Деятельности
Демократизация - необходимое условие реформирования нашего
общества, развития творческой инициативы масс, их активного вовлечения
в управление делами государства. В числе важнейших задач
культурно-досуговой деятельности является содействие в развитии
духовных потребностей всех слоев населения, выявлении их способностей.
Важно построить всю культурно-досуговую деятельность так,
чтобы она все полнее удовлетворяла духовные запросы людей, шла
навстречу их интересам.
Практическое решение этой многообразной и сложной задачи
осуществляется культурно-досуговыми учреждениями преимущественно
в массовых формах работы с людьми, в контакте со смешанной
аудиторией, а не с однородной в социально-демографическом, профессиональном
плане группой, не индивидуально. Такая аудитория
отличается, как правило, пестрым спектром довольно противоречивых
личностно-ценностных установок, уровнем развития общей
культуры и политического сознания, возрастными интересами, сложившейся
системой взглядов и убеждений.
Следовательно, специалисту культурно-досуговой деятельности
необходимо обладать универсальными знаниями и навыками - этого
требует от него специфика работы со смешанной массовой аудиторией.
Однако, как правило, в реальных условиях добиться разносторонних
и глубоких знаний, навыков в большинстве случаев бывает очень
сложно.
Владение организацией и методикой подготовки и проведения
массовых культурно-досуговых программ расширяет диапазон творческих
и организаторских способностей специалистов, позволяет оп-
ределить в общих чертах уровень научной организации труда, проверить
|
правильность технологического процесса самых трудоемких и
масштабных акций.
Многофункциональный, комплексный характер технологического
процесса является основой подготовки массовых форм культурно-
досуговой деятельности.
Массовые формы могут отчасти видоизменяться, трансформироваться.
Сегодня они обретают новое звучание, оттенки, определяемые
происходящими переменами в общественной психологии, которая
оказывает непосредственное влияние прежде всего на подготовку
и проведение праздников, обрядов, церемониалов.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности, носящие
активный преобразовательный характер, выступают как необходимая
предпосылка общественного творчества масс.
Сложность и многоплановость массовых культурно-досуговых
программ требуют от специалистов глубокого понимания механизма
их действия. Исходной точкой каждого праздника как культурно-
досуговой программы является событие, явление, факт. Это позволяет
на основе принципа социальной детерминации понять происходящие
в сознании человека процессы. «В своем практическом выражении
вопрос о детерминированности психологических явлений, - писал
выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн, - это
вопрос об их управляемости, о возможности их направленного изменения
в желательную для человека сторону. В этом основное значение,
основной жизненный смысл вопроса о детерминации психологических
явлений. Конкретно постичь детерминированность, закономерную
обусловленность психических явлений - психической деятельности
|
и психических свойств человека - это значит найти пути
для их формирования, воспитания».
В соответствии с принципом социальной детерминации функционирование
культурно-досуговой деятельности начинается с изучения
состояния социальной среды, которая образует совокупность
конкретно-исторических общественных отношений, объективных и
субъективных условий и факторов. «Человеческая среда, - отмечает
А.Н. Леонтьев, - это уже не только то, к чему должен приспосабли-
72 Рубинштейн С Л Основы общей психологии -СПб. Питер, 2004-С 226
ваться человек, в ней кристаллизован опыт человеческих поколений,
исторически сложившиеся человеческие способности - способы и
средства человеческой деятельности. Среда для человека - это, прежде
всего, то, что создано человеком. Это - человеческое творчество,
это культура».
Массовые формы культурно-досуговых программ по степени
мобилизации выразительных средств и масштабам вовлекаемых людей
стали специфическим способом самодеятельной организации населения.
Художественность - неотъемлемая черта современной технологии
культурно-досуговой деятельности. Образность и выразительность
придают ей необыкновенную силу идейно-эмоционального
воздействия Форма художественных явлений определяется способами
организации материала, при которых наилучшим образом может
быть раскрыто его идейное содержание, а зритель будет эмоционально
подготовлен для восприятия происходящего. Поэтому технология
подготовки и проведения массовых форм культурно-досуговой деятельности
|
предполагает систему знаний как о самом событии, которому
посвящен праздник, так и о характере, специфике, приемах
идейно-эмоционального воздействия и способах их применения, соответствии
содержания и формы данного праздника. И здесь существуют
два критерия' правда и выразительность. Если в культурно-
досуговой деятельности нет правды, то она попросту бесцельна. Но
она бесполезна и в том случае, если в ней нет выразительности, т.е.
убеждающего начала. Поэтому эти критерии трудно анализировать в
отрыве друг от друга. «Содержание,- писал Гегель, - есть не что
иное, как переход формы в содержание, и форма есть не что иное, как
переход содержания в форму»74.
Каждая массовая форма культурно-досуговой программы, содержит
в себе четыре основных компонента: а) содержание; б) композицию,
или гармоничное расположение элементов содержания;
в) характер аудитории и ее расположение в пространстве; г) характеристику
средств идейно-эмоционального и художественного воздействия.
Леонтьев А Н Культура, поведение и мозг - М, 1970 - С. 51
Гегель Соч - М, Л, 1930 - Т 1-С 224
Праздники, обряды, зрелища, театрализованные представления,
тематические вечера, митинги, фестивали, концерты рок-групп, шоу-
бизнеса и т.д. - каждая из этих форм в отдельности, тем более цикл,
несут огромный воспитательный заряд, а объединенные в систему
они представляют собой целостный педагогический процесс.
, Достаточно напомнить, что специалисты культурно-досуговой
f I деятельности готовят программы проведения дней города, в которых
f 5
'{ предусматривается возложение венков к монументам и памятникам
героям Великой Отечественной войны, посещение исторических
мест, восстановление исторических памятников, реставрация истории;
здесь устраиваются театрализованные праздники, митинги, тематические
вечера, кинопоказы, детские утренники.
При активной деятельности участников художественной самодеятельности
проходят выступления, концертные и творческие отче-
1 ты в клубах, Домах и Дворцах культуры, студенческих общежитиях,
школах, центрах творчества детей, центрах эстетического воспитания
и т.д.
В крупномасштабных формах, таких, например, как государственные
праздники, поднимаются темы истинно народные. В них конкретные,
местные факты подаются в соответствии со всем строем
представления, т.е. максимально обобщенно. В силу этого они выдвигают
свои, только им присущие формы сценической выразительности,
особые методы, средства и способы сценического отображения.
В основе крупномасштабных форм всегда лежит торжественно-
патетическая тема, свободное оперирование пространственными и
временными представлениями, логика построения действия, трактуемого
в условно-обобщенных категориях.
В ходе подготовки и проведения государственного праздника
воздействие коллективной эмоциональности вызывает большой заряд
созидательной энергии, которую необходимо умело направлять.
С самого начала праздники возникали как форма, создающая
| условия для межличностного общения, основного социально-
психологического механизма воспитательного воздействия. Я. Ще-
паньский отмечает, что «взаимодействие представляет собой систематическое
устойчивое выполнение действий, которые направлены
\ на то, чтобы вызвать ответную реакцию со стороны партнера, при
этом вызванная реакция, в свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Каждое социальное действие включает ряд элементов: а)
действующий индивид; б) объект действия или индивид, на которого
действуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или
способ использования средств; д) реакция индивида, на которого
действуют, или результат действия»75. Процесс общения является исходной
предпосылкой построения воспитательного процесса во всех
массовых формах культурно-досуговой деятельности. Общение как
своеобразное проявление социальной активности людей вызывается к
жизни всей совокупностью человеческих связей, основу которых составляют
производственные отношения. Общение людей различных
интересов - сложный и многогранный процесс, способствующий сопереживанию,
а следовательно, и взаимопониманию людей. Разумеется,
коллективные переживания обеспечиваются эффектом общей
сопричастности к событию. Высокий эмоциональный подъем в процессе
общения усиливает степень воздействия выразительных
средств. Поэтому общение является важнейшим инструментом воспитания,
который позволяет в массовых формах культурно-
досуговых программ судить о нарастании эмоциональных переживаний
и сопереживаний, увидеть динамику настроений и чувств людей.
Общение, как и все остальные элементы праздника, в общих чертах
запрограммировано в сценарии и регулируется режиссером в процессе
реализации всех культурно-досуговых программ входящих в план.
Чтобы предусмотреть в сценарии все элементы праздника, необходимо:
- изучить материалы, отражающие повседневную работу культурно-
просветительного учреждения;
- проанализировать различные материалы (сценарии программ,
фотографии, пригласительные билеты, афиши и т.д.), методические
материалы, газетные публикации по данной проблематике.
Эта работа позволяет определить, во-первых, форму массовой
программы (театрализованное представление, массово-зрелищное,
тематический вечер, обряд и т.п.), что очень важно при написании
сценария, а во-вторых, методику его подготовки и проведения с учетом
состава смешанной аудитории.
Щепаньский Я, Элементарные понятия социологии. - М, 1989 - С 84
Задачи следующего этапа подготовки праздника предусматривают:
- подготовку режиссерского плана реализации сценариев, который
состоит из соответствующих выписок, текстов и музыкальных
произведений для разучивания их отдельными участниками художественной
самодеятельности; изготовление записей музыки и шумов;
- разработку плана постановки с конкретными заданиями декораторам,
осветителям, киномеханику, реквизитору, костюмерам -
всем, кто обеспечивает материально-техническую сторону представления;
- разработку художником эскизов оформления сцены, фойе, фасада
клуба и прилегающей к нему площади, а также афиш, пригласительных
билетов;
- составление текстов пригласительных билетов, афиш, экспозиций;
- распространение пригласительных билетов, информирование
населения о предстоящем вечере по радио и через газету;
- совещание по уточнению общей программы предстоящего
праздника, функций каждого сотрудника в целях обеспечения четкой
организации программы;
- составление и утверждение сметы расходов на проведение
программы;
- созыв оперативных совещаний, на которых проверяется ход
подготовки программы.
Важнейший этап - проведение праздника, когда все элементы
подготовки находят свое практическое воплощение.
Заключительный этап методики - анализ проведенного праздника,
где необходимо проанализировать точность выполнения всех
намеченных планом мер по подготовке и проведению праздника, работу
всех служб сферы культуры, городских коммунальных служб и
т.д.
Успех праздника во многом зависит от того, насколько в методике
его организации предусмотрены возможности общения людей,
превращающего посетителей из зрителей в участников массового
действия. Одним из ведущих способов объединения людей в ходе
праздника выступают социально-психологические механизмы объе-
динения людей, имеющие интенсивную эмоциональную окраску и
активный характер.
Отсюда важное методическое требование к культурно-
просветительному работнику - уметь различать в массовой аудитории
как отдельного человека, так и группы людей, объединенных
общими интересами, дифференцированно подходить к ним, отбирать
группы не только по интересам, но и по возрасту, образованию, жизненному
опыту.
Для проведения особо крупных мероприятий: праздников, обрядов,
политических кампаний, фестивалей, спортивных соревнований
- необходимо создание штабов или оргкомитетов.
Основным принципом работы оргкомитета является коллегиальность
руководства и личная ответственность каждого его члена.
В задачу оргкомитета входит, прежде всего, общее оперативное
руководство отделами, комиссиями, организациями, рабочими группами
и лицами, ответственными за определенные участки работы.
Методы здесь различны: заседания оргкомитета, рабочих групп, оперативные
совещания, индивидуальные беседы руководителей с исполнителями;
получение срочной информации: развитие самодеятельности
и инициативы заинтересованных лиц; моральное и материальное
стимулирование за высокое качество выполнения порученного
дела в ходе подготовки, организации и проведения праздника.
Состав оргкомитета может быть расширен или уменьшен в зависимости
от объема вопросов, требующих решения. В него могут
быть включены ветераны труда, спортивно-физкультурного движения.
Программа праздника составляется в зависимости от наличия у
организаторов благотворительных фондов, источников финансирования,
финансовых возможностей оргкомитета, уровня развития тех
или иных видов искусства и физической культуры, материально-
технической базы. Важное значение в подготовке массовой формы
программы имеет умелый подбор творческих работников, прежде
всего сценариста и режиссера-постановщика. Они создают сценарный
план данной программы, который включает художественное
оформление района, клубных учреждений и спортивных сооружений;
тематические выставки, выпуск плакатов, афиш; объявление в газете,
рекламная продукция.
Работу надо начинать с составления подробного сводного плана
всех акций, проектов, различных форм для групповой аудитории с
указанием времени проведения и места каждого из них, назначения
ответственных по каждому мероприятию.
Сценарный план определяет: общий замысел программы, его
тематику; длительность и продолжительность как в целом, так и отдельных
его частей; число участников и характер аудитории.
Следующий этап - разработка сценария, где сценарист-
режиссер вовлекает в свою деятельность творческих специалистов.
Творческий коллектив включает сценариста-режиссера, художника,
композитора и руководителей коллективов. Сценарист-
режиссер является не только творцом, но и организатором всей работы.
Велико значение художника, которому следует стремиться к тому,
чтобы в каждом случае найти наилучшее изобразительное решение
темы применительно к конкретным сценическим и аудиторным
условиям учреждения культуры.
Судьба культурно-досуговои программы массового характера во
многом зависит от композитора. Способы музыкального оформления
могут быть различны.
Огромную роль в подготовке культурно-досуговои программы
массового характера играет группа технического обеспечения, которая
осуществляет звуковое и световое оформление, радиофикацию,
отвечает за транспорт.
Группа материально-хозяйственного обеспечения организует
мероприятия по благоустройству территории, отвечает за сооружение
площадок, аттракционов, подготовку места проведения спортивных
праздников.
Группа по обеспечению питания и торгового обслуживания организует
питание участников и зрителей, торговлю сувенирами.
Группа охраны порядка и медобслуживания обеспечивает общественный
порядок при проведении спортивного праздника.
К сожалению, пока еще не разработаны определенные показатели
эффективности проведения массовых форм культурно-досуговои
деятельности, которые бы позволяли обоснованно оценить роль и
влияние организационных новшеств в условиях рыночных отношений.
Здесь уместно напомнить, какие признаки характеризовали массовые
формы культурно-просветительной работы, по мнению А.В.
Сасыхова, который считал, что «в целом численность и состав массовой
аудитории определят в основном следующие факторы;
- содержание мероприятия, популярная или, напротив, «специальная
» форма его раскрытия;
- способ организации материала, жанр мероприятия (тема может
разрабатываться в приподнято-пафосном ключе, в общественно-
монументальной или «плакатной» манере - и тогда нужна порой
многотысячная публика; но та же тема может быть решена лирически
- и тогда подойдет скромный по размерам зал, узкий круг зрителей);
- запланированный способ общения приглашенных, желаемая
мера их активности;
- организационно-материальные условия, имеющиеся помещения,
аппаратура, численность и квалификация активистов и т.п.»76.
В настоящее время, на наш взгляд, массовые формы культурно-
досуговой деятельности классифицируются по содержанию и по драматургической
организации материала.
В зависимости от сочетания информационно-логической и эмоционально-
образной линий следует различать клубные вечера, включающие
методы иллюстрирования и театрализации.
Театрализованный тематический вечер - это значительное событие
общественной жизни. Он предполагает сценарно-
драматургическую разработку темы, основан на документальном материале
с включением реальных героев; в нем широко используется
разнообразный комплекс выразительных средств, художественные
образы, конкретизированные документы.
Подготовка театрализованного тематического вечера проходит
следующие этапы:
- выбор темы, определение педагогической задачи, работа над
художественным замыслом, подбор и обработка материала;
Клубоведение. - М., 1980. - С. 67.
- драматургическая организация материала, поиски сюжета,
сюжетного хода, поиски композиции, монтаж эпизодов;
- репетиционная работа: включение в деятельность по подготовке
актива, работа с выступающими, организация репетиций коллективов
художественной самодеятельности, отбор художественных
фрагментов, наглядных средств;
- организация аудитории с помощью афиш, пригласительных
билетов, оповещение - анонс по радио, телевидению и т. д.;
- проведение вечера, создание оптимальных социально-
психологических условий для активного восприятия и общения;
- анализ проведенного вечера.
Многолетняя практика учреждений культуры показывает, что
среди массовых форм наиболее популярными и действенными являются
тематические вечера, которые отличаются разнообразием жанров:
вечер отдыха, вечер-встреча, вечер-рассказ, вечер-конкурс (интеллектуальный
и спортивный), традиционный новогодний праздник,
киновечер, выпускной вечер, вечер поэзии, семейный вечер, музыкальный,
вечер-ритуал, вечер песни, вечера-переклички, вечера-
комментарии, вечера-рассказы, вечера вопросов и ответов (на актуальные,
проблемы быта) и др. В общей сложности подобных жанров
насчитывается свыше пятидесяти. В широком смысле слово «вечер»
можно определить как некое пространственно-временное, содержательно-
развлекательное действо, построенное на основе метода игры,
иллюстрирования и театрализации, посвященное какой-либо общественной,
политической, литературно-художественной проблеме.
В то же время вечер отдыха или вечер-конкурс, вечер-митинг -
формы неоднозначные. У каждой из них свое назначение, своя специфика
и методика подготовки и проведения. Если понятие «вечер»
употребляется в привычном, буквальном значении, то ведущей, определяющей
цель характер программы является вторая часть термина
- «митинг», «смотр», «поэзия» и т.п. Шоу-программы имеют свою
классификацию: ток-шоу, бла-бла-шоу. Последняя, по сути дела, и
обусловливает специфику формы, ее содержание и, самое главное,
указывает на приемы и способы осуществления задуманной программы.
Поскольку в названии доминирует вторая часть, совершенно
необязательно, особенно в дневные часы, называть его, к примеру,
вечером встречи поколений, а просто - встречей поколений.
Игнорирование жанрового определения формы намеченной
культурно-досуговой программы решающим образом сказывается на
его проведении. Как правило, не удается реализовать все многообразие
средств и методов воздействия на сознание, чувства аудитории,
что, в свою очередь, снижает отдачу от проделанной работы. При
этом никакая концентрация выразительных средств сама по себе не
гарантирует качества: дело не столько в обилии разнообразных художественных
приемов, сколько в умелом и оправданном их использовании
с логической и художественной точки зрения.
Форма культурно-досуговой программы - это тот угол зрения,
под которым подается то или иное содержание. Вечер-митинг протеста,
торжественный митинг, траурный митинг имеют свою содержательную
направленность и структуру воплощения.
Одной из разновидностей массовых форм культурно-досуговых
программ, несколько отличной от тематического вечера, является
трибуна общественного мнения.
Все большую популярность завоевывает использование формы
суда, в чем преуспело наше телевидение, где проходят гражданские
показательные суды (в исполнении артистов) или суд моды.
Несмотря на развитие средств массовой информации не утратила
своей значимости и такая форма, как устный журнал.
Возникнув как оперативная, информационная форма клубной
работы, устный журнал не только сохранил эту специфику до наших
дней, но и получил дальнейшее развитие. Мы живем в век информационного
взрыва, Интернета и интерактивного развития средств массовой
информации. Поэтому особенно актуально живое общение
участников «устного журнала» со зрителями. Здесь специалисты по
различным вопросам помогут аудитории научиться различать общую
и конкретную информацию, акцентировать внимание на сути вопроса.
Вполне понятно, что выступающие на страницах устного журнала,
не имея возможности выдавать первичную информацию раньше
органов массовой информации, компенсируют этот недостаток возможностью
обратной связи, межличностного общения, умением до-
нести эту информацию в эмоционально-образной форме. Подача материала
в устном журнале в основном носит характер комментария,
содержит личностные отношения к содержанию.
Методом подготовки устного журнала является метод иллюстрирования,
который позволяет активизировать процесс восприятия.
Введение визуальных иллюстраций позволяет по-новому построить
проведение устного журнала.
Массовые формы культурно-досуговой деятельности создают
условия для развития творческих способностей россиян. Это происходит,
с одной стороны, за счет участия в различных видах деятельности
огромного числа людей всех возрастов, а с другой - большого
числа членов актива учреждений культуры. Участники будущей
культурно-досуговой программы вовлекаются в подготовки различных
вопросов, участвуют в выполнении разнообразных заданий. С
другой стороны, сам процесс восприятия массового действия способствует
развитию творческого потенциала личности.
Итак, технология массовой формы культурно-досуговой деятельности
включает:
- четкое осмысление и понимание цели специалистами и их активом
будущей программы;
- органическое соединение всех видов деятельности (познавательной,
ценностно-ориентационной, коммуникативной), обеспечивающих
творческий процесс в учреждении культуры на основе общения;
- определение цели и содержания, соответствующего цели
культурно-досуговой программы, её патриотического и нравственного
наполнения, создание условий реализации замысла;
- выбор рациональных методов и приемов интеллектуально-
эмоционального воздействия требует учета цели программы, характеристики
контингента аудитории, для которой оно проводится, реальных
возможностей учреждения культуры, профессионального
мастерства организатора, обеспечение максимальной активности зрителей,
слушателей.