов и жанров художественной,

конкретно-предметной деятельности. Поиск новых концепций не

только дает определенные позитивные результаты, но и вскрывает

множество новых аспектов, требующих пристального внимания ученых.

Как отмечает Е.М. Клюско, «авторами строятся различные типологии

форм культурно-досуговой деятельности. Наиболее распространенными

основаниями для построения таких типологий оказываются

следующие: субъект деятельности (культурно-досуговая деятельность

осуществляется в форме массовой, групповой или индивидуальной

деятельности); место осуществления (домашние и внедо-

машние формы культурно-досуговой деятельности); характер организации

(институционные, общественно-организационные и личностные

формы культурно-досуговой деятельности)»71. Поэтому технология

культурно-досуговой деятельности должна носить уникальный

«многомерный» характер, имеющий свои границы и закономерности

функционирования.

Итак, современное состояние культурно-досуговой деятельности

как комплекса педагогического воздействия и широкой самодеятельности

масс привело к определению ее границ. В современных условиях

понятие «культурно-просветительная деятельность» трансформировалось

в понятие «культурно-досуговая деятельность», а понятие

«культурно-просветительное учреждение» - в понятие «учреждение

культуры», «форма» - в понятие «программа». Поэтому организация

и методика культурно-досуговой деятельности, которые своим

результатом имеют специфически сформировавшуюся вещественно-

предметную среду, развивающиеся по присущим им законам деятельности,

начинают переходить в новое качество - «технология».

Поэтому организация и методика являются основными компонентами

технологического процесса в учреждении культуры.

Клюско Е Ы Культурно-досуговая деятельность сельского населения состояние и пути

развития//Досуг сельского населения в условиях агропромышленной интеграфии Сб научных

трудов НИИ культуры - М, 1988 - С 138

Создание единого технологического процесса, который призван

согласовать между собой деятельность учреждений культуры с другими,

имеет особую значимость. Учреждению культуры присущи качества

«объединяющего центра», и он может выступать связующим

звеном в создании культурной среды в районе, городе, поселке, ибо

средовая (фоновая) культура является определяющим фактором в

развитии личности (человека).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: