Общество Сознания Кришны




Общество Сознания Кришны - одна из нетрадиционных религий ориенталистской направленности, неоиндуистская организация, считающая, что ее религиозная традиция восходит к Ведам - памятникам древнеиндийской литературы конца 2 - начала 1 тысячелетия до нашей эры. Фактическим истоком кришнаизма является антифеодальное антикастовое движение в средневековой Индии - бхакти (преданное служение и любовь к Богу). Один из лидеров этого движения - Чайтанья, живший 500 лет тому назад, был объявлен аватарой (воплощением) верховного бога Кришны и до сего времени остается среди главных персонажей кришнаитского культа. Неокришнаизм возник благодаря миссионерской деятельности индуса Абхай Чаранад (1896-1977), известного под ритуальным именем Бхактиведанта Свами Прабхупада. В 1966 году он основал в США Международное общество сознания Кришны (МОСК), и вскоре движение «Харе Кришна», состоящее в основном из молодежи, получило распространение во многих странах мира. Во главе МОСК был поставлен административный совет Джи-Би-Си, к которому перешло высшее руководство МОСК после смерти его основателя. К этому моменту Всемирная Конференция кришнаитов располагала более 100 ашрамами, школами, храмами, институтами и сельскохозяйственными коммунами. Широкое развитие получила издательская деятельность: опубликовано на более чем на сороках языках несколько тысяч канонических произведений, выпускается международный журнал «Обратно к Богу».Главной святой книгой считается комментаторское произведение А.Ч.Бхактиведанты «Бхагавад-гита как она есть», к ней примыкает многотомное издание святых преданий (Бхагавата- пурана) -«Шримад Бхагаватам».

 

Кришнаиты считают, что мир давно вступил в эпоху страданий (Кали-Югу), когда спасти людей может только Бог Кришна, управитель вселенной. Главное средство спасения - преданное служение Верховной Личности и декламация святой мантры «Харе Кришна», что гарантирует освобождение человека от скверны материального мира -источника страданий. Поэтому кришнаитам вменяются в обязанность тысячекратные повторения этой маха мантры. Это может быть индивидуально совершаемый обряд джапы или же коллективное действо - киртан, часто сопровождаемое музыками и танцами. Члены Общества Сознания Кришны должны соблюдать 4 регулирующих правила (запреты на мясоедение, интоксикацию, «азартные игры» и на внебрачный секс). Особое внимание уделяется прасаду - вегетарианской пищи, которая получает освещение и считается насыщенной божественной энергией Кришны. Практикуется ритуальное раздача прасада, приглашенным в храм или просто окружающим. Верующие первой ступени (брахмачарии) должны жить в строгом безбрачии, верующие домохозяева имеют семьи, но их супружеское сожительство так же подвергается жесткому аскетическому ограничению и контролю. Дети по достижению пятилетнего возраста передаются на воспитание в гурукулу (монастырскую школу-интернат).

 

Члены Общества Сознания придерживаются принципа ахимсы (не причинять вреда живому), на основании чего объявляют себя пацифистами; сторонятся они и политики. Отвергают как бесполезные любые социально-экономические реформы, политические и национальные движения, философские и морально-этические течения, направленные на совершенствование общества и личности. Кришнаиты считают стремление к улучшению материального положения людей бессмысленным и бесплодным и полагаются только на милость Кришны. Их социальное воззрение определяется традиционной доктриной варнашрамадхариа - древней утопией теократического характера. Применительно к современному обществу эта доктрина нацелена на возрождение сословно-кастового строя Древней Индии - разделение общества на 4 варны. В этой системе по-прежнему

предусматривается главенство брахманов, но выступающих в роли технократов-администраторов.

 

В СССР кришнаиты появились в 1971 году после посещения страны Бхактиведантой. В 80-х годах они подверглись преследованию. В 1987году общины кришнаитов были официально зарегистрированы. Их активно посещают зарубежные эмиссары МОСК; члены Джи-Би-Си - Харикеша Свами Вишнупат является одним из 10 наставников кришнаитов стран СНГ. Российские вайшнавы (ритуальное наименование индуистских монахов) регулярно бывают за рубежом - в Индии и у единоверцев в Швеции и Германии. В Москве находится Центр общественного сознания Кришны в России, объединяющий на правах ассоциированных членов общины Белоруссии, Украины, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, Грузии и Армении. Здесь же расположены два храма, издательский центр (московский филиал «Бхактиведанта Бук Траст»), две ведические гимназии, филиал Института Бхактиведанты, осуществляющий в основном переводы канонической литературы, собственная радиостанция «Кришна-лока». В Индию в 1996 году отправились 500 паломников. По сравнению с западными странами в России сейчас наиболее крупная кришнаитская община МОСК: в ней пять тысяч посвященных и еще несколько тысяч человек, серьезно интересующихся кришнаитским вероучением. В их распоряжении находится 120 храмов и пропагандистских центра.

 

Последнее время кришнаиты стали известны своей благотворительностью и милосердием. Уже несколько лет успешно действует благотворительная программа «Пища для жизни» с ее 250 центрами на территории СНГ, в том числе в местах стихийных бедствий и вооруженных конфликтов. Горячие обеды раздаются пенсионерам, неимущим. Всего в рамках этой благотворительной программы было роздано 5 миллионов порций.

 

В конце 1993 года в России была создана программа "Дайте этим людям шанс" (ныне - "Оазис-108") - это другая программа милосердия. Она предусматривает раздачу освещенной пищи и духовной литературы в местах заключения. В ее рамках проповедники Общества Сознания Кришны встречаются с осужденными, проводят с ними духовные беседы, устраивают лекции и концерты. "Оазис" стал ответом на поток писем из мест заключения, последовавший сразу за появлением в тюрьмах книг Прабхупады. Некоторые из осужденных, освободившись, не только не вернулись к прошлому, как это обычно бывает, но даже стали прихожанами местных храмов Кришны. Бхактиведанта Свами Прабхупада неоднократно говорил: "Единственный способ навсегда покончить с дурными привычками, толкающими на преступление, - изменить сердце преступника". Кришнаиты, будучи убежденными в том, что следование религиозным принципам может изменить лицо общества к лучшему, избавить человечество от насилия, коррупции, лжи, сами подают пример альтернативного образа жизни, позволяющего жить просто, а мыслить возвышенно. Наиболее крупные акции проводятся в московской «Бутырке» и петербургских «Крестах». Программа проходила так же в Ярославской, Мурманской, Архангельской и других областях. Третья программа, которую кришнаиты реализуют в сотрудничестве с соответствующими медицинскими учреждениями, направлена на реабилитацию наркоманов.

 

Еще недавно это новое религиозное движение было вынуждено конфликтовать с обществом и государством. Теперь оно превратилось фактически в обычную конфессию, традиционную по своей социальной роли.

 

По словам Ирины Глушковой, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН, между Индией наших кришнаитов и реальной Индией такая же разница, как между порошком «Зуко» и соком живого плода. МОСК является типичной неорелигиозной псевдовосточной группировкой, по многим параметрам, примыкающей к неоязыческому движению «Новая Эра». Все заявления МОСК о его принадлежности к традиционному индуизму преувеличены, так как традиционные индуистские группировки его не признают: членам МОСК даже не позволяется заходить во многие индуистские

храмы (в том числе и тот, где, по легенде, родился Кришна). Несмотря на все свои заявления кришнаитов о своем «монотеизме», их движение бесспорно является языческим. Поклоняются они богу, которого называют Кришной (На санкрите -«черный», «темный» - говорящее имя. В мифологии джайнов и буддистов Кришна -фигура отрицательная. У буддистов он - глава черных демонов, врагов Будды), по их мнению, творцу и первопричине этого мира. Другие боги являются его частичными и неполными аваторами - воплощениями.

 

По учению МОСК, спасение происходит за счет посвящения всей своей жизни Кришне, соблюдения жесткого ежедневного расписания и строгих диетных предписаний, повторения не менее 1728 раз в день мантры, поклонения идолам и посвящения им всей принимаемой пищи и доведения себя вовремя богослужения до экстаза с эротическим подтекстом и беспамятства. Для того, чтобы способствовать «выхождению духа из тела», практикуются барабаны, бубны, тимпаны и совместные экстатические танцы под пение мантры. Цель всего этого - заставить человека перестать ощущать собственное тело, заставить его поверить, что он выходит в астрал и сливается в экстазе с Кришной. После этого он объявляется реализованной душой. Прабхупада описал последовательные ступени впадения человека в экстатическое состояние:

1-наступает оцепенение и чувство опустошенности;

2-выступает пот;

3-волосы на теле становятся дыбом;

4-голос начинает дрожать и пропадает;

5 начинается дрожь и тряска;

6 кожа меняет цвет;

7 начинаются рыдания и биение в истерике;

8 впадение в каталептический транс.

