Жизнь происходит из жизни




Формально посвящение Дамодары произошло в храме Шри Шри Радхи-Кришны в Лос-Анджелесе 30 июня 1971 года. Во время цере­монии Шрила Прабхупада дал ему имя Сварупа Дамодара дас.

После посвящения Сварупа Дамодара сказал Шриле Прабхупаде, что хочет прекратить подготовку к защите докторской диссер­тации и свою научную работу, полностью посвятив себя служению ему. Но Прабхупада не разрешил ему этого делать. «Нет, — ска­зал он. — В этом мире, если ты не доктор наук, люди не будут тебя слушать».

У Шрилы Прабхупады были свои планы на молодого ученика. Он понимал, что диалог между наукой и религией способен принести благо всему человечеству. У Шрилы Прабхупады было много заме­чательных учеников, но он видел в Сварупе Дамодаре личность, спо­собную стать посланником духовной культуры Бхагаваты в обще­стве интеллектуалов и ученых.

В течение последующих восьми лет, начиная с утренних про­гулок по берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса в начале семидесятых и вплоть до последних дней пребывания

Шрилы Прабхупады в этом мире во Вриндаване в 1977 году, Шрила Прабхупада дал Сварупе Дамодаре множество наставлений о том, каким образом помочь интеллектуалам современности по достоин­ству оценить ведическую культуру. Они говорили о науке, филосо­фии, религии, ведической космологии, эволюции, живописи, куль­турных традициях, духовном образовании и многом другом.

Современная наука провозглашает, что все аспекты жизни можно свести к атомам и молекулам и что соединение этих молекул в результате создает жизнь. Шрилу Прабхупаду сильно беспокоило то, что людей по всему миру сбивают с толку этими материалисти­ческими представлениями. Он видел, как общество, стимулируемое духом потребительства и чувственного наслаждения, все больше и больше отдаляется от источника мира и процветания. И поэтому он хотел представить здравомыслящим людям другую концепцию: идею о том, что жизнь происходит из жизни, — взгляд, который может изменить мир и сделать человека счастливым.

Ведическое знание гласит, что без помощи жизненной силы, то есть души, материя не способна произвести жизнь в какой бы то ни было форме и что Верховный Господь является источником как материи, так и жизни.

Посредством беседы и переписки Шрила Прабхупада дал Сварупе Дамодаре много подробных наставлений о том, как научно пре­поднести это представление о жизни. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Теория эволюции описана в „Падма-пуране". Эта теория не принадлежит Дарвину. Он украл ее из „Падма-пураны" и пред­ставил в искаженном виде со своими собственными толкованиями. Знание о том, что душа скитается из одного вида жизни в другой, является ведическим».

Когда Сварупа Дамодара закончил работу над докторской дис­сертацией в Калифорнийском университете в Ирвайне и получил степень доктора наук в области химии, он посетил лекцию о проис­хождении жизни всемирно известного редукциониста профессора Стенли Миллера. Используя множество научных терминов, диа­грамм и формул, известный ученый пытался доказать, что жизнь возникла из комбинации материальных элементов. Во время, отве­денное для вопросов, Сварупа Дамодара бросил Миллеру вызов, на основе сформулированного Шрилой Прабхупадой принципа «жизнь происходит из жизни». Он спросил: «Предположим, я дам вам все необходимые молекулы, ДНК, белки, липиды и тому подоб­ное, вы сможете создать жизнь в пробирке, соединив эти моле­кулы?» Профессор Миллер смущенно ответил: «Я не знаю».

Когда Сварупа Дамодара рассказал об этом Шриле Прабхупаде на утренней прогулке по тихоокеанскому пляжу, Прабхупада остался очень доволен. Он часто пересказывал этот эпизод гостям и ученикам, подчеркивая несовершенную природу умозрительных теорий современной науки.

Беседы между Шрилой Прабхупадой и Сварупой Дамодарой (получившим известность как «доктор Сингх») послужили осно­вой для популярной книги, переведенной на десятки языков мира, «Жизнь происходит из жизни», в которой обсуждаются противоре­чия между наукой и религией.

Институт Бхактиведанты

Шрила Прабхупада просил Сварупу Дамодару писать книги и статьи, научно представляющие сознание Кришны.

На день Вьяса-пуджи Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелесе в 1973 году Сварупа Дамодара предложил как подношение написан­ную им книгу «Научная основа сознания Кришны». Книга произвела на Шрилу Прабхупаду большое впечатление. Он часто показывал ее своим гостям, особо отмечая, что она написана одним из его уче­ников. Он заказал издательству «Бхактиведанта бук траст» напеча­тать свыше ста тысяч экземпляров этой книги для распространения. К настоящему времени она переведена на несколько языков и разо­шлась тиражом свыше четверти миллиона экземпляров. Эта книга до сих пор широко используется студентами колледжей и универси­тетов в качестве пособия, представляющего сознание Кришны.

После окончания аспирантуры в июле 1974 года Сварупа Дамодара отправился во Вриндаван, чтобы встретиться со Шрилой Прабхупадой. Однажды утром Шрила Прабхупада позвал Сварупу Дамодару к себе в комнату и выразил желание открыть научное учреждение в ИСККОН для того, чтобы представить науку и философию сознания Кришны научной общественности. Он попросил Сварупу Дамодару стать его директором. В присут­ствии Шрилы Прабхупады Сварупа Дамодара вел себя очень сми­ренно. Он ответил, что совершенно неквалифицирован для этого. Однако Шрила Прабхупада заверил его, что даст все необходимые наставления.

Позднее, обсуждая детали формирования будущего Института, Сварупа Дамодара предложил для него название «Институт Бхактиведанты», и Шрила Прабхупада согласился. Сварупа Дамодара сам разработал эмблему будущего Института, которая очень понра­вилась Прабхупаде. Шрила Прабхупада лишь попросил добавить слова атхато брахма джигьяса поверх эмблемы. Это фраза взята из первого стиха «Веданта-сутры» (вывода всех писаний) и означает: «Пришло время вопрошать об Абсолютной Истине».

Шрила Прабхупада лично наставлял Сварупу Дамодару в орга­низации и развитии деятельности Института. Иногда он исполь­зовал резкие слова, вроде «глупцы» и «негодяи», акценти­руя внимание на необходимости оградить человеческое общество от материалистических представлений о жизни, выдвинутых боль­шинством ученых. Тем не менее, Шрила Прабхупада многократно подчеркивал, что вся деятельность Института должна выполняться с большим профессионализмом и деликатностью, таким обра­зом, чтобы занятые в этом служении преданные стали примером для других ученых. Природа вайшнава, как и вся его деятельность, исполнена сострадания.

В 1976 году Шрила Прабхупада назначил Сварупу Дамодару гла­вой департамента высшего образования в ИСККОН, а в 1977 году — членом высшего руководящего совета общества.

Шрила Прабхупада придавал особое значение необходимо­сти организовывать конференции в главных городах мира, что дол­жен был делать Сварупа Дамодара. Намерение Шрилы Прабхупады заключалось в том, чтобы обеспечить диалог между учеными и рели­гиозными лидерами.

Первая конференция состоялась во Вриндаване в октябре 1977 года и была устроена под непосредственным руководством Шрилы Прабхупады. Она носила название «Первая международ­ная конференция „Жизнь происходит из жизни"». Шрила Прабхупада беспокоился о каждой детали — месте проведения, надлежа­щем приеме ученых, прасаде и месте проживания участников. Из-за болезни Шрила Прабхупада не мог присутствовать на собрании, но он каждый час вызывал к себе Сварупу Дамодару, расспраши­вая о том, как все происходит. Он был очень доволен скромными уси­лиями своего ученика в организации конференции. Позднее Прабхупада сказал: «Постоянно устраивайте такие конференции».

Шрила Прабхупада возлагал большие надежды на Сварупу Дамодару и его коллег из Института Бхактиведанты. Готовый ока­зать любую помощь в их деятельности, он говорил: «Я хочу, чтобы они решительно путешествовали по всему миру, читая лекции во всех университетах и других научных учреждениях. В денеж­ных средствах нет недостатка. Чтобы эта группа была успешной, мы не должны экономить».

Шрила Прабхупада наставлял Сварупу Дамодару вплоть до самых последних дней своей жизни. Даже будучи тяжело боль­ным, Прабхупада продолжал заботиться о других преданных. Сварупа Дамодара часто нес ночное дежурство у постели Шрилы Прабхупады. Видя, как его ученик дежурит без отдыха у постели духовного учителя, однажды Шрила Прабхупада дал ему важное наставление: «Ты должен отдыхать. Если ты не будешь заботиться о своем здоровье, тогда позже, даже если у тебя будет вдохновение на проповедь, ты не сможешь этого делать».

Секретарь Шрилы Прабхупады Тамал Кришна Госвами как-то сказал, что Шрила Прабхупада дал больше личных наставлений СварупеДамодаре, чем любому другому ученику.

Сварупа Дамодара был последним, с кем разговаривал Шрила Прабхупада и кому давал наставления в день своего ухода примерно в три часа утра 14 ноября 1977 года во Вриндаване.

 

Синтез науки и религии

В сентябре 1979 года Сварупа Дамодара принял санньясу от Киртанананды Свами в Нью-Вриндаване, получив новое имя Бхактисварупа Дамодара Свами. С тех пор он стал путешествовать по всему миру.

Следуя наставлениям Шрилы Прабхупады, Махараджа более тридцати лет представлял в научных кругах ведическую концепцию эволюции сознания. Он проводил лекции, основанные на духов­ных представлениях о жизни, на следующие темы: биоэтика, жизнь происходит из жизни, синтез науки и религии, — выступая во многих престижных научных заведениях, колледжах и университетах в США, Италии, Испании, Южной Африке, Бразилии, Перу, Иране, Сингапуре, Фиджи, Бали, Индонезии, Малайзии и Индии.

В начале восьмидесятых годов Махараджа начал представлять культуру Бхагаваты в различных университетах Южной Индии. Впечатленные изложенной им миссией Шрилы Прабхупады, управ­ляющие знаменитого храма Баладжи пожертвовали участок земли для Института Бхактиведанты у подножья холма Тирумала. На нем Махараджа сначала открыл отделение Института Бхактиведанты, а затем храм ИСККОН в Тирупати. Таким образом, Институт Бхактиведанты объединил усилия с последователями Шри-сампрадаи в преподнесении научного, теологического и философского учения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» на благо человечества.

Созданный Институт послужил Бхактисварупе Дамодаре Маха­радже большим подспорьем для проповеди сознания Кришны уче­ным мира. Он стал международным центром углубленных исследо­ваний в области естественных наук, философии и теологии.

Ученый и духовный лидер, любовно называемый своими учени­ками Шрила Шрипада Махараджа, он был первопроходцем в сфере синтеза науки и религии для более глубокого понимания жизни и мироздания. Его способность объединять две очевидно противо­положные культуры — восточную духовность и западную науку — не только сделали его работу уникальной, но и помогли раскрыть целостную картину жизни для многочисленных мировых лидеров, ученых, преподавателей и духовно ищущих людей.

С тех пор как прошла первая конференция во Вриндаване, Махараджа, несмотря на то что был ограничен в денежных сред­ствах, смиренно пытался выполнить наставление Шрилы Прабхупады организовывать конференции по всему миру.

В 1986 году Шрипада Махараджа от имени Института Бхактиведанты организовал в Бомбее первый международный всемирный конгресс «Синтез науки и религии», приуроченный к празднованию пятисотлетия со дня явления Шри Чайтаньи. В нем приняли участие более 1100 ученых и религиозных деятелей из разных стран мира. Почетным гостем конгресса был Далай-лама, а вступительную речь прочитал нобелевский лауреат Джордж Уолд.

Второй конгресс состоялся в 1997 году в Калькутте. В нем при­няли участие более 2000 ученых и религиозных деятелей.

Шрипада Махараджа организовал также еще две значитель­ные международные конференции — в Сан-Франциско в 1990 году и в Риме в 2004 году, — в которых приняли участие сотни ученых со всего мира, включая лауреатов Нобелевской премии.

Эти международные встречи были очень важными для установ­ления диалога между наукой и религией. На них Шрипада Махара­джа говорил научному сообществу о послании сознания Кришны на языке, который они могли оценить. Скромный и обаятельный, он развивал отношения с именитыми учеными по всему миру и завое­вывал их сердца. Становясь его друзьями, они обретали способность воспринять сознание Кришны. Он оказывал на ученых настолько сильное влияние, что они начинали изучать Веды и читать книги Шрилы Прабхупады. Как признался один из нобелевских лауреа­тов, первооткрыватель лазера: «Сейчас я принимаю участие в этой конференции. Но еще лет двадцать назад я никогда бы не приехал сюда. Мне бы даже во сне такое не могло присниться. Если бы мне кто-нибудь сказал, что я — ученый, физик, — буду сидеть за одним столом с представителями религии и обсуждать с ними науку, я бы счел такого человека сумасшедшим».

Помимо этих грандиозных конференций, Шрипада Махара­джа провел сотни семинаров и симпозиумов по всему миру, а также лично встречался с нобелевскими лауреатами, государственными и религиозными деятелями, ведущими мыслителями современ­ности, такими как Джордж Уолд (лауреат Нобелевской премии по медицине), Харви Кокс (Гарвардский Университет), Далай-лама, Иоанн Павел II, мать Тереза.

Часть своего времени Шрипада Махараджа уделял важ­ному предмету межрелигиозного диалога, участвуя в миротвор­ческих и межрелигиозных конференциях. Он стал членом и одним из основателей всемирного совета Объединенной религиозной ини­циативы — одной из самых крупных межрелигиозных организаций в мире, целью которой является достижение мира и взаимопонима­ния в сфере религии.

Кроме того что Шрипада Махараджа был директором Инсти­тута Бхактиведанты, проводящим исследование взаимосвязи между наукой и Ведантой, он был членом Американского химического общества, Международного общества исследований происхожде­ния жизни и Американской ассоциации продвижения науки.

От имени Института Бхактиведанты Махараджа опубликовал несколько книг, получивших широкое признание в университетском сообществе, и заслужил репутацию одного из ведущих авторитет­ных специалистов в области «науки и духовности».

Для того чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады и Института Бхактиведанты в колледжах и университетах, Шрипада Махараджа организовал выездную группу Института Бхактиведанты. Эта группа стала путешествовать по Индии на трех автобусах, проводя лекции и распространяя книги студентам, про­фессорам и библиотекам университетов страны.

Шрила Прабхупада хотел, чтобы Институт Бхактиведанты выпускал журнал «Савигьянам». Он сам придумал название жур­нала, вдохновленный стихом из «Бхагавад-гиты» (7.2). В нем гово­рится о том, что полное совершенное знание возможно только в познании как материальной, так и духовной природы. Первый номер журнала был выпущен 8 ноября 2002 года к двадцать пятой годовщине со дня ухода Шрилы Прабхупады.

Еще одним наставлением Шрилы Прабхупады, обращенным к Махарадже, было написать научный комментарий к «Веданта-сутре», самому важному философскому труду ведической литера­туры. Шрила Прабхупада говорил: «Можно опубликовать науч­ное объяснение „Веданта-сутры". Ты должен объяснить научно, что единственное достойное занятие для людей — это вопро­шать об Абсолютной Истине. Ты должен доказать это логически и научно». Следуя этому указанию, Шрипада Махараджа написал научные комментарии на первые четыре стиха «Веданта-сутры», являющиеся выводом всего произведения.

В 2006 году, для того чтобы доставить удовольствие Шриле Прабхупаде, который однажды сказал ему: «Ты ученый — так докажи научно, что Бог личность», он опубликовал книгу под названием «Бог — личность», содержащую его диалог с двумя выдающимися лауреатами Нобелевской премии.

Как часть деятельности Института Бхактиведанты, Махараджа открыл сеть школ на северо-востоке Индии. Свыше 4000 учеников получили в них образование, ориентированное на духовные цен­ности. Научные дисциплины в этих школах преподаются в тесной связи с духовными ценностями ведической философии и религии.

Посол духовной культуры

Помимо научной деятельности в области науки и религии, Шрипада Махараджа, как посол культуры Бхагаваты, представ­лял божественные принципы вайшнавской культуры, ведиче­скую литературу, кулинарное и исполнительское искусство учени­кам и студентам школ и престижных университетов по всему миру от Южной Америки до Сингапура.

С целью проповеди духовной культуры в 1989 году Шрипада Махараджа организовал театральную группу под названием «Ранганикетан», что означает «Дом ярких искусств». Шрипада Маха­раджа говорил: «Культура и искусство являются очень важной частью жизни. Люди из разных уголков мира становятся значи­тельно ближе друг другу благодаря универсальному языку искус­ства и культуры».

«Ранганикетан» с легкостью доносит культуру Бхагаваты до людей по всему миру, что обычно труднодостижимо с помощью привычных методов проповеди. Танцевальная группа знакомит зрителей с традиционной вайшнавской культурой Манипура. Кра­сочное выступление включает в себя впечатляющее древнее бое­вое искусство северо-восточной Индии, акробатические танцы с барабанами, классическое манипурское представление, изобра­жающее раса-лилу.

Манипурский барабан панг (разновидность мриданги), традици­онно использующийся манипурскими вайшнавами для исполнения харинама-санкиртаны, способен издавать звуки в диапазоне от мягкого шелеста до оглушительного грома. Отбивая слож­ные ритмы, барабанщики танцуют с акробатической виртуозно­стью. Мелодии соответствуют временам года, а песни прославляют Господа Кришну.

Танцы в традиционном манипурском стиле также не являются просто художественным исполнением. Раса-лила, танец Кришны с гопи, исполняется с большим изяществом, целомудренной чисто­той и глубоким духовным чувством для удовольствия Господа и духовного возвышения зрителей.

Традиционное представление раса-лилы в Манипуре может продолжаться до восемнадцати часов в течение дня и ночи полной луны, а состав танцоров — доходить до двухсот шестнадцати. Хотя и меньшее по времени и составу участников, выступление «Ранганикетана», представляющее игры Господа, пробуждает те же духовные чувства у зрителей, пленяя умы и открывая духовную реальность.

Свое первое мировое турне группа совершила в 1990 году, посетив Европу и Северную Америку. С тех пор она путешествует по всему миру, выступая в самых престижных местах, таких как, например, Центр сценических искусств Джона Кеннеди в Вашинг­тоне, Лос-Анджелесский музыкальный центр и Национальный фестиваль искусств в Сингапуре. Правительство Индии посылало «Ранганикетан» с миссией доброй воли в Сирию, Египет и Ирак. За двадцать лет «Ранганикетан» провел более шестисот выступ­лений в пятнадцати странах мира. Их выступления увидели более миллиона человек.

Шрипада Махараджа не только продвигал вайшнавскую куль­туру, но и сам был превосходным певцом, музыкантом и поэтом, написавшим несколько вайшнавских стихов и песен на манипурском языке. Он пел, словно гандхарв, для удовольствия Божеств. Духовная чистота и сила его голоса пленяли слушателей, приводя в трансцендентный восторг.

На всех организованных им конференциях он постоянно очень красиво пел благоприятные гимны из Вед. А когда его приглашали принять участие в каком-нибудь научном собрании, почти всегда просили исполнить ведические гимны или молитвы. Махараджа скромно признавался, что никогда специально не обучался петь, а научился этому на практике.

В начале восьмидесятых годов Шрипада Махараджа провел много времени, проповедуя в Тирупати, Хайдарабаде, Виджаяваде и другим местах штата Андхра-Прадеш, находящегося на юго-востоке Индии. В один год там была страшная засуха. Духовное руководство храма Тирумалы Венкатешвары в Тирупати органи­зовало проведение огненного жертвоприношения для того, чтобы пошел дождь. Они пригласили многие духовные группы и их лиде­ров, в том числе и Шрипаду Махараджу, для участия в обряде. У Махараджи была твердая вера в слова из «Бхагавад-гиты», где говорится, что жертвоприношение вызывает дожди, а лучшем жертвоприношением в этот век Кали является пение святых имен Господа. Когда Шрипада Махараджа в блаженстве стал петь свя­тые имена и танцевать вместе с несколькими преданными, к удив­лению всех собравшихся, на священные холмы Тирумала с неба хлынули потоки дождя. После этого чуда все руководство знамени­того древнего храма, впечатленное увиденным, выразило почтение Шрипаде Махарадже.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: