Культурно-досуговой деятельности




Принципиально важное значение для проведения культурно-

досуговой деятельности имеет атмосфера, в которой реализуется

конкретная программа, позволяющая активно и целенаправленно вести

педагогический процесс. Как педагогическая система культурно-

досуговая программа имеет соответствующую структуру, все элементы

которой подчинены общему ее назначению. Это: цель, средства

достижения цели, объект и субъект воздействия, материально-

техническое и кадровое обеспечение и конечные результаты.

Стержневую основу этого процесса составляет содержание, на

базе которого происходит «процесс развития самосознательных организмов

»

Динамика повседневной жизни постоянно ставит перед специалистами

досуговой деятельности все новые организационные и методические

задачи. Поэтому успех культурно-досуговой деятельности

возможен лишь при постоянном пополнении и обновлении знаний в

общественных, научных и специальных областях.

Технология групповых форм культурно-досуговых программ

предполагает изучение закономерностей построения воспитательного

процесса в клубных самодеятельных коллективах и их совместной

деятельности в рамках учреждения культуры и за его границами. Поэтому

понять сущность, специфику воспитательного процесса в учреждении

культуры без анализа специфики технологии невозможно.

Процесс этот сложный, многоплановый, противоречивый, который

можно раскрыть, лишь подходя отдельно ко всем трем разновидностям

технологий функционирования стабильных самодеятельных

коллективов, коллективов любительских объединений и клубов по

интересам и групповой аудитории нестабильной по составу Их синтез

должен привести к созданию нового мышления, способного развивать

научное знание о групповых формах культурно-досуговой

деятельности, способах достижения определенного практического

результата.

Проведение групповых форм культурно-досуговой деятельности

базируется на известном тезисе отечественной педагогики о том, что

только в коллективе личность получает средства, дающие ей возможность

для всестороннего развития. Поэтому взаимосвязь внутрикол-

лективной работы и клубной деятельности, направленной на формирование

личности, способствует созданию высокоэффективного результата

культурно-досуговой деятельности.

Большой воспитательный потенциал групповых форм культурно-

досуговой деятельности обусловлен возможностью охвата всех

собравшихся идейно-эмоциональным воздействием, наличием непосредственных

контактов между людьми, длительным участием в общем

деле, что позволяет организовать систематический, последовательный,

активно-деятельностный технологический процесс, специфику

которого составляет целевая установка на включение во все виды

деятельности: познавательную, преобразовательную, коммуникативную,

ценностно-ориентационную, творческую - участвующих в

данной программе. На основе реализации этой установки можно

сформулировать мотивы, интересы, потребности участников занятий

или участников групповой формы культурно-досуговой деятельности.

Многолетний анализ деятельности клубных самодеятельных

коллективов показывает, что ведущие из них добились больших успехов

в развитии самосознания, соединяя в единый процесс трудовой,

общественный, художественный, спортивный виды деятельности.

Специфика групповых форм культурно-досуговой деятельности

состоит в том, что она имеет такую структуру, которая, опосредуя

общественные и личные интересы, создает оптимальный нравственный

микроклимат, способствует формированию у участников коллектива

благородных мотивов. Групповые формы наиболее эффективно

позволяют обеспечивать общую направленность содержания

жизнедеятельности участников коллектива художественной самодеятельности

и любительских объединений и инициативных групп, циклов

и отдельных программ в объединенный воспитательный процесс

Сочетание целенаправленного управления коллективом художественной

самодеятельности, любительским объединением с коллек-

тивным самоуправлением является важным педагогическим условием

функционирования технологии культурно-досуговой деятельности.

Технология групповых форм культурно-досуговой деятельности

предполагает:

- развитие самодеятельных начал в подготовке и проведении

занятий в коллективах художественной самодеятельности, любительских

объединениях, клубах по интересам;

- обеспечение связи деятельности коллектива художественной

самодеятельности, любительского объединения, инициативного объединения

с деятельностью учреждений культуры района, города, региона;

- определение конкретного участия широкого числа активистов

в подготовке и проведении культурно-досуговых программ;

- глубокий и систематический анализ проделанной учебно-

воспитательной работы и опросы непостоянных посетителей культурно-

досуговых программ позволяет обеспечить наиболее благоприятные

условия для межличностного общения.

В принципе воспитание в группе или досуговой программе осуществляется

в знакомой среде, в которой функционирует данное

групповое объединение людей.

Психологами установлено, что у человека активно-действенное

положительное отношение к жизни возникает и устойчиво проявляется

только тогда, когда он глубоко осознает социальную ценность

своей деятельности. Групповые формы воспитания в учреждениях

культуры основываются на предметной деятельности, которая и является

главными ее мотивами. Как отмечал А.Н. Леонтьев: «Каков

главный мотив деятельности, таков и тот личный смысл, который

приобретают для человека его действия, реализующие данную деятельность,

цели и условия». Мотив направляет деятельность на конкретный

предмет и придает ей смысл. В мотиве, как в фокусе, отражается

жизненная позиция человека. Естественно, каждый человек

приходит в клубные объединения с определенными установками, а

затем у него в результате общения формируется определенное мнение

по ряду вопросов. Под влиянием коллективных действий это

77 Леонтьев А Н Личность, деятельность, коллектив - М, 1970

мнение корректируется в определенном направлении, что и оказывает

свое влияние на личность и ее поведение. Однако эти изменения

происходят не сразу, а постепенно, под воздействием новой информации,

общения с новыми людьми и т.д. Мнения отдельных личностей

создают мнение группы. Общее мнение, в свою очередь, формирует

сознание этой группы.

Различия общественной психологии отдельных групп населения

проявляются, в частности, в том, что их способность воспринимать и

усваивать содержание культурно-досуговых программ оказывается

неодинаковой: в зависимости от участия в видах деятельности посетители

получают различное воспитательное воздействие.

Наличие малых аудиторий объясняется в конечном счете неоднородностью

структуры учреждения культуры и населения микрорайона.

Включаясь на основе общих интересов в состав какой-либо

аудитории, человек остается носителем тех отношений, которые определяют

его принадлежность к тем или иным социальным, социально-

демографическим и профессиональным группам.

Малые аудитории возникают на основе профессиональных или

возрастных интересов людей. Порой имеет значение и специфика местных

условий в том или ином районе страны. Поэтому при проведении

культурно-досуговой деятельности в малых аудиториях необходимо

учитывать их национальные, возрастные, профессиональные

особенности, которые в значительной мере определяют систему образов,

ассоциаций, отличия в механизме восприятия конкретной

группы людей. Учет этих моментов позволяет специалистам культурно-

досуговой деятельности вносить коррективы как в содержание,

так и в форму подачи материала, в характер общения аудитории.

Необходимо также принимать во внимание уровень подготовки

людей, чтобы выбрать оптимальный способ доведения до них политической,

научной, художественной и иной информации.

Среди групповых форм культурно-досуговой деятельности ведущая

роль принадлежит коллективам художественной самодеятельности,

которые имеют специальные условия для занятий, репетиций в

тематических концертах (объектах) и сборных концертах, посвященных

календарным праздникам.

Организационно-методические принципы деятельности коллективов

художественной самодеятельности позволяют им реализовать

свои воспитательные возможности через стабильность коллектива,

совместную общественно полезную деятельность, творческий характер

деятельности, отчеты о результатах своего труда и возможность

оценки его зрителями.

Диапазон форм, средств и методов деятельности коллективов

художественной самодеятельности очень широк. Для самодеятельного

коллектива особую ценность и значение имеет групповой, коллективный

характер труда. В этом случае основная учебно-

воспитательная деятельность, проходящая в рамках коллектива, теснейшим

образом связана с деятельностью всего учреждения культуры,

что и обеспечивает ее максимальную эффективность. Различное

сочетание решения учебных, творческих и социальных задач способствует

созданию здоровой психологической атмосферы в коллективе,

которая характеризуется заинтересованностью каждого участника,

искренностью межличностного общения. Здесь следует подчеркнуть,

что участие в массовых формах работы культурно-досуговой деятельности

данного коллектива художественной самодеятельности

проходит, как правило, в праздничные дни, что обеспечивает эффективность

воспитательного процесса.

С методической точки зрения целесообразно разделять работу,

проводимую участниками художественной самодеятельности, на

внешнюю по отношению к коллективу и внутриколлективную. Внут-

риколлективная работа проводится членами данного коллектива, является,

прежде всего, творческой, культурно-организаторской или

воспитательной.

"Значительное место в организации и методике работы самодеятельного

коллектива занимает подготовка и проведение концертов в

дни праздников, фестивалей самодеятельного искусства. При этом

они, как правило, рекламируют, позиционируют себя. Наиболее распространенными

формами участия коллективов художественной самодеятельности

стали сегодня вечера-концерты: концерт-митинг,

концерт-интервью, гала-концерт, зонг-митинг.

В настоящее время в коллективах художественной самодеятельности

весьма распространены рок-группы, деятельность которых вы-

ражает не только музыкальную, но и определенную мировоззренческую

ориентацию значительной части молодежи. Активно развивается

музыкальная фольклорная самодеятельность, которая делится на

четыре категории:

- первая группа - этнографические фольклорные ансамбли, коллективы,

представляющие оригинальный, подлинный фольклор;

- вторая группа - коллективы, использующие в своем творчестве

обработанный фольклор, хоры и ансамбли, участники которых не

являются носителями фольклора, однако репертуар их состоит из

подлинно народных произведений;

- третья группа - коллективы, использующие в своем творчестве

стилизованный фольклор, народные хоры и народные ансамбли

песни и танца, репертуар которых состоит преимущественно из обработок

фольклора и авторских произведений, написанных в стиле народных

песен;

- четвертая группа - коллективы, опирающиеся в своем творче-

V 78

стве на материал, реставрированный по архивным записям.

В культурно-досуговой деятельности все большее распространение

получают такие формы самодеятельности масс, как любительские

объединения, клубы по интересам, инициативные клубы.

Анализ практической работы любительских клубов и объединений

показывает, что уровень воспитательной работы в них значительно

выше, чем при организации разовых или цикловых групповых

форм со смешанной аудиторией. Здесь значительно повышается роль

участников любительского объединения как субъектов воспитательного

процесса.

В настоящее время любительские объединения и клубы по интересам

создаются на основе самофинансирования и хозрасчета. Участие

в любительских объединениях, клубах по интересам широких

кругов молодежи и юношества обусловлено уже самим фактом добровольного

согласия людей платить деньги за получение ими учебно-

методической и практической помощи в овладении знаниями и практическими

навыками в той или иной узкопрофессиональной области

См.: Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса в коллективе художественной

самодеятельности и вузе культуры. - М., 2005.-С. 32.

(овладение компьютером, радиолюбительство, техническое моделирование,

автокарты, дельтапланы, мотоциклы и др.).

Чисто прикладной, прагматический подход участников любительских

объединений и клубов по интересам к избранному виду увлечения

в принципе исключает какую-либо возможность девиантного

поведения. Опыт лучших учреждений культуры показывает, что посетителей

платных любительских объединений и клубов по интересам

можно вовлечь в масштабные социально значимые программы,

что уже само по себе способствует росту их гражданской активности

и политического сознания. Как правило, этого добиваются организационными

мерами, т.е. путем вовлечения самодеятельных радиолюбителей,

яхтсменов, автокартистов, участников музыкально-

эстрадных, танцевальных и других коллективов к проведению массовых,

культурных программ.

В клубах по интересам механизм учебно-воспитательного процесса

действует на основе взаимообмена знаниями, умениями, навыками

всех участников. Здесь значительно повышается роль участников

как субъектов воспитательного процесса.

В комплексных клубных объединениях осуществляется непосредственное

общение и самовыражение их участников в различных

видах деятельности, прежде всего в организаторской. Это способствует

широкому развитию общественных функций и связей клубного

объединения со всеми звеньями клуба, парка культуры и отдыха,

культурно-строительного комплекса. Поэтому характер деятельности

комплексных клубных объединений более точно отвечает требованию

современной социализации личности.

Наиболее перспективными являются клубные объединения художественного

типа. Содержание их деятельности формируется на

основе личных интересов в сфере искусства, в связи с этим практически

невозможно найти два одинаковых клубных объединения. Но для

каждого из них характерно активное творчество в сфере искусства,

преобладание организаторской работы над исполнительством, широкое

развитие массовых форм работы (вечера, дискотеки, концерты,

фестивали и т.д.).

Внутриколлективная работа в клубах по интересам и любительских

объединений складывается из подготовки и проведения отдель-

ных акций или программ, организуемых для всех членов клуба: общие

собрания, экскурсии, вечера отдыха, поездки за город, культпоходы,

встречи с людьми интересных судеб и т.п. Овладение навыками

самоуправления: индивидуальные дежурства по клубу, разовые и

постоянные поручения внутри клуба, самостоятельное решение текущих

вопросов о репетициях и т.п. - позволяет выработать технологию

самоуправления, самовоспитания, ответственности и т.д. Поэтому

групповые формы культурно-досуговой деятельности в любительских

объединениях и клубах по интересам строятся на планировании

и прогнозировании деятельности участников; развитии их познавательной

активности и интереса к определенному виду деятельности;

удовлетворении потребности в общении; привитии навыков самоуправления;

формировании умений и навыков в подготовке и проведении

групповых форм и участии в крупномасштабных программах.

Для формирования общественного мнения большое значение

имеет внутриклубная печать: стенгазеты, спецвыпуски, фотомонтаж

и т.п. Значительное место во внутриклубной работе занимает клубная

документация (дневники дежурств, протоколы заседаний совета, общих

собраний, заседаний жюри конкурсов, фотоальбомы и т.п.), хранящая

живой опыт клубного творчества. Вся внутриклубная работа

призвана придать деятельности участников характер игры, свободного

развития творческих сил.

Необходимость связей деятельности любительских объединений

и клубов по интересам с деятельностью учреждений культуры района,

города, региона в целом признают все исследователи.

Каждое любительское объединение и клуб по интересам со временем

вырабатывает свой стиль подготовки и проведения групповых

форм культурно-досуговой деятельности, что способствует формированию

«своей» аудитории, которая составляет потенциальный резерв

клубной общности. Так реализуется важное направление системы

культурно-досугового воздействия - обеспечение связи деятельности

объединения с деятельностью учреждений культуры района, города,

региона в целом.

Третьим важным направлением системы воспитательных воздействий

является развитие системы и форм самоуправления.

Самоуправление в любительском объединении и клубе по интересам

характеризуется спецификой деятельности, которая определяется

демократическим либерализмом, подчинением меньшинства

большинству, широким развитием критики и самокритики. Постоянно

увеличивается число людей, принимающих непосредственное участие

в деятельности объединения.

Ярким примером развития самоуправления является деятельность

фехтовального клуба «Виктория» города Новосибирска, в котором

занимаются тысячи мальчишек и девчонок. Основатель этого

клуба Карем Раш (ныне писатель) талантливо рассказал о создании

клуба, организации работы и методике подготовки и проведения воспитательных

акций в книге «Приглашение к бою». Это рассказ о воспитании

молодежи на лучших образцах героической истории нашей

Родины, своего родного края, семьи, школы, о том, как интересно и

содержательно была выстроена система культурно-досуговой деятельности.

Анализ практической деятельности любительских объединений

и клубов по интересам, созданных при различных организациях, показал,

что наряду с положительными примерами, когда целью деятельности

объединения является воспитание активной жизненной позиции

членов клуба на основе содержательного досуга, значительно

чаще случаи, когда эта форма используется односторонне лишь как

средство развлечений. А ведь в групповой форме культурно-

досуговой деятельности важна сплоченность, основанная на общественно

полезной деятельности.

В последние годы разработаны новые методические приемы социально-

психологического изучения коллектива, дающие возможность

более полно и разносторонне исследовать взаимоотношения

между участниками художественной самодеятельности или членами

клубов по интересам. Большой интерес для педагогического осмысления

процессов коллективной деятельности представляют экспериментальные

подходы к анализу внутригрупповой активности, разработанные

под руководством А.В. Петровского79. Они позволяют не

только уловить эмоциональные связи, но и проникнуть в содержа-

Петровский А.В. Личность, деятельность, коллектив. - М, 1983.

тельную _______сторону взаимоотношений, характерных для высших стадий

формирования коллектива.

Обогатили технологию групповых форм культурно-досуговой

деятельности «посиделки», на которых традиционными становятся

фольклорные игры. Среди них наиболее популярны женские состязания

«Перебери крупу», «Заплети косу», конкурсы вязальщиц, кулинаров,

а также мужские состязания в силе, ловкости и сноровке. Украшают

«посиделки» и народные орнаментальные игры: хороводы,

«путаницы», «змейки». Фольклорная игра - непременный атрибут

традиционных народных гуляний: «Проводы русской зимы», «Русская

березка», национальных праздников всех народов нашей страны.

Однако работа любительских объединений еще не отвечает современным

требованиям. Зачастую объединения работают не планомерно

и организованно, а от случая к случаю. Одни мероприятия и

акции организуются только своими силами, другие - при помощи

штатного аппарата учреждений культуры. В связи с этим чрезвычайно

важно глубокое изучение индивидуальных запросов и потребностей

членов объединения, с тем чтобы наиболее полно их удовлетворять.

В принципе даже в небольшом учреждении культуры можно

создать клубы туристов, коллекционеров, друзей книги, любителей

музыки, шахматно-шашечный клуб и другие любительские объединения.

Для этого не потребуется больших затрат, а вместе с тем они

значительно обогатят, разнообразят деятельность учреждения культуры.

На процесс организации групповых форм культурно-досуговой

деятельности большое влияние оказывают отношения в коллективе,

которые обеспечивают условия для развития коллективизма, дружбы

и сотрудничества, а по этим показателям можно конкурировать с другими

коллективами.

Это могут быть несложные в методическом отношении беседы

за «круглым столом», информационные конференции по различным

вопросам. Диапазон их применения широк и многообразен, позволяет

в любой аудитории найти интересную для всех тему.

Деятельность любительских объединений и клубов по интересам

в условиях рыночных отношений имеет свою специфику, открывает

простор для обмена мнениями.

Специфика ещё и в том, что воспитательное значение проведения

самостоятельно подготовленных программ заключается в том,

что их организуют не профессионалы, а сами члены клубов по интересам

и любительских объединений; штатные специалисты могут

осуществлять методическую, оценочную работу.

Среди групповых форм культурно-досуговой деятельности наибольшую

популярность завоевывают диспуты, клубные гостиные и

Т.Д.

Диспут - это столкновение различных точек зрения. Проведение

диспута во многом зависит от ведущего, который способствует активности

аудитории, осуществляет педагогическое регулирование

конфликтных ситуаций. Важно верно сформулировать тему диспута,

она должна отражать проблемы рыночных отношений, поиски решения

наболевших вопросов.

Дискуссия в отличие от диспута - спор, происходящий в присутствии

аудитории между специалистами. Помимо этого подбираются

исполнители музыкальных произведений, демонстрируются отрывки

из фильмов, составляется программа из выступлений самодеятельных

авторов, дискоклубов. Надо предусмотреть перерывы или

паузы в проводимой программе, указав, какие занятия в этот момент

будут предложены посетителям: музыкальная пауза, просмотр кинофильмов,

игра и т.д. Всегда хорошо иметь запасной вариант дискотечной

программы.

При составлении сценарного плана программы желательно указать:

подготовку интерьера по заданной тематике; музыкальное

оформление; световое оформление; звуковое обслуживание; транспортное

обслуживание; методическое обслуживание.

При организации намеченной программы важно добиться соответствия

содержания и формы реальным возможностям учреждения

культуры, поскольку групповые формы требуют точного учета размеров

помещения, наличия оборудования, инвентаря, материальных

средств.

Среди групповых форм культурно-досуговой деятельности все

большую популярность получает клубная гостиная, которая позволяет

значительно расширить выбор занятий, разнообразить их характер,

настроить участников вечера на камерность общения.

По принципу клубной гостиной работают молодежные клубы-

кафе, в которых продаются безалкогольные напитки, соки, кондитерские

изделия. Однако более сложной является проблема превращения

кафе в место творческого общения людей. В этой связи интересен

опыт работы клуба-кафе «Дружба» г. Ростова-на-Дону, который не

только собирает друзей, единомышленников, он учит молодежь отдыхать.

Кафе «Дружба» - это место встречи всех, кто хочет провести

свое свободное время с пользой.

Необходимо иметь в виду, что при оценке сравнительной эффективности

новых групповых форм культурно-досуговой деятельности

большое значение имеет их эмоциональность, зрелищная сила.

В новых групповых формах используются самые различные выразительные

средства, разнообразные способы подачи материала.

Содержание любой групповой формы культурно-досуговой деятельности

может служить источником проявления самых различных

чувств - радости, восхищения, восторга, печали, возмущения, гнева,

страха. Являясь разнообразными видами эмоциональных переживаний

людей, эти чувства повышают активность процесса восприятия,

способствуют созданию его необходимой направленности. Коллективно

переживаемые чувства оказывают сильное воздействие на человека,

помогая ему выработать свое отношение к тем явлениям, которые

он наблюдает, к тем мыслям и положениям, которые раскрываются

в программе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: