Шаг второй. Оргпроект. Организация работы по фокусным группам




Задачи, средства.Первичная проблематизация и выход к оргпроекту.
Такт 1
Деятельность учителя Деятельность учеников
Что объединяет этих людей? Почему Пушкин обратился к прошлому и увидел в нём настоящее и будущее? Верно ли, что «гений и злодейство – две вещи несовместные?» На эти и другие вопросы нам предстоит сегодня ответить. Ученики пытаются дать ответы и обнаруживают, что не могут дать полноценный ответ Возникает мотивация к исследованию.
Такт 2
Определение темы исследования и распределение по группам: 1.«Две личности – две судьбы». 2. «»Тайна гениальности». 3. «Проблема ответственности истинного художника за гармонию мира» Возможные варианты распределения: учитель сам и назначает темы. Первичное обсуждение вопросов, которые могут быть заданы в каждой из тем   Ученики самоопределяются в группу по интересам.
Такт 3
Каждая группа получает задание. Учитель проверяет понимание задание, консультирует Задания представлены в таблице ниже. Ученики обсуждают алгоритм работы. И выполняют задание

Шаг третий. Представление результатов в общем поле. Дискуссия. Рефлексия.

Задачи, средства.Создание общей матрицы ответов на проблемные вопросы, проблематизация, дискуссия, обоснование своей позиции.
Такт 1
Деятельность учителя Деятельность учеников
Помогает разогреть дискуссию, подбрасывает провокационные факты, помогает оформить результаты в общей матрице ответов Каждая группа докладывает результаты своей работы в два этапа. 1этап. Постановка дискуссионных вопросов и провокация дискуссии. 2 этап. Высказывание своей позиции, обоснованной на основании результатов исследования
Такт 2
Задает рефлексивные вопросы: Что же открыли вам пушкинские страницы? Как рождаются стихи, музыка, творения живописи? Кто эти творцы? Чему учит нас трагедия сегодня? ПОДВОДИТ ИТОГИ Ученики отвечают на вопросы, делятся своими мыслями. и фиксирует новое в литературном дневнике (рефлексивный журнал, который ведется с 8 класса)
Такт 3
Домашнее задание В качестве домашнего задания предлагается сопоставить трагедию «Моцарт и Сальери» со «Скупым рыцарем». Какие композиционные параллели можно провести? Как судьба самого автора отразилась в этих произведениях?

 

Вопросы к заданиям по темам.

Вопросы и задания к теме «Две личности – две судьбы» Опираясь на знания биографий А.С. Пушкина и В.А. Моцарта, сопоставить их и ответить на следующие вопросы: 1. В чём проявляется их гениальность? 2. Каким был их жизненный путь? 3. Какие черты характера их объединяют? 4. Что заставило А.С. Пушкина вложить в уста одного из героев фразу: «Нет правды на земле/Но правды нет- и выше. Для меня/Так это ясно, как простая гамма»?
Вопросы и задания к теме «Тайна гениальности». 1. Прочитайте первый монолог Сальери. Прав ли он, считая, что гениальность – награда за длительный и упорный труд? 2. Взывая к высшей справедливости, Сальери забывает, что гениальность Моцарта – тоже «дар Божий». Подтвердите или опровергните эту точку зрения. 3. Как Моцарта и Сальери характеризует их отношение к незатейливой игре слепого скрипача? 4. Сальери признаёт гениальность Моцарта, тем не менее задумывает и совершает преступление? Почему? 5. Почему строчки «Гений и злодейство – две вещи несовместные»,-звучат дважды? 6. Почему А.С. Пушкин изменил первоначальное название «Зависть»?
Вопросы и задания к теме «Проблема ответственности истинного художника за гармонию мира»   7. Как решается данная проблема в трагедии А.С. Пушкина и рассказе И.Бунина «Безумный художник». 8. Как развивается в рассказе мотив борьбы тьмы и света? 9. Чем можно объяснить несоответствие замысла и воплощения в произведении художника – героя рассказа? 10. Рассмотрите репродукции картин: Рафаэль. «Сикстинская мадонна»; Эрих Энге. «Осквернение демократии»; Сальвадор Дали. «Предчувствие гражданской войны», «Лицо войны». Как произведения живописи помогают лучше представить задуманную бунинским героем и воплощённую им картину? Какие ещё произведения живописи вы могли бы включить в ассоциативный контекст, помогающий осмыслить идею этих произведений.