 

Все симптомы являются классическими признаками одержимости человека нечистыми духами. Понятно, как эти «явления» действуют на человеческий разум. Очень многие люди погибли, находясь в трансе.

 

Прабхупада перечисляет 64 служения Кришне, главное из которых - это сохранять верность гуру, подчиняться которому следует беспрекословно, и служить ему нужно так, как будто он и есть Кришна. Само существование гуруизма - то есть, по существу, божественной непререкаемой власти, исходящей от обыкновенного грешного человека не согласуется с человеческими представлениями о божестве. То есть получается, что вчерашние бомжи и неудачники, озлобленные на выпихнувший их на обочину мир, вдруг получили в свое распоряжение абсолютную, ничем не ограниченную власть над жизнями и судьбами тысяч людей.

 

История МОСК показала. Что эта секта является чрезвычайно жесткой деструктивной организацией с тотальной системой подчинения, пользующейся методами подавления личности и контролирования сознания. На Западе секта сыскала себе скандальную известность незаконной уголовной деятельностью, начиная от вымогательства и подлога - и до торговли наркотиками и оружием; весьма высокопоставленные кришнаиты обвинялись в убийствах. В нашей стране кришнаиты не слишком отличаются от своих западных единоверцев и руководителей: не много найдется россиян, которые ни разу не столкнулись с их навязчивой торговлей и агрессивным попрошайничеством. Любой посетитель Московского центра «Общества сознания Кришны» невооруженным глазом заметит признаки наличия у Общества громадных средств. Естественно возникает вопрос: откуда столь «бедная и немногочисленная» религиозная организация (как аттестуют себя сами кришнаиты) берет средства на строительство, на 24-часовое радиовещание, на дорогую оргтехнику, на широкую издательскую деятельность и так далее. Уж не связано ли это, с настойчивым желанием кришнаитов присутствовать, в так называемых горячих точках с их громадным никем, не учтенным товарооборотом. Все столь широко рекламируемые «благотворительные» акции

«Общества Сознания Кришны» сводятся, в конечном счете к раздаче идоложертвенной пищи.

 

Кришнаиты любят похвалиться тем, что они успели «пострадать за веру» при советской власти. Однако история их появления в СССР полна загадок. Каким образом такой скандально известный религиозный иностранный деятель, как Свами Прабхупада, смог не только получить в закрытый на все замки Советский Союз, но и, несмотря на свою экзотическую внешность, ходить по улицам, общаться с людьми, обратить несколько человек - и все это вне контроля спецслужб? К сожалению, ответ на этот вопрос надолго закрыт в архивах КГБ.

 

В последние годы руководство МОСК, в попытке создать совершенно новый образсвоей секты. Общество пошло на целый ряд сенсационных признаний, заявив, что в прошлом у них было много ошибок, но сейчас они хотят исправиться. Теперь они уже более не культ, а легитимная религия, вносящая свой вклад в демократическое развитие современного плюралистического общества. Значит, и относиться к ним нужно соответственно. Кришнаиты постоянно взывают к общественной совести, ссылаясь на свободу религии и другие права человека и утверждая, что в России их преследуют за религиозные убеждения. При этом МОСК поддерживает тесные контакты с другими известными сектами, такими, как «Церковь объединения Муны», «Сайентологическая церковь Хаббарда» и так далее. Все эти секты занимают откровенно антихристианские позиции, заявляя о том, что Православие извратило российский путь развития и что наша страна должна вернуться к «многотысячелетней ведической традиции» - то есть к язычеству. Вместе с тем «Общество сознания Кришны» отдает себе отчет, что контакты лишь с маргинальными группировками недостаточны. Секта стремится к «официальному признанию» в качестве легитимной исторической всемирной религии, традиционной, в том числе и для России. Однако все их попытки вступить в диалог с Русской Православной Церковью были безуспешны.

Свидетели Иеговы

Несмотря на активную агитацию Свидетелей Иеговых большинство людей мало знает об их организации. Многие слышали о бескомпромиссном отказе Свидетелей Иеговых принимать переливание крови и отдавать честь флагу и подобным символам, об их твердом отказе от службы в армии и участия в любой политической деятельности и акции. В тех странах, где их защищают конституционные свободы, они активно пользуются этим правом. В других странах они подвергались суровым преследованиям, арестам, тюремным заключениям, нападениям, побоям, а их литература и проповеди -официальному запрещению.

 

Свидетели Иеговы - последователи созданного в 1872 году Ч.Т. Расселом в США Международного общества исследователей Библии. Название «Свидетели Иеговы» (с 1931 года) основывается на толковании 10-го стиха 43-й главы книги Исайи: «А Мои свидетели, говорит Господь...» В мире насчитывается свыше 5 миллионов последователей Свидетелей Иеговых, проживающих в 232 странах и островных территориях. Всемирная деятельность этого общества направляется Руководящим советом, штаб-квартира которого находится в Бруклине (Нью-Йорк, США). Единственным источником вероучения признается Библия. Подлинным, не искаженным переводчиками и теологами считается и почитается личное имя Бога - Иегова. Только Иегова является Всемогущим Богом, Творцом неба и земли; Иисус Христос - Его первое творение, единородный сын и подчинен Богу. Христос умер не на кресте, а на столбе. Святой дух понимается как невидимая действующая сила Бога. Душа не бессмертна. Ад понимается как общая могила человечества, а не место для вечного мучения. Из христианских праздников признается и соблюдается лишь Вечеря - воспоминания о смерти Иисуса Христа, поскольку Спаситель, по Библии, завещал отмечать лишь это событие. По вероучению Свидетелей Иеговых, в 1914 закончились «времена язычников» и Иисус Христос начал незримо править как царь Небесного царства. К этому небесному царству принадлежат 144000 царей, собирание которых началось со времен апостолов. Большинство из них находится уже на небе, но некоторые еще живут на земле, содействуя небесному правительству. В приближающейся битве Армагеддон Иегова разрушит нынешнюю злую систему вещей и противящиеся законам Бога погибнут. Согласно более позднему толкованию (1923), праведники, не отобранные для пребывания в Небесном царстве, также приобретают благоволение Бога и переживут Армагеддон. В толковании 1935 перспектива пережить «великую скорбь» и достичь вечной жизни на земле, распространена на миллионы людей разных поколений и народов.

 

Современная история Свидетелей Иеговых в России началась более 100 лет назад. В феврале 1887года в главном издании Свидетелей Иеговых - журнале «Сторожевая Башня» было опубликовано письмо, адресованное Ч.Т.Расселу. В нем сообщалось о посылке экземпляра журнала «по почте в разные места, даже в Россию». В 1891 Рассел совершил поездку в Россию, где он встречался с верующими, выступал с проповедями. Наибольшую известность в конце 19 века получила миссионерская деятельность Семиона Козлицкого, возвратившегося в 1891 году в Россию после интенсивного изучения вероучения Свидетелей Иеговых. После февральской революции 1917 года в различных частях России возникают группы и собрания Исследователей Библии, налаживается распространение «Сторожевой Башни». Во время второй мировой войны немало выходцев из России, находившихся в нацистских концентрационных лагерях, принимали вероучение Свидетелей Иеговых. В 1949 и 1951 годах общества подвергались в Советском Союзе преследованиям, лишениям свободы, ссылкам. В конце 80-х годов они получили возможность свободно исповедовать и распространять вероучение, проводить собрания. В 1990 году произошло официальное признание Свидетелей Иеговых - 27марта этого года был зарегистрирован «Управленческий центр религиозной организации Свидетелей Иеговы в СССР». 11 декабря 1992 года Министерство юстиции РФ зарегистрировало Свидетелей Иеговых как религиозное объединение. Российские Свидетели Иеговы объединены в филиал, возглавляемый комитетом. Филиал включает в себя области, разделяемые, в свою очередь, на районы. В каждом районе насчитывается около 20 собраний, численностью до 200 человек. Собрания проходят в Залах Царства -помещениях, построенных или арендуемых обществом. Признанными членами собрания считаются, принявшие водное крещение. Собрания Свидетелей Иеговых проходят три раза в неделю. Еженедельно проводятся занятия в школе проповеднического служения. Организуются конгрессы: районные - дважды в год, областные - раз в год. Проводятся также международные конгрессы (в Москве - в 1993, в Санкт-Петербурге - в 1992). Все последователи Свидетелей Иеговых являются проповедниками-возвещателями. В зависимости от объема выполняемых обязанностей (проповедование и обучение) последователи учения Свидетелей Иеговых называются подсобными, общими и специальными пионерами. После пятимесячного обучения наиболее подготовленные пионеры направляются на миссионерскую работу в другие страны.

