Характеристика особенностей социализации трудных подростков




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДНОГО ПОДРОСТКА

Социализация обеспечивается через определенную социальную ситуацию, микросреду посредством межличностных коммуникаций. Процессу социализации свойственна поочередность. Поэтому, изменения, которые происходят в психике подростка, для успешной социализации, должны быть последовательны.

В современном пространстве на процесс социализации воздействуют различные факторы. Подростки, проходят период взросления, в котором они должны научиться критически, формулировать своё мнение, осознать себя как личность, «построить» свою ценностную ориентацию и мотивационную сферу, но при этом следовать нормам принятых в современном обществе.

Социализацию можно разделить на два этапа, а точнее на первичную и вторичную. В первичной социализации главную роль играют родители, именно они способствуют процессу социализации на данном этапе [1]. Вторичная социализация чаще всего происходит в группе сверстников, в школьной среде, особенность этого этапа в том, что человек сам имеет возможность выбирать членов, которые способствуют социализации. Чаще всего подросток формирует свою идентичность, проверяет имеющиеся модели поведения, дополняя и анализируя их.

Социализация может происходить как целенаправленно, так и стихийно. Проблему особенностей социального развития и самого процесса социализации трудных подростков изучали такие ученые как М.И. Божович, М.P.Гинчбург, Д И.Фельдштейн, А.С. Чернышев.

Таким образом, социализация - это постепенное усваивание личностью определенных норм, требований, которые существуют в обществе, а также получение социально важных знаний, навыков, для установления взаимоотношении в современном пространстве.

По данным исследователей, процесс социализации происходит всю жизнь, при рассмотрении всех областей деятельности. Процесс социализации у трудных подростков, может быть деформирован, тем самым способствуя возникновению серьезных проблем в их будущем.

Ситуация в современном пространстве, складывается таким образом, что имеется тенденция к росту самоубийств подростков, злоупотребления психоактивными веществами, а также к росту социального сиротства, недостаточности качественного образования, и одной из серьезных проблем как девиантность. Вышеперечисленные проблемы и многие другие, могут быть причинами возникновения трудной жизненной ситуаций в жизни подростка.

Такие ученые как А.С. Макаренкo, С.Т. Щацкий, В.Н. Сорока-Рoсинский, Э.Г. Кoстяшкин, рассматривали проблему в воспитании подростков, а Н.Н. Верцинскaя, И.А. Нeвский, Л.М. Злoбин способствовали исследованию причин возникновения такой проблемы.

Значительный вклад внес А. С. Макаренко, который работал с трудными подростками, исследуя их психологические особенности, модели поведения.

На сегодняшний день такие ученые как Мудрик А.В., Бочарова В.Г., Василькова Ю.В. и многие другие тоже исследуют проблемы «трудных подростков».

Характерные особенности для подросткового периода обычно проявляться в появлении новых интересов (Л.С. Выготский), часто изменяющиеся настроение (Л.И. Божович), желание признания со стороны сверстников и взрослых (К. Левин), максимизации своих внутренних мотивов, самоопределение (Э. Эриксон).

Отечественные школы в различные временные периоды меняли сущность понятия «трудности» подростков, так как возникают новые факторы вызывающие данные проблемы [2].

Если говорить о понятии трудный подросток, то нельзя точно сказать, определение этого понятия, оно весьма растяжимо. Если рассматривать такое понятие как трудные дети, то под ним можно понимать категорию детей, которые находятся в периоде кризиса, который возник под воздействием каких-то отрицательных воздействии.

К примеру, Е.Ю. Фисенко приводит характеристики по которым можно определить несколько групп детей: 1) одаренные дети; 2) дети со сложностями в процессе развития и обучения; 3) больные дети (с различными заболеваниями); 4) дети из проблемных и неблагополучных семей; 5) дети из неполных, многодетных и малообеспеченных семей, которых может характеризовать и четвертый пункт.

Им присущи такие же в силу возраста личностные характеристики, что и сверстникам. Но важно учитывать, что под «трудным» понимается, что-то особенное, присущее им. Для того чтобы осуществлять помощь подросткам, прежде всего надо разобраться в психологических особенностях трудных детей.

Отличием в поведении трудных подростков, можно наблюдать отображение той трудной жизненной ситуации, в которой они находятся, отображения воздействий каких-либо неблагоприятных факторов [3]. Можно сказать, что такое понятие как «трудный подросток» рассматривается в широком спектре, само по себе понятие «трудный» очень широкое.

Существуют два этапа, которые делятся на сам подростковый возраст и юношеский, причем юношество тоже делиться на ранее и позднее. Но установленные рамки возраста не всегда четко определяются, переход от ребенка к взрослому, определяется индивидуально, здесь трудно сказать точные временные пределы.

Физические изменения и психические взаимосвязаны между собой, но не всегда происходят одновременно. Обычно пубертатный период является одним из сложных периодов, отклонения в психическом спектре, многие ученые связывают с половым созреванием. Из-за того, что организм испытывает быстрый рост, и изменения, на психику ребенка могут влиять гормоны и в целом физиологические процессы, которые могут вызывать, повышение возбудимости и тревожности, острую реакцию на стрессовые ситуации, неустойчивое представление о самом себе, т.е. неустойчивую самооценку, резкие перепады настроения, раздражительность и конфликтность.

Для подростков, характерно формирование главного стимула, стимула взросления. Но опять же, биологические изменения не сочетаются с психическими одновременно, несмотря на то что в у подростка происходит физическое созревание, его социальный статус не данный период остается тот же. Здесь наблюдается как раз стремление подростка к принятию его со стороны окружающих как взрослого [4]. При возникновении конфликта, появляется большая вероятность к возникновению подросткового кризиса.

Развитие познания в пубертатном периоде, а точнее познавательных процессов происходит в ускоренном режиме, освоение нового знания, навыков и умений.

Подростка от ребенка отличает такая черта как, осознание самого себя как личности, у трудных детей такая характеристика может быть нарушена или скорректирована в неправильном представлении. Вспоминая высказывание по этому поводу Л.С. Выгодского, можно проинтерпретировать, его в таком ключе: самосознание, его формирование является одной из самых значимых процессов в периоде переходного возраста, так как это итоговый результат подросткового возраста.

В подростковом возрасте очень сильно проявляется стремление к самостоятельности. Пубертатный период характеризуется отдалением подростка от взрослых, поэтому стремление подростком к независимости и самостоятельности обоснованно [5]. Процесс отдаления не в плане физического, а психологического важен, так как он обеспечивает становлению самостоятельности, ответственности. Также борьбу за самостоятельность и независимость называют реакцией эмансипации. Несовершеннолетний пытается самоутвердиться, избавиться от опеки со стороны взрослых. Дело в том, что подросток должен понимать, что всё должно быть в норме допустимого. Стремление к независимости от других для трудных детей в отрицательном ключе может проявляться, например, когда подросток имеет негативное мнение об общепринятых нормах, не воспринимает «советы» родителей и педагогов, он может считать, что свои убеждения относительно него самые «верные». Такой барьер препятствует благоприятному прохождению процесса социализации.

Следующую психологическую особенность подростков можно выделить как появление новых увлечений. Появление хобби у ребенка способствует развитию личности, развитию каких-либо индивидуальных особенностей.

Также подросткам свойственно желание выделяться быть «не таким как все», демонстативность, желание привлечь в себе окружающих [6]. Такое желание может проявляться в одежде, в поведении, увлечениях и мн.д. Увлечение новыми интересами обеспечивает понимание внутреннего «Я», а также понимание между сверстниками и старшим поколением.

У трудных подростков могут возникнуть сложности в оценивании себя, Дело в том, что от самооценки зависит поведение. Дело в том, что подростки часто повергаются сомнениям насчет своей самооценки, а также определенных ценностей и норм. Как раз таки подросток находится в переменной, неопределённой ситуации, которая может вызвать появление затрудненного процесса социализации [7].

Также для трудных детей характерно неустойчивое восприятие себя, а точнее неустойчивая самооценка. Самооценка складывается посредством общения главным образом подростка с окружающими его людьми. Через разнообразную деятельность подросток оценивает себя. Отношение к подростку со стороны окружающих и оценивание им самого себя, своих индивидуальных особенностей, свои действия, их результативность. Формирование самооценки с помощью такого социального института как школа, может происходить через процесс социализации. Если у подростка имеются трудности в общении со сверстниками, с учителями, проблемы в успеваемости, то склонность к формированию у подростка заниженной самооценки будет выше [8]. Следовательно, самооценка формируется под взаимодействием на подростка не только родителей и педагогов, но и сверстников. В процессе формирования самооценки, трудные подростки склонны выбирать социально недопустимые пути самоутверждения. К примеру, подросток который имеет завышенную самооценку, боится что окружающие его люди могут отвергнуть его, чаще всего в своём поведении проявляет демонстративность и рискованность, всё это может повлечь за собой более серьезные проблемы.

Может возникнуть повышенная тревожность, неуверенность в себе, несдержанность, недоверие к окружающим. При низкой самооценке подростки могут проявлять враждебность, грубость, агрессивность, но в тоже время и конформность по отношению к другим, высокая самооценка свидетельствует же о чрезмерном высокомерии, лицемерии, недовольства [9].

Процесс рефлексии состоит в том, что подросток оценивает себя, ищет свои сильные и слабые стороны, сравнивает себя с отдельными личностями. Здесь важно учитывать, что процесс рефлексии помогает сформировать самооценку.

Сверстники грают очень значимую роль в процессе социализации подростка. Также подросткам свойственна и такая особенность как группирование. Группирование происходит чаще всего со сверстниками. Имеющаяся у подростка модель поведения имеет свойство проходить апробацию и корректировку.

Потребность быть «принятым» в коллективе, быть авторитетом. В группе можно наблюдать, как подросток может «копировать», брать пример с авторитетных сверстников, нежели с взрослого, потому что сверстники могут быть в понимании подростка более понятными, сам образец может быть доступнее в осуществлении [10]. В пубертатный период, для подростка значимы такие составляющие как принятие со стороны сверстников, дружеские отношения, симпатия со стороны коллектива. Для ребенка важно одобрение, поддержка товарищами. Появление более избирательного подхода к выбору друзей.

Подростки очень остро воспринимают критику, например критика со стороны педагога, для подростка не так значимо как мнение со стороны сверстников, опыт от общения с товарищами прямым путём отражается на личности подростка. Когда коллектив обязует подростка, происходит развитие и формирования личности, посредством вырабатывания, к примеру таких личностных характеристик как ответственность, целеустремленность.

Также, можно выделить общие личностные характеристики подростка: стремление подростка к подражанию авторитетов для него, цель стать личностью, потребность к самовыражению, максимализм, импульсивность, нетерпеливость, противоречивость в собственных убеждениях.

Подростковый возраст характеризуется переходным состоянием между детьми и взрослыми. Подростки сталкиваются с множеством различных проблем свойственных этому периоду [11]. Важно, чтобы у ребенка была сформирована адекватная самооценка. Родители должны уметь развивать у ребенка адекватно воспринимать критику.

От перевоспитания подростка зависит его преобразования в поведении, его сфера мотивации. У трудных подростков свойственно наличие сложностей возникающих в мотивационной сфере, т.е. в своих действиях они могут придерживаться определенных внутренних мотивов и находить за счет них оправдание.

Асоциальные и антисоциальные мотивы влияют на подростка таким образом, что у него начинают формироваться негативные качества, появляется большая вероятность к возникновению привычек, наносящие вред психическому и физическому здоровью подростка [12]. Хотя важно учесть, что неправильно сформированное поведение может способствовать нахождению тех самых мотивов, которые оправдывают такое поведение.

Обычно в мотивационном спектре сосредоточены как раз те мотивы, которые определяют склонность к негативным проявлениям личности подростка. Также, мотивы, которых придерживается подросток в своих действиях и мотивы, которыми оправдывает их.

У каждого трудного подростка мотивы поведения будет сугубо индивидуально, как причины и условия формирования. Если подросток, находясь в группе, совершая совместные действия какого-либо общего отрицательного характера, то мотивация действия у каждого будет разная. Поэтому, такая разница в мотивах, формирует реакционную сферу подростка, т.е. каждый будет по-разному воспринимать поступающие воздействия. От мотивационной составляющей зависит поведение подростка. Соответственно, трудные дети нуждаются в эмоциональных переживаниях, острых ощущениях, и для разрешимости проблемы перевоспитания, подросток должен замотивироваться на, например, трудовую деятельность. Таким образом, его переживания «переключаться» на полезную трудовую деятельность.

Если рассматривать отрицательную направленность личности трудных детей, то можно сказать, что в основном таким детям характерно такое качество как эгоистичность [13]. Эгоизм может формировать индивидуалистические потребности и внутренние мотивы, которые способствуют отрицательным проявлениям в поведении, тем самым нарушая процесс социализации. Важно учесть, что физические изменения, происходящие в подростковом периоде, главным образом влияют на психику ребенка. Также нельзя забывать и о том, что в процессе становления личности формируется биологический компонент развития подростка индивидуальный тип нервной системы, темперамент и т.д.

Часто у трудных детей можно наблюдать противоречивость в сопоставлении личных характеристик, к примеру, как огромный опыт в бытовой среде и недостаточное развитие в познавательной и мотивационной сфере ребенка [14]. Опять же наличие такого противоречия, создает противоречивые проявления в действиях, в поведении, в стремлениях к чему- либо.

Также в подростковом возрасте, очень важной составляющей является понимание и уважение со стороны друзей, сверстников и самих родителей. Трудные подростки имеют большую склонность к влиянию сверстников, и влияние это может складываться, как положительным, так и отрицательным образом.

Важно учесть, что на вышеперечисленном может быть сформировано делинквентное и девиантное поведение. Девиантное поведение характеризуется тем, что подростки нарушают в полном сознании общепринятые нормы [15].

Стоит отметить, что тотальный конформизм, тоже относится к типу девиантного поведения, такие подростки не умеют сказать «нет» отрицательному влиянию группы, уважение и мнение от сверстников в повышенной мере, очень значимо для подростка, под их влиянием возможен отказ от общепринятых норм, совершение проступков и преступлений.

Важно отметить, что есть и подростки, у которых не удовлетворены базовые потребности, которые «толкают» их на совершение нарушений. Причины могут быть во многом. Рассмотрим причину нарушения социализации у трудных подростков, раскрывая при этом их психологические характеристики. Изначально, присутствие каких-то нарушений в общении с окружающими, со сверстниками, с педагогами, способствует, как уже ранее сказано, к асоциальному и антисоциальному поведению [16].

Важно учитывать что, процесс взросления, включает в себя не только физические изменения, но и изменения, на личностном уровне, изменения в психических процессах. На данный момент, исследователи утверждают, в пубертатный период в личности подростка свойственно содержание внутренних противоречий, т.е. несогласованность между желаемыми потребностями подростка и самой реальностью, а точнее не возможностью реализовать всё то, что хочет подросток.

Проявление максимализма у большинства трудных детей. В поведении чаще всего присутствуют такие характеристики как нетерпеливость, эгоистичность, требовательность, импульсивность, невосприимчивость к критике, для них не бывает «середины».

Важно учесть, что «юношеский максимализм» служит ресурсной «базой» для психологических характеристик личности [17]. Главное правильно направить «энергию» подростка, к примеру, в полезную трудовую деятельность.

Подростки в различных ситуациях, могут вести себя по-разному, с одними быть «ребенком», а с другими как «взрослый». Подростки пытаются реализоваться в обществе как отдельная личность, целеустремленность к самоутверждению, стремление воплотить в жизнь свои цели, но как раз противоречивость, неустойчивость могут производить негативный эффект, и наоборот.

Развитие психики детей практически всегда идет противоречиво, аргументом может послужить опыт который провел Д.Б. Эльконин, можно сказать что составляющая потребностей и возможность осуществления не согласуются, так как первое или второе всегда меняются друг с другом, т.е. на определенном этапе может быть только один элемент. Возникновение подросткового кризиса, принято считать для 13 и 17 лет, в этот период подростку характерно непослушание, конфликтность, сопротивление по отношению к взрослым людям, также такой кризис называют возрастным кризисом.

Исследователи говорят, что изначально у таких детей обычно не присутствуют личностные характеристики, которые напрямую ведут к асоциальному и антисоциальному поведению, но такое поведение может проявиться позднее. В период пубертата можно наблюдать обостренную форму отклонений, но не в силу каких-либо заболеваний, здесь следует отметить влияние самого возраста, также хочется сказать, чем младше подросток, тем труднее обнаружить эти проблемы, специалистам, потому, что в силу возраста проблемы имеют такое свойства как «маскировка» [18].

Кризис в подростковом возрасте служит одним из главных факторов, которые могут затруднять процесс социализации у подростков. Для того чтобы успешно социализироваться подросткам мешают разнообразные трудности. К подростку, прежде всего, должно быть проявлено внимание.

Подростковый возраст проходит у каждого по-разному. Возникновение конфликтов в этот период, свойственно этому периоду, особенно когда конфликт происходит между членами семьи или сверстниками. Важно отметить, сам процесс, разрешение конфликта. Здесь применим такой термин как «подростковый кризис». В «подростковый кризис» ребенок, сталкивается с трудностями в общении с окружающими, причинами которыми могут быть конфликты. В этот период конфликтность характерно отмечается как психологической особенностью. Тут стоит сказать, что подросток находится на переходном этапе, он не может являться ребенок и в тоже время взрослым, поэтому возникает двойственность положения. Изменение групповой принадлежности как раз следует считать переходным этапом из детства во взрослую жизнь. Именно перемещение для подростков является важным жизненным этапом, так как не всегда ясно в каком направлении двигаться. Если рассматривать трудных подростков, то можно сказать что отсутствие ясности, непонимания, как раз может стать причиной неустойчивого поведения подростка, а может быть и причиной асоциального поведения. Можно сказать, что подросток не всегда может принять те существующие ценности и нормы в обществе. Встает вопрос о барьерах социализации, как раз создание оптимальных условий, имеет значение для успешной социализации.

Если рассматривать школьную и социальную адаптацию подростков, то можно сказать что идет обострение в переходные периоды. Подросток изменяется не только внутри себя, но и во взаимоотношениях с обществом. Можно выделить период с 12 до 14 лет, когда подросток, проходя через различные конфликтные ситуации, формируя чувства личности, перейдет к взрослой и ответственной жизни. Можно сказать, что взросление поддерживается через ряд вещей, которые обеспечивают чувство личности. Признание взрослости со стороны старшего поколения обеспечивает включенность подростка в общественную жизнь.

«Подростковый кризис» может появляться из-за того, что в семье, нет выработанной у родителей техники командной работы, то есть они не знают, как взаимодействовать с подростком, и в дальнейшем подростку, возможно, будет трудно работать в коллективе, а это уже будет являться барьером социализации. Для того чтобы предупредить возникновение «подросткового кризиса», родители должны уметь находить «общий язык» с ребенком, уметь взаимодействовать с ним, заинтересовывать, проводить совместную деятельность. Доверительный контакт детей и родителей также очень значим. Очень важно создать отношения на доверии, чтобы подросток понимал за что он «держит» ответственность. Важно, чтобы подросток делился своими переживаниями, трудностями.

Особенности подросткового возраста состоят в том, что физическое составляющая, может и быть сформирована, как например половое созревание, но при этом, какие-то эмоциональные переживания подросток еще не успел преодолеть. Можно сказать, что подростковый возраст в общем понимании составляет от 10 до 16-17 лет.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: