Процесса
Потребности современного общества, его духовной и материальной
сфер делают проблему общения чрезвычайно актуальной. Без
соответствующего развития форм общения практически невозможна
такая область человеческой деятельности, как культурно-досуговая. В
связи с этим выдвигается задача прогнозирования потребностей людей
в новых видах культурно-досуговой деятельности при сохранении
и закреплении традиционных позитивных форм общения. Механизмы
практической реализации потребности людей в общении в технологии
культурно-досуговой деятельности различны. Б.Ф. Ломов считает,
что «при реализации определенных целей в деятельности в качестве
ее средств и способов используются средства и способы, характерные
для общения, а общение строится по законам деятельности
(например, деятельность педагога, лектора). В других случаях предметно-
практические действия используются в качестве средств и способов
общения, а самая деятельность строится по законам общения
(например, театральное представление, демонстрационное поведение)
»82.
Человеческие контакты в учреждении культуры особенно позитивны
для взаимного влияния, поскольку они происходят в условиях
досуга, в непринужденной обстановке, когда наиболее свободный характер
поведения располагает к взаимопониманию. Поэтому все виды и
формы культурно-досуговой деятельности развиваются и совершенствуются
на основе общения. Осуществляется общение как с помощью
материальных посредников - технических средств, языковых и неязыковых
знаков и символов, так и с помощью форм, среди которых велика
роль различных средств информационной и эмоциональной связи, а
|
также межличностных. Иначе говоря, природа общения и общественных
отношений одна - они являются условием и продуктом деятельности,
неотделимы друг от друга и от закономерностей развития материальной
жизни.
Кроме этого, общение в учреждении культуры, как и общественные
отношения, содержит в себе объективную и субъективную стороны.
С одной стороны, оно характеризуется объективными связями
человека с окружающим его миром, с другой - является воплощением
взаимоотношений между субъектами деятельности, субъектами
общественных отношений.
Субъективная сторона общения в учреждении культуры обусловлена
тем, как человек оценивает свою роль, место в социальной
группе (и соответственно этому действует). С этим связано и постоянное
сопоставление человеком своих личных качеств и притязаний с
оценкой своего положения в обществе, с согласием или несогласием
признания его индивидуальных и профессиональных характеристик.
Субъективная сторона оказывает большее влияние на характер исполнения,
уровень реализации личных планов и проявляется в настроениях,
оценках и стереотипах поведения. Несовпадение личных
притязаний и общественного (коллективного) их признания нередко
Ломов Б. Ф. Общение как проблема общей психологии // Методологические проблемы социальной
психологии. - М., 1975. - С. 120.
составляет предмет конфликтов личности и общества, в которых степень
необъективности оценки может зависеть как от человека, так и
от социальной общности. Только органичное, всестороннее и одновременное
|
рассмотрение как объективной, так и субъективной сторон
общения создает возможность для научного анализа и выработки рекомендаций
по управлению процессами взаимодействия в культурно-
досуговой деятельности.
При характеристике общения в культурно-досуговой деятельности
необходимо отметить значение субъектов, играющих роль «катализаторов
общения». Независимо от их специализации они являются
теперь своего рода технологами культурно-досуговой деятельности.
Как отмечал известный ученый М. Марков, «технолог - это импресарио
знания, а вместе с тем и его интерпретатор. Он использует наличное
знание, обогащает его своим опытом и трансформирует его в
полезный практический результат». Субъекты культурно-досуговой
деятельности общаются в условиях поливариантности, при наличии
множества возможностей и способов действия. Каждый конкретный
вариант или способ действия имеет свои положительные и отрицательные
последствия. Поэтому даже теоретически никакое технологическое
действие не может быть оптимальным, ибо оно воплощается
в процессе с партнерами, где встает проблема психологической, интеллектуальной
совместимости. Пока еще очень редко встречаются в
учреждениях культуры коллективы единомышленников. Разработка
каждого отдельного варианта требует времени, сил и средств, коммуникативных
способностей, профессиональной компетентности, организаторского
таланта.
На наш взгляд, интересны рассуждения о коммуникативных способностях
В.А. Кан-Калика, который считает, что это умение: «а) быстро,
оперативно и правильно ориентироваться в меняющихся условиях
|
общения; б) правильно планировать и осуществлять саму систему
коммуникации, в частности ее важнейшее звено - речевое воздействие;
в) быстро и точно находить адекватные содержанию акты общения,
коммуникативные средства, соответствующие одновременно
творческой индивидуальности педагога и ситуации общения, а также
индивидуальным особенностям воспитанника, выступающего в каче-
Моркоа М. Теория социального управления. - М., 1978. - С. 230.
стве объекта воздействия; г) постоянно ощущать и поддерживать обратную
связь в общении»84. Следовательно, коммуникативные способности
необходимы не только специалистам, но и сотрудникам учреждений
культуры.
По своей сущности «общение есть непосредственно наблюдаемая
и переживаемая реальность и конкретизация общественных отношений,
их персонификация, личная форма»85. В культурно-
досуговой деятельности общение и отношение неразрывны, поскольку
все формы общения в учреждениях культуры становятся общественными
отношениями. Происходящий отбор, выявление ведущих тенденций
позволяет общению трансформироваться из межсубъектного
взаимодействия в общественные отношения, где формируется общественное
мнение.
С этой точки зрения общественное мнение можно определить
как активное отношение большинства населения к актуальным проблемам,
событиям и фактам культурно-досуговой деятельности. Для
этого общественное мнение нужно выразить в оценочных суждениях.
Специалисты, изучающие общественное мнение о культурно-
досуговой деятельности, чаще всего определяют его как своеобразный
барометр мнений разных слоев населения, как надежное средство
определения «пульса» народа.
В учреждениях культуры различают повседневное и праздничное
общение. Сегодня все больший удельный вес приобретает повседневное
свободное общение. Это общение людей, о которых принято
говорить, что они заходят в клуб просто так, «на огонек». Осуществляемые
здесь межличностные контакты носят нерегламентированныи
характер и развертываются внутри так называемых нестабильных
групп. Эти нестабильные общности, группы представляют собой стихийно
возникающие объединения, базирующиеся на основе временного
интереса и распадающиеся сразу по достижении поставленной
цели. Как правило, такие группы образуются на основе общей установки
или общего прошлого опыта. Конкретные поводы для их возникновения
различны. Наиболее интенсивное появление этих групп
Кан-Калик В.А. Основы профессионально-педагогического общения. - Грозный, 1979. - С.
61.
85 БуеваЛП. Человек: Деятельность и общение. -М., 1987. - С. 116.
происходит под воздействием возбуждающих чувства и внимание событий.
Свободное общение - это вполне самостоятельный компонент,
который нельзя подключить к другим видам занятий в виде некоего
дополнения. Долгое время специалисты учреждений культуры исходили
из предпосылки, что все, кто приходит к ним, имеют целью приобрести
новые знания, получить новые художественные и другие
впечатления. Между тем это далеко не так. Многие из посетителей
учреждений культуры в других местах соприкасаются с весьма
обильной информацией, а вот «переварить» ее не успевают или не
могут. Окружающая нас жизнь настолько динамична и насыщена событиями,
что теперь надо думать в первую очередь о том, чтобы помочь
людям поразмышлять, оценить, взвесить увиденное и услышанное
вне учреждения культуры, обменяться мнениями и суждениями по
этому поводу.
Однако превращение свободного общения в культурное общение,
конечно, не произойдет само собой. Увеличение объема межличностных
контактов не означает автоматического повышения их
формирующей ценности. Здесь есть и много других дополнительных
факторов, осуществление которых потребует большой работы: и методической,
и теоретической, и особенно организационной.
Телевидение также участвует в процессе общения в учреждении
культуры. Существуют такие телевизионные передачи, которые люди
предпочитают смотреть в относительной большой аудитории. При
этом значительной популярностью пользуются коллективные просмотры
телепередач в холлах, гостиных, комнатах отдыха и других
общественных местах. Коллективный просмотр всегда представляет
собой единство двух взаимосвязанных моментов: с одной стороны,
это восприятие определенного зрелища, а с другой - особый вид межличностного
общения. Многие из телепередач по природе своей
предполагают и допускают возможность сиюминутного обмена мнениями,
впечатлениями, переживаниями. У экранов спорят, доказывают,
радуются, огорчаются. Здесь человек получает информацию, оказывающую
очень серьезное влияние на формирование гражданских
убеждений, нравственных представлений, эстетических вкусов. Следовало
бы обратить большее внимание на стихийно возникающие по-
еле телепросмотра беседы и обсуждения, в ходе которых полученная
информация подвергается дальнейшему осмыслению и получает
окончательную оценку.
Праздничное общение - это наивысшая ступень в культуре общения.
Праздничное настроение снимает прошлые обиды и огорчения,
ибо в праздник сознание личности раскрыто для восприятия и
положительных эмоций.
Опыт подготовки и проведения праздничных программ показывает,
что в учреждениях культуры достигается наибольшая эффективность,
если подготовка их ведется на основе особого приподнятого
праздничного общения. Содержанием общения является отношение
людей к событию, которое лежит в основе праздника.
Общение людей в праздничные дни является синтезом различных
интересов, эмоциональных компонентов, смысловых элементов
общественно-политической направленности. Это сложный и многогранный
процесс, способствующий взаимодействию, взаимовлиянию,
сопереживанию событий и взаимопониманию личностей. Разумеется,
коллективные переживания обеспечивают наибольший эффект сопричастности
праздничному событию.
Специалистам следует обращать самое пристальное внимание на
процесс общения как в период подготовки праздничных программ,
так и в дни их проведения. Это необходимо потому, что праздничное
общение является сильнейшим инструментом воздействия, который
позволяет судить о нарастании эмоциональных переживаний и сопереживания,
увидеть динамику настроений и чувств людей. Содержание
праздника и художественная форма его воплощения призваны возвысить
состояние его участников до нового уровня осознания и переживания,
так что участники праздника проходят путь от восприятия
внешней стороны события к осознанию его внутренней сущности.
Только тогда, когда значимость события и его смысл будут раскрыты,
произойдет переход на иной уровень осознания, где прошлое и настоящее
выступят в своем синтезе.
Лучший способ воспитать в человеке культуру чувств, культуру
общения с коллегами, сослуживцами - личный пример. Уметь разделить
с посетителями радости и огорчения, уметь слушать и понимать
их - это большая радость и большой труд. Помочь в этом специали-
зи
стам могут и умная книга, и талантливый спектакль, и телевизионная
праздничная передача. Однако воспитание культуры чувств не сводится
лишь к усвоению определенных нравственных норм и правил
поведения, она обнаруживается тогда, когда чувства становятся непосредственным
побуждением цели и мотивом деятельности. Именно
цель обусловливает разнообразие форм общения: это и личная беседа
с участником событий, ветераном Великой Отечественной войны,
деятелем искусства и литературы, это и телефонный разговор, краткий,
моментальный опрос о том, что хотелось бы увидеть на празднике,
это и просто задушевная беседа, и интервью массовое и групповое
и т.д.
В учреждениях культуры общение имеет смысл, если оно поднято
на уровень духовного явления, которое рассматривается как
процесс взаимного обмена мыслями, чувствами, волевыми побуждениями
с целью управления одних людей другими. По своему содержанию
общение может быть разделено на информативное, эмоционально-
действенное и регулятивное. В каждом акте общения заклю-
чены все эти моменты, хотя каждый раз доминирует что-то одно.
Поскольку каждый человек обладает особым стилем или манерой
общения, в зависимости от своей духовно-ценностной ориентации он
избирательно относится к собеседнику. Одни замечают и предпочитают
то, на что другие не обращают внимания, охотно вступают в
общение с одними людьми и избегают других. Здесь повышается
роль эмоций как своеобразных регуляторов действий организма в ответ
на определенную ситуацию. Положительные эмоциональные
ощущения возникают тогда, когда в мозгу подтверждается успешность
тех или иных действий. Отрицательные эмоции возникают при
сигналах, свидетельствующих о неполноценности того или иного
действия, о том, что поставленная цель не достигнута.
Какая бы форма культурно-досуговой деятельности ни была избрана:
диспут, дискуссия, диалог, зонг-митинг, устный журнал, тематический
вечер, воскресные чтения, занятия в народном университете
и т.д. - объемы общения в каждом случае разные. Общение в отличие
от прошлых лет, когда оно в основном несло познавательную или
развлекательную направленность, сочеталось с элементами отдыха,
86 См.: Шерковш Ю.Л Психологический аспект массовой коммуникации. - М, 1988. - С. 19.
теперь носит острый полемический характер, что способствует развитию
альтернативного мышления.
Общение проявляется прежде всего в той стихии многообразных
речевых процессов, которые включают все формы и виды контакта.
Форма и тип общения зависят от партнеров - их характеров,
ценностных ориентации, интеллектов, опыта и мотиваций. В любительских
объединениях и клубах по интересам вырабатываются свои
особые, непринужденные формы: слова-намеки, жесты, шутливые
рассказы, анекдоты и др. По-иному осуществляется общение, когда
собираются посторонние друг для друга люди на массовую форму
культурно-досуговой деятельности, где между формой общения,
формой высказывания и их содержанием существует неразрывное
единство, обеспечиваемое событием, лежащим в основе программы.
Форма общения как бы предопределяет характер речевых и иных
средств обмена мыслями. На формы высказывания оказывают огромное
влияние общественное положение, социальный статус общающихся.
В процессе культурно-досуговой деятельности общение осуществляется
как непосредственно, так и опосредованно. В зависимости
от целей, формы культурно-досуговой программы, конкретной ситуации
общения словесное обращение может быть адресовано либо
конкретному лицу, либо некоторому множеству вероятных адресатов.
Непосредственное общение осуществляется с помощью устной речи
и выразительных движений, опосредованное - с помощью средств
смыслового и эмоционального воздействия. Передаваемая с их помощью
информация, адресованная разнородной по своему составу
аудитории, воспринимается в зависимости от уровня культуры человека.
Специфика межличностного общения в учреждении культуры
состоит в том, что предполагает предрасположенность партнеров, их
доброжелательность, равноправие, взаимное уважение, при котором
каждый из участников изначально имеет равные возможности в плане
воздействия друг на друга. В учреждениях культуры объективно существуют
оптимальные условия в отношении свободы выбора партнеров,
вида и формы коллективных занятий, здесь создается наиболее
благоприятная обстановка для споров, дискуссий, всестороннего обсуждения
насущных вопросов.
Нельзя забывать, что общение - это не функция (одно из направлений
деятельности учреждений культуры), а основа функционирования
культурно-досуговой деятельности. Общение происходит
повседневно среди субъектов, осуществляющих жизнедеятельность
учреждения культуры, и посетителей, что, в свою очередь, позволяет
им вступать в образующиеся здесь взаимосвязи в наиболее благоприятной
для них социальной роли, и это создает условия для индивидуального
развития личности и раскрытия ее творческих потенций.
Осуществляется общение между личностью и предметами, вещами,
наконец, инструментами деятельности.
На наш взгляд, прав Ю.А. Стрельцов, который утверждает, что в
учреждении культуры «человек получает ответы на интересующие
его вопросы (информационно-познавательный аспект); утверждается
или разуверяется в истинности какого-то мнения, оценки, суждения
(ценностный аспект); удовлетворяет свои эмоциональные потребности
в эмоциональном сопереживании (эмоциональный аспект); получает
возможность избежать коммуникативной дискомфортности,
замкнутости в своем обычном кругу (коммуникативный аспект);
удовлетворяет потребность в общении с людьми, которых он сам выбрал
и от общения с которыми получает наслаждение (гедонистический
аспект); включается в сферу коллективного отдыха и развлечений
(рекреационный аспект)». Как видим, акт общения в учреждени-
ях культуры является многоаспектным. Ведущей его характеристикой
является предмет совместных действий. Реально проявить свою
коммуникативную активность человек способен не только по какому-
то конкретному поводу, но и в предметной деятельности. Предметы
общения служат своеобразными «посредниками» между взаимодействующими
субъектами. В учреждениях культуры на занятиях коллективов
художественной самодеятельности, в любительских объединениях
и программах, представляющих органическое единство
двух относительно самостоятельных компонентов предметно-
практической деятельности и общения между ее участниками, соот-
Стрелъцов Ю.А. Общение в учреждениях культуры. - М., 1991. - С. 47.
ношение и удельный вес этих компонентов может быть самым различным.
Отсюда можно сделать вывод, что понятия «деятельность» и
«общение» имеют единую внутреннюю структуру. Складывающиеся
между взаимодействующими людьми отношения делают их целесообразными
и эффективными. Простейшая модель общения в учреждениях
культуры представляет собой взаимосвязь двух индивидов, выступающих
в качестве субъектов речевого взаимодействия. Такое базирующееся
на непосредственном контакте взаимодействие является
основанием для технологии культурно-досуговой деятельности, которая
опирается на тесную взаимосвязь субъекта и объекта. Взаимодействие
людей здесь предполагает систематическое устойчивое выполнение
действий, которые направлены на то, чтобы вызвать ответную
реакцию со стороны партнера, при этом вызванная реакция, в
свою очередь, порождает реакцию воздействующего.
Взаимодействие партнеров в учреждениях культуры зависит от
конкретной формы проведения программ, вида самодеятельного художественного
творчества, любительского объединения. Субъект-
объектные отношения, возникающие в рамках формы программы,
возлагают обоюдную ответственность на субъектов и объектов. Наиболее
эффективно процесс общения субъекта и объекта происходит в
ритуалах и обрядах. Общение в процессе культурно-досуговой деятельности
предполагает сочетание контактов межличностных, групповых
и массовых.
На вечере, киносеансе, в антракте спектакля или перерыве занятия
коллектива художественной самодеятельности возникают так называемые
нерегламентированные контакты: обмен новостями, впечатлениями,
суждениями по разнообразным поводам. Эти контакты
имеют хотя и незначительный по времени, но интенсивный по характеру
способ выработки у посетителей учреждения культуры навыков
общения и поведения, норм повседневной жизни.
В массовых культурно-досуговых программах формирующее
взаимовлияние идет многопланово. Здесь у многих людей одновременно
происходит усиление волевой, эмоциональной, интеллектуальной
активности. В массовых программах с большой силой проявляется
прямое воздействие на аудиторию. Под внешним воздействи-
ем активизируются внутренние процессы в аудитории, где возрастает
стремление к подражанию, к уподоблению своих реакций, поведения
реакциям, поведению окружающих. В развлекательных программах,
где в основном используется метод игры, проявляется возможность
влиять на других участников и на сам ход дела через правила игры.
В групповых формах, тем более в стабильных клубных объединениях,
коллективах художественной самодеятельности и технического
творчества, взаимовлияния наиболее интенсивны и богаты по
содержанию. Долговременное сотрудничество в коллективе неизбежно
затрагивает глубокие жизненные потребности и ценностные ориентации
личности. Большие возможности формирующего взаимовлияния
делают актуальным вопрос о сознательном управлении этим явлением,
т.е. о создании условий для всестороннего взаимодействия людей
и о придании контактам в учреждениях культуры целеустремленности
и результативности.
В решении первой задачи (всестороннее взаимодействие) определяющую
роль играет наличие времени и места для контактов. Проблема
времени у посетителей учреждения культуры имеет не только
объективную, но и субъективную сторону. Если человек знает, что
ему будет интересно, что он получит удовольствие и пользу, то он
найдет время и на занятия, и на свободное общение с другими посетителями
учреждения культуры.
Чем лучше знают друг друга люди, занятые в процессе подготовки
и проведения массовых и групповых программ, тем полнее раскрываются
не только их деловые, но и личностные качества, тем богаче
их межличностные отношения, играющие значительную роль в построении
микросоциальной среды. Особую роль в сплочении коллективов
художественной самодеятельности, любительских объединений
и клубов по интересам играет функциональное общение, связанное
с какой-либо профессиональной деятельностью. Менее эффективным
является «внедеятельностное» свободное общение.
Анализируя механизм технологии культурно-досуговой деятельности,
следует отметить, что систематическое целенаправленное
воздействие субъекта на объект положительно только при встречном
стремлении объекта, где успех воздействия зависит не только от того,
какой смысл вкладывает в свое действие работник культуры, но и от
того, какой смысл усматривает в его действии посетитель. Но в учреждении
культуры существует психологический барьер между субъектами
и обычной аудиторией. Основной путь его преодоления - совершенствование
профессионального мастерства специалиста учреждения
культуры, постоянное пополнение знаний, освоение передового
опыта, овладение умением дифференцированно подходить к различным
группам посетителей, улавливать состояние аудитории, ее
поведенческие признаки (внимательная - рассеянная, активная - пассивная,
спокойная - возбужденная и т.д.).
Одним из существенных просчетов в технологическом процессе
учреждений культуры является отсутствие необходимых контактов с
неформальными объединениями. Качество общения в различных неформальных
группах, степень изменения этих качеств прослеживается
при характеристике неформальных групп. Они могут быть и дополнением
организованных коллективов, и их антиподом. По своей
социальной направленности такие группы (компании) подразделяются
на просоциальные (социально положительные), асоциальные (стоящие
в стороне от основных социальных групп) и антисоциальные (социально
отрицательные).
Просоциальные неформальные группы отвечают требованиям
общества, способствуют развитию у своих членов положительных
социально-нравственных качеств, отличаются широтой диапазона совместной
деятельности и обсуждаемых вопросов, высоким нравственным
уровнем личных взаимоотношений. Участники такой группы
нередко обсуждают мировоззренческие вопросы, сообща ищут решение
серьезных жизненных проблем.
В социальных группах общение формируется на основе совместных
развлечений. Межличностные отношения и контакты в такой
компании хотя и бывают эмоционально значимыми, но остаются поверхностными,
ибо ограничены по своему содержанию.
Антисоциальным группам присуще общение, основанное на совместном
развлечении, но их деятельность имеет антиобщественную
направленность (пьянство, хулиганство, правонарушения). Здоровая
юношеская тяга к коллективному общению вырождается здесь в
опасный групповой эгоизм, некритическое отношение к группе и ее
лидеру, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить
групповые нормы и ценности в свете социальных и нравственных
критериев.
Интенсивность развертывания в стране разнообразных форм совместной
досуговой деятельности людей на основе познавательных,
творческих, коммуникативных и других интересов обусловлена неуклонно
возрастающим стремлением молодого поколения к переосмыслению
духовных ценностей, удовлетворению потребности в уважении,
принятию и признанию его притязаний. Полученные данные говорят
о том, что 64% спонтанно возникших групповых форм развертывания
и реализации творческой инициативы способствуют обогащению
структуры досуговых занятий юношей и девушек, углублению
их духовного потенциала, активизации жизненной позиции.
Ощутимо и их положительное влияние на решение задачи преодоления
пассивного потребительского отношения к культуре.
Структура взаимодействия учреждений культуры и неформальных
объединений может быть представлена предкоммуникативной
ориентировкой, где происходит осознание и представление условий
общения, получение сведений об объекте и субъекте общения, ориентировка
в целях и задачах общения; коммуникативным поведением в
процессе информационного и эмоционального взаимодействия, ориентацией
в новых ситуациях общения; посткоммуникативной оценкой
- осмыслением полученной информации и общения в целом, выражением
оценок и принятием решений. Главным показателем меж-
субъектного взаимодействия в системе «учреждения культуры» является
умение преодолевать конфликтные ситуации.
Основными этапами преодоления конфликта могут быть:
- определение сущности конфликта (оценить при этом свои
действия и действия субъекта, выявить вопросы, по которым имеются
расхождения, и вопросы, по которым можно достичь взаимопонимания);
- определение основной причины конфликта (как можно полнее
и правдивее уяснить для себя, что в действиях субъекта полностью
неприемлемо; какое действие стало причиной возникновения конфликта)
и возможности его повторения;
- поиск возможных путей разрешения конфликта (проявить
гибкость и способность к компромиссу, подумать, что мог бы сделать
сам или партнер, каковы общие цели, во имя которых необходимо
найти выход из конфликта);
- принятие совместного решения о выходе из конфликта;
- реализация совместно намеченных способов разрешения конфликта;
- оценка эффективности усилий, предпринимаемых для разрешения
конфликта. Если конфликт не удалось разрешить, необходимо
поискать новые возможные шаги для его разрешения, не настаивать
на одном варианте выхода из конфликта. Для нахождения совместных
решений необходимы общение, дискуссии, откровенные обсуждения,
которые снимут спорные вопросы, породившие конфликт.
Одним из новых методов регулирования коммуникативного
процесса является ритуально-обрядовый. Посетители учреждений
культуры раскрываются в процессе общения наиболее эмоционально
в условиях проведения ритуально-обрядовых действий, когда не им
навязывают информацию, а они сами участвуют в предметной деятельности.
В связи с этим возрастает значение ритуализации в межличностном
общении. Субъект-субъектные отношения, возникающие
в рамках ритуала, при возложении равной ответственности на всех участников
за его исполнение значительно повышают их активность. Ритуально-
обрядовый метод, в основе которого лежат знание и умение
совершать действия, носящие символико-аллегорический характер,
способен регулировать поведение людей опосредованно, незаметно
подводя их к высокому эмоциональному подъему, созданию праздничной
атмосферы. Межсубъектное взаимодействие в технологическом
процессе учреждения культуры состоит в органическом сочетании
межличностного общения с групповым и массовым. При этом
массовое общение предполагает единство социальных позиций и эстетических
переживаний общающихся людей, проявляясь в первую
очередь в общественном настроении. Таким образом, уровень технологического
процесса в учреждении культуры во многом зависит от
того, насколько в нем предусмотрены возможности межличностных,
групповых и массовых контактов, превращающих зрителя в участника.
В последние годы представление о том, как происходит усвоение
материала культуры отдельным человеком, во многом изменилось
в связи с теорией коммуникации, согласно которой «культура -
это в сущности огромное множество сообщений. Каждое из них
представляет собой конечное и упорядоченное множество элементов
некоторого набора, выстроенных в виде последовательности знаков по
определенным законам: законам орфографии, грамматики, синтаксиса,
логики и т. д. Эти понятия относятся ко всем способам передачи сообщений:
1) речь, человеческий язык; 2) музыка, язык чувств; 3) шум,
язык вещей.
Зрительные сообщения, а именно:
1) знаковые сообщения печатного текста;
2) сообщения форм - естественных и искусственных;
3) художественные сообщения.
Почти все системы культуры современного мира используют тот
или иной (или сразу несколько) из перечисленных выше каналов передачи
сообщений. Но все они подчиняются определенным законам»88.
Элементарный акт коммуникации предполагает, во-первых, существование
отправителя сообщения, который выбирает из определенного
набора (перечня) какое-то количество знаков и располагает
их по известным законам; во-вторых, канал, по которому передается
сообщение.
Как видим, согласно теории коммуникации процесс передачи
информации выглядит однонаправленным. По законам, установленным
теорией коммуникации, количество информации уменьшается в
ходе ее движения от отправителя к получателю. В деятельности учреждений
культуры этот недостаток и проявляется на практике.
На наш взгляд, прав М.С. Каган, что в общении информация
циркулирует между партнерами, поскольку оба они равно активны, и
потому информация не убывает, а увеличивается, обогащается, расширяется
в процессе ее циркуляции. «Структура первого типа информационной
активности, следовательно, асимметрична:
• отправитель - послание - получатель;
• а структура второго типа активности - симметрична:
• партнер - средства общения - партнер»89.
Симметричность межсубъектного взаимодействия в учреждении
культуры предусматривает отсутствие преимущества у одного из
88 Моль А. Социодинамика культуры - М., 1973. - С. 138.
89 Каган М.С. Мир общения. - М, 1988. - С. 147.
партнеров. Изучение этого феномена позволяет увидеть, что в культурном
ориентировании межличностного общения, которое помимо
информационной функции выполняет корректирующую (позволяющую
уточнять, усваивать или отвергать информацию) и регулятивную,
обеспечивающую выделение приоритетов в системе (потоке)
информации и обусловливающую мотивацию поведения людей. Велика
роль символики в процессе общения в культурно-досуговой деятельности.
Символизация представляет собой специфической акт
сознания, мысленно синтезирующий то, что символизирует объект, и
то, что символизируется. Это вместе с тем акт общения самого смысла
символа с помощью слова, действия, раскрывающий его содержание
через чувственное восприятие вещей, их свойств и отношений.
Но чувственное содержание символа поднимается в нем до уровня
мысли, идеи. С точки зрения процесса общения символ двулик: его
содержание идеально, а внешняя оболочка материальна, хотя речевым
символам принадлежит решающая роль в организации духовной
жизни и практической деятельности учреждений культуры. Различные
знаки, например особенности одежды, прически, виды приветствий,
манера поведения, - все это служит показателем социального
статуса человека, его пола, возраста и т.п. Существует огромное число
действий, носящих, прежде всего, символический характер. Символ
- это язык эсперанто, он вырастает лишь на социальной, межиндивидуальной
территории в процессе взаимодействия людей. Общение через
символику является необходимым условием процесса приобщения
индивида к культурно-досуговой деятельности.
Функционирующая в культурно-досуговой деятельности символика
составляет своеобразную социальную память - хранилище прошлого
опыта, являющегося базой формирования индивидуального
сознания каждого человека и дальнейшего развития общественного
сознания. Пересмотр ориентиров строительства нашего общества заставляет
пересмотреть и содержание символики.
Процесс общения в учреждениях культуры обеспечивает необходимую
преемственность в развитии культуры. А.И. Герцен писал,
что дела людей «не пропадают бесследно, они облекаются словом,
воплощаются в образ, остаются в предании и передаются из века в
век. Каждый человек опирается на генеалогическое дерево, которого
корни чуть ли не идут до Адамова рая; за ними, как за прибрежной
„ 9 0
волной, чувствуется напор целого океана - всемирной истории».