 

В качестве «конечного продукта» первая группа представила «Карту судеб», вторая – организовала дискуссию, а третья – мультимедийную презентацию отобранных произведений живописи.

Таким образом, можно подводя итог сказать, что урок литературы – особый урок. Именно на нём развиваются идеалы добра, чести, патриотизма, сострадания. А сегодня на уроках литературы довольно типичной является ситуация, когда ученик умело оперирует сведениями, вычитанными из учебника, из специальной литературы, легко цитирует критиков. Но как только речь заходит о высказывании собственного мнения в связи с прочитанным, о личном отношении к тому или иному персонажу, к проблемам, скрытым в произведении, ученик теряется, отвечает односложно. К сожалению, ученик очень часто не ощущает своей сопричастности событиям художественного текста, проблемы героев (автора) не становятся проблемами самого читателя. Многолетний опыт преподавания литературы убеждает, что преодолению отчуждённости юного читателя от событий и проблем классических художественных текстов может способствовать использование на уроках литературы герменевтического подхода. Герменевтика – теория и искусство «глубинного истолкования текстов (любых, в том числе и художественных)». Понятие «герменевтика» этимологически связано с именем бога Гермеса, который считался в Древней Греции посредником между богами и людьми, переводившим «неземной» язык богов на «земной язык людей. Суть герменевтического подхода в том, чтобы оказать «читателю квалифицированную помощь для нахождения индивидуального угла зрения, при котором текст оказывается зеркалом, открывает читателю его собственный мир». Работа строится через исследование различных типов текстов. Задача читателя – понять смысл того, что хотели мастера слова донести до внимательного читателя, т.е. осознанно искать секреты создания художественного образа.

Иностранный язык

Разъяснения и комментарии.

Вопрос о необходимости изменения содержания образования сегодня уже никем не оспаривается. В связи с быстрым развитием системы знаний и профессиональной сферы, главная педагогическая задача сейчас — учить способам действий, тому, как учиться, т.е. предметным и метапредметным учебным действиям, развивать способности учащихся. С точки зрения рефлексивно-позиционного подхода в качестве основных принципов развития нового содержания образования можно выделить: 1. Содержание должно осваиваться учащимися в активной форме, через учебную деятельность и мыследеятельность. 2. Продумывание образовательного пространства с точки зрения форм коммуникации, взаимодействия учителя и ученика по поводу содержания образования, то есть быть открытым. 3. Перенос акцента на формирование способностей и компетенций: освоение учащимися способов мышления, коммуникации, действия, понимания и рефлексии. 4. Разработка современного содержания знаний в науках и области технологий, построение модели регулярного обновления знаний в образовании.

Дополнительное чтение (подкрепляем научными аргументами)

При такой организации образовательного процесса план урока с его жесткими рамками этапного продвижения в материале уходит в прошлое. Вместо конспекта создается сценарий урока. При сценировании учитель работает не с ЗУНами, а со способностями и компетентностями учащихся. Развитие личности и метапредметных способностей учащихся становится основным содержанием образования. Сценирование предполагает создание ситуации, в которой ребята не только обнаруживают собственное незнание или непонимание, но получают сильный импульс к размышлению, к действию, исследованию и проектированию как возможности открыть то, что еще не знают или не понимают.

При написании сценарного описания педагог продумывает, как, с помощью каких вопросов или приемов, он сможет вывести учеников из неадекватных или стереотипных представлений к новому пониманию. Однако работа по заранее продуманному плану чревата потерей энергии смысла, поэтому задача педагогика порождать знание вместе с группой, стараться использовать каждый новый разворот мысли, но при этом не терять стратегических целей.

Резюме для разработчика ООП

Для учителя важно так сформулировать задание, задать такую ситуацию, чтобы возникли противоположные точки зрения, и не было готового решения. То есть ситуацию поиска выхода из противоречия на основе понимания чужой точки зрения. При этом, с точки зрения рефлексивно-позиционного подхода очен важно задать образ желательного результата через ту или иную метафору.

Рассмотрим несколько примеров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: