Я, ХОР и КРЫЛОВ
Воспоминания хористов-крыловцев о пребывании в любимых хорах ведущих ВУЗов ЛТИ и ЛЭТИ, руководимых выдающимся хоровым дирижёром, профессором Ленинградской – Санкт-Петербургской консерватории Александром Ивановичем Крыловым
В период с 1951 по 1998гг
Галина Боруцкая (Агурьянова) – альт, Хор ЛТИ (1964-74; 1975-78; 1991-2002)гг– староста хора.
Попробую повспоминать про А. И. Крылова. Как, правда, вспоминать, когда знаю, что он всегда со мной и во мне. Это такой родной и значимый для меня человек, что я вижу его всегда. Вернее сказать, что, благодаря встрече с
ним, я иначе живу и смотрю на жизнь.
В январе 1964 года я пришла на репетицию хора в актовый зал с подругой просто так, посмотреть. И тут же мы "попали в руки" Риты Балашовой, которая была в то время концертмейстером у А. И. Она нас прослушала, и мы попали в
партию 2 сопрано. Всё было так необычно: распевание, пение по партиям,
занятия для новичков, а главное -- удивительно радостная и лёгкая атмосфера
общения между хористами. В перерывах они так активно и вдохновенно пели
походные песни, так слаженно и красиво, что это меня заворожило.
У меня нет музыкального образования, но как то незаметно стала тихонько
напевать свою партию, потому что хорошо "пою по слуху", а я оказалась рядом
с двумя Лидами - Бугай и Сороковиковой. Эти чудные во всех отношениях
девушки очень мне помогли, да и душа моя уже хотела петь. Конечно, это был
длинный путь, пока мне разрешили петь на концертах, но я нисколько не
переживала, я уже так полюбила А. И. и ребят. что мне было тепло в этом
коллективе.
Сколько смеха всегда было на репетициях, особенно когда А. И. "сводил"
все партии вместе, чтобы сначала «пощупать», как потихоньку рождается
произведение, а потом всё больше и больше его впевать. Никогда, даже произнося ядовитое замечание, не обижал ребят в партии, потому что оно было точное и с юмором.
А как тонко умел рассказать о самом главном в произведении,
обязательно коснувшись и музыки и стихов, часто ещё и сам читал стихи Лермонтова, Пушкина... Или так рассказывал о "пыльной дороге, по которой бредут арестанты", что мы всё это видели лучше, чем в кино, и "дороженька" получалась очень проникновенно. "Музыканты творят на тишине" - часто говорил А. И., добиваясь такого "пиано", что слушатели переставали шуршать. Он учил нас не только петь ноты, но слышать, благодаря музыке, шум моря, шелест леса, учил пением передавать трепет любви, боль сердца, радость танца...
|
Раньше я слушала только классическую музыку, а А.И. открыл мне красоту хорового пения. Концерты хоров Свешникова, Минина, Сандлера стали просто необходимыми, мы старались ходить всегда, когда были их выступления.
Дорогой наш А. И., каждый из хористов знал, что не останется без его внимания. А. И. всегда интересовался нашими делами. Поразительно, как он всех помнит, и даже через несколько лет узнаёт, если эти хористы уезжали, закончив институт. Он был в курсе их дел даже там, потому что они не могли с ним расстаться и писали ему письма. Как староста хора, я получала от А.И. адреса "старых" хористов, чтобы пригласить их на наши концерты или отправить им поздравления
Такой теплый, уютный, домашний коллектив сложился благодаря его щедрой душе и любвеобильному сердцу, его хватало на всё и всех, хотя музыка, конечно, была на 1 месте. Это видели и знали все, и ещё больше его за это любили и ценили, потому что он щедро всё нам старался отдать, научить, подарить и сделать нас соучастниками этого удивительного творчества.
|
В скольких незабываемых концертах, конкурсах и фестивалях удалось принять участие хоровому коллективу под управлением А.И. Крылова за 47 лет! Сколько наград, медалей, кубков, почетных грамот и званий завоевал хор ЛТИ имени Ленсовета! Но А.И. никогда не останавливался на достигнутом, и всё время стремился сделать ещё больше. Сколько интересных, сложных, красивейших произведений удалось воплотить А.И. в жизнь, работая с хором ЛТИ!
А как весело, тепло, интересно проходили хоровые праздники по случаю дня рождения хора, Нового года или хоровых свадеб! Сколько импровизации в капустниках! А.И. всегда очень восхищался и удивлялся таланту, безудержной фантазии и безграничному юмору, который был вложен его "певцами" в эти праздники. Это ещё больше роднило и сплачивало коллектив. А.И. всегда был с нами. А уж как любили хористы все вместе выезжать в походы, А.И. и здесь был с нами: посидеть у костра, попеть под гитару, попить "чайку с дымком".
