Первая мировая война, а затем революция круто изменили судьбу России и российской экономики. Но после нескольких лет радикальных военно-коммунистических экспериментов Ленин развернул страну и партию в сторону НЭПа, и те же проблемы внешней торговли, протекционизма или свободы торговли встали перед страной. Дискуссия о «монополии внешней торговли» стала одной из последних, в которых принял участие вождь. Как ни странно звучит это сейчас, свободу торговли тогда наряду с Бухариным поддерживал Сталин, а Ленин и примкнувший к нему Троцкий активно боролись против и добились своего. Критикуя позицию Бухарина, считавшего, что для контроля за внешней торговлей достаточно таможенных мер, Ленин писал: «... никакая таможенная политика не может быть действительной в эпоху империализма и чудовищной разницы между странами нищими и странами невероятно богатыми... сломить эту охрану может любая из богатых промышленных стран. Для этого ей достаточно ввести вывозную премию за ввоз в Россию тех товаров, которые обложены у нас таможенной премией..., а в результате такой меры любая промышленная страна сломит нашу туземную промышленность наверняка». И новая Россия в 90-е годы сталкивалась с этой политикой агрессивного демпинга со стороны наших и западных и восточных партнеров постоянно.
Советская власть совершила, в том числе благодаря государственному монополизму и протекционизму, гигантский индустриальный рывок, но герметизировала экономику и лишила ее живительного воздуха конкуренции. Вот почему Витте и Менделеев, решительно выступая за протекционизм, в том числе и в его узком смысле, защиты от иностранной конкуренции, постоянно подчеркивали временный характер такой меры.
ЭКОНОМИКА II ФИНАНСЫ
*Имитация с целью сравняться или превзойти. Или экономическая политика, направленная на то, чтобы сравняться или превзойти другие страны по уровню развития, использующая примененные ими методы. |
иного продукта есть преимущества перед другими по части климата и почв. Но и здесь научный прогресс позволяет многие преимущества нивелировать. Однако когда речь идет о промышленности, то ясно, что эти преимущества действительно относительные и могут быть преодолены при определенных условиях. И не только в Индии. Тот же Райнерт с иронией замечает, что «после шока 1957 года, когда Советский Союз запустил первый спутник и стало ясно, что СССР опережает США в космической гонке, русские могли бы, вооружившись торговой теорией Рикардо, аргументированно утверждать, что американцы имеют сравнительное преимущество в сельском хозяйстве, а не в космических технологиях. Последние, следуя этой логике, должны были бы производить продовольствие, а русские — космические технологии. Однако президент Эйзенхауэр выбрал тогда стратегию эмуляции, а не сравнительного преимущества». То есть он последовал по пути Советского Союза, чтобы обогнать его. Он (а вслед за ним другие американские президенты) выбрал стратегию развития.
В истории Х1Х-ХХ1 веков было несколько стран, которые, не имея никаких экстраординарных доходов, вроде нефтегазовых (при правильной политике они дали бы существенную фору в промышленном развитии России), смогли преодолеть отсталость и пробиться в первые ряды развитых стран. Это Германия и Япония в конце XIX века и после Второй мировой войны, СССР и Китай. Конечно, это не все страны, достигшие успехов в развитии, но нам интересны именно они, потому что в каких-то чертах своей истории и экономической политики они схожи между собой, поэтому их проще сравнивать. Скажем, можно ли сравнивать Россию и Сингапур, достигший гигантских успехов, если население Сингапура и его территория меньше населения и территории Москвы? Бессмысленно сравнивать нашу страну и с первым рядом развитых стран — Великобританией и США, странами, так называемого органического развития. То есть со странами, чей ускоренный рост начался раньше, чем у всех остальных, и поэтому они не решали задачи «догнать и перегнать». Они скорее думали о том, как не дать остальным странам их догнать.
Что же общего у этих стран и чем они отличаются от России? На этот вопрос отвечает Райнерт: они всегда «следовали разным вариантам той политики,
которую Всемирный банк и МВФ теперь запретили в бедных странах. Россия [после 1991 года], напротив, применила рекомендованную шоковую терапию, и последствия ее были чудовищными. Множество промышленных компаний в Восточной Европе вымерли быстрее, чем успели рассчитать собственные издержки, как это принято в рыночной экономике... [Эти] страны последовательно применяли стратегию промышленного протекционизма» и развития промышленности на этой основе и, заметим мы, продолжают ее применять. Хотя, если быть точнее, они используют протекционизм для защиты слабых отраслей своей экономики и их ускоренного развития под прикрытием протекционизма и свободно выходят на мировые рынки там, где уверены в своих достижениях. Дмитрий Менделеев назвал такой протекционизм возбуждающим, или развивающим.
И не они первые пользуются такими приемами. Фридрих Лист напоминает: до того как провозгласить свободу торговли своим приоритетом, Британия в течение более чем двух веков, до 1859 года, обеспечивала протекцию своей экономики с помощью Навигационного акта, принятого еще Кромвелем в 1651 году. Этому не помешало даже то, что за это время дважды сменилось политическое устройство страны. «Овладевши какой-либо промышленностью, — пишет Лист, — она [Британия] окружала ее в течение столетий своим попечением, как молодое дерево, которое требует опоры и забот».
А в XIX веке Бисмарк, объединив Германию и сломав таможенные преграды между бесчисленными немецкими княжествами, прибегает под влиянием учения Фридриха Листа к протекционистской политике для всей Германии, которая обеспечила гигантский экономический рост, выведший страну в экономические лидеры тогдашнего мира. Его примеру последовал граф Сергей Витте, который, став министром финансов России, провел в жизнь разработанный великим Менделеевым протекционистский таможенный тариф, ставший основой небывалого экономического роста России.
Интересно, что США после Второй мировой войны проводили в отношении стран Европы совершенно другую политику, чем та, которую они теперь проповедуют. После войны промышленность США, естественно, превосходила разрушенную промышленность Европы, но в
силу политических причин — противостояние с СССР и с местными коммунистами — они способствовали развитию промышленности европейских стран на основе плана Маршалла, состоявшего из традиционного набора стратегических инструментов, среди которых была и мощная защита обрабатывающей промышленности европейских стран от конкуренции, в определенной мере даже со стороны самих американцев.
Норвежец Эрих Райнерт напоминает, что «Норвегия, которая долго сама была неким подобием колонии... как бы забыла стратегию, за которую сама боролась, — создание обрабатывающей промышленности и достижение тем самым экономического роста. Мы забыли, что наша собственная страна строилась при помощи промышленной политики, принципы которой диаметрально противоположны тем, что мы сегодня навязываем третьему миру. После Второй мировой войны правительство лейбористов при помощи плана Маршалла крайне успешно реиндустриализовало Норвегию. Сегодня все то же правительство под предводительством все тех же лейбористов предлагает запретить в других странах ту политику, которая сделала нас самих богатыми».