Наука понятие и классификация
-Сфера человеческой деятельности
-Одна из форм общественного сознания
-Социальный институт
-Производительная сила (отр НХ)
-Обозначение отдельных отраслей научного знания и их совокупности
Классификация
В соотв. с логикой и традициями античной философии
• О природе (физика)
• О познании и душе (логика)
• Об обществе (этика)
В соотв. с выполняемыми функциями
• Творческие (поэтика, риторика, диалектика)
• Практические (этика, политика, медицина, астрономия)
• Теоретические (логика, математика, физика)
Подсистемы
Естественные Н
Общественные Н
Технические Н
Фундаметальные
Прикладные
Парадигма в науке. Научная теория и научная концепция
ПАРАДИГМА (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») – совокупность ценностей, методов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках устоявшейся научной традиции в определенный период времени.
Научная теория -высшая, самая развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существующих связях определённой области действительности - объекта данной теории.
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система), определённый способ понимания, трактовки какого-либо предмета, явления, процесса, основная точка зрения на предмет и др., руководящая идея для их систематического освещения.
Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и др. видах деятельности.
Научное исследование: сущность, цели, функции, роль в развитии общества
Научное исследование — процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением научных знаний.
|
Цели: получение и применение новых научных знаний (знание, удовлетворяющее требованиям оригинальности и научности (достоверности, обоснованности и т.п.), и к моменту его создания отсутствует в списке ранее установленных научных знаний)
Функция: знать чтобы предвидеть
Роль в обществе:
Фундаментальные НИ - экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
Прикладные НИ - исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
Методология. Методы научных исследований: понятие и классификация
Учение о научном методе познания (о принципах построения, формах и способах научного познания)
Ведущие методологические подходы в экономической науке
1. Субъективистский (с позиций субъективного идеализма) подход.
2. Неопозитивно-эмпирический подход.
3. Рационалистический подход.
4. Диалектико-материалистический подход.
Методы экономических исследований
Научная абстракция
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Исторический и логический
Наблюдение и сбор фактов
Экономико-математический
Статистический
Маржинальный
Эк.эксперимент
Эк.моделирование
Принципы научных исследований
а) развитие творческого и аналитического мышления, расширение на-
|
учного кругозора;
б) привитие устойчивых навыков самостоятельной научно-исследова-
тельской работы;
в) повышение качества усвоения изучаемых дисциплин;
г) выработка умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в учебной и будущей профессиональной деятельности;
д). контроль знаний, навыков и умений.
Требования к научным исследованиям
Научная работа должна быть:
- исследовательской
- актуальной
- иметь практическую значимость.
В работе должны быть следующие составляющие:
- поставлены задачи;
- намечены пути их решения
- анализ, выводы и обобщения по проделанной работе
- работа должна быть отпечатана на стандартных листах,
- иметь список использованной литературы,
- титульный лист;
- работа, представленная на конференцию, сопровождается тезисами (в электронном виде) и рецензией научного руководителя,
- при устном докладе о проделанной работе учитывается чёткость и доступность излагаемого материала, соответствие темы работы её содержанию, эрудиция автора, умелое использование различных точек зрения
по теме, наличие собственных взглядов и-выводов по проблеме, умение использовать специальную
терминологию, ораторское мастерство участника,а также отклик аудитории на выступление.
Курсовая работа как вид научного исследования студентов
Курсовая работа - самостоятельная письменная учебная научно-исследовательская работа студентов Вузов, выполняемая под руководством научного руководителя по определенной теме