Иначе, как дети А.И., мы себя и не ощущали, да ещё и любимые дети. А уж между собой мы вообще - братья и сёстры, и это теперь на всю жизнь. Благодаря А.И., мы стали душевно щедрее и духовно богаче. У нас у каждого за эти годы совместного творчества сложилась своя компания близких и даже родных друзей, с которыми мы так и идём по жизни, вместе встречая трудности, помогая друг другу и весело проводя множество совместных праздников. А Александра Ивановича мы не вспоминаем, мы его просто забыть не можем.
|
Ирина Жуковская (Ира Белова) Хор ЛТИ, 1975-1990гг
МОЗАИКА ХОРОВОЙ ЖИЗНИ
1975 год, весна, замираю от восторга и почти физически ощущаю прикосновение к себе волшебных звуков музыки. Ведь я, студентка Ира Белова, первый раз сижу на репетиции хора Техноложки, на сцене замечательного актового зала института (из-за которого, кстати, актер А. Мягков сюда и поступал), и для меня, новичка, звучит эта чарующая музыка! «Вечер» Танеева!!! Это было мое первое погружение в МИР дирижера Александра Ивановича Крылова, которое запомнилось на всю жизнь. Оно пленило меня сразу и навсегда. Замечательная традиция хора в конце репетиции исполнять для новеньких какое-нибудь уже хорошо сделанное произведение!
Да-да, именно сделанное, собранное по крупицам, как мозаика из нот и звуков, выстраданное дирижером, с муками разучиваемое часами, неделями, месяцами. Ведь в хоре, в основном, пели дилетанты, зачастую попросту не знавшие нот, брали-то всех желающих.
Самое главное в творчестве Александра Ивановича была работа над уникальным и неповторимым ЗВУЧАНИЕМ ХОРА. Он стремился внушить нам свое глубокое внутреннее представление нового произведения. Как ему это удавалось - просто непостижимо! Но удавалось же! Правда, если бы не его природный юмор, который передавался из уст в уста, молодым, активным, полным жизни и энергии студентам сложно было бы выдержать по три раза в неделю трехчасовые репетиции. Ведь, что греха таить, собрать хор полным составом удавалось не часто, особенно мужские голоса. И хормейстерам Ирине Сергеевне (жене и верной спутнице Крылова) и Ольге Рубан, блестящей выпускнице Консерватории, приходилось «дорабатывать» произведения с нерадивыми хористами в дополнительные часы.
А еще в хоре был класс сольного пения, где преподавала неповторимая Лаурен Зинаида Антоновна (педагог ЛГИТМиКа на Моховой), в прошлом солистка Свердловского Оперного театра, с прекрасным концертмейстером Щербаковой Ириной Константиновной. Нет-нет, не с солистами там в основном занимались, а с такими как я, которые двух нот связать не могут, но петь - ужас как хотят! Вот там-то, в «каморочке» за сценой, и проходили мои первые вокальные «университеты». Да и не только мои. Настоящих солистов там тоже растили. Например, «Ангел вопияше» Бортнянского ангельски звучал, лучше всех профессионалов, в исполнении и Ирины Ставровой, и Марины Ивановой. Именно там сформировались и окрепли будущие артистки хора Михайловского театра Татьяна Голлербах (между прочим, красный диплом ЛТИ им. Ленсовета), Лариса Чернова, и хорист Капеллы Вадим Алексеев (выпускник ЛЭТИ).
Кстати, Зинаида Антоновна, как профессиональный вокалист, всегда с большим уважением отзывалась об Александре Ивановиче, неизменно отмечая его развитие, стремление к самосовершенствованию и постоянный рост как хорового дирижера.
А как наш Иваныч влюблялся в каждое произведение и заражал всех своими чувствами! Как он умел дирижировать выразительными глазами, бровями, кончикам пальцев! А какие это были произведения! Какие композиторы! Монтеверди, Скарлатти, Бах, Томпсон (самая моя любимая «Аллилуйя»), Березовский, Бортнянский, Чесноков, Рахманинов, Чайковский, Танеев, Свиридов, Фалик, Парцхаладзе… да разве всех перечислишь? Исполнялись и просто шедевры разнообразной народной музыки. Одна «Дороженька» чего стоит!
Вспоминаю, что у Крылова в Консерватории был ученик из Кореи, так он так был заворожен исполнением «Озера» Парцхаладзе (по нему и выпускной экзамен сдавал), что обещал обязательно привезти его к себе на родину и там разучить с корейским хором. И где-то он теперь?
А как часто простые слушатели на концертах подходили к Александру Ивановичу и выражали свое искреннее восхищение хором, особенно нашим пианиссимо! Так было в Каунасе, так было в Югославии, в Чехословакии на конкурсе в Братиславе. Но это только на моей памяти. А сколько еще всего НЕЗАБЫВАЕМОГО и ЗАМЕЧАТЕЛЬНОГО было и ДО и ПОСЛЕ моего 15-ти летнего участия в хоре! СПАСИБО КРЫЛОВУ за ВСЕ!!!
Наташа Федотова – сопрано, Хор ЛТИ (1994 по 2001 и с 2004 по 2008)гг
ОБ АЛЕКСАНДРЕ ИВАНОВИЧЕ КРЫЛОВЕ И ХОРЕ
Ещё учась в школе, я очень любила петь. Под старый магнитофон, а потом проигрыватель я часто подпевала разным популярным певицам и певцам, стараясь им подражать. Никакого музыкального образования у меня не было. Когда я слушала пение хора по радио, я сразу его выключала. Мне оно казалось унылым и скучным.
Моя любовь к пению однажды привела в хор ЛТИ. Тогда я училась на вечернем отделении Технологического института. На переменах слышала пение, доносящееся из кабинета на 2-ом этаже института. В один прекрасный день я услышала, как распеваются девушки в актовом зале, и я решилась зайти туда. Распевкой занималась Ирина Сергеевна Крылова. Я подошла и спросила: а можно мне тоже попробовать петь? Тогда мне сказали, что нужно сначала зайти в класс сольного пения (к Зинаиде Антоновне Лаурен), чтобы меня прослушали и определили какой у меня голос. Этот день я запомнила на всю жизнь - 6 декабря 1994 года. Кстати, в этот же день в хор пришёл Саша Голубков, который много лет руководит гитарной студией.
Итак, придя в хор, я сразу же почувствовала особенную атмосферу дружелюбия, внимания руководителей к хористам и более опытных хористов.
Особенно меня поразило отношение Александра Ивановича к хористам. Для него мы были, как дети. Его волновал каждый хорист. Он всегда нами интересовался. В то время у меня были проблемы с работой, конец 90-х годов. Приходилось месяцами искать работу. Либо, когда была работа, я целыми днями торчала в магазине за кассой. А когда вырывалась на репетицию, была очень счастлива. А.И. с пониманием относился к нашим проблемам, радовался успехам. Когда он обращался ко мне с вопросами, мне казалось, что я номер один и для него я самая важная участница хора.
Однажды был случай, когда Александр Иванович увидел меня на 1-ом этаже института с сигаретой в руках. Уже не помню: что он сказал, но мне было стыдно. После этого случая я твёрдо решила, что мой голос важнее сигарет. А у меня первое сопрано.
На каждой репетиции А.И. создавал музыку, рассказывал о каждом произведении, читал стихи, рисовал картины из сюжетов, чтобы мы понимали: о чём поём. Его вдохновенные глаза, улыбка и жест руки навсегда останутся в моей памяти. А.И. был, как музыкальный Бог и учитель. Я слушала его, впитывая искусство, культуру и удивительную душевную теплоту. А.И. был очень требовательным и строгим и в то же время очень добрым. На мой взгляд, он хотел услышать музыку в исполнении хора не с каким-то надрывом, а с лёгкостью, как в танце. Мне казалось, что когда пел хор, вокруг летали ангелы.
Я безмерно благодарна Александру Ивановичу за то, что он научил меня слушать музыку, отделять настоящее от фальши, за умение слушать себя и других, за ту любовь, которую он давал всем нам.
А ещё хочу вкратце рассказать о тех хористах, которые меня окружали и об атмосфере, которая тянула меня в хор. Для меня хор был вторым домом и семьёй.
Из самых ярких впечатлений общения с хористами я бы выделила следующих: Оля Черемисина (2 сопрано и староста хора), Оксана Викулина (2 сопрано и староста хора), Лена Дорофеева (1 сопрано), Дима Корнеясев (бас), Женя Агапов (бас), Дима Смирнов (бас), Лёша Мержевский (баритон), Ира Михайлова (2 сопрано), Алексей Петров (бас), Коля Новиков (тенор), Саша Голубков (тенор).
Помню, как мы собирались компанией и прямо после репетиции ездили в гости к Вите Трапезникову (потрясающий тенор), это было очень весело.
В выходные дни мы ходили в театр. Туда нас собирала зажигательная Оксана Викулина.
На 1 мая мы ездили на хоровой слёт на 78 км. Мы дружно ехали в электричке, Вадим Елисеев (баритон) играл на гитаре, и мы пели хоровые и авторские песни. Помню, как я там замёрзла J. Тем не менее - это было весело и здорово. И песенка про жучка («Я вчера поймал жучка, без ловушки, без сачка…) мне хорошо запомнилась, которую напевала тогда Оксана Викулина и Лена Дорофеева.
В 1998 году Александр Иванович особенно остро ощущал нехватку хористов. Многие лица исчезли из его поля зрения. Он сильно переживал, что в хоре не хватает людей. Просил меня и других хористов кому то позвонить, придти к ним домой и напомнить о намечающемся концерте. Последний концерт был в Капелле на 80-летие Александра Ивановича Крылова. В его глазах было столько боли, переживаний и любви ко всем хористам. О чём он тогда думал – мне оставалось только догадываться. Но для меня этот концерт был самым дорогим, т.к. на следующий год Александра Ивановича не стало.
Римма Рогожина (Сергиевская) – альт, Хор ЛТИ с 1966-70; 1982гг по наст. время)
ХОРОМАНИЯ