Творческий Центр
Москва 2004
УДК 373 ББК 74.102 Ш78
Шорыгина Т.А.
Ш78 Учимся ориентироваться в пространстве: Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 80 с.
ISBN 5-89144-435-6
В пособии даны описания занятий, обучающих ребенка ориентироваться в пространстве, а также в игровой, доступной и увлекательной форме знакомящих с такими понятиями, как «выше», «ниже», «верх», «низ», «справа и слева», «почасовой и против часовой стрелки». Книга научит рисовать свою комнату, объяснять дорогу домой, ориентироваться на местности.
Материал каждого занятия дополняется авторскими стихами, считалками и загадками.
Адресовано воспитателям, гувернерам, родителям. Пособие написано с учетом коллективной формы работы, но может быть использовано и на индивидуальных занятиях.
ББК 74.102
Шорыгина Татьяна Андреевна
УЧИМСЯ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ
Материалы для развития пространственного восприятия у дошкольников
Редактор ОЛ. Орлова Корректоры Э.С. Корчагина, Л.Б. Успенская
Художник Е.В. Кустарова
Компьютерная верстка ЮЛ. Кособокова
Диапозитивы текста изготовлены в ООО «ТЦ Сфера»
Лицензия ИД № 02242 от 05.07.00.
Гигиенический сертификат Ms 77.99.953.Д.002538.04.03 от 11.04.2003 г.
Подписано в печать 24.06.04. Формат 60 х 9О'/1в. Бумага тип.
Усл. печ. л. 5,0. Тираж 6000 экз.
Заказ № 4124.
Издательство ТЦ Сфера
129626, Москва, ул. Сельскохозяйственная, 18, корп. 3. Тел.: (095) 107-59-15, 656-70-33
Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
ISBN 5-89144-435-6
ООО «ТЦ Сфера», 2004 Шорыгина Т.А., 2004
Посвящаю внучке Елене Бухтеевой
|
ОТ АВТОРА
Перед вами книга, в которой рассказывается о том, как научить маленького ребенка ориентироваться в пространстве.
Сначала малыш узнает из нее такие простейшие понятия, как «верх и низ», «спереди и сзади», «слева и справа», «по часовой и против часовой стрелки». Затем научится ориентироваться в своей комнате, рисовать ее, рассказывать о ней, объяснять, как найти дорогу к своему дому от ближайшей остановки автобуса (троллейбуса, трамвая) или станции метро. Наконец, ребенок получит простейшие знания о том, как ориентироваться в лесу, в поле и т.д.
Книга содержит подробные описания десяти занятий, которые проводятся в увлекательной и доступной для детей игровой форме и сопровождаются новыми стихами, загадками и считалками автора, а также замечательными иллюстрациями, помогающими детям в усвоении и автоматизации навыков ориентирования в пространстве.
Мы надеемся, что данное пособие поможет детям научиться правильно ориентироваться в пространстве, но также узнать интересные сведения об окружающем мире, будет способствовать развитию речи у детей, расширению их словарного запаса и кругозора.
ТЕМА 1. ЧТО ТАКОЕ ПРОСТРАНСТВО
Дорогие ребята! Давайте поговорим с вами об окружающем нас пространстве.
Все, что происходит в мире, — совершается в пространстве.
Вы сейчас находитесь в комнате. Оглянитесь по сторонам, посмотрите вверх и вниз. Что вы увидели? Верно! Сверху комнату ограничивает потолок, снизу — пол, с боков — стены. Вы заметили, конечно, и окна и дверь.
Сейчас вас окружает небольшое пространство вашей комнаты.
|
Когда вы гуляете в саду или парке, вы окружены пространством сада или парка, оно больше, чем пространство комнаты.
С глубокой древности люди пытались научиться ориентироваться в окружающем пространстве, чтобы находить дорогу к своей пещере, к реке или ручью. Они старались запомнить, что перед пещерой лежит огромный камень, а за пещерой — заросли колючего кустарника. Чтобы выжить в суровых условиях густых лесов, бескрайних степей, топких болот и успешно охотиться, первобытным людям надо было знать, где верх, где низ, что находится наверху, над головой, что внизу, под ногами, кто прячется за деревьями и кустами, кто живет под землей. Многие из этих понятий вы, конечно, знаете.
Когда люди стали предпринимать далекие путешествия по суше и по морю, они стали ориентироваться в пространстве с помощью карт, изображавших звезды и созвездия. Но об этом я расскажу вам чуть позднее. А пока давайте поговорим о том, каким бывает пространство.
Мы живем на планете Земля. Земное пространство — это общее пространство всей поверхности Земли.
Примерно три четверти земного пространства занимают моря и океаны. Пространство Земли, покрытое водой, мы называем водным пространством. Животный и растительный мир водного пространства очень богат и разнообразен! Наиболее заселен его поверхностный слой и прибрежные воды. Бурые и красные водоросли порой образуют густые подводные леса, которые тянутся на десятки километров. А на глубине 50—100 метров живут очень мелкие водоросли,