Отображение скотоводства в культуре




Средневековые Бестиарии рассматривали природу животных в аллегорическо-духовном значении, связывая их с поведением людей. К кратким зоологическим описаниям животного добавили соответствующие описания из Библии. Животных разделили на «чистых» и «нечистых», причем некоторые животные имели как положительное, так и отрицательное значение. Змея могла быть символом мудрости или зла. Лев имел двойственное значение

С XII века изображения разных животных используют на фасадах церквей, архитравах, воротах и на капителях колонн и пилястров. Разные животные должны были охранять церковь, приблизить к богу, напомнить о праведной жизни мучеников, бороться со злом, научить правильному поведению, предупредить об искушениях, кознях дьявола и опасностях или даже напугать, Верующие, не умевшие читать в то время, могли рассматривать изображения и делать выводы. Изображения животных несли огромную смысловую нагрузку.

Капитель в Базилике Св.Зенона — борьба добра и зла, лев здесь олицетворяет Добро.

С XII века лев — царь зверей занимает главные позиции, смещая с трона медведя — царя зверей в северной мифологии. Как символ власти и силы лев сопровождает и земных королей. Знаменит бронзовый лев, созданный в 1166 году по велению Энрико иль Леоне, Герцога-Дуки Бавьеры.

В VII веке Иссидоро из Севильи связывает природу разных зверей с их названиями, основанными на латинских созвучиях корней слов, например, происхождение слова лиса — от того, что она никогда не бежит прямо. В IX веке на его труде основана работа Рабано Мауро.

Иллюстрация английского Бестиария Харли, 13 век

Прекрасный экземпляр его трактата, созданный в Скрипториуме монастыря Монтекассино в XI веке, сохранился. Эти красочные иллюстрации-миниатюры с изображениями зверей стали моделью для художников и скульпторов средних веков.

Монахиня Ильдегарда из Бингема — загадочная фигура, ученый и мистик XII века написала труд Physica, имевший огромный успех. В начале XIII века Бестиарий Speculum naturale Винченцо из Бовайса с описанием животных и их значений становится источником вдохновения для скульпторов романской и готической архитектуры. В Англии пишут Бестиарии с яркими миниатюрами полные «морализирования» животных и их поведения.

Аист победил зло — змею, на очереди жаба и улитка, 1225 год, крипта Святого Зенона, Верона

 

Басни в средневековье

Роман Де Ренарт написал сатирические «сказки» с моралью, основанные на историях Эзопа и Федро. Персонажи-животные лиса-обманщица и петухи, ворона, волк и цапля. Прекрасные барельефы с такими моралями для верующих сохранились на многих церквях романской эпохи. Показательны Кафедральный собор Модены и веронская Базилика Святого Зенона, где мы видим барельефы начала XII века с такими назидательными сценами на фасадах. На знаменитом гобелене Байекса 1070 года (длиной 70 метров) вышиты по верхнему и нижнему краям много животных. В том числе сцена лисица и ворона.

Череда животных, 1225 год, скульптор Адамино, крипта Св.Зенона, Верона

Откуда знали, как выглядят звери?

Средневековые художники и скульпторы смотрели на старые мозаики, миниатюры Бестиариев или читали описания животных, чтобы самим изобразить таких фантастических и экзотических животных. В первой половине XIII века архитектор Виллард де Хонекурт свидетельствует об огромном количестве зооморфных украшений, которые используют при постройке Соборов. С XI века Соборы полны изображениями животных — реальных, вымышленных или экзотических — одиночные, парные, череда зверей на фризах, мозаичные полы и архитектурные элементы — стилофоры-животные поддерживают колонны, капители колонн в виде разных животных. Сцены борьбы зла с добром изображали в виде борьбы зверей.

Месяцы Апрель и май, под ними внизу — дракон, 1139 год, скульптор Николо, протир базилики Св.Зенона, Верона

 

Фантастические звери

В начале XII века Сан Бернардо выступает против таких украшений в монастырях. Он противопоставляет обезьян, львов и тигров — кентаврам и полулюдям. В средние века разницы между животными реально существующими и фантастическими не понимали. Для людей все животные обладали разными ценностями, то есть были символическими.

Сирена в Бестиарии Бодлеана

Самый известный нам гибрид — сирена, она известна с античных времен, своим пением обольщает мореплавателей, и корабли сбиваются с курса. Сирена часто встречается и в искусстве романского периода с XI века. Сначала считали, что это женщина-птица, но в Бестиариях ей приписывали еще и рыбий хвост. Она представляла богатство морей, корабли — тело человека, а моряки были его душой.

Сирена на Баптистерии-Крестильне Пармы

 

Наряду с реальными животными Бестиарии полны фантастических созданий — сфинксов, химер, сирен, грифонов, василисков, кентавров, гарпий, единорогов и драконов. Баптистерий Пармы полон барельефами с такими созданиями. В Базилике Святого Зенона в Вероне в первой половине XII века скульпторы используют и реально существующих животных, и фантастических драконов.

Люнет в Соборе Пармы — лошади, волы, символы Евангелистов — лев и бык, вместе с ними — крылатый дракон.

Барельеф Николо Пизано, фрагмент, верблюды, лошади и собаки очень похожи на реальных

Реальные звери

В XIII веке изображения животных приближаются к реальным изображениям. В Италии скульпторы Николо и Джованни Пизано на кафедрах-пульпитах в соборах Пизы и Сиены создают реальных животных, соответствующих религиозным схемам. Прекрасные изображения птиц есть в трактате о соколиной охоте, созданном при дворе Федерико II (в Библиотеке Ватикана). В середине XIII века английский монах Мэтью Парис впервые с натуры изобразил слона, которого Король Франции Луи IX подарил Королю Англии Энрико III.

В XIV веке прекрасные сцены охоты и рыбной ловли украшают стены Папского Дворца в Авиньоне. Здесь изображения разных птиц, белок, зайцев и других зверей сделаны умело и ясно. В конце века прекрасные рисунки Джованнино де Грасси в санитарном трактате Тарквино ди Бергамо начали новый тип иллюстраций животных, который довели до совершенства Пизанелло и Дюрер в XV веке.

Фрески в папском дворце в Авиньоне — охота и рыбалка.

Св.Франциск говорит с птицами, 1295-99, Джотто, Базилика Св.Франциска, Ассизи

Животные стали частью повседневной жизни в сценах на фресках Джотто в Падуе и Ассизи и позднее в цикле фресок в Кастелло Буонконсильо в Тренто. Большое влияние на отношение к животным в средневековье с XIII века оказал Святой Франциск. Его отношения с животными складывались на обоюдном понимании и доброжелательстве, его понимали птицы, и он понимал их — диалог человека и животных. Джотто эту историю из жизни Святого Франциска из Ассизи оставил нам на фреске Проповедь птицам.

 

Заключение

Наша жизнь непрерывно связана с животными. Скотоводство Европы Средних веков представляет собой одну из ключевых отраслей сельского хозяйства. После растениеводства оно занимает 2-рое место по значимости для общества.

Скотоводство обеспечивало человечество не только питательными продуктами – яйцами, молоком, салом и мясом, но и шерстью, щетиной, волосом, кожей. Животные играли роль поставщика живой тягловой силы, так как отрасль занималась выращиванием верблюдов, волов, лошадей, оленей и ослов. Из продуктов и отходов отрасли научились изготавливать лекарственные препараты. Так как разведение скота помогало человечеству не умереть от голода, животные занимали особое место в искусстве стран Европы Средних веков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: