ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО




Творческий Центр

Москва 2004


УДК 373 ББК 74.102 Ш78

Шорыгина Т.А.

Ш78 Учимся ориентироваться в пространстве: Материа­лы для развития пространственного восприятия у до­школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.

ISBN 5-89144-435-6

В пособии даны описания занятий, обучающих ребенка ори­ентироваться в пространстве, а также в игровой, доступной и увлекательной форме знакомящих с такими понятиями, как «выше», «ниже», «верх», «низ», «справа и слева», «почасовой и против часовой стрелки». Книга научит рисовать свою комна­ту, объяснять дорогу домой, ориентироваться на местности.

Материал каждого занятия дополняется авторскими сти­хами, считалками и загадками.

Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям. Посо­бие написано с учетом коллективной формы работы, но мо­жет быть использовано и на индивидуальных занятиях.

ББК 74.102

Шорыгина Татьяна Андреевна

УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ

Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников

Редактор ОЛ. Орлова Корректоры Э.С. Корчагина, Л.Б. Успенская

Художник Е.В. Кустарова

Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова

Диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»

Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.

Гигиенический сертификат Ms 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.

Подписано в печать 24.06.04. Формат 60 х 9О'/. Бумага тип.

Усл. печ. л. 5,0. Тираж 6000 экз.

Заказ № 4124.

Издательство ТЦ Сфера

129626, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 656-70-33

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2


ISBN 5-89144-435-6


ООО «ТЦ Сфера», 2004 Шорыгина Т.А., 2004


Посвящаю внучке Елене Бухтеевой

ОТ АВТОРА

Перед вами книга, в которой рассказывается о том, как научить маленького ребенка ориентироваться в простран­стве.

Сначала малыш узнает из нее такие простейшие поня­тия, как «верх и низ», «спереди и сзади», «слева и справа», «по часовой и против часовой стрелки». Затем научится ориентироваться в своей комнате, рисовать ее, рассказы­вать о ней, объяснять, как найти дорогу к своему дому от ближайшей остановки автобуса (троллейбуса, трамвая) или станции метро. Наконец, ребенок получит простейшие зна­ния о том, как ориентироваться в лесу, в поле и т.д.

Книга содержит подробные описания десяти занятий, ко­торые проводятся в увлекательной и доступной для детей игровой форме и сопровождаются новыми стихами, загадка­ми и считалками автора, а также замечательными иллюст­рациями, помогающими детям в усвоении и автоматизации навыков ориентирования в пространстве.

Мы надеемся, что данное пособие поможет детям научить­ся правильно ориентироваться в пространстве, но также узнать интересные сведения об окружающем мире, будет способствовать развитию речи у детей, расширению их сло­варного запаса и кругозора.


ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО

Дорогие ребята! Давайте поговорим с вами об окружаю­щем нас пространстве.

Все, что происходит в мире, — совершается в пространстве.

Вы сейчас находитесь в комнате. Оглянитесь по сторо­нам, посмотрите вверх и вниз. Что вы увидели? Верно! Сверху комнату ограничивает потолок, снизу — пол, с бо­ков — стены. Вы заметили, конечно, и окна и дверь.

Сейчас вас окружает небольшое пространство вашей ком­наты.

Когда вы гуляете в саду или парке, вы окружены про­странством сада или парка, оно больше, чем пространство комнаты.

С глубокой древности люди пытались научиться ориентиро­ваться в окружающем пространстве, чтобы находить дорогу к своей пещере, к реке или ручью. Они старались запомнить, что перед пещерой лежит огромный камень, а за пещерой — за­росли колючего кустарника. Чтобы выжить в суровых услови­ях густых лесов, бескрайних степей, топких болот и успешно охотиться, первобытным людям надо было знать, где верх, где низ, что находится наверху, над головой, что внизу, под нога­ми, кто прячется за деревьями и кустами, кто живет под зем­лей. Многие из этих понятий вы, конечно, знаете.

Когда люди стали предпринимать далекие путешествия по суше и по морю, они стали ориентироваться в пространстве с помощью карт, изображавших звезды и созвездия. Но об этом я расскажу вам чуть позднее. А пока давайте поговорим о том, каким бывает пространство.

Мы живем на планете Земля. Земное пространство — это общее пространство всей поверхности Земли.

Примерно три четверти земного пространства занимают моря и океаны. Пространство Земли, покрытое водой, мы называем водным пространством. Животный и раститель­ный мир водного пространства очень богат и разнообразен! Наиболее заселен его поверхностный слой и прибрежные воды. Бурые и красные водоросли порой образуют густые подводные леса, которые тянутся на десятки километров. А на глубине 50—100 метров живут очень мелкие водоросли,




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: