Формально посвящение Дамодары произошло в храме Шри Шри Радхи-Кришны в Лос-Анджелесе 30 июня 1971 года. Во время церемонии Шрила Прабхупада дал ему имя Сварупа Дамодара дас.
После посвящения Сварупа Дамодара сказал Шриле Прабхупаде, что хочет прекратить подготовку к защите докторской диссертации и свою научную работу, полностью посвятив себя служению ему. Но Прабхупада не разрешил ему этого делать. «Нет, — сказал он. — В этом мире, если ты не доктор наук, люди не будут тебя слушать».
У Шрилы Прабхупады были свои планы на молодого ученика. Он понимал, что диалог между наукой и религией способен принести благо всему человечеству. У Шрилы Прабхупады было много замечательных учеников, но он видел в Сварупе Дамодаре личность, способную стать посланником духовной культуры Бхагаваты в обществе интеллектуалов и ученых.
В течение последующих восьми лет, начиная с утренних прогулок по берегу Тихого океана в окрестностях Лос-Анджелеса в начале семидесятых и вплоть до последних дней пребывания
Шрилы Прабхупады в этом мире во Вриндаване в 1977 году, Шрила Прабхупада дал Сварупе Дамодаре множество наставлений о том, каким образом помочь интеллектуалам современности по достоинству оценить ведическую культуру. Они говорили о науке, философии, религии, ведической космологии, эволюции, живописи, культурных традициях, духовном образовании и многом другом.
Современная наука провозглашает, что все аспекты жизни можно свести к атомам и молекулам и что соединение этих молекул в результате создает жизнь. Шрилу Прабхупаду сильно беспокоило то, что людей по всему миру сбивают с толку этими материалистическими представлениями. Он видел, как общество, стимулируемое духом потребительства и чувственного наслаждения, все больше и больше отдаляется от источника мира и процветания. И поэтому он хотел представить здравомыслящим людям другую концепцию: идею о том, что жизнь происходит из жизни, — взгляд, который может изменить мир и сделать человека счастливым.
Ведическое знание гласит, что без помощи жизненной силы, то есть души, материя не способна произвести жизнь в какой бы то ни было форме и что Верховный Господь является источником как материи, так и жизни.
Посредством беседы и переписки Шрила Прабхупада дал Сварупе Дамодаре много подробных наставлений о том, как научно преподнести это представление о жизни. Шрила Прабхупада однажды сказал: «Теория эволюции описана в „Падма-пуране". Эта теория не принадлежит Дарвину. Он украл ее из „Падма-пураны" и представил в искаженном виде со своими собственными толкованиями. Знание о том, что душа скитается из одного вида жизни в другой, является ведическим».
Когда Сварупа Дамодара закончил работу над докторской диссертацией в Калифорнийском университете в Ирвайне и получил степень доктора наук в области химии, он посетил лекцию о происхождении жизни всемирно известного редукциониста профессора Стенли Миллера. Используя множество научных терминов, диаграмм и формул, известный ученый пытался доказать, что жизнь возникла из комбинации материальных элементов. Во время, отведенное для вопросов, Сварупа Дамодара бросил Миллеру вызов, на основе сформулированного Шрилой Прабхупадой принципа «жизнь происходит из жизни». Он спросил: «Предположим, я дам вам все необходимые молекулы, ДНК, белки, липиды и тому подобное, вы сможете создать жизнь в пробирке, соединив эти молекулы?» Профессор Миллер смущенно ответил: «Я не знаю».
Когда Сварупа Дамодара рассказал об этом Шриле Прабхупаде на утренней прогулке по тихоокеанскому пляжу, Прабхупада остался очень доволен. Он часто пересказывал этот эпизод гостям и ученикам, подчеркивая несовершенную природу умозрительных теорий современной науки.
Беседы между Шрилой Прабхупадой и Сварупой Дамодарой (получившим известность как «доктор Сингх») послужили основой для популярной книги, переведенной на десятки языков мира, «Жизнь происходит из жизни», в которой обсуждаются противоречия между наукой и религией.
Институт Бхактиведанты
Шрила Прабхупада просил Сварупу Дамодару писать книги и статьи, научно представляющие сознание Кришны.
На день Вьяса-пуджи Шрилы Прабхупады в Лос-Анджелесе в 1973 году Сварупа Дамодара предложил как подношение написанную им книгу «Научная основа сознания Кришны». Книга произвела на Шрилу Прабхупаду большое впечатление. Он часто показывал ее своим гостям, особо отмечая, что она написана одним из его учеников. Он заказал издательству «Бхактиведанта бук траст» напечатать свыше ста тысяч экземпляров этой книги для распространения. К настоящему времени она переведена на несколько языков и разошлась тиражом свыше четверти миллиона экземпляров. Эта книга до сих пор широко используется студентами колледжей и университетов в качестве пособия, представляющего сознание Кришны.
После окончания аспирантуры в июле 1974 года Сварупа Дамодара отправился во Вриндаван, чтобы встретиться со Шрилой Прабхупадой. Однажды утром Шрила Прабхупада позвал Сварупу Дамодару к себе в комнату и выразил желание открыть научное учреждение в ИСККОН для того, чтобы представить науку и философию сознания Кришны научной общественности. Он попросил Сварупу Дамодару стать его директором. В присутствии Шрилы Прабхупады Сварупа Дамодара вел себя очень смиренно. Он ответил, что совершенно неквалифицирован для этого. Однако Шрила Прабхупада заверил его, что даст все необходимые наставления.
Позднее, обсуждая детали формирования будущего Института, Сварупа Дамодара предложил для него название «Институт Бхактиведанты», и Шрила Прабхупада согласился. Сварупа Дамодара сам разработал эмблему будущего Института, которая очень понравилась Прабхупаде. Шрила Прабхупада лишь попросил добавить слова атхато брахма джигьяса поверх эмблемы. Это фраза взята из первого стиха «Веданта-сутры» (вывода всех писаний) и означает: «Пришло время вопрошать об Абсолютной Истине».
Шрила Прабхупада лично наставлял Сварупу Дамодару в организации и развитии деятельности Института. Иногда он использовал резкие слова, вроде «глупцы» и «негодяи», акцентируя внимание на необходимости оградить человеческое общество от материалистических представлений о жизни, выдвинутых большинством ученых. Тем не менее, Шрила Прабхупада многократно подчеркивал, что вся деятельность Института должна выполняться с большим профессионализмом и деликатностью, таким образом, чтобы занятые в этом служении преданные стали примером для других ученых. Природа вайшнава, как и вся его деятельность, исполнена сострадания.
В 1976 году Шрила Прабхупада назначил Сварупу Дамодару главой департамента высшего образования в ИСККОН, а в 1977 году — членом высшего руководящего совета общества.
Шрила Прабхупада придавал особое значение необходимости организовывать конференции в главных городах мира, что должен был делать Сварупа Дамодара. Намерение Шрилы Прабхупады заключалось в том, чтобы обеспечить диалог между учеными и религиозными лидерами.
Первая конференция состоялась во Вриндаване в октябре 1977 года и была устроена под непосредственным руководством Шрилы Прабхупады. Она носила название «Первая международная конференция „Жизнь происходит из жизни"». Шрила Прабхупада беспокоился о каждой детали — месте проведения, надлежащем приеме ученых, прасаде и месте проживания участников. Из-за болезни Шрила Прабхупада не мог присутствовать на собрании, но он каждый час вызывал к себе Сварупу Дамодару, расспрашивая о том, как все происходит. Он был очень доволен скромными усилиями своего ученика в организации конференции. Позднее Прабхупада сказал: «Постоянно устраивайте такие конференции».
Шрила Прабхупада возлагал большие надежды на Сварупу Дамодару и его коллег из Института Бхактиведанты. Готовый оказать любую помощь в их деятельности, он говорил: «Я хочу, чтобы они решительно путешествовали по всему миру, читая лекции во всех университетах и других научных учреждениях. В денежных средствах нет недостатка. Чтобы эта группа была успешной, мы не должны экономить».
Шрила Прабхупада наставлял Сварупу Дамодару вплоть до самых последних дней своей жизни. Даже будучи тяжело больным, Прабхупада продолжал заботиться о других преданных. Сварупа Дамодара часто нес ночное дежурство у постели Шрилы Прабхупады. Видя, как его ученик дежурит без отдыха у постели духовного учителя, однажды Шрила Прабхупада дал ему важное наставление: «Ты должен отдыхать. Если ты не будешь заботиться о своем здоровье, тогда позже, даже если у тебя будет вдохновение на проповедь, ты не сможешь этого делать».
Секретарь Шрилы Прабхупады Тамал Кришна Госвами как-то сказал, что Шрила Прабхупада дал больше личных наставлений СварупеДамодаре, чем любому другому ученику.
Сварупа Дамодара был последним, с кем разговаривал Шрила Прабхупада и кому давал наставления в день своего ухода примерно в три часа утра 14 ноября 1977 года во Вриндаване.
Синтез науки и религии
В сентябре 1979 года Сварупа Дамодара принял санньясу от Киртанананды Свами в Нью-Вриндаване, получив новое имя Бхактисварупа Дамодара Свами. С тех пор он стал путешествовать по всему миру.
Следуя наставлениям Шрилы Прабхупады, Махараджа более тридцати лет представлял в научных кругах ведическую концепцию эволюции сознания. Он проводил лекции, основанные на духовных представлениях о жизни, на следующие темы: биоэтика, жизнь происходит из жизни, синтез науки и религии, — выступая во многих престижных научных заведениях, колледжах и университетах в США, Италии, Испании, Южной Африке, Бразилии, Перу, Иране, Сингапуре, Фиджи, Бали, Индонезии, Малайзии и Индии.
В начале восьмидесятых годов Махараджа начал представлять культуру Бхагаваты в различных университетах Южной Индии. Впечатленные изложенной им миссией Шрилы Прабхупады, управляющие знаменитого храма Баладжи пожертвовали участок земли для Института Бхактиведанты у подножья холма Тирумала. На нем Махараджа сначала открыл отделение Института Бхактиведанты, а затем храм ИСККОН в Тирупати. Таким образом, Институт Бхактиведанты объединил усилия с последователями Шри-сампрадаи в преподнесении научного, теологического и философского учения «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам» на благо человечества.
Созданный Институт послужил Бхактисварупе Дамодаре Махарадже большим подспорьем для проповеди сознания Кришны ученым мира. Он стал международным центром углубленных исследований в области естественных наук, философии и теологии.
Ученый и духовный лидер, любовно называемый своими учениками Шрила Шрипада Махараджа, он был первопроходцем в сфере синтеза науки и религии для более глубокого понимания жизни и мироздания. Его способность объединять две очевидно противоположные культуры — восточную духовность и западную науку — не только сделали его работу уникальной, но и помогли раскрыть целостную картину жизни для многочисленных мировых лидеров, ученых, преподавателей и духовно ищущих людей.
С тех пор как прошла первая конференция во Вриндаване, Махараджа, несмотря на то что был ограничен в денежных средствах, смиренно пытался выполнить наставление Шрилы Прабхупады организовывать конференции по всему миру.
В 1986 году Шрипада Махараджа от имени Института Бхактиведанты организовал в Бомбее первый международный всемирный конгресс «Синтез науки и религии», приуроченный к празднованию пятисотлетия со дня явления Шри Чайтаньи. В нем приняли участие более 1100 ученых и религиозных деятелей из разных стран мира. Почетным гостем конгресса был Далай-лама, а вступительную речь прочитал нобелевский лауреат Джордж Уолд.
Второй конгресс состоялся в 1997 году в Калькутте. В нем приняли участие более 2000 ученых и религиозных деятелей.
Шрипада Махараджа организовал также еще две значительные международные конференции — в Сан-Франциско в 1990 году и в Риме в 2004 году, — в которых приняли участие сотни ученых со всего мира, включая лауреатов Нобелевской премии.
Эти международные встречи были очень важными для установления диалога между наукой и религией. На них Шрипада Махараджа говорил научному сообществу о послании сознания Кришны на языке, который они могли оценить. Скромный и обаятельный, он развивал отношения с именитыми учеными по всему миру и завоевывал их сердца. Становясь его друзьями, они обретали способность воспринять сознание Кришны. Он оказывал на ученых настолько сильное влияние, что они начинали изучать Веды и читать книги Шрилы Прабхупады. Как признался один из нобелевских лауреатов, первооткрыватель лазера: «Сейчас я принимаю участие в этой конференции. Но еще лет двадцать назад я никогда бы не приехал сюда. Мне бы даже во сне такое не могло присниться. Если бы мне кто-нибудь сказал, что я — ученый, физик, — буду сидеть за одним столом с представителями религии и обсуждать с ними науку, я бы счел такого человека сумасшедшим».
Помимо этих грандиозных конференций, Шрипада Махараджа провел сотни семинаров и симпозиумов по всему миру, а также лично встречался с нобелевскими лауреатами, государственными и религиозными деятелями, ведущими мыслителями современности, такими как Джордж Уолд (лауреат Нобелевской премии по медицине), Харви Кокс (Гарвардский Университет), Далай-лама, Иоанн Павел II, мать Тереза.
Часть своего времени Шрипада Махараджа уделял важному предмету межрелигиозного диалога, участвуя в миротворческих и межрелигиозных конференциях. Он стал членом и одним из основателей всемирного совета Объединенной религиозной инициативы — одной из самых крупных межрелигиозных организаций в мире, целью которой является достижение мира и взаимопонимания в сфере религии.
Кроме того что Шрипада Махараджа был директором Института Бхактиведанты, проводящим исследование взаимосвязи между наукой и Ведантой, он был членом Американского химического общества, Международного общества исследований происхождения жизни и Американской ассоциации продвижения науки.
От имени Института Бхактиведанты Махараджа опубликовал несколько книг, получивших широкое признание в университетском сообществе, и заслужил репутацию одного из ведущих авторитетных специалистов в области «науки и духовности».
Для того чтобы распространять книги Шрилы Прабхупады и Института Бхактиведанты в колледжах и университетах, Шрипада Махараджа организовал выездную группу Института Бхактиведанты. Эта группа стала путешествовать по Индии на трех автобусах, проводя лекции и распространяя книги студентам, профессорам и библиотекам университетов страны.
Шрила Прабхупада хотел, чтобы Институт Бхактиведанты выпускал журнал «Савигьянам». Он сам придумал название журнала, вдохновленный стихом из «Бхагавад-гиты» (7.2). В нем говорится о том, что полное совершенное знание возможно только в познании как материальной, так и духовной природы. Первый номер журнала был выпущен 8 ноября 2002 года к двадцать пятой годовщине со дня ухода Шрилы Прабхупады.
Еще одним наставлением Шрилы Прабхупады, обращенным к Махарадже, было написать научный комментарий к «Веданта-сутре», самому важному философскому труду ведической литературы. Шрила Прабхупада говорил: «Можно опубликовать научное объяснение „Веданта-сутры". Ты должен объяснить научно, что единственное достойное занятие для людей — это вопрошать об Абсолютной Истине. Ты должен доказать это логически и научно». Следуя этому указанию, Шрипада Махараджа написал научные комментарии на первые четыре стиха «Веданта-сутры», являющиеся выводом всего произведения.
В 2006 году, для того чтобы доставить удовольствие Шриле Прабхупаде, который однажды сказал ему: «Ты ученый — так докажи научно, что Бог личность», он опубликовал книгу под названием «Бог — личность», содержащую его диалог с двумя выдающимися лауреатами Нобелевской премии.
Как часть деятельности Института Бхактиведанты, Махараджа открыл сеть школ на северо-востоке Индии. Свыше 4000 учеников получили в них образование, ориентированное на духовные ценности. Научные дисциплины в этих школах преподаются в тесной связи с духовными ценностями ведической философии и религии.
Посол духовной культуры
Помимо научной деятельности в области науки и религии, Шрипада Махараджа, как посол культуры Бхагаваты, представлял божественные принципы вайшнавской культуры, ведическую литературу, кулинарное и исполнительское искусство ученикам и студентам школ и престижных университетов по всему миру от Южной Америки до Сингапура.
С целью проповеди духовной культуры в 1989 году Шрипада Махараджа организовал театральную группу под названием «Ранганикетан», что означает «Дом ярких искусств». Шрипада Махараджа говорил: «Культура и искусство являются очень важной частью жизни. Люди из разных уголков мира становятся значительно ближе друг другу благодаря универсальному языку искусства и культуры».
«Ранганикетан» с легкостью доносит культуру Бхагаваты до людей по всему миру, что обычно труднодостижимо с помощью привычных методов проповеди. Танцевальная группа знакомит зрителей с традиционной вайшнавской культурой Манипура. Красочное выступление включает в себя впечатляющее древнее боевое искусство северо-восточной Индии, акробатические танцы с барабанами, классическое манипурское представление, изображающее раса-лилу.
Манипурский барабан панг (разновидность мриданги), традиционно использующийся манипурскими вайшнавами для исполнения харинама-санкиртаны, способен издавать звуки в диапазоне от мягкого шелеста до оглушительного грома. Отбивая сложные ритмы, барабанщики танцуют с акробатической виртуозностью. Мелодии соответствуют временам года, а песни прославляют Господа Кришну.
Танцы в традиционном манипурском стиле также не являются просто художественным исполнением. Раса-лила, танец Кришны с гопи, исполняется с большим изяществом, целомудренной чистотой и глубоким духовным чувством для удовольствия Господа и духовного возвышения зрителей.
Традиционное представление раса-лилы в Манипуре может продолжаться до восемнадцати часов в течение дня и ночи полной луны, а состав танцоров — доходить до двухсот шестнадцати. Хотя и меньшее по времени и составу участников, выступление «Ранганикетана», представляющее игры Господа, пробуждает те же духовные чувства у зрителей, пленяя умы и открывая духовную реальность.
Свое первое мировое турне группа совершила в 1990 году, посетив Европу и Северную Америку. С тех пор она путешествует по всему миру, выступая в самых престижных местах, таких как, например, Центр сценических искусств Джона Кеннеди в Вашингтоне, Лос-Анджелесский музыкальный центр и Национальный фестиваль искусств в Сингапуре. Правительство Индии посылало «Ранганикетан» с миссией доброй воли в Сирию, Египет и Ирак. За двадцать лет «Ранганикетан» провел более шестисот выступлений в пятнадцати странах мира. Их выступления увидели более миллиона человек.
Шрипада Махараджа не только продвигал вайшнавскую культуру, но и сам был превосходным певцом, музыкантом и поэтом, написавшим несколько вайшнавских стихов и песен на манипурском языке. Он пел, словно гандхарв, для удовольствия Божеств. Духовная чистота и сила его голоса пленяли слушателей, приводя в трансцендентный восторг.
На всех организованных им конференциях он постоянно очень красиво пел благоприятные гимны из Вед. А когда его приглашали принять участие в каком-нибудь научном собрании, почти всегда просили исполнить ведические гимны или молитвы. Махараджа скромно признавался, что никогда специально не обучался петь, а научился этому на практике.
В начале восьмидесятых годов Шрипада Махараджа провел много времени, проповедуя в Тирупати, Хайдарабаде, Виджаяваде и другим местах штата Андхра-Прадеш, находящегося на юго-востоке Индии. В один год там была страшная засуха. Духовное руководство храма Тирумалы Венкатешвары в Тирупати организовало проведение огненного жертвоприношения для того, чтобы пошел дождь. Они пригласили многие духовные группы и их лидеров, в том числе и Шрипаду Махараджу, для участия в обряде. У Махараджи была твердая вера в слова из «Бхагавад-гиты», где говорится, что жертвоприношение вызывает дожди, а лучшем жертвоприношением в этот век Кали является пение святых имен Господа. Когда Шрипада Махараджа в блаженстве стал петь святые имена и танцевать вместе с несколькими преданными, к удивлению всех собравшихся, на священные холмы Тирумала с неба хлынули потоки дождя. После этого чуда все руководство знаменитого древнего храма, впечатленное увиденным, выразило почтение Шрипаде Махарадже.