Открытого урока по народно-сценическому танцу




План-конспект

на тему:

«Хороводы на Руси»

Выполнила:

Земляникина Т.М.

2013.г.

 

Предмет: «Народно-сценический танец»

Концертмейстер – Аболмасов А. Н.

Тема: «Хороводы на Руси»

Дата проведения: 30.10.2013г.

Цель урока: познакомить учащихся с разнообразием русских хороводов, совершенствовать хореографические навыки.

Задачи:

Образовательные: дать представление о жанровом многообразии хороводов; объяснить сходство и различие в игровом, обрядовом, орнаментальном хороводах;

Развивающие:

- развивать навыки движений в хороводе (шаги, положение корпуса, рук, головы); умение различать музыку хороводов различных видов;

- развивать умения координировать движения рук, ног, головы, корпуса в комбинациях и этюдах;

- развивать творческую инициативу, воображение, артистизм;

Воспитательные:

- воспитывать добросовестное отношение к занятиям, любовь к народному творчеству;

- воспитывать умение работать в коллективе;

- воспитывать умения эмоционального выражения, свободы и творчества в движениях.

- формировать интерес и уважительное отношение к культурному наследию и ценностям народов России.

- воспитывать вежливое, доброжелательное отношение к окружающим и друг к другу.

Оборудование и атрибутика:

Живой аккомпанемент (баян), музыкальный центр, аудиозаписи, ноутбук, фотографии с изображением видов хороводов: игрового, обрядового, орнаментального.
Карточки с изображением рисунков хороводов, венки, платки

Методы активизации детей:

1.Словесные.

2.Наглядные.

3.Игровые.

4.Мотивационные.

Предполагаемый результат:

1.Появится интерес к народной хореографии.

2.Приобретут умения различать виды хороводов: орнаментальный, игровой, обрядовый.

3.Научатся взаимодействовать друг с другом, проявлять творческие способности, инициативу.

4.Научатся исполнять этюды: «Орнаментальный», «Обрядовый», «Игровой».

План урока:

1. Вводная часть. (3 минуты)

2. Основная часть. (30 минут)

3. Заключительная часть. (5 минут)

4. Подведение итогов. (2 минуты)

Ход урока

1. Вводная часть урока. (Звучит фонограмма «Водят хороводы на святой Руси», в зал, взявшись за руки, входят обучающиеся. Они проходят по кругу, перестраиваются на два круга, затем на четыре). Одновременно преподаватель рассказывает:

- Один из основных жанров русского народного танца является хоровод. Хоровод – это массовое народное действо. Это не только самый распространенный, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода – круг, его круговая композиция и движение по ходу солнца, хождение за солнцем, берут свое начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Ярило.

(Обучающиеся перестраиваются на четыре линии, выполняют поклон).

Преподаватель: - Сегодня вы узнаете о разнообразии русских хороводов и научитесь их танцевать. А сначала давайте вспомним и выполним движения, которые исполняют в хороводах.

2. Основная часть урока. (Обучающиеся перестраиваются на диагональ и в сопровождении живого аккомпанемента выполняют основные движения хоровода):

«Простой ход».

М.р.: 2/4

И.п. – естественное: носки слегка развернуты, пятки составлены вместе. Кисти рук, сжатые в кулаки, - на поясе.

Простой ход – это обыкновенный небольшой шаг на всю ступню то левой, то правой ноги. На каждую четверть такта приходится один шаг.

«Скользящий шаг».

М.р.: 2/4

И.п. – естественное.

Скользящий шаг – это такой же обыкновенный шаг на всю ступню, только при этом ноги чуть согнуты в коленях, а подошвы не отрываются от пола (танцующий как бы шаркает ими).

На счет «раз» - скользящий шаг вперед левой ногой, на счет «и» - скользящий шаг правой ногой, приставить правую ногу к левой, на счет «два» - опять скользящий шаг вперед левой ногой, на счет «и» снова сделать скользящий шаг правой ногой, приставляя ее к левой.

«Русский переменный шаг вперед».

М.р.:2/4

И.п. – естественное. Руки можно раскрыть в стороны или положить на пояс.

На счет «раз» - шаг правой ногой вперед, на счет «и» - небольшой шаг левой ногой вперед (она как бы обгоняет правую), на счет «два» - небольшой шаг вперед правой ногой (теперь она как бы обгоняет левую), на счет «и» - пауза. Затем движение повторить с другой ноги.

«Приставной шаг».

М.р.: 2/4.

И.п. – естественное, руки на поясе.

На счет «раз» сделать небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» левую ногу приставить к правой; на счет «два» - небольшой шаг вправо правой ногой; на счет «и» приставить левую ногу к правой. Движение исполняется с правой и левой ноги.

«Шаг с припаданием».

М.р.:2/4.

И.п. – естественное.

На счет «и» (из затакта) правую ногу, слегка отделив ее от пола, отвести в правую сторону. На счет «раз» сделать шаг вправо на всю ступню правой ноги, чуть сгибая ее в колене и перенося на нее тяжесть корпуса, а левую ногу приподнять, подтягивая край ступни к щиколотке правой ноги сзади; на счет «и» левую ногу, не разгибая в колене, опустить на полупальцы сзади правой ноги, перенести тяжесть корпуса на левую ногу, а правую слегка приподнять над полом; на счет «два» повторить то, что было исполнено на счет «раз»; на счет «и» повторить то, что было исполнено из затакта.

Исполняя «шаг с припаданием», танцующий медленно двигается вправо или влево в зависимости от того, с какой ноги начал движение. Руки можно положить на бедра, или скрестить на груди, или раскрыть в стороны.

«Гармошка».

М.р.: 2/4.

И.п. – естественное. На счет «раз» соединить носки, развести пятки в стороны; на счет «и» соединить пятки, а носки развести в стороны; на счет «два-и» повторяется то же самое.

При продвижении вправо надо, соединяя носки, опираться на пятку левой ноги и носок правой. При движении в лево – наоборот.

Обучающиеся выполняют движения.

Преподаватель рассказывает:

- На протяжении всей многовековой истории русского народа хоровод всегда имел большое значение в повседневной жизни русского человека. Ни одно игрище, гульбище, гулянье и любой другой праздник не мыслились без хоровода. В дни народных праздников и гуляний, а то и просто вечером после работы на улице, или за околицей, или на лесной поляне собирались жители, иногда даже из соседних сел. Здесь можно было не только водить хороводы и веселиться. Парни приглядывали себе невест в ярком и причудливом венке, а девушки присматривались к будущим мужьям, которые своей манерой, осанкой также старались им понравится. Большей частью хороводы водились как правило, на природе, на открытом воздухе, простора требовала сама специфика, сама сущность хоровода – массовость и общедоступность. И не случайно хоровод в песнях называют «улицей».

Хороводы исполняются в медленном, среднем и быстром темпах, но все же, при слове «хоровод» возникает картина плавного движения стройных девушек – «лебедушек», медленная уверенная поступь парней – «ясных соколов» и разнообразные замысловатые рисунки.

В хороводе всегда проявляется чувство единения, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держатся за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не берутся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами, тройками.

(Обучающиеся выполнив движения хоровода, перестраиваются на круг).

Преподаватель: - А теперь давайте узнаем, какие фигуры чаще всего используют в хороводах. (Показывает карточки с изображением фигур и рассказывает о них, а обучающиеся под живой аккомпанемент выполняют эти фигуры).

Основные фигуры хороводов.

Фигуры могут образовываться одними девушками, или одними парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Руки, соединены при построении фигуры, могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д.

 

 

«Круг»

Эту фигуру в Смоленской области называют «коло», «колесо», в Архангельской «шина». Число участвующих в этой фигуре не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Движение по кругу в хороводе идет «посольно» - по солнцу, или, как сейчас принято говорить, по движению часовой стрелки. Сделав легкий полуоборот корпуса по ходу движения, парни и девушки идут простыми или переменными шагами, или переменным шагом с притопом, или другим каким-либо шагом.

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по направлению движения часовой стрелки, так и против ее движения. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны. Парни и девушки двигаются такими же шагами, как и в продвижении по кругу.

«Круг в круге»

Один круг большой, а внутри него поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний может двигаться как по солнцу, так и в противоположную сторону.

«Корзиночка»

В Ярославской области эту фигуру называют «переплетенный круг». Фигура образуется из двух кругов – круг в круге. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центру, парни и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают соединенные руки девушек, причем партнерша находится справа от партнера. Образуется единый переплетенный круг – «корзиночка». Число пар, участвующих в построении этой фигуры, не ограничено, однако их должно быть не менее четырех.

«Корзиночка» движется различными шагами – или «гармошкой», или «припаданием» в любую сторону. Головы исполнителей в момент движения могут быть повернуты по ходу движения, к своим партнерам или же к центру круга. Руки исполнителей могут находиться не только внутри круга, но и с внешней его стороны, со стороны спины его участников.

«Восьмерка»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Иногда участники за руки не держатся, а идут в своих кругах в затылок друг другу. В хороводах Архангельской области фигуру «восьмерка» часто исполняют парами, составленными из девушек, которые не держатся за руки. Количество участников в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагами.

«Улитка»

В Московской области эта фигура называется – «улитка», в Рязанской – «капуста», в Архангельской – «завивать кошечкой», в Пермской – «навивать нитку». Эта фигура образуется или, как говорят, «навивается» или «завивается» из круга. Ведущий хоровода разрывает общий круг и, продолжая движение по спирали в том же направлении, но уже внутри круга, делает как бы новый круг, но меньший по диаметру, чем первый; затем он «завивает», заводит второй, третий круг по концентрической окружности. Круги становятся все меньше и меньше, а все идущие за хороводом точно повторяют рисунок его движения. Число кругов зависит от количества людей, участвующих в хороводе. «Капусту», «улитку» «завили». Теперь надо ее «развивать». «Развивает» «капусту» второй хороводник, находящийся на другом конце хороводной цепи. Вся хороводная цепь начинает движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

 

«Змейка»

В Архангельской области эту фигуру называют «кривули», в Московской – «уж». Фигура «змейка» может начинаться из линии, но чаще она является развитием круга. Ведущий хоровода, разорвав круг и продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты влево и вправо, подражая изгибам змеи. Все исполнители, на разрывая рук, следуют за ведущим. «Змейка» исполняется в основном на площадке, занимаемой хороводом. Иногда «змейка» исполняется в основном на площади вокруг стогов или деревьев и т.д. Двигаться «змейка» может и медленно и довольно быстро, простым или переменным шагом, шагом с притопом и даже дробной дорожкой.

«Колонна»

В Архангельской области фигура называется «шествие». Это построение рядами. Каждый ряд может состоять из нескольких человек, но не менее двух. В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Ряды могут состоять как из парней и девушек, так и из одних девушек. Несколько рядов, находящихся на небольшом расстоянии друг от друга, и образуют фигуру «колонна». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, в котором ширина рядов всегда меньше длинны «колонны». Чаше всего в этом построении за руки не держатся. Самая маленькая «колонна», где каждый ряд состоит из двух человек. Такое построение «колонной» в две линии в Архангельской области называется «застенок». «Колонна» движется чаще всего простым шагом.

«Улица»

В Московской области она называется «стенка», в Пермской – «проулочек», в Архангельской – «улица». Два ряда и две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии лицом друг к другу, образуют фигуру «улица». Это две линии сходятся либо одновременно, либо одна линия может стоять, а другая идти на нее, либо одна линия может отступать, другая идти на нее. В одной линии могут стоять парни, а в другой девушки, линии могут быть смешанными. Чаще всего в этой фигуре участники держатся за руки и движутся простым шагом.

«Ворота»

Эта фигура носит также название «воротики», «воротца». Две линии исполнителей стоят парами одна против другой – «улицей». Пары одной линии берутся за руки и, подняв их вверх, образуют «ворота», другая рука свободно опущена вниз. Пары, стоящие напротив в другой линии, простым или переменным шагом проходят под «воротами». Часто все пары одной линии, соединив руки и подняв их вверх, образуют непрерывные «воротики». Другая линия с разъединенными руками проходят по одному под каждые «воротики». Построение из «воротиков» бывает и такое: пары взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по направлению движения часовой стрелки, другая половина пар – против ее движения. Одновременно все пары начинают двигаться навстречу друг другу простым или переменным шагом по линии круга. Одна половина пар исполнителей образует «ворота», остальные пары проходят под ними. Продолжая движение по кругу, теперь уже другая половина исполнителей делает «ворота», а остальные пары проходят под ними.

«Гребень»

В Ярославской области эта фигура называется «прочес». Две линии исполнителей, выстроившись друг против друга «стенкой», движутся навстречу простым или переменным шагом. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются и, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом. Линии меняются местами.

Преподаватель: - Только что, дети, вы протанцевали один из видов хоровода: «Орнаментальный». Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Есть на Руси ещё и обрядовые хороводы. Например, ночь на Ивана Купала считалась волшебной. Много в эту ночь совершалось обрядов: собирание купальской росы, девушки собирали цветы и плели из них венки, которые потом пускали по воде, загадывая желание, прыгали через костёр, а потом вокруг костра водили хоровод. Этот танец является также магическим, так как быстрое и беспрерывное движение по кругу приводит в движение космические и земные энергии, которые питают Род и все человечество. (Показывает фотографии).

(Звучит фонограмма «На Ивана, на Купала». Обучающиеся исполняют хоровод с венками)

Преподаватель: - Если в песни имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. Иногда содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно. Часто персонажами песни являются животные, птицы и тогда участники хоровода, изображая птиц, зверей, подражают их движениям, поводкам. Такие хороводы называются игровыми. Давайте вместе поиграем.

«Карусель».

Дети становятся в круг, держась за руки. Получается замкнутый круг. По сигналу «Поехали!» все начинают двигаться шагом, по сигналу «Бегом!» все бегут, по сигналу «Прыжки!» начинают подпрыгивать, приставляя ногу к ноге (боковой галоп). На слова «Тише, не спешите, карусель остановите!» переходят на спокойную ходьбу и останавливаются. Когда произносят «Отдохнем» все расходятся в разные стороны. Услышав сигнал «Карусель заводится!», все собираются в круг. Игра повторяется.

«Ровным кругом».

Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят: «Ровным кругом, друг за другом, мы идем за шагом шаг. Стой на месте! Дружно, вместе, сделаем вот так!» С окончанием слов останавливаются и повторяют движение, которое показывает преподаватель. Например: повернутся, наклонится, присесть.

«Каравай».

Сделав круг, играющие поют: «Шел павлин горою, все люди за мною. Одного нет из нас (произносят имя одного из играющих). У его маменьки печка истопленная, блины испеченные, каравай состряпанный. Этакий высокий, этакий широкий, этакий низенький». Играющие поднимают руки кверху, разводят в стороны, опускают к полу, сжимают круг, показывая вышину, ширину и т.д.

Заключительная часть урока.

Рефлексия.

4. Подведение итогов:

- Кому из вас понравилось водить хороводы, помашите платочком?

- О каких хороводах вы сегодня узнали?

- О каких фигурах хоровода вы узнали?

- Какой хоровод вам больше понравился?

- Поблагодарите друг друга аплодисментами.

Обучающиеся выстраиваются в линии, выполняют поклон и выходят из класса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: