Замечательный хоровой дирижер Александр Иванович Крылов очень умело и тонко подбирал произведения для своего коллектива. Если просмотреть репертуар за многие годы, заметно, как росло мастерство хора, какие разнообразные по стилю, жанру, характеру вещи были в программе, постепенно охватывающей все более широкий круг хоровой музыки разных эпох и народов. И даже учитывал вкусы своих исполнителей («клавиш»), прививая интерес к прекрасному. Сколько авторов русской и зарубежной классики, современных композиторов, замечательных народных песен, исполненных на языке оригинала, узнали технологи. Как он для хора мог подыскивать новые произведения – мой рассказ об одном из таких случаев.
У меня есть подарок от Юры Аптера. Бывает, что давно о чем-то мечтаешь, хочется выяснить, докопаться, уточнить. Причем, представить трудно, тянется из 60-х. Был интереснейший концерт хора колледжа «Оберлин» из США в капелле 7 марта 1964 года. Студенты! Ровесники! Американцы – это спиричуэлс (я впервые слушала!) под рубрикой негритянские народные песни, в том числе, «Иезекииль видел колесо», «Аллелуйя» Томпсона, вальсы Брамса и пр. Выглядели удивительно: девушки в черных длинных «сутанах», затягивающиеся на шее. И музыка, в которой страсть, воля, контрасты, темперамент, экспрессия, а исполнители то квартетами становились, то еще как-то перестраивались для иных произведений.
И все же что за подарок передо мной? – Программа этого концерта! Да еще программа большая их пребывания в Советском Союзе: 5 концертов, а где они еще побывали? Наверное, в Москве и …
А на этом концерте присутствовал хор ЛТИ вместе с дирижером – такое совпадение!
Так наметились «мои отношения», совершенно параллельные, с хором технологического института. Я – первый курс, рабочая группа (2 года работали и учились через неделю), непонятные студенты. Осенью в институте был огромный плакат-поздравление в честь присуждения хору звания «Народный коллектив» – это же на уровне «народного артиста» для самодеятельного коллектива, куда уж тут! Мой хор еще впереди.
|
Позже, расспрашивая об этом концерте Верочку Богданову (Худякову), я узнала, что была встреча-репетиция студентов ЛТИ и колледжа «Оберлин»: наш хор – на балконе, на сцене – хор колледжа. Всех поразила простота обращения, затронули музыкальные возможности коллектива и творческое мастерство. Хор исполнял что-то для американцев. Хористы-технологи пришли с сувенирами, маленькими подарками, хотелось оставить память. Очень трогательно прощались, слезки навертывались (у девочек, конечно).
В хронике Лени Лебедева говорится, что сразу после этой встречи, через три дня, 10 марта, приступили к разучиванию «Аллелуйи». Догадываемся, что обаятельнейший Александр Иванович покорил дирижера Роберта Фаунтена и выступлением своего хора, ленинградский хор произвел хорошее впечатление, за что был награжден партитурой Томпсона. Однако сомнение вызывает тот факт, что размножить партии для всех и каждого из хористов за три дня до очередной репетиции в те поры было почти невозможно, ибо требовалось или каждому переписать свою партию, или кому-то выполнить кальки с нотными партиями, чтобы их отсинить на множительном аппарате. И нет сомнения в том, что спиричуэл «Иезекииль видел колесо» (Ezekiel saw de wheel – это «de» страсть как мучило наших англоизучающих коллег, «зекали» в межзубье, пытаясь спорить со старо-, возможно, американским вариантом) тоже пришел из колледжа «Обервиль».
|
Я пыталась безуспешно найти этот хор, запомнившийся на всю жизнь, в интернете. И только благодаря подарку Юры обнаружила, когда имя дирижера Роберта Фаунтена набрала – получилось! Даже упоминается о гастролях в Советском Союзе. В сети имеются записи спиричуэлс, «Alleluia» Р. Томпсона, вальсов Брамса (вот еще перекличка: вальсы значатся в репертуаре молодого хора «Консонанс»).
Еще параллель от 1964: в мае хор ЛТИ был в Киеве – содружество с киевским университетом. Я также познакомилась на майские праздники со столицей Украины.
Как я пришла в хор
Набор в хор очень больная тема для руководителя. Ведь студенты разъезжались по городам и весям, получая диплом и распределение на работу. Состав хора нужно было пополнять новыми силами. И вот цитата из Л. Лебедева: «В начале года (1966-го, год 15-летия коллектива, это моя пометка) посещаемость репетиций вызывала неудовольствие Крылова. Провели собрание на тему, как привлечь студентов в хор. Было решено устраивать пение на лестнице перед репетицией и в перерыве ». Да уж, причем пение в перерыве в коридоре во все времена Иванычем не поощрялось – берегите себя! И на какие ухищрения только не шли. Истории известны факты, как Александр Иванович посещал общежитие, завлекая парней в хор, мол, там – ах, какие девушки!
Так вот, оказывается, я – результат вот этакого решения о наборе в хор, причем узнала сие за 2 часа до набора данного текста, перечитав записки Лени Лебедева.
|
А дело было так. Шли мы с девочками домой после лаборатории количественного анализа и, входя в главный корпус, услышали очень знакомую мелодию: «А искры улетают из топки паровоза и, тихо замирая, гаснут у столбов. В глазах твоих тревожно вспыхивают слезы, а губы шепчут, что же делать мне с тобой». Это же песня, что в походах поем! А звучит издалека что-то необыкновенно красивое – на голоса, необычное для нашей туристской песни! Подходим к вестибюлю, на ступеньках под часами стоят эти замечательно поющие ребята и поодаль такие же заслушавшиеся как мы. Уже поздно, служители просят покинуть институт. И тут к нам навстречу и как-то присев немного выходит Федя Сергеев с широко распахнутыми руками и говорит: «Девчонки, а приходите к нам в хор! Репетиции три раза в неделю, воскресенье с 4 до 7, среда, пятница с 8 до 11 вечера после занятий». Так и пошло. Спасибо, Федя!
Хороший способ завлечения в хор придумали ребята с Крыловым!
Повседневные «мелочи»