 

У Свидетелей Иеговых нет профессиональных священнослужителей. Все виды служения выполняются безвозмездно. Старейшинами, или надзирателями, назначаются мужчины, имеющие опыт в изучении и проповедовании Библии; им помогают служебные помощники. Разъездными надзирателями (районными и областными) являются служители, целиком занятые исполнением своих обязанностей. Они осуществляют руководство собраниями на территории области и района, выступают с проповедями, оказывают помощь старейшинам и верующим. Общая численность Свидетелей Иеговых в России около 100 тысяч человек (июль 1996).

 

Свидетели Иеговы проповедают свою веру и изучают Библию. В России ими распространяются журналы «Сторожевая Башня» (650 тысяч экземпляров), «Пробудитесь» (600 тысяч экземпляров), учебная литература, руководства и наставления. Некоторые издания печатаются на языках народов России.

 

Свидетели Иеговы проповедают и соблюдают здоровый образ жизни - не курят, не употребляют наркотиков, не делают абортов, избегают внебрачных половых связей. Сотрудники созданной обществом в России «Службы больничной информации» проводят беседы с врачами о лечении верующих методами, исключающими переливание крови, потому что, следуя учению, использовать кровь другого человека строго запрещено.

 

Государственная власть рассматривается Свидетелями Иеговыми как устройство, существующее с позволения Бога. Они не вступают в конфликт с законом, уважают порядок и законопослушание. Несение воинской службы противоречит религиозным взглядам и убеждениям Свидетелей Иеговых, но верующему предлагается самому принимать решение по этому вопросу, на основании совести. Таким же образом рекомендуется поступать и при выборе формы альтернативной службы и реализации других гражданских прав и обязанностей.

 

Однако, не все в этой организации так безобидно, как кажется на первый взгляд. Рассмотрим, что же происходит, когда духовное «руководство» превращается в тяготеющую над сознанием силу и даже в духовную тиранию? Люди, покинувшие это общество, могут дать наиболее полный ответ на этот сложный вопрос. Во многих случаях их беспокоило недоброе отношение не к ним самим, а к другим; их тревожило то, что они видели людей, страдающих из-за жестокости, узости мышления, даже высокомерия тех, кто находится у власти: старейшин и других; то, что они понимали вред, причиненный определенными решениями организации, не основанные на твердых библейских принципах. Одним из таких решений является нежелательное деторождение. Супружеские пары, состоящие в этом обществе, отказываются иметь детей, не потому, что хотят уклониться от ответственности, связанной с воспитанием детей, а потому, что решили посвятить себя полновременному служению, чего они не могли бы сделать будь уних дети. Мало того, в учении утверждается, что в новый мир лучше вступать не обремененными детьми, а завести их уже после Армагеддона. Конечно, такие постановления общества пагубно сказываются на естественном приросте населения России. Тем более, что в нынешнее время прирост имеет отрицательный показатель. Надо отметить, что члены общества чувствуют полную личную ответственность перед Богом за то, чтобы держать в курсе старейшин о всяком отклонении от нормы, принятой Правлением. Так людям приходится рассказывать даже о своей интимной жизни, которая так же имеет массу ограничений.

 

В учении считается, что кровь - это жизнь, данная Богом. Никто не может ее отнять или дать. Именно, поэтому запрещено переливание крови и еда с содержанием ее, хотя вегетарианская пища не обязательна, просто она должна быть хорошо приготовлена. Встает вопрос, как же быть с больными, которые нуждаются в переливании крови, и у которых других способов лечения не осталось? Ответ один - гибель. Члены общества специально выкрадывают своих товарищей из больниц, чтобы только им не перелили чужую кровь. Объясняют они это тем, что, когда наступит Армагеддон, Свидетели Иеговы все воссоединяться. Но прошло уже достаточно много лет с образования общества, а обещанный Армагеддон так и не наступил.

 

На верующего человека, вступившего в объединение, большое влияние оказывает запрещение празднования Рождества, Пасхи, а так же и дня рождения. Так как считается, что слишком много внимания уделяется одному человеку. От таких запретов, в первую очередь, страдают дети. Так же нельзя заниматься делами, носящими соревновательный характер. Это означает, что многие дети, да и взрослые, не имеют возможности посещать какие-либо спортивные клубы, участвовать в городских мероприятиях, потому что такая деятельность является частью мира. А мир служит ложному богу.

 

В обществе используют определенную стратегию для того, чтобы обескуражить тех, кто бросает вызов учению. Втолковывается, что организация Бога на Земле - Общество Сторожевой Башни, все решает, что благодаря вере можно получить вечную жизнь. Если отделиться от общества, то будущее в раю будет находиться под вопросом. Общество заставляет подавлять сомнения. Как правило, это служит причиной принимать учение слепо. Члены общества боятся потерять свое место в Царствии, боятся попасть во власть дьявола, так как не пройти через Армагеддон для них является чем-то сверхужасным. Эти страхи тщательнейшим образом употреблялись, чтобы удержать Свидетелей Иеговых от чтения литературы, написанной другой религиозной организацией, или от пения любых песен, написанных христианами или кем-либо еще, кроме самих Свидетелей Иеговых. Также членам нельзя присутствовать на похоронах каких-либо людей (даже родственников), если они не принадлежат Обществу. Взамен объединение создало мир собственной «истины». Миллионы публикаций, выходящих со станков каждый день, провозглашают основы этого нового мира. Любая другая литература либо осуждается, либо вообще запрещается. Так очень многие книги, доктрины, даты свершения Армагеддона устаревали. Тогда Общество просило служителей в Залах Царства выслать устаревшие книги под предлогом создания библиотеки. В «Сторожевой Башни» сказано: «Также не забывай о возможном эффекте, который может оказать статья на людей, живущих на твоей территории. Иногда лучше не говорить определенных вещей, хотя они являются правдой. Обращай особое внимание, чтобы в публикацию не попали материалы, которые могут принести твоим братьям вред или страдания».

 

Общество постепенно втягивает в свою секту. Оно подробно знакомит каждого члена с его установками за пять встреч в течение недели и на многочисленных конгрессах, изолирует от других источников информации, разрешает молиться только в группе с другими Свидетелями, запрещает дискуссии с религиозными лидерами, с учителями других религий. Все шаги членов Общества отслеживаются. Отец может предать сына, если тот отступит от веры, иными словами в объединении хорошо развита система слежения. Необходимо отметить, что Свидетели говорят не о прямых запретах, алишь о настоятельных рекомендациях. Некоторые из этих запретов вроде бы вполне нормальны, очевидны и естественны для нравственного человека. Но ведь дело не в отдельных запретах, а в том, что нормальные и очевидные из них стоят на одном уровне с нелепыми и тоталитарными. А в целом не остается ни одной из сторон жизни, не затронутой этими запретами.

 

Общество использовало также и другие эффективные тактики, высказанные Карлом Марксом: «Первый шаг в науке революции - это искусство соблазнить общество словами, которые имеют приятное значение». Самыми популярными словами в Обществе были такие как «правда», «рай», «теократия» и «христианский мир». Неоднократно используя такие слова, можно создать положительное впечатление даже тогда, когда они не могут предложить конкретного значения ни для одного из них.

 

Общество «Сторожевой Башни» нападает на своих соперников, высвечивая их неудачи. Оно часто использует риторические вопросы, такие как «Оставил ли христианский мир войну?». Оно часто бросало вызов христианскому миру, требуя от него сделать то, что, как известно, не могло быть сделано никем, включая и Общество. В последнем приближении это часто звучит примерно так: «Бог собирается принести миру мир, основываясь на принципах равенства и справедливости людей».

 

Кто бы ни захотел стать частью мира? Но, конечно, Общество не в силах установить, как именно или когда такое обещание может быть исполнено, - как и у любой политической организации, которая может делать подобные обещания.

 

Вывод

 

Итак, составляя данный реферат я узнал много нового о нетрадиционных религиозных объединениях в России и сделал для себя не мало важных выводов.

 

Все секты, как "новые", так и старые, имеют некоторые общие элементы. Это прежде всего представления о предшествующей основанию секты эпохи как времени заблуждений и страданий. Наличие подобной негативной оценки прошлого оправдывает сам факт появления секты, ибо, если сектантская вера - это"великая истина", значит, время, когда этой веры не существовало, было эпохой великого заблуждения. От идеологии секты зависит, какой именно взгляд на прошлое избирается в каждом конкретном случае.

 

Объединяет сектантские направления и представления об основателе секты как о человеке, которому открылась "абсолютная истина". Опять-таки осмысление его личность может быть разным. Он может считаться великим пророком, великим мыслителем и даже богом. Основатель секты преподносит своим последоваелям некую "истину", гарантирующую спасения всем тем, кто поверил в нее,при условии выполнения ими различных запретов, табу. Обладание спасительным знанием делает сектантов "святыми", непризнанной, но "истинной" элитой мира.

 

Совремненная эпоха обязательно расценивается сектой как эпоха "переходная", когда истина уже выявилась, но еще не победила. Секта, разумеется, верит в неизбежность победы открытой "истины". Поэтому почти в любой сектантской идеологии присутствует представление о том, что мир очень скоро будет радикально преобразован в результате окончательной, космической победы сил добра. Неверующие, не обладающие "спасительным знанием", будут уничтожены (или не воскрешены, или воскрешены и вновь уничтожены) либо подчинены верующим, которые будут единственными обитателями или элитой нового, преобразовавшегося мира.

 

Несомненно, подобная перспектива может служить привлекательным моментом для тех, кого не устраивает существующий порядок вещей, и кто не видит реальных путей его изменения.

 

Ответим же на главный вопрос: откуда это стремление к самоотречению, эта жажда мистики и пророческих чудес в нашу просвещенную эпоху науки и техники?

 

Простых ответов здесь не существует. Вера облегчает, просветляет и снимает с верующего давящий груз грубой, серой действительности. Потому, что вера способна превращать страх в спокойствие, а смятение - в уверенность. Потому, что она придает жизни более глубокий смысл. Короче говоря, потому, что вера, выражаясь словами Зигмунда Фрейда, "наполняет верующего приятными иллюзиями". Лишь вера может из незаметного, одинокого и заурядного человека сделать божьего избранника, например, "свидетеля Иеговы", который стоит со своим журналом "Сторожевая башня" на углу улицы и взирает на спешащую толпу с непоколебимой уверенностью, что он пренадлежит к тем немногим, которые без всякого ущерба для себя переживут приближающийся якобы конец света.

 

Иными словами, причиной, толкающей в первую очередь молодежь в объятия многочисленных современных сект и культов, от части является бездуховность современного капиталистического общества, его идейный маразм, свойственный ему дух наживы и обогащения, культ вещей, бесперспективность и самодовольная тупость повседневного мещанского мира. К этому следует еще добавить разочарование существующим порядком вещей, лицемерие господствующих классов, выступающих на словах за справедливость, демократию,свободу, а на деле все использующих только для личной выгоды. Важно отметить, что, несмотря на то, что традиционные религии начали постепенновозрождаться, во времена Оветского Союза они потеряли свой авторитет в широких массах. Благодатную почву для процветания "новых" культов создают также проблемы, возникающие как следствие НТР, в частности экологические, демографические, моральные, проблемы занятости, решить которые общество пока не в состоянии.

 

Секта, в отличие от признанных культов, развивает энергичную пропагандическую деятельность. Каждый из сектантов ощущает себя миссионером. Сектантами делаются люди, жаждущие духовной, религиозной активности. Другие вступают в секту, чтобы уладить свои семейные дела. Секты привлекают также людей с психическими отклонениями.

 

Среди социальных причин, способствующих успеху современных сект, выделяют безработицу, нищету, социальную неустойчивость. Ведь секты, как правило, проповедуют равенство и братство, обещают своим последователям рай на земле, вечное блаженство, избавление от болезней и других невзгод. В небольших сектантских общинах царит атмосфера спаянности и взаимной выручки. Все это не может не привлекать в х ряды отверженные элементы общества, а также людей, страдающих от всякого рода неврозов, страхов, в том числе вызванных возможностью вспышки мирового атомного конфликта.

 

Под конец, я бы хотел выразить свое отношение к религии. Для каждого человека существует свой собственный Бог, именно такой, какого он сам себе создал. Для меня вера ассоциируется со словом "надежда". Она помогает мне жить, и дает силы в безвыходных ситуациях. Я считаю, что вера необходима человеку так же, как воздух, но человек должен надеятся только на себя. Должен сам принимать все решения, только собственный разум и собственнаядуша подскажет, что лучше для тебя. А, вообще, каждый сам выбирает себе дорогу, и какой он ее себе представляет, значит, такая для него и правильная.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: