Женщины Враджи признаются друг другу в любви к Кришне




Блаженный Шука продолжал: Каждое утро Кришна с Баладевою по-прежнему гнали Свое стадо на прибрежные луга Ямуны. С восхищением и любовью провожали женщины Враджи уходящего со стадом Кришну, и когда Он скрывался в глубине леса, они восхваляли подвиги прелестного Сына Яшоды и поверяли друг другу свою тайную любовь к Нему.

«О подружки дорогие, - хором воспевали жены вольного пастушьего племени, - как задорно поднимаются брови нашего Спасителя, когда, приложив свирель к губам Он выводит на ней Свои медовые напевы. Как проворно перебирает Он нежными пальцами дырочки на свирели, прижавшись щекою к плечу.

Жены небесных волхвов, что плывут над Землею в цветочных челнах, замолкают смущенно, едва заслышат свирель нашего Господина, и от волнения плоти ангельские девы перестают владеть собой. Всемогущий бог любви похищает их разум, венки и украшения с них спадают, одежды приходят в беспорядок.

Он так молод и так прекрасен, что нет сил оторвать от Него очи! И нет на свете большего счастья, чем любоваться Кришною, на Чьей груди молнией блистает самоцвет Каутубха, и Чья белозубая улыбка подобна Луне на звездном небосклоне.

Звуки Его свирели приносят счастье не только юным девам, даже быки и коровы в дали замирают точно нарисованные и не сводят с Него очарованного взгляда.

И потоки речные, внимая Его колдовским напевам, не могут скрыть своей любви к Кришне: к стопам Его устремляются воды, и быстрое течение их от страсти замирает. Несчастные как и мы, от неспособности коснуться Возлюбленного, реки с дрожью ждут, пока ветерок донесет до них пыль с лотосных стоп Кришны.

В волосах у сына Яшоды воткнуты павлиньи перья. Лицо разрисовано разноцветной глиной, уши украшены живыми цветами. На шее Его висит прекрасная гирлянда, и алые губы Его исторгают медовые звуки из свирели. Поступь Его в танце напоминает поступь павлина, а когда подпоясывает Он золотистые одежды Свои, то становится похож на борцов, что силою и доблестью пленяют сердца городских женщин.

В кругу приятелей Он сияет как луна на звездном небосклоне, как бог громовержец среди свиты ангелов, славящих его подвиги. А когда песней свирели зазывает Он Свое стадо с отлогих берегов Ямуны, медовые травы расцветают и деревья плодоносят как будто по указанию небесного царя в осеннюю пору и сгибают ветви к ногам сына Яшоды. А когда ступает Он по лесу, травы земные поднимаются Ему навстречу как волоски на теле женщины от прикосновения возлюбленного, а из цветов их сочится сладкий нектар. Пчелы кружат над Кришною в хмельном хороводе, опьяненные запахами Его гирлянды, и Он вторит их песне напевом Своей свирели. Птицы лесные замолкают, когда слышат эти чудесные звуки, и счастье смежает им веки.

О подружки, владычицы Вриндаваны! Когда сыновья Нанды, украсив Себя венками лесных цветов, предаются веселым забавам у берегов Ямуны, даже дикие звери на вершинах гор испытывают радость и выходят к людям без страха.

Павлины весело танцуют под напевы Кришны, и пятнистые лани бегут за Ним следом и не сводят с Него зачарованного взгляда. И тучи небесные жаждут к Нему прикоснуться, когда Он гонит свое стадо на луга под палящими лучами Солнца; они нежно прикрывают Кришну своею тенью, кропят его благоуханным дождем и посылают Ему желанную прохладу.

О благородная Яшода, обращались женщины Вриндаваны к своей повелительнице, Сыну твоему нет равных в сочинении музыки. Каждый день Он извлекает из свирели Своей новые напевы, один прелестнее другого. И как послушны Ему наши коровы, которых гонит Он по утру на богатые луга Ямуны. А когда подносит Он свирель к Своим алым, как бимба, губам, царь небесный а с ним творец Брахма и владыка Шива замирают смущенно, ибо познавшие все примудрости звука, боги не способны устоять перед колдовскими напевами твоего Сына, что похищают сердца небожителей и простых смертных.

А когда касается он Земли Своими нежными, как лепестки кувшинки, стопами, оставляя на ней знаки молнии, стяга, лотоса и стрекала, Земля чувствует как стихает боль, причиненная ей коровьими копытами. Когда свирель Кришны исторгает чарующие напевы, тело Его движется с величавостью слона. А стоит Кришне бросить на нас Свой задорный взгляд, как бог любви тотчас похищает у нас разум, мы застываем неподвижно, точно деревья в безветренный полдень, не замечая, что волосы наши и одежды пришли в беспорядок.

Сейчас Кришна должно быть на берегу Ямуны пересчитывает коров и телят, перебирая в руке жемчужные бусы. На милом Кришне венок из цветов туласи, что хранят запах Его возлюбленной. Второю рукою Он опирается на плечо приятеля. Заслышав свирель Кришны дикие лани испытывают влечение и выходят к Нему без страха, не сводя с Него зачарованного взгляда и позабыв своих вожаков оленей. И нам песня Кришны не дает покоя, лишая всякой надежды на семейное счастье.

О безгрешная Яшода, Кришна украшает грудь Свою жасминовым венком, развлекает на берегу Ямуны возлюбленных друзей Своих и коров игрою на свирели. Прохладный ветерок навевает благовонные запахи цветущих трав и сандала. В поднебесье звенят песни ангелов и музыкантов, райские девы кружатся в веселом хороводе, жители высших миров подносят Сыну твоему богатые дары.

Однажды твой Сын спас наше племя от гнева небесного царя, укрыв нас под горою Говардханою. И как велико было посрамление Индры! И теперь в предзакатный час когда Кришна ведет Свое стадо домой по пыльной дороге, всесильные боги – громовержец со своими сановниками - нисходят с небес чтобы склониться к стопам нашего прекрасного Господина. Друзья в песнях прославляют Его победы над злыми оборотнями. Гирлянда Кришны припорошена пылью, поднятой копытами коров. И как прекрасен наш Возлюбленный, когда утомленный дневными хлопотами, Он появляется во Врадже в окружении пастушков-приятелей, точно Луна среди звезд. Как роса с лепестка лотоса, стекают по его щекам капли пота. И не в силах мы отвести глаз, государыня, от прелесного лица Кришны.

А когда утром Он приветствует друзей-товарищей, Он точно во хмелю вращает Своими счастливыми глазами. Грудь Его украшена венком живых цветов. Блеск золотых серег оттеняет красоту Его нежных щек, цветом напоминающих ягоды бадара. Лик Его светел как лицо ночного владыки Месяца. Движения Его величавы как у вожака слонов. Предводитель Ядавов и Отрада всех живых на бренной земле, наш Кришна, возвращает в домашние ясли коров и телят, утомленных дневною жарою.

Благослвовенный Шука сказал: Так дни напролет жены вольного племени возносили хвалу подвигам Кришны, поверяя друг другу свое влечение к Нему, отдавая сердца всесильному Богу Любви.


ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ШЕСТАЯ

Схватка Кришны с быком Аришто ю

 

Сын Вьясы сказал: Как то раз жители Враджи услышали грозный рев и топот копыт, сотрясавший землю. То явился к пастухам оборотень Аришта, посланный государем Матхуры Камсою.

На краю селения Аришта обернулся горбатым быком, огромным, как скала. Длинный хвост его упирался в небо, Глаза его сверкали как две зловещие звезды. Копытом Аришта рыл землю и грозно потрясал рогами, оскверняя землю мочою и испражнениями. Облако пыли, поднятое быком, заволокло Вриндавану.

Тучи сгрудились вокруг горба Аришты, по ошибке приняв его за горную вершину. От его страшного рева преисполнились страха пастухи и пастушки, а тельные коровы так испугались, что скинули телят раньше срока.

Притих в страхе домашний скот. Смертельный ужас обуял подданных Нанды, и они побежали из селения, зовя на помощь сына Яшоды: "Кришна! Кришна! Спаси нас от новой напасти!"

Господь Вседержитель успокоил пастухов, смело подошел к Ариште и сказал.

"Зачем пришел ты сюда, глупый бык? Что нужно тебе в мирном лесу Вриндаваны? Зачем ты пугаешь людей? Разве не знаешь, Кто оберегает здесь покой пастушьего племени?"

И, глядя быку в глаза, налитые кровью, Кришна хлопнул в ладони перед яростной мордой Аришты.

Этот хлопок привел быка в такую неистовую ярость, что он стал бешено рыть копытами землю, и вращать налитыми кровью глазами, а потом, задрав хвост и устремив острые рога на сына Яшоды, бросился на Него, словно молния Индры, чтобы с Ним покончить разом.

Но Кришна от него не уклонился. Он схватил за рога Аришту, с легкостью, поднял его в воздух, как ягненка, а потом швырнул на землю. Так могучий вожак слоновьего стада опрокидывает своего соперника в борьбе за самку в буйные весенние дни.

Однако Аришта быстро оправился от падения и снова бросился на Кришну. С морды у него текла пена, горячий пот струился по шкуре и заливал землю, дыхание его обжигало, и глядеть на злобного Аришту было страшно.

Но Кришна и на этот раз не испугался, а, крепко схватив быка за рога, пнул в грудь ногой и снова опрокинул на землю. А потом Кришна выдернул рога из головы Аришты, с силой всадил их в его шкуру, и жизнь от оборотня отлетела.

Пасть у бездыханного Аришты раскрылась, кровь, моча и испражнения потоком потекли на землю, ноги его задергались в предсмертной муке, и еще один поверженный воин Камсы отошел в царство бога Смерти. А с небес на Землю пролился цветочный дождь.

Пастухи и пастушки в деревне громкими кликами встретили победу Кришны и воспели хвалу силе и отваге могучего Сына Яшоды.

После гибели Аришты в стольный город Камсы Матхуру снова явился богов Всевышнего, провидец Нарада.

"Государь, - молвил пророк, - ты был обманут Васудевой. Восьмое дитя Деваки вовсе не девочка, которую ты видел в темнице. На самом же деле Деваки родила Сына, и зовут его Кришна. А седьмого сына Васудевы и Деваки зовут Баладева. Ты, государь, Его никогда не видел и ничего о Нем не слышал. Васудева спрятал своих Сыновей у Нанды пастушьего вождя, и они растут в его лесном царстве, как родные дети Нанды и Яшоды.

Слова вестника богов привели Камсу в неистовую ярость, и он, обнажив острый меч, бросился ко дворцу Васудевы и Деваки, чтобы тут же с ними покончить.

Но Нарада преградил ему дорогу и сказал, что неразумно лишать жизни родителей Кришны и Баладевы, что сейчас Камсе нужно о себе подумать. Государь Матхуры, поразмыслив, согласился с Нарадою и приказал снова заключить под стражу Деваки с Васудевою и стеречь их неусыпно.

Когда Нарада удалился, Камса призвал к себе могучего оборотня по имени Кешин и сказал ему: "Ступай во Враджу, найди Кришну и Баладеву и убей их. Они — сыновья Васудевы".

Кешин тотчас отправился во владения Нанды исполнять государев наказ. А властитель Матхуры велел позвать к себе своих советников Муштику, Чануру, Шалу, Тошалаку и сказал им.

"Послушайте что я скажу вам, слуги мои верные. Сыновья Васудевы и Деваки живы. Они скрываются от меня у пастуха Нанды под именами Кришна и Баладева. Заманите их в Матхуру и убейте в открытом поединке, о котором я извещу народ нынче же.

Пусть работники соорудят площадь для состязания в борьбе и кулачном бое, обнесут ее крепкою стеною, а для въезда на нее возведут высокие ворота. Пусть для жителей Матхуры сколотят ряды с сидениями, а для меня и моих гостей пусть поставят высокие помосты и богато их разукрасят.

У входа на площадь, за воротами поставьте самого свирепого слона из моего войска – того, что зовут Кувалаяпидою и велите погонщику растоптать Сыновей Васудевы, когда Они будут входить в ворота.

Когда все будет готово и если Кешин живым не вернется, мы пошлем Кришне и Баладеве приглашение на праздник в честь древнего лука Шивы. Мы объявим, что в священный четырнадцатый день пребывающей Луны вселенскому Благодетелю будут принесены животные дары, тогда Кришна с Баладевою не посмеют отказаться.

Затем коварный государь Матхуры, позвал во дворец Акруру, брата Васудевы, который славился среди Ядавов мудростью и добрым нравом. Будучи большим знатоком человеческой природы, Камса с почетом встретил брата Васудевы и обратился к нему с просьбой, доверительно взяв его за руку.

"О благородный Акрура, — сказал ему лукавый Камса, — ты добр, справедлив и милосерден. И нет среди моей родни человека, который был бы ко мне более, чем ты, привязан.

Нынче я оказался в затруднительном положении и полагаюсь на тебя как царь небес Индра полагается на Вседержителя Вишну. Окажи мне дружескую услугу, помоги мне исполнить нелегкое дело.

Возьми мою самую быструю колесницу и отправляйся во Враджу, в пастушье селение Нанды. Там живут нынче сыновья Васудевы. Очень уж хочется мне повидать Их.

Слышал я, что Те двое Юношей затевают против меня недоброе. Скажи пастухам, что я приглашаю их, и Нанду, и все его племя на великое жертвоприношение Шиве. Пусть прибудут сюда, да не забудут взять с собою даров для своего государя.

Тут уж мы встретим Их как подобает, по царски. С войском и слонами. А если Они переживут наше гостепреимство, то примут участие в молодеском состязании, где их порадуют своею силою мои бойцы-кулачники.

А потом моей милости удостоятся и Васудева, и вся его родня – семейства Вришни, Бходжи и Дашархи.

Дай бог в тот благословенный день я улажу все свои семейные дела, и с отцом мои родимым Уграсеною, который спит и видит себя на моем престоле, и с братцем моего родителя Девакою, который вечно замышляет против меня.

Сдается мне, что в счастливый день великого жертвоприношения на моей дороге к благоденствию не останется более терновых шипов.

Любезный дядя мой Джарасандха и друг Двивида тоже прибудут на праздненство со своими дружинами. И соратники мои – цари Шамбара, Нарака и Бана не останутся в стороне. Я приглашу в гости всех - и друзей и недругов. И как Бог на небе один, на Земле будет один государь. И ты приятель, мне должен помочь в осуществлении моего замысла.

Если ты согласен, Акрура, то не теряй времени на промедление и привези в Матхуру дорогих гостей. Пусть мир узнает славу стольного города Ядавов.

Акрура отвечал: "Судьба всемогуща, государь, это она дарует нам поражения и победы. И нам следует принимать их смиренно. Люди жаждут исполнить свои желания, но судьба может поставить на их пути преграды.

Ты стремишься избежать смерти, предсказанной небом, но сможешь ли осилить судьбу, не известно. Впрочем, я всего лишь твой смиренный слуга и долг мой исполнить твою волю.

Блаженный Шука сказал: Итак брат Васудевы простился с Камсою и помчался в колеснице в царство Нанды выполнять государеву волю. А кровожадный Камса остался в Матхуре и с нетерпением ожидал вестей от Кешина и Акруры.

 

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ СЕДЬМАЯ

Смерть Кешина и Вьомы

 

Блаженный Шука сказал: могучий Кешин, выполняя волю государя, обернулся жеребцом, диким и свирепым, и, быстрый, как ветер, помчался в царство Нанды, сотрясая тяжким скоком землю. Кешин был огромен, как горная вершина, хвост его и грива, как грозовые тучи в бурю, преградили свету путь на землю, а грозное ржание повергло в ужас небожителей и людей. Когда Кешин ступил во владения Нанды и заслонил собою дневное светило, небо над Вриндаваной померкло.

 

Когда оборотень заржал и стукнул копытом о землю, неодолимый страх охватил пастухов и пастушек. Но Кришна остался спокоен. Он сразу догадался, что еще один воин Камсы прибыл во Враджу испытать свою судьбу. Кришна пошел Кешину навстречу и, подойдя к нему совсем близко, окликнул его громко. Оклик Всевышнего привел могучего коня в неистовую ярость.

Он широко раскрыл пасть, будто собирался заглотить небо, и заревел, как лев перед смертельной схваткой. Затем Кешин кинулся на Кришну. Под его тяжким скоком дрогнула земля, зашатались могучие деревья, птицы в испуге вспорхнули с веток. С громким ржанием Кешин поднялся на дыбы и устремил на Кришну тяжелое копыто. Но сын Яшоды, ловко уклонившись от удара, схватил мощной рукой угрожавшее Ему копыто, оторвал коня от земли, поднял его в воздух и, повертев его над Своею головой так, как вращают пращой камень, отбросил от Себя на четыреста шагов.

Когда к оборотню вернулись сознание, он, оскалив клыкастую пасть, с громким ревом снова бросился на Сына Яшоды. Кришна встретил нападение со спокойной улыбкою; Он протянул навстречу коню левую руку, проворно сунул ее в разверстую пасть Кешина, и рука Его скользнула, как змея в нору, прямо в конскую утробу.

С лязгом сомкнул свои мощные челюсти Кешин, чтобы перекусить, как тростинку, руку Кришны, но клыки его сразу обломились, едва только коснулись руки сына Яшоды. Так мгновенно крошатся у смертных зубы, если тронуть их раскаленным железом.

В конской глотке рука Кришны стала вдруг расти и пухнуть, и могучий Кешин начал задыхаться. Смертной испариной покрылась его гладкая шкура, глаза выпучились от удушья, ноги его ослабели и подкосились, и воин Камсы, испустив испражнения, замертво рухнул на землю.

Тогда Кришна безо всяких усилий выдернул левую руку из глотки Кешина, что лежал на земле словно упавший плод каркатики, и рука Его снова стала такой же, как прежде. Кришна нисколько не возгордился победою над воином Камсы. А восхищенные Его подвигом боги долго еще славили Его и осыпали землю цветочными лепестками.

Вскоре в лесу в уединенном месте Сыну Яшоды явился божественный мудрец Нарада. Воздав хвалу Вседержителю, посланник небес молвил такие слова.

Кришна, Кришна, безграничный Властитель, Владыка всех тайных сил, Повелитель Вселенной! Прибежище жизни, Благой Господь, Кладезь добродетелей семьи Ядавов! Душа всех душ, Ты хоронишься в сердцах живых тварей как огонь в недрах дерева! Изнутри Ты видишь помыслы и поступки всякого существа. Воле Твоей подвластна вселенная.

Ты являешь из Себя созидательную силу, что преобразуется в зримую природу, разделенную на три свойства. Меняя состояния природы, Ты творишь зримое разнообразие и в должный срок уничтожаешь мир, сведя его образы к единому целому.

Владыка и создатель вселенной, ныне Ты низошел на Землю дабы истребить злых потомков Дити, оборотней- ракшасов и всякую нечесть, что теснит любезных Тебе праведников.

Ржанием своим жеребец этот наводил такой ужас на обитателей небес, что богам пришлось покинуть райское царство и спасаться в укромных уголках вселенной. К счастью подвиг Твой положил конец позору славных небожителей.

Немного осталось времени, до того как Земля избавится от злодея Камсы. Через два дня, Господин мой, мир узреет, как предашь Ты смерти Чануру, Муштику и прочих потешных борцов повелителя Матхуры. Найдет погибель свою и свирепый слон Кувалаяпида, и сам государь Матхуры.

Та же участь ожидает Калаявану, Муру, Нараку и Шанкху. А потом Ты похитишь с небес цветок Париджату и выставишь на посмешище небесного царя, который вздумает вернуть себе райское растение.

Ты возьмешь Себе в жены несчетное множество царевен, заплатив за них выкуп Своею доблестью. В стольном городе Двараке, что построишь Ты на берегу великого океана, Ты освободишь от проклятия царя Нригу и завладеешь драгоценным камнем Шьямантакою, и возьмешь Себе в жены прекрасную царевну Джамбавати.

Ты вернешь к жизни сына брахмана, забрав его из обители Твоего слуги Ямы, а после уничтожишь злодея Паундраку. Ты предашь огню город Каши. Во время царственного жертвоприношения Ты умертвишь повелителя земли Чеди, в след за ним в царство смерти отправится и государь Дантавакра.

Царствие Твое будет долгим и счаствливым. А подвиги Твои прославят в веках великие певцы и стихотворцы.

Ты сослужишь услугу Своему другу Арджуне, взявшись править его колесницею, когда случится братоубийственная война, в которой сгинут бесчисленные полчища воинов, что тяжким бременем размножились на Земле.

В сени Твоих стоп, Господи, я ищу вечное убежище. Милостью Своею Ты открыл мне ныне Твой изначальный облик. Волею Твоею вершатся все дела во всех мирах. Чарам Твоим покорна всякая тварь, Ты же не бываешь очарован ничем и никем.

Я склоняюсь пред Тобою, Владыка, Коему нет равных во все времена. Чудесны дела Твои и неисповедимы Твои пути. Сотворивший в начале начал весь зримый мир, ныне Ты явился сюда отпрыском родов Яду, Вришни и Сатватов дабы вершить правосудие между людьми.

Блаженный Шука сказал: Восславив Потомка Ядавов, мудрец еще раз поклонился Кришне и, сияющий счастьем, вознесся в небесные пределы.

А Кришна собрал Свое стадо и погнал его с друзьями на обильные травой лесные поляны, а пастухи и пастушки, восхищенные новым подвигом Сына Яшоды, долго еще славили Его и величали.

Как то раз, юные пастухи затеяли веселую игру, разбившись на три отряда - пастухов, ягнят и воров. Воры должны были украсть и спрятать ягнят так, чтобы пастухи их не нашли.

И так увлеклись они забавою, о государь, что позабыли о всякой осторожности.

В самый разгар веселья к друзьям подкрался коварный колдун Вьома, принявший обличие юного пастушка. Примкнув к отряду воров, он, сын кудесника Майи, принялся воровать мальчиков-ягнят и почти всех их одного за другим утащил в лесную пещеру, всякий раз закрывая вход огромным валуном.

Когда в отряде ягнят почти никого не осталось, Кришна запреметил чужака. В тот миг судьба самозванца была предрешена. Не уйти от расплаты тому, кто смущает игры Всевышнего Владыки.

Хранитель предавшихся Ему душ бросился на злоумышленника как лев на шакала и схватил его за горло мертвой хваткой.

В тот же миг воин Камсы принял свой изначальный облик, сделавшись огромным, уродливым и страшным. Отчаянно бился Вьома в объятиях Нетленного Владыки, пока силы в конец его не осталвили.

Пасть у бездыханного Вьомы раскрылась, ноги его задергались в предсмертной муке