Барьеры социализации как фактор отклоняющегося поведения подростков




Причин возникновения барьеров в процессе социализации может быть много. Такими причинами могут быть неблагополучие в семье, проблемы в межличностной коммуникации отношения со сверстниками, педагогами, родителями, нарушения в семейном воспитании и т.д. Проблемы в семейных взаимоотношениях значительным образом отражаются на психологическом здоровье подростка. Такие психологические факторы как детерминанты асоциального и антиобщественного поведения, индивидуальные особенности и восприятие, влияние темперамента и личностных характеристик в основном присущи пубертатному периоду.

Барьерами социализации могут являться индивидуально-психологические особенности, которые включают в себя отклонения в психическом развитии личности, агрессия и враждебность по отношению к окружающим, нарушения в мотивационной сфере, неустойчивость в поведении и оценивании себя, конфликтность. Причина возникновения барьеров социализации специфичны и индивидуальны. Но можно выделить общие характеристики, нарушение семейного воспитания, неправильно сформированные установки в личности подростка, влияние асоциальных групп сверстников, материальное неблагополучие, воздействие макро факторов влияние политической напряженности нестабильности в стране, изменение ценностной системы, экономический кризис.

Существует множество исследований на тему «барьеров» препятствующих социализации. Психологические барьеры, которые связаны с внешними факторами, играют роль некой преграды, они могут быть связаны с политикой, религией, ценностями (Ф.А. Фрадкин), нормами разнообразных сообществ (Г. М. Андреева), особенностями воспитания индивида, непотребности в общении и психологическими особенностями (В.Н. Куницина), соблюдение неких внутренних мотивов и стереотипов (А.А. Бодалев).

Например, такие ученные как И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик, К.Н. Поливанова исследуют различные возрастные факторы происхождения таких психологических барьеров. Подростковый кризис является одним из факторов психологического барьера, который может мешать успешной социализации. Например, ученые говорили о таких факторах как новые интересы (Л.С Выготский), низкая самооценка (Л.И. Божович), неустойчивая психика (К. Левин), неприятие устоявшихся ценностей и норм, осмысления себя и своего места в обществе (Э. Эриксон). Вовлеченность подростка в жизнь общества не всегда означает принятие им ценностей и норм.

Проанализировав исследования на тему психологических барьеров, можно сделать вывод о том, что есть множество мнении на возникновение и развитие данной проблемы. Классификация барьеров может быть рассмотрена как с точки зрения психологического подхода, в который входят эмоциональные, смысловые, тактические барьеры так и практического, к примеру: мотивационные и операционные.

Под понятием «психологический барьер» обычно понимают различные психологические образования, внутренние мотивы, негативный опыт индивида, который препятствует процессу социализации, зачастую возникшего в рамках подросткового возраста. Можно сказать, что, по сути, психологический барьер это внутреннее препятствие, которое мешает подросткам принимать нормы и ценности определенного общества. В основном психологические барьеры несут в себе негативное влияние, исследования по данной проблеме можно увидеть у таких ученых как А.П. Китов, В.А. Кан-Калик, Л.И.Курбатов.

Например, такие ученые как М. Кедров, С.Л. Рубинштейн, Р.Х. Шакуров считают совершенно иначе, они говорят о том, что психологические барьеры как раз обеспечивают основу динамики самой деятельности, а точнее барьер обеспечивает актуализацию потребностей. Если говорить о функциях психологических барьеров, то можно выделить такие функции как функция стабилизации, тормоза, корректировки, регулировки.

Такой вид поведение как отклоняющееся, проявляется у подростков из-за возникновения таких причин, как, нахождение подростков в кризисной, рискогенной, ситуации. Факторов возникновения нарушающих и деформирующих процесс социализации может быть большое количество. Исследователи подразделяют факторы на психологические, например деформация семейных ценностей в сознании личности, экономические, как безработица, кризис, экологические, медицинские, особенности развития и т.д.

Например, подростки, которые имеют проблемы в воспитании, возникает трудность во взаимодействии с педагогам, родителям. Сама «трудность» заключается в том, что таким подросткам тяжело учиться по среднеобразовательной программе, работать в общем режиме, причин может быть множество, в силу трудности взросления, в том числе психологическом, педагогическом и биологическом плане.

А. А. Ефимова, считала, что под понятием «трудновоспитуемость» понимают не восприятие, сопротивление ребенком педагогическому воздействию, влиянию. Причинами возникновения «трудновоспитуемости» чаще всего бывают отрицательные, неправильные установки, которых придерживается в общении, своем поведении подросток, отклонения в воспитании, проблемы в педагогическом спектре и т.д. Но педагогически запущенных учащихся нельзя понимать под этим, потому, что педагогическая запущенность понимается, прежде всего, не личность самого подростка, а как причина, фактор возникновения «трудновоспитуемости».

Неблагоприятный психологический фон в семье, нередко провоцирует возникновения отрицательной социальной ситуации развития для ребенка. Авторитет родителей, с которых ребенок должен брать пример также очень важен для успешного процесса социализации. В семьях где, ее члены проявляют по большей части лицемерие, жестокость, равнодушие по отношению к другим людям, имеющим негативные аддикции, к примеру, алкоголизм, имеют склонность к тому, что подросток проектирует вышеперечисленное на себя [21].

Выводы по второй главе

Анализируя факторы, которые влияют на социализацию трудных подростков, можно сказать, что такие факторы имеют свою специфику.

Таким образом, факторами, являются психологические особенности возраста, качество образования, недостаточный жизненный опыт, неблагополучие в семье, деформация семейного воспитания и т.д.

Рассмотрев, причины возникновения барьеров социализации, можно сказать, что они специфичны и индивидуальны. Такими барьерами могут быть индивидуально-психологические особенности, которые включают в себя отклонения в психическом развитии личности, агрессию и враждебность по отношению к окружающим, нарушения в мотивационной сфере, неустойчивость в поведении и оценивании себя, конфликтность. Причина возникновения барьеров социализации тоже специфичны и индивидуальны. Можно сказать, что исследователи описывают подростковый возраст, как критический период, но дело в том, что ученые не могут установить корреляцию между самим кризисом и появлением психологических барьеров социализационного процесс.

Следовательно, по нашему мнению, проявления подросткового периода будут фактора, которые действуют на появления в процессе социализации психологических барьеров. Трудные дети в школьной среде в зависимости от возраста значительно разнятся, как и их проблемы, чем старше становится ребенок, тем больше становится проблем, тем труднее их решить.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подростковый возраст этой один из самых трудных этапов. В подростковом возрасте процесс социализации является одним из важных процессов. Именно в подростковом возрасте идет переход на новую ступень, из «ребенка» во «взрослого». Процесс социализации у трудных подростков может проходить в деформированной форме и, наоборот, при благоприятной социальной ситуации, важно учесть, что успешность социализации зависит от влияния различных факторов.

Можно сказать, что социализация проходит весьма сложно и постепенно, включая в себя воздействие различных факторов: средств массовой информации, семьи, сверстников, образования, опыта предыдущих поколений, традиции и культуры общества в котором находится подросток.

Проблема деформации, нарушения социализации трудных подростков в современном обществе остается до сих пор актуальной. Подростковый период является переходом от ребенка к взрослому. В пубертатный период происходят значительные изменения психологической составляющей личности.

Причинами возникновения барьеров в процессе социализации могут являться: проблемы в семейных взаимоотношениях, трудности во взаимоотношениях со сверстниками, с родителями, неблагополучие в семье, деформации в семейном воспитании, индивидуально-психологические особенности (отклонения в психическом развитии личности), нарушения в мотивационной сфере, неустойчивость в поведении и оценивании себя, конфликтность. Причина возникновения барьеров социализации тоже специфичны и индивидуальны. Под влиянием социально-психологических факторов и барьеров на процесс социализации у трудных подростков может проходить в деформированной форме

Таким образом, на данный момент такая проблема как социализация трудных подростков, которые находятся в непростой жизненной ситуации, актуальна до сих пор, так как в современной России это может быть обусловлено, множеством социально психологических факторов и барьеров.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Абраменкова В.В. Социальная психология детства [Текст]: учеб. пособ. М.: 2008.- 511 с.

2 Аверин, В.А. Психология детей и подростков: издание, учеб. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2008. – 113 с.

3 Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2005.-313 с.

4 Волков В. В. Применение метода дихотомической самооценки в криминально-психологическом исследовании личности // Личность преступника как объект психологического исследования. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2015. – 115 с.

5 Долганина, В.В. Особенности работы психолога с трудными подростками 2012. -13 с. – Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://pedagog.pspu.ru\, свободный (дата обращения: 09.01.2020).-Загл. с экрана.

6 Дубровина, И.В. Рабочая книга школьного психолога: учеб. пособие. [Текст]: учеб. пособ. М.: 1991. – 172 с.

7 Ефимова, А.А. Трудные дети [Текст]: учеб. пособ. М.: – 2009. – 5с.

8 Заславская Т.И. Современное российское общество: Проблемы и перспективы // Общественные науки и современность. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2004.- 15 с.

9 Киржой, Е.В. Особенности процесса социализации подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации: методический материал 2012. – 35 с.

10 Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учеб. [Текст]: учеб. пособ. М.: 1977. – 298 с.

11 Мудрик А.В. Социализация человека: [Текст]: учеб. пособ. М.: 2006. - 210 с.

12 Новоселова А. С. Внушение как один из способов ранней профилактики педагогической запущенности подростков // Ранняя профилактика правонарушений несовершеннолетних [Текст]: учеб. пособ. М.: 2014. – 41 с.

13 Орлов Ю. М. Восхождение к индивидуальности: [Текст]: учеб. пособ. М.: 2014. 78 с.

14 Павленок П.Д. Социология: Избранные работы [Текст]: учеб. пособ. М.: 2004. 415 с.

15 Пилипейченко Ю. Г. Внутренние преграды как смысловые детерминанты самосознания личности [Текст]: учеб. пособ. М.: 2006.- 203 с.

16 Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: [Текст]: учеб. пособ. Спб.: 2000. -317 с.

17 И.А. Гобозова Социальная философия. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2003- 118 с.

18 Столин В. В. Самосознание личности. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2017. - 125 с.

19 Фельдштейн, Д.И. Психологические проблемы общественно-полезной деятельности как условие формирования личности [Текст]: учеб. пособ. М.: 2005. – 129 с.

20 Хоружий С. Н. Самооценка недисциплинированных подростков и их оценочное отношение к окружающим // Психологические особенности самосознания подростка. [Текст]: учеб. пособ. К.: 2017.- 133 с.

21 Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. [Текст]: учеб. пособ. М.: 2006.- 121 с.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: