ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛНОГО ПРИВЕРЖЕНЦА




План

Введение.

Вербовка.

Обращение в полного приверженца.

Поддержание верности новооброщенных.

Мормоны.

4. "Семья"

Общество Сознания Кришны

Свидетели Иеговы

Вывод


Введение.

 

Что происходит с духовным климатом в современной России последнее столетие? Уже несколько десятков лет учёные и исследователи духовных феноменов ломают над этим головы, в то время как возрождение интереса к религиозно - мистическим течениям прошлого, появление новых форм религиозного сознания, экзотические духовные группы и необычные мистические школы продолжают вносить свежую струю в духовно -религиозную атмосферу нашего века. Чем же можно объяснить тот факт, что «сектантский бум» заставил говорить о себе в наши дни?

 

Религиозный ренессанс, религиозный взрыв культов нового времени (их также называют нетрадиционными, внеконфессиональными религиями) - ярчайшая особенность XX столетия. Современное богоискательство проявляет себя на всех континентах во множестве форм, в том числе и в России. Эта «эпидемия» нетрадиционной религиозности, с одной стороны, вызывает массу нападок и критики, с другой находит немалое число приверженцев и почитателей.

 

Из исследований доктора педагогических наук Боголюбова отмечено, что за последние годы значительно возросло влияние религии в России. По телевидению нередко показывают богослужения, происходящие в церквях, освещение зданий, кораблей, предприятий. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами не только основных религий, но и различных религиозных объединений.

 

Слово «религия» знакомо всем нам с детства и ассоциировалось с Христианством. Но ныне произошло такое развитие нетрадиционных религий, что в их названиях можно потеряться.

 

Ещё в древности люди считали религию массовой потребностью, но известный всему миру философ Фрейд назвал религию массовым психозом. В духовном мире приверженцев «новых» культов традиционные религиозные догмы порой соседствуют с суевериями, увлечение астрологией - с поклонением Христу, вера в гороскопы - с почитанием Нострадамуса. В нем зачастую перемешано святое с мирским, проявляется стремление начинить старую оболочку религии новым содержанием или облечь старое ее содержание новой оболочкой. Все это варево из суеверий, неосознанных стремлений к совершенству и справедливости, бунтарства и разочарования и неудовлетворенности существующим порядком принимает иногда диковинные на первый взгляд формы. Однако при более детальном рассмотрении этих так называемых нетрадиционных культов, «учений» нетрудно увидеть, что ничего принципиально нового в них нет, что, как правило, это - хорошо забытое старое.

 

Е.П.Блаватская в своей уникальной многотомной книге «Тайная доктрина» утверждает, что пропаганда всевозможных религиозных и мистических учений в современном капиталистическом мире - это настоящая индустрия, в которой действуют самые разные корпорации - от мелких до крупных. Их руководители выжимают последние деньги из своих последователей, баснословно обогащаясь за их счет, не говоря уж о том, что они пользуются финансовой поддержкой крупных финансовых магнатов.

 

Как появление новых форм религиозного сознания, так и возрождение старых суеверий и их «неожиданный» успех в нынешнем мире - все это невозможно объяснить, если рассматривать изолированно от повседневной реальности, от господствующей в обществе моральной деградации, духовного нигилизма, как бы прикрытых вуалью лицемерия и ханжества.

 

Ф. Энгельс указывал, что массовые религиозные движения прошлого в силу того, что всякое мышление масс вначале противоречиво, неясно, проявлялись в образовании многочисленных сект, борющихся друг с другом по меньшей мере с таким же ожесточением, как и сообщим внешним врагом. Именно из таких сект складывалось первоначальное христианство. Однако христианству не удалось переварить и ассимилировать все оппозиционные и противоречивые элементы раннефеодального общества. Несмотря на усилия официальной церкви, некоторые секты так и остались вне сферы влияния и, подобно незаживающим ранам, сопутствовали ей на протяжении всей ее истории.

 

В средние века движение народных масс против феодально-крепостнического порядка и освящавшей его христианской церкви выразилось также в появлении многочисленных сект и религиозных движений, с которыми господствующая церковь вела беспощадную борьбу всеми доступными ей средствами. Десятки тысяч сектантов и еретиков стали жертвами инквизиции. Но на месте уничтоженных или распавшихся сект появлялись новые.

 

Как уже говорилось, во второй половине 20 века наступил новый «сектантский взрыв», стали возникать, точно грибы после дождя, различного рода экзотические культы, религиозные движения. В развитых капиталистических странах такие новообразования, привлекая в свои ряды какую-то часть недовольного существующим порядком населения, тем самым ослабляют борьбу трудящихся масс против этого порядка, ибо лишают ее поддержки примкнувшей к сектантам части населения. К тому же люди, ушедшие в секты или ставшие приверженцами новых культов, вступают на путь, ведущий в никуда, в тупик.

 

Что же это на самом деле? Почему религиозная деятельность с каждым днем приобретает все больший размах? Начнем с характеристики воздействия религии на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. По словам И.Р. Григулевича («Пророки «новой истины»») проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла и насилия век. С помощью этих ценностей люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в себя и еще раз задуматься о смысле своей жизни. Во все времена одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность человека перед лицом смертельной опасности, неразрешимых проблем. Люди пытаются постичь с помощью веры истину мироздания, обрести душевное спокойствие.

 

Россия - многонациональная и поликонфессиональая страна. Из исследований доктора философских наук Мчедлова в словаре «Религии народов в современной России» отмечено, что в России живут более 150 национальностей, действует свыше 70 религиозных направлений.

 

Известно, что происходящие в стране политические, социальные, экономические преобразования серьезно отразились и на духовной жизни общества. В 1990 г. был принят Закон «О свободе вероисповеданий», позволивший религиозным организациям освободиться от государственного вмешательства в конфессиональные дела, а верующим - свободно исповедовать свою веру. В общественном сознании повысился престиж конфессиональных организаций, образовались религиозные политические партии и движения, наблюдается интерес к религии прежде равнодушных к ней людей.

 

Наряду с этим мы являемся свидетелями и некоторых негативных процессов: это -увлечение вневероисповедной мистикой и различными формами оккультизма, межконфессиональное соперничество и бесцеремонное вторжение в духовную жизнь наших граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями, и втягивание религиозных организаций в текущую политику, в межнациональные противоречия и конфликты.

 

По социологическим опросам, проводившихся во многих городах нашей страны и отраженных на страницах веб-сайтов следует, что религиозность «помолодела». Ныне люди от 22 до 50 лет составляют большую часть верующих в Бога (более 60%). Таким образом, опровергаются еще недавно бытовавшие представления о том, что религиозность - удел пожилых людей.

 

Определенные коррективы в традиционные представления о верующих вносят и данные, связанные с образовательным цензом. Ныне среди верующих 55% со средним и 32% с высшим образованием. При этом среди наиболее многочисленных в нашей стране православных (которые составляют 74% от общего числа верующих) и мусульман (соответственно 19%) практически каждый второй - со средним образованием (православные - 55%, мусульмане - 50%) и каждый третий - с высшим (33% и 30% соответственно). Подобные характеристики дают основание говорить и об укреплении позиций религии в стране.

 

Однако для более глубокого понимания религиозной ситуации в российском обществе важен учет и иных тенденций, в частности тех, которые способствуют выяснению степени реальной религиозности, предполагающей единство убеждений и поведения. Так, социологические исследования Бессонова показывают, что большинство верующих молятся лишь иногда, исполняют лишь некоторые религиозные обряды и отмечают лишь некоторые религиозные праздники. Подобная ситуация, кстати, характерная для многих развитых стран, свидетельствует о сложности и неоднозначности процесса, который нередко обобщенно характеризуют как религиозное возрождение. Да и само религиозное мировоззрение у части верующих отличается во многом, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

 

Московский областной комитет по делам молодежи организовал социологическое исследование по теме «Состояние духовно-нравственных и материальных ценностей у молодежи». Исследование проводилось Институтом социально-экономического прогнозирования и моделирования. Одним из разделов исследования стал вопрос об отношении к религии. Опрошено было около тысячи юношей и девушек от 16 до 23 лет. Верующими себя считают 56% опрошенных, из них православных - 79%. Опрос выявил среди московской молодежи буддистов, мусульман, католиков, баптистов, членов общества сознания Кришны (к последним отнесли себя 1% прошенных). Среди опрошенных встретились трое членов Рериховского общества, столько же мормонов, по одному члену Церкви объединения Муна, свидетелей Иеговы, один саентолог и один лютеранин. Даже среди небольшого числа опрошенных выявились приверженцы нетрадиционных объединений. Этот факт заинтересовал меня. В реферате я постараюсь изложить некоторые известные способы вербовки и религиозные течения в России такие как, Мормоны и "Семья". Феномен «нового» сектантства, характерный для современного капиталистического мира, несомненно, сложное, неоднозначное, зачастую противоречивое явление, которое требует конкретного анализа и оценки.

 

 

Вербовка

 

Мы больше семидесяти лет жили в условиях запрета на свободное вероисповедание. И когда "табу" сняли, люди бросились наверстывать упущенное. А дельцы и сектанты, пользуясь религиозным невежеством нашего народа, принялись зазывать их в свои секты лживыми обещаниями "указать истинную дорогу в жизни", "сделать их бессмертными", "оградить от зла и болезней". На самом же деле, идет конкурентная борьба за души и кошельки

обманутых. И все импортные, и новые, и старые отечественные вероучения - это лишь способ урвать кусок от пирога. Существует большое количество крупных сект: "Белое братство", "Богородичный центр", "Аум Сенрике", "Общество сознания Кришны", Мунитская "Церковь объединения", "Церковь последнего завета Виссариона", "Московская церковь Христа", "Свидетелей Иеговы", "Неаполитанская церковь", "Богословие процветания", "Живой поток", секта "Юнивер", тантристы, неосатанисты, мормоны. Вовлекать в секты помогает и разного рода религиозная литература. Только в Москве распространяется около 500 разных брошюр, листовок и газет. Около сотни прекратили существование. Правда, большая часть этих изданий имеет небольшой тираж: от 50 до 500 экземпляров, но, тем не менее, вся печатная продукция бесследно исчезает в руках любопытных граждан, Однако, если каждое мелкое издание само по себе неприметно, то все они вместе заслуживают внимания. Ведь лучшие издания сект, которые вызывают симпатии и интерес у читателей, переснимаются, ксерокопируются, дублируются. Поэтому вполне возможно, что месячный стихийный тираж увеличивается в несколько раз, и, по самым осторожным оценкам, составляет уже десятки тысяч экземпляров, а число читателей - сотни тысяч.

 

Цель у всех сект одна - завербовать как можно больше граждан под свои "знамена". А содержание религиозного обмана - всяческие обещания сделать жизнь счастливой. И, как правило, обещания не бескорыстны. Потому как основой счастья может стать полное отречение от своего имущества. Конечно, в пользу секты. К ложным обещаниям мошенники прибегают очень часто. Что стоит пообещать и за это получить круглую сумму! Замечу, что именно словесный обман - основное оружие руководителей сект. И надо отдать должное последним: ораторы и идеологи они - каких еще поискать! Как же происходит обработка новых членов?

 

Сначала новенького напичкивают разнообразной самоиздательской литературой. Если же он доверился настолько, что оставил свой рабочий или домашний телефон, то звонки с приглашением на семинары и собрания будут регулярно повторяться долгое время. И, чаще всего, ради интереса, человек решается взглянуть краем глаза на то, что происходит в самой секте и на ее обитателей. И тогда уже в каждой секте агитация за веру происходит по разному. В мунитской "Церкви объединения" есть термин "бомбардировка любовью". Любопытный приходит на собрание мунистов, и ему говорят о том, какой он замечательный, красивый и необычный человек. Все это не может не нравиться. И если человек хотя бы отчасти уверовал в свою неповторимость и неординарность, начинается дальнейшая обработка: человек должен отречься от всего, что было раньше. Бывшие друзья - теперь недруги. Родственники ничего, кроме зла, ему не желают. Разные другие учения, кроме оного, - неправильные и коварные... Далее - следующая ступень обработки: отучить человека думать. Для этого дается мантра, чтобы ее повторять и повторять. У кришнаитов это "Харе Кришна", у сектантов "Богородичного центра" - "Век святых - сила праведных". Текст молитвы должен постоянно вертеться в голове у человека, что полностью, отрешит его от иных раздумий и проблем. Третья стадия - еще более усиливает отрешения от "мира сего". Чтобы добиться стопроцентного результата, голос главы секты или его помощника звучит с динамиков магнитофона. И даже когда "клиент" находится вне секты, голос непременно звучит уже в мыслях. На занятиях в секте обучение происходит в такт какой-нибудь музыке, недоедания и недосыпания. Все это со стороны покажется достаточно простым и незамысловатым. Но в комплексе и за компанию - действует очень эффективно.

 

Так кто же является членом секты?

 

Большая часть верующих - люди зрелого и молодого возраста. Однако не молодой возраст - их главное отличие от православных. По данным социологических исследований, верующие нового типа в большинстве своем люди образованные. Среди них много тех, кто раньше баловался буддизмом, йогой, религиозной философией. Православие для них - старо и банально. А тут тебе и космический разум, и энергия, и переселение душ. И, что интересно: простых рабочих в сектах по пальцам можно перечесть. Есть в сектах и разочарованные – ищут утешения. Много психологически неустойчивых личностей, склонных к мистическим переживаниям. Есть и такие, кто пришел сюда по зову сердца. Эти хотели бы преобразовать свою личную жизнь и жизнь религиозной общины, да и все общество в целом на основе религиозных идеалов секты. Есть и такие, которых попросту ввели в заблуждение. Некоторые секты используют на свой лад толкования Библии.

 

Американец Хаббард, бывший последователь сатаниста двадцатого века Кроули, однажды публично заявил: "Если ты хочешь стать по настоящему богатым человеком, то создай новую религию". Итак, в причинах разобрались. Основная цель секты – захватить ваше имущество и деньги. Далее я расскажу о некоторых приемах вербовки новых членов. Одна из задач сектантов – вербовка новых членов. Как это сделать? Существует множество способов

 

Методы вербовки:

Членство в секте является результатом двух взаимодействующих сил: тактики, которой пользуются сектанты, чтобы вербовать, обращать, обрабатывать и удерживать людей, и личной уязвимости потенциального новичка. Начнем со второго фактора. Вербовщики секты, искусные в оценке предполагаемых клиентов, чаще всего обращаются к тем, кто находится в данный момент в непривычном, неустойчивом или неприятном социальном и психологическом положении. Это могут быть люди на отдыхе (отпуск, путешествие, места развлечений), студенты вузов (особенно первый и последний годы учебы), пожилые люди (недавно ставшие пенсионерами или оказавшиеся в длительном одиночестве), наивные подростки с их кризисом самоопределения, любой человек, переживающий какой-то стресс (болезнь, смерть близких, развод и т. п.), мигранты, беженцы, безработные, из которых все, вероятно, испытывают потребность в дружественности, сердечности и ищут установления связей.

В брошюре Американского семейного фонда приводятся четыре признака вербовщика:

· Это самый дружественный человек, какого вы когда-либо встречали.

· Это человек, СЛИШКОМ заинтересованный в том, что и вам, как он выяснил, нравится делать.

· Тот, кто осыпает вас комплиментами и похвалами и хладнокровно оценивает, что с вас можно взять: энтузиазм, энергию, физическую или интеллектуальную силу, деньги, квартиру и т. п.

· Тот, у кого есть все ответы на все вопросы.

Коль скоро предполагаемый клиент выглядит восприимчивым, вербовщик предпринимает преднамеренную, рассчитанную попытку вовлечь его в беседу, разжечь его интерес и увлечь следующими средствами:

- показывая заботу о благополучии предполагаемого клиента, выражая необычно хорошую осведомленность о его чувствах и эмоциональном состоянии, что заставляет предполагаемого клиента поверить, что его действительно понимают. Например, узнав о поездках вербуемого, вербовщик может сказать: "Итак, ты был в дороге два месяца. Ты, должно быть, устал, чувствуешь себя одиноко, без каких-либо реальных корней?";

- демонстрируя острый, объединяющий интерес к идеям вербуемого, интересам, надеждам, целям, говоря, например: "О, ты музыкант. Ну, мне как раз случилось жить с группой музыкантов...";

- удерживая контакт глазами, поддерживая тесную физическую близость, "нападая" сексуально (в психологическом смысле);

- извлекая личную информацию о текущем положении вербуемого, о его заботах, проблемах, стрессах. Например, вербовщик может спросить: "что твои родители думают о твоих путешествиях через всю страну?" или "Есть ли у тебя интимные отношения с кем-нибудь?" или "Знаешь ли ты, что хочешь делать со своей жизнью?".

Если вербовщик добивается успеха, вербуемый ощутит эмоциональную связь с вербовщиком, а также готовность или желание поддерживать контакт. Когда вербуемые клиенты считаются готовыми, - а это может быть после пятнадцати минут разговора или после нескольких случайных встреч, их могут пригласить присоединиться или посетить группу. Вербовщики часто подгоняют свои описания группы таким образом, чтобы они соответствовали интересам вербуемого. Например, вербуемый клиент, ищущий духовного свершения, может быть приглашен в "духовную дискуссионную группу", в то время как тот же самый вербовщик может пригласить другого вербуемого, интересующегося психологией, на "семинар по человеческому потенциалу".

ОБРАЩЕНИЕ В ПОЛНОГО ПРИВЕРЖЕНЦА

Цель обращения в сектах заключается в том, чтобы вербуемый безусловно принял верования, практику и характерные черты личности, предписанные группой. Длительность времени, требующегося на обращение, варьируется от одного вербуемого к другому и от группы к группе. Некоторые секты пытаются совершить полное обращение в течение интенсивного уикэнда; другие имеют более смягченный подход, раззадоривая аппетиты потенциальных новообращенных в течение недель или месяцев перед тем, как позволить им формально быть принятыми в группу. Некоторые индивиды так полностью до конца и не обращаются. Эти люди остаются на краях группы, считаются временными и никогда не достигают высокого статуса среди сектантов. частичное или неудачное обращение может возникнуть из-за неспособности подчиниться ожиданиям группы, необычайной способности сопротивляться давлению группы, скуки и ответственности, которые оказались слишком привлекательными и/или настоятельными даже для высокого давления религиозных убеждений группы. Хотя специфические средства могут варьироваться от группы к группе, существует ряд общих тактических приемов, используемых сектами, чтобы добиться обращения. Некоторые из них включают:

Контроль времени и деятельности (поведения), то есть подчинение потенциальных новообращенных рассчитанному строгому временному графику, в пределах которого каждый момент связан с физически и эмоционально напряженной деятельностью. Это оставляет мало времени или вовсе его не оставляет для уединения и размышления. Такой график может включать: лекционный марафон, длительные заседания - встречи группы, интенсивные консультации один на один, произвольные танцы или энергичные виды спорта, гипнотические упражнения, создание отчетливых зрительных образов, медитация, монотонное пение, жаркие молитвенные собрания, недостаточные сон и еда. Результаты: пониженная психологическая защита, уменьшившееся внимание, физическое и эмоциональное истощение, ослабленная способность критически оценивать группу, которые часто являются отвлекающими и делают человека в высшей степени поддающимся внушению.

Информационный контроль, например: отсечение или клевета на внешние источники информации, такие как телевидение, радио, газеты, связь с людьми за пределами группы; "бомбардировка" вербуемых сектантской литературой, записями и лекциями по идеологической обработке; классифицирование определенной информации о секте как "секретной" (например, кто является лидером; какие жертвы, изменения в стиле жизни и финансовые обязательстве требуются от членов; на что уходят деньги); искажение ("Мы собираем деньги для детей, лишенных благоприятных условий") и открытая ложь ("Никто из наших последователей не дает деньги лидеру", "Мы не верим, что наш гуру - Бог"). Результаты: Информационный контроль мешает информированному принятию решений и таким образом предотвращает критическую оценку секты.

Манипуляция языком. Это может быть осуществлено путем приписывания новых и дополнительных значений обычным словам. Например, в Миссии Божественного Света слово "знание" означает четыре методики медитации, которым учат в течение начального занятия, что предположительно дает человеку знание Бога; слово "разум" синонимично дурным мыслям и силам внутри людей, которые уводят их от Бога и от Истины; "мир" относится к тому, что находится за пределами Миссии Божественного Света и поэтому является непросвещенным. Дополнительная тактика включает: использование особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение; стремление отбить охоту к "банальному" разговору о несектовой деятельности, интересах и идеях; ограничение выражения личных мыслей и чувств о своем прошлом и будущем. Результаты: Вербуемые чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с сектантами, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их повседневной речи, чувствуют себя заторможено в общении с людьми вне секты, которые явно не могут этого понять.

Отучивание от критического, рационального мышления. Например, многие сектанты отделываются от сомнений, критики и вопросов утверждениями типа "Все станет ясно со временем" или угрозами типа "В корне всякого сомнения Сатана", или увещеваниями вроде "Если ты хочешь узнать Бога, ты должен выйти за пределы рациональности". Результаты: Вербуемые испытывают чувство вины из-за сомнений, вопросов или использования своих интеллектуальных способностей для оценки секты. Многие даже начинают рассматривать свой разум как нарушителя спокойствия, генератор ядовитых сомнений, оружие Сатаны и тому подобное.

Обучение методикам, вызывающим транс. Оно может включать в себя: медитацию, монотонное пение, говорение на языках, самогипноз, создание ярких мысленных образов и контролируемые дыхательные упражнения. Результаты: Эти методики, особенно если они раскрываются перед новообращенным в ходе напряженных особых церемоний посвящения, часто заставляют вербуемых чувствовать себя причастными особенным и/или божественным силам. Стимуляция трансов и тому подобное может быть очень действенно в подавлении сомнений и возрастании внушаемости к дальнейшей идеологической обработке. У некоторых особенно уязвимых людей применение подобных методик может привести к психическим срывам.

Исповедальные сессии, во время которых сектантов принуждают выдавать крайне личную информацию о прошлых и настоящих проступках и грехах, реальных или воображаемых. Результаты: Вербуемые, которые открывают такую информацию, могут испытывать начальное чувство вины и стыда, а затем ощущение облегчения после признания. Они могут даже стать зависимыми от этой самоопорочивающей деятельности как от способа облегчения чувства вины. Однако те, кто хочет покинуть секта, часто боятся, что секта может воспользоваться раскрытой ими информацией, чтобы шантажировать или клеветать на них.

Групповое давление, то есть предложение позитивного подкрепления, такого как одобрение, привязанность или повышенный статус, когда сектанты соглашаются с целями группы, и отказ от такого подкрепления или наказание тех, кто говорит или действует вопреки сектантским предписаниям. Результат: Вербуемые могут поддаться групповому давлению, несмотря на устойчиво удерживающиеся убеждения, противоречащие сектантским верованиям и практике.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: