Особенности социализации трудных подростков из различных категорий семей




Рассмотрим семьи, в которых преобладает склонность к нарушению и деформации процесса социализации. Выделяют такие семьи как семьи, находящиеся кризисной ситуации, например малообеспеченные, неполные, многодетные семьи, семьи с проблемами педагогической некомпетентностью родителей. Также, семьи с асоциальными проявлениями, как алкоголизм, садизм, насилие. Также очень важен психологический фон в семье, благоприятные семейные отношения, отсутствие с одной стороны чрезмерной опеки, а с другой внимание к жизни подростка.

Осуществление процесса социализации с помощью социального института как семья, может происходить через целенаправленную деятельность, направленную на получение необходимого опыта, навыков, знаний, для функционирования в обществе. Нарушения процесса социализации, его деформация может способствовать отрицательной направленности личности, которые могут привести уже более серьезным проблемам, как например девиантное поведение.

В современном обществе традиционные ценности и нормы меняются, семья берет на себя ведущую роль в социализации подростков. Первичная социализация происходит в семье, именно там подросток проходит процесс становления личности, осваивает необходимые навыки, знания, примеряет на себе первые социальные роли.

Если рассматривать неблагополучные семьи, можно выделить общие негативно влияющие компоненты в социализации подростка. Если характеризовать неблагополучную и проблемную семью, то такой категории группы риска, обычно присущее ситуация постоянных стрессовых ситуаций, отрицательное эмоциональное влияние (неблагоприятный психологический фон), кризисное положение самой семьи. Подростки из таких семей часто сталкиваются с психологическими, экономическими, ценностными, и с социальными проблемами в целом.

Ученые, установили что, риск выше возникновения отклоняющегося поведения в неблагополучных семьях. Такие как, например, негативные установки по отношению к окружающему их миру, к трудовой деятельности. Установившаяся в таких семьях конфликтность по отношению ко всему, мешает подростку реализовать себя как личность, устанавливать доверительные взаимоотношения с окружающими и социализироваться в обществе в целом. В неблагополучных семьях, где присутствует жестокое обращение по отношению к подростку, родители используют такой метод воспитания как телесные наказания, психологическое давление, унижения, оскорбления, дети в такой семье, чаще всего видят такие «выходы» как уход из дома (бродяжничество), суицид и т.д.

Дети в неблагополучных семьях, нередко имеют склонность к аддикциям, к курению, алкоголизму, употреблению наркотических средств, что также влияет на социализацию. Хочется сказать, что негативные установки изменяют процесс социализации в русло, где может складываться более серьезные проблемы, как появление делинкветного, девиантного поведения.

Если рассматривать наоборот благополучные семьи, то социализация подростков в них проходит в основном весьма успешно. Родители стремятся «заложить» у детей мотивированность к получению новых знаний, передать им духовные ценности, организовать такую социальную ситуацию, в которой подросток успешно проходит процесс социализации. Родители зачастую являются авторитетом для своих детей. Благоприятная социальная ситуация для трудных детей способствует в основном успешной социализации, но из-за внутренних конфликтов личности подростка и других различных факторов, процесс может деформирован.

В современном пространстве, всё чаще начинает, выделяется такой тип семьи как карьерный. В таком типе семьи преобладает ориентация на социальный статус, престижную работу, денежный заработок. Недостаточное внимание к подросткам, со стороны родителей может повлечь за собой возникновение делинквентного и девиантного поведения. У подростков могут возникать проблемы в установлении взаимоотношении с окружающими, так как у них могут быть не развиты навыки общения, недостаточность необходимых знаний для оптимального функционирования в социальной среде.

В современном пространстве также выделяют такой тип семьи как неполную. Неполные семьи характеризуются разделением в последствии развода супругов или отсутствием одного из супругов. У неполных семей возникает такая проблема как нарушение функции как социального института в обеспечении процесса социализации. В воспитании подростков тоже могут возникнуть проблемы. Дело в том, что трудности в воспитании в неполной семье, могут быть следствием недостаточного материального обеспечения, низкого социального статуса. Недостаточный контроль, например, со стороны матери, из-за большой загруженности на работе, может способствовать возникновению проблемы неуважение к взрослым со стороны подростка. Подросток не видит авторитет во взрослом. Мать может выполнять «свою роль» и роль отца, поэтому противоречивость формирует у ребенка отчуждение, недоверие, враждебность.

Если в семье родители подают свои поведением пример асоциальности и антисоциальности, в сознании подростка может быть противоречие при сравнении своей семьи с другими. Следствием у подростка могут возникнуть сложности в социализации. Ценности и нормы могут значительно противоречить допустимых ценностей и норм в современном обществе.

Исследователи, как правило, выделяют общие характеристики семей в процессе обеспечения процесса социализации. Поэтому на основе исследовании, можно характеризовать семьи как с благополучными взаимоотношениями, семьи с противоречиями во межличностной коммуникации и семьи с антиобщественной направленностью, т.е. принятые нормы и ценности не соответствуют принятых в обществе.

Смена ролевой позиции у родителей, тоже сильной отражается на ребенке, здесь можно наблюдать проблему социальной идентификации у подростков. В погоне за высоким социальным, родители могут предъявлять к подростку чрезмерную требовательность, но из-за отсутствия опыта, подростки не успевают за таким быстрым темпом.

Выводы по первой главе

В современном пространстве на процесс социализации воздействуют различные факторы.

Процесс социализации у трудных подростков может проходить в деформированной форме и, наоборот, при благоприятной социальной ситуации, важно учесть, что успешность социализации зависит от различных причин, ведь именно в период подросткового возраста происходят главные изменения в физической и психической составляющей ребенка. Формирование жизненных приоритетов и ценностей, желание самоутверждения, появление новых интересов, всё это свойственно в подростковый период.

Таким образом, рассмотрев, семьи с наиболее высоким риском возникновения проблем в процессе социализации, можно сказать, что такой социальный институт как семья является значимым инструментов для социализации детей. Поэтому деформация процесса социализации, может повлечь за собой уже более серьезным проблемам, как например девиантное поведение.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: