Летие хора Рижского Политеха




В марте 1969 года Александр Иванович получил известие о том, что хору рижского политехнического института РПИ исполняется 10 лет. В письме было приглашение на отчетный концерт, заверение, что гости будут размещены и «обласканы». Пришлось выбирать делегатов в Ригу, решили отправить троих от нашего хора (меня и Оль Маркову и Курочкину), также двух человек от собратьев-лэтишек – Отцовского Владимира и барышню из альтов. Нас озадачили подарками с собой, обеспечили финансами для официального подношения цветов, пригласительными билетами. В Риге к концерту приобрели замечательные длинноногие тюльпаны, которые продавцы научили нести нежно наперевес перед собой, и отправились на торжественное мероприятие. На концерте народу было много, всей командой выходили поздравлять юбиляров и вручать цветы. Мы были единственными гостями из столь дальних мест. Хору и руководителю было очень приятно получить живой привет от Крылова. Нас пригласили на торжественный ужин, проходивший в огромном зале института. Звучало много народных песен, в знак хоровой дружбы каждый сидящий за праздничным столом должен был пригубить напиток из большого деревянного ведерка, передаваемого по очереди друг другу. Когда захотели услышать наше приветствие в неформальной обстановке, делегация из Ленинграда вышла к микрофону с «Крамбамбули», что подхватили все присутствующие.

Нам передали большую благодарность для Александра Ивановича, которого в Риге знали как очень достойного хоровика.

 

Лыжные ботинки»

Когда это было, когда это было? А было в 1969 году, от 30 сентября по 8 октября – Германия, Дрезден. Об этом немало написано, говорено: Саксонская Швейцария, Бастай, Пильнитц - красоты неописуемые; путешествие по Эльбе на колесном старом пароходике к старинным замкам в горах, Зеленая кладовая, Дрезденская галерея, Цвингер, где пели на открытой эстраде, Майсенский собор. Смотритель, впуская нас, почти каждому успевал сказать по-русски: «Собор готицкий – обман оптицкий». И, входящий сразу, поднимая голову, замирал от стройной высотности линий, бесконечной устремленности вверх (а ведь бывали уже и в Риге, и в Таллинне). Загляделись ввысь и… вдруг тихо-тихо запели, из ниоткуда полилось: «А-лле-лу-и-йя…». Звуки завораживающе невесомо охватывали необъятное пространство… Александр Иванович просто стоял рядом с поющими хористами, погруженными в волшебное настроение всей обстановки. Столько впечатлений музыкальных, эмоциональных, зрительных, зрительских!

И даже просто земных. Нам, людям из Союза, досталось изучать, как потратить свои марки. Много неведомого в магазинах, где ах – чего только вдруг не увидели: одежда – бадлоны в моде, сумочки затейливые и пр. И вот в обувном отделе я с Олями (Маркова и Курочка), еще кто-то из наших. Все меряем пару за парой, мучаемся, одним словом. Я вижу туфли – прямо-таки «осенняя мечта», ну очень немецкенькие: выворотка, кожа, рантик, темный беж. Кручусь, изучая картинку в зеркале. И тут вдруг звучит голос Иваныча, который с Ириной Сергеевной тоже в этом отделе что-то подбирали, неодобрительный такой голос: «Римма, ну зачем вам эти лыжные ботинки?». Так критично отечески, но с сарказмом. Я смутилась, мне сказать нечего, ну уж так они мне нужны «эти ботинки».

Недавно, уже в сегодняшей жизни, с Гелей Петровой говорили о разностях, связанных с Дрезденом, первым путешествием за рубеж. Она, не зная выраженной Иванычем критики, напомнила про эти туфли: «Я тогда подумала, какие Римма хорошие туфли купила». Так не совпали наши мнения с Александром Ивановичем.

Концерт двух хоров

Май, 8-е 1987 года. День концерта 2-х хоров – ЛТИ и ЛЭТИ – Александра Ивановича Крылова в большом зале филармонии. Вечером иду, а утром этого дня слышу по радио сообщение о концерте. Такая гордость охватила!

И вот я – в зале: там кивок, там – улыбка, приветствие – «…всюду родные и добрые лица…». Занимаю свое место, кто-то опускается в кресло рядом, «что, да как и почему…» А через 2 или 3 места еще кто-то очень знакомый. Начался концерт. На сцене хор, Иваныч, полилась музыка, много новой, я давно уже только околохоровое лицо. И этот вроде знакомый, сидящий через несколько кресел слушатель, внимательно присмотрелся!… Но не может быть – Антон Антов, болгарин, который был сопровождающим и переводчиком хора и группы «Пасаремос» дрезденского технического ун6иверситета, когда те приезжали к нам, и постоянно присутствовал при технологах в Дрездене. Оказалось, что он в командировке, услышал то самое сообщение о концерте по радио и не мог не прийти послушать, посмотреть на любимые с тех давних пор (18 лет тому!) лица дирижера и хористов. А после концерта – волшебство уже светлого длинного теплого весеннего вечера, долгий медленный путь большой группой по Невскому.

 

7. Концерт на ул. Рубинштейна в июне 1992 г. *

У кого-либо из хористов наверняка сохранился немецкий журнальчик «Magazin», проводящий линию здоровой и полной жизни, издаваемый Розмари Шнайдер, связанный с учением «Наука разума» Нам он интересен тем, что на третьей странице обложки размещена фотография 7*12: хор, перед хором Розмари, Александр Иванович Крылов с большим букетом роз? и дама-организатор. Ниже подпись: «Для приветствия Розмари Шнайдер в Санкт-Петербурге этот хор исполнял народные песни Украины и Германии». А что же это за хор знаем только мы, хористы ЛТИ.

Концерт состоялся в 27 или 28 июня 1992 года, в субботу или воскресенье. Стояли невероятно жаркие дни. Вспомним наступившее в стране время. Страна уже пришла в состояние наполненных магазинов с колбасой за 100 руб./кг – наша месячная зарплата! Ощущение непонятности, шаткости во всем, построение новых связей, отношений, контактов, приемов жизни. Была волна, казалось, доброго интереса к нашей стране Запада. И возник такой вот западный контакт, Галя Свешникова содействовала, занимаясь этой самой «Наукой разума», рассуждая, что хору нужна была новая аудитория слушателей, поддержка. Эти немцы здесь у нас устраивали конференцию на ул. Рубинштейна в ДХС («Дом художественной самодеятельности», теперь – театр «Зазеркалье»). Хор мог выступить в завершении деловой программы.

Вернемся к фотографии. На сцене - 40 певцов. Однако как это не характерно для хора ЛТИ! Александр Иванович очень переживал за выход на сцену с составом непривычного количества, хористов. И вообще очень

непросто было собрать людей: самый конец июня, жарища, выходные, студенты на каникулах, народ в отпусках, дачные участки (будь они неладны, но жизнь сурово диктовала свое – выживать). Вот и набралось всего-то сорок человек – ПЕРВОЕ выступление хора в камерном составе! Для Крылова и для нас, хористов, невероятно сложно, волнительно, чрезвычайно ответственно. Непросто было Александру Ивановичу. А мы старались, как могли, помочь ему пройти это испытание, внимательно слушаясь жеста, отвечая настроению и вдохновению Крылова.

И вот фотография! Все лучшее, что можно было показать, ожидать от выступления – сделано! Отзвучали аплодисменты слушателей, произнесены благодарственные слова Розмари и организаторами концерта. Этап пройден.

* Мнение автора может не совпадать с какими-то иными. Но взгляд на одно и то же событие, его трактовку у каждого участника свой (вспомним фильм А.Куросавы «Расёмон»).

А что же за народные песни, с какими произведениями хор выходил на сцену в тот раз? Несомненно «немецкими народными» была «Ах, Анна-Сусанна», украинскими – «Дударик» Леонтовича. Однако навряд ли были только две вещи, а что еще – история умалчивает, жаль, все складывается из разных маленьких мелочишек…

Вечером во ржи»

Учим новое произведение, что-то никак не двигается у сопрано. Виктор Плешак, слова Р. Бернса, перевод С Маршака. «Вечером во ржи». Небольшое произведение, а вот никак. Трогательная лирическая нежная зарисовка. Образ не получается.

И вот Александр Иванович обращается к девушке, такая застенчивая милая девушка из герценовского института из II сопрано: «Выйдите, пожалуйста, Оля, станьте здесь». И поставил ее перед хором. Нужен образ той девчонки, Дженни, замерзшей, вымокшей, что пробиралась вдоль калитки:

Пробираясь до калитки

Полем вдоль межи,

Дженни вымокла до нитки

Вечером во ржи.

Во втором куплете на фоне текста у сопрано повторяется: «Очень холодно, очень холодно», …а Иваныч не видит, не слышит этого «холодно», тем более «очень».

Тут он говорит: бедняга вымокла, роса, юбка холодная по ногам полощется, замерзшая вся, что же делать? Она же поднимает юбчонку свою, вынуждена, так же, да?

Неожиданное Оле: «Ну, поднимай, выше, выше,» - и это говорит Александр Иванович, первый стесняющийся и смущающийся всегда! (было время миди и макси «юбчонок»!)

Весь женский хор от недоумения замер. Олечка опешила, но поддалась на его «уговоры», мягко улыбаясь. По тексту:

Очень холодно девчонке,

Бьет девчонку дрожь:

Замочила все юбчонки,

Идя через рожь.

И получилось! Поверил ОН этой юной милой девчушке, что бежала через рожь! Добился нужной интонации! Далее полилась кантилена:

Если кто-то звал кого-то

Сквозь густую рожь

И кого-то обнял кто-то

Что с него возьмешь?

И какая нам забота,

Если у межи

Целовался с кем-то кто-то

Вечером во ржи!

Хочу добавить, что в поисках текста и т. п. этого произведения попалось в аннотации к нему, что эта миниатюра В. Плешака предназначена для хорового коллектива, обладающего «достаточно развитыми хоровыми навыками», каковые и были у хора ЛТИ!

 

Псков, октябрь 1995 г.

Поехали. Идет жизнь новая, приспосабливаемся ко всему, что вокруг, да еще и в Псков едем! А там – Концерт в музыкальном училище! С уже «привычным» для Крылова составом хора 40-50 человек. Все в наилучших традициях: общение, экскурсии по городу, по Кремлю, кто-то и в Пушгоры сгонял. Я и плюс двое или трое нас поживали у одноклассницы Лени Лебедева с размещением на полу (ура! все замечательно!).

Обратный путь – ночь в поезде, хор – платцкарт, а в соседнем вагоне получили на двоих! купе Ирина Сергеевна с Александром Ивановичем, где состоялись посиделки, + 10 «спокойно» разместились. И это был незабываемый вечер! Пробыли в гостях далеко за полночь я, Валя Власенко, Верочка Богданова, кажется Эдик Левин... И слушали, слушали … Как на войну ушел, как служил музыкантом, как ранили, до Берлина дошел. Скупой рассказ очень скромного человека, много пережившего в такие юные годы. И Ирина Сергеевна – о чудесной семье своей, где папа – руководитель предприятия, мама - музыкант. В любящей атмосфере росли она и два брата, которые ушли на фронт, один погиб в начале войны…

Я впервые была вот в такой теплой атмосфере у Крыловых. Это и сумерки купе, и стук колес, благостное состояние и наполненность впечатлениями поездки, отключение от непростых повседневных дел и покачивание поезда – как будто бы все это располагало к задушевным разговорам, которые раскрывали новые стороны наших замечательных дорогих Крыловых, ставших еще более понятными и близкими.

 

Кореец Юн Хо Чжин

 

Был у нас в хоре замечательный человек из Южной Кореи – студент Александра Ивановича, очень талантливый, необычайно трудолюбивый, исполнительный. Настали времена после 1991 года, когда в страну свободно приезжают люди из любых уголков мира на учебу.

Юн Хо Чжин приехал в Санкт-Петербург совершенно без музыкальной подготовки. Год до поступления он проучился на подготовительном отделении. И вот вступительный экзамен. Надо сказать, что знания русского языка и музыкальное образование определялись вот этим объемом 1 года обучения.

Вопрос к экзаменуемому: «Назовите, пожалуйста, балеты П. И. Чайковского».

В ответ наш, невероятно волнуясь и не только, Юн Хо Чжин показывает-отвечает: взмах рук-крыльев – «Лебединое озеро»; второй балет: складываются к щеке ладони – «Спящая красавица»; третий: изображает раскалывание ореха – «Щелкунчик».

«Как я буду его учить? Не представляю…» - говорил Крылов. А все получилось великолепно. Очень удачно нашли друг друга корейский студент и наш, Андрей Мазницин, студенты класса Крылова, которые взаимообучались русско-английскому. Даже фортепиано кореец освоил. И в хоре в тенорах пел, Андрей - в басах.

Юн Хо Чжин приехал сюда с семьей, жена, двое маленьких детей. Позже его жена закончила консерваторию по классу вокала. А Юн Хо Чжин или Юсин, так его Александр Иванович называл, работает в сфере культурных связей Южной Кореи и России.

Заболел

Александр Иванович заболел вскоре после юбилейного концерта. Поликлиника, обследования и пр. А после перенесенного гриппа «зацвели» застарелые болячки. Мы, хористы, ходили часто, стремясь освободить Ирину Сергеевну от хлопот, что-то поделать, помочь, посидеть с Александром Ивановичем. В марте у меня получалось часто, будучи на курсах, рано освобождалась. Та весна с теплом проходила. Пятница, 2 апреля, тоже смогла пораньше уехать на Удельную. Ирина Сергеевна к кухонной возне не допустила, предложила побыть с Александром Ивановичем. Он был в полусне, немного оживился, увидев меня. Пожаловался, что кисти рук болят и болят. Я стала потихоньку поглаживать, массировать очень осторожно снизу вверх по каждой руке. Процедура не впервые, при каждом визите он просил об этом. Тихо поговорили о хоре, о репетициях, как их проводит Николай Хомич, какая посещаемость. Этот вопрос его всегда мучил. Совсем не то количество народа, что было прежде, и в составе хора, и на репетициях. Оглядываясь на то время, трудно представить, как он-то сам отправлялся в такие дальние дали, на работу в консерваторию, потом в Техноложку.

Александр Иванович вдруг сказал: «Я не встану». «Ну, что вы, лечение не сразу сказывается, идет подбор медикаментов, накопление положительного эффекта от препаратов…». Я все это время потихоньку перебирала пальчики, массировала ладони, тыльную поверхность кистей рук. Стало легче ладошкам. Немного поспав, попросил дойти вместе до балкона, постояли, помолчали. Потом к нашей с Ириной Сергеевной радости немного поел.

5-е апреля вечер. Около 19 часов каким-то упавшим голосом Любаша позвала меня к телефону. Люда Владимирова говорит….

С нами осталась душа его, навсегда!

Пора-пора забыть все страсти

Оргкомитету и накал,

Что заседания и встречи,

Весь год последний зажигал!

 

В руках у каждого Программка,

И с ней идем в прекрасный зал,

В котором пели не однажды -

Крылов же хором управлял!

 

Когда по мановенью пальца,

Мизинчика, слегка, чуть-чуть…

Мы замирали в «Амарили»,

Боясь и платьем шевельнуть.

 

А начиналось все непросто:

«Нет, не пойдут в хор, что вы, бросьте,

Не музыка должна быть тут…»

Ан нет – движенье хоровое -

Технологи в свой хор идут!

 

И полилась из ВУЗа песня… –

Так нежно песня родилась!..

А как звучала она стройно –

До всех пластинка донесла!

 

Где пели? Москва и Рига, Таллинн,

Дрезден, Петрозаводск, уютный зал Каунаса,

На конкурсе в котором мощно

«Лесов» «шумели» голоса.

 

Наш «Алелександрас», наш «Крыловас»

Жюри народной покорил!

Там за литовский «Жибурелис»

Четыре приза получил!

 

В ТИ на Загородном и коллеги

Ценили мастера. О, Да!

Как трогательно, что соперник

Крылову Сандлер руку жал.

 

А выступлений и концертов

Иваныч множество провел…

Последние поездки с хором:

Был снова Киев, потом Псков.

 

Венец – концерт, что помним все мы!

Маэстро – вдохновенный. Свой!

Создатель музыки - пред хором!

Любимый всеми, наш, родной…

……………………………………….

Прошли года... Иваныч, видишь,

Какая ныне жизнь идет:

Хор имени А. И. Крылова

Живет достойно и поет.

 

Второе детище – в ЛЭТИ,

Главенствующий среди прочих

Коллектив.

Хор «Возрождение» ведет А. Н. Чернов,

Ваш ученик, Маэстро А. Крылов!

Хор «Консонанс» – Ваша в нем основа:

Руководитель - «внучечка» Крылова. (Ирина –дирижёр в нём)

 

Так вместо 2х хоров поют 4 хора!

 

Светлана Энглина – хористка и хормейстер Хора ЛТИ, ныне Художественный руководитель и дирижёр лауреата международных конкурсов и фестивалей хоровой студии «Гармония», заслуженный работник культуры РФ

В этом году исполняется 100 лет замечательному дирижёру, маэстро Александру Ивановичу Крылову. Эти скромные строки – посвящение любимому Учителю.

Эпизод первый

После окончания музыкальной школы я поступила в музыкальное училище по специальности «хоровое дирижирование». Поступила легко, но, честно говоря, никакого серьёзного представления о своей будущей профессии не имела. По специальности я попала в класс педагога Ирины Сергеевны Крыловой. От студентов старших курсов узнала, что это очень сильный и строгий преподаватель, жена профессора консерватории Александра Ивановича Крылова. Для меня – тогдашней пятнадцатилетней девчонки – их имена были абсолютно неизвестны, и я, конечно, не могла знать, что с этими прекрасными музыкантами и замечательными людьми буду связана всю свою жизнь, вплоть до их кончины.

Занятия в училище шли своим чередом, и как-то Ирина Сергеевна рассказала, что её супруг – Александр Иванович – руководит двумя любительскими студенческими хорами и пригласила на концерт хора ЛТИ. Мы с подругой пришли в актовый зал Технологического института и окунулись в удивительно дружелюбную атмосферу, царящую вокруг нас. Начался концерт, который меня поразил. В исполнении любительского хора прозвучала сложная и очень разнообразная программа, которая под силу, разве что, профессиональным исполнителям. Певцы были эмоциональны и безукоризненно подчинялись руке маэстро, который сотворил это чудо. Так я впервые в качестве слушателя познакомилась с заслуженным деятелем искусств, профессором А. И. Крыловом.

Эпизод второй

Быстро пролетели годы учёбы в училище, и вот уже Государственные экзамены. Экзамен по специальности состоял из трёх этапов, и на каждом присутствовал кто-нибудь из консерватории. На одном из этапов – дирижирование под рояль – председательствовал Александр Иванович. У меня была сложная программа, состоявшая из произведений Чайковского, Вик. Калинникова и Свиридова, и, конечно, я очень волновалась. Однако спокойствие и доброжелательность комиссии и особенно её председателя меня немного успокоили, и всё прошло хорошо. После экзамена Александр Иванович высказал свои пожелания, при этом сначала отметив все положительные моменты исполнения, а затем объяснил, над чем следует поработать при поступлении в ВУЗ. Всё это говорилось мягко, деликатно, с пониманием психологии начинающего музыканта.

Отлично окончив училище, я поступила в Институт культуры (ныне Университет культуры и искусств) на дирижёрско-хоровое отделение и осенью зашла навестить родную alma mater. Ирина Сергеевна предложила мне придти петь в хор ЛТИ, чтобы пройти на нём практику и в дальнейшем подготовить дипломную программу. «И вообще, – сказала она, – я думаю, тебе у нас понравится, а нам нужны высокие сопрано с хорошим голосом». И я пришла в хор и осталась в нём на долгие двадцать пять лет.

Эпизод третий. Хор ЛТИ

Хор Технологического института был одним из самых известных и знаменитых студенческих хоров города. Лауреат множества международных и всесоюзных конкурсов и фестивалей, неизменный участник всех городских концертов. Коллектив часто выезжал в поездки по Союзу и за рубеж. Но самое главное, что это был не просто хор – это была настоящая хоровая семья. И эта семья сразу приняла меня, а я нашла в ней многих замечательных друзей.

Александр Иванович разрешил мне участвовать в занятиях с новичками. Дело в том, что новенькие приходили на репетицию на час раньше и учили произведения, так как у хора была очень большая программа. Многие ребята даже не знали нот, хотя хор пел по партиям. Я тогда никак не могла понять, как удавалось Александру Ивановичу из таких певцов создать столь великолепное звучание хора, исполняющего всю программу a cappella. Но для того чтобы это осознать, надо было видеть работу изнутри, находясь в хоре в качестве певца. Репетиции проходили удивительно живо и интересно. Маэстро, подобно скульптору, «лепил» художественный образ каждого произведения, находил удивительные исполнительские тонкости. И ещё мы все получали прививку интеллигентности в обращении, которая была так свойственна Александру Ивановичу.

На последнем курсе мне предоставили возможность разучивать с новенькими произведения из своей дипломной программы, а на основном хоре Александр Иванович выделял время, чтобы можно было продирижировать каким-либо из её фрагментов и всегда помогал мудрыми замечаниями и советами.

Наступил день дипломного концерта. У меня была сложная программа, венцом которой являлся концерт для хора Березовского. Хористы очень старались, были внимательны, а их глаза говорили: «Не бойся, мы всё споём»! Комиссия поставила оценку «отлично», но никакими оценками нельзя измерить всё то, что я получила за время практики на хоре ЛТИ, всё то, что мне дал Александр Иванович. Конечно, в институте были замечательные педагоги, научившие меня очень многому, но только в хоре ЛТИ я до конца поняла, что такое профессия хорового дирижёра. Поэтому сейчас, по прошествии многих десятков лет, смело скажу: всё, что знаю и умею в работе с хором, я получила здесь, наблюдая за работой Александра Ивановича, впитывая его мудрость и удивительную преданность своему делу. А чего стоили наши поездки по Союзу и за рубеж, наши концерты в Капелле и Большом зале Филармонии! Спасибо Вам, маэстро, за всё!!!

Эпизод последний

Закончив с отличием институт, я стала растить свой хор – студию «Гармония», но, несмотря на занятость, продолжала приходить в хор ЛТИ. Для меня это было просто необходимо, как необходим человеку свежий воздух или глоток воды. Хор жил интересной концертной жизнью, а репетиции были ярки и увлекательны. Александр Иванович находил возможность поинтересоваться делами каждого из нас, всегда мог дать совет, порекомендовать что-то. Когда моя студия отмечала свой пятнадцатилетний юбилей на сцене Малого зала Филармонии, Александр Иванович не мог присутствовать на концерте, но каково же было моё удивление, когда он появился за кулисами задолго до начала концерта с цветами и поздравлениями. В этом весь наш маэстро!

Осенью 1998 года Александр Иванович готовил большой концерт к своему 80-летнему юбилею. По его замыслу в первом отделении должны были петь хоры его учеников. Участвовать в этом хоровом празднике он пригласил и мою студию. Мы подготовили программу из произведений Рахманинова, Хиндемита и Гершвина. Это был необыкновенный концерт. Большой зал Капеллы был полон, а любимый дирижёр сидел в ложе, слушал наши хоры, принимал поздравления. Во втором отделении на сцену вышел хор ЛТИ, в котором соединились поколения хористов разных лет. Мы не просто пели; кажется, что мы растворились в звуках. А над всем этим царил наш волшебник – Александр Иванович. После выступления все радовались и безудержно веселились, а наш дирижёр ещё нашёл возможность с каждым из нас поговорить и поблагодарить за участие в концерте. Всё было прекрасно, но… Это был последний концерт под руководством нашего маэстро. Через несколько месяцев 5 апреля 1999 года Александра Ивановича не стало. Светлая ему память и вечная благодарность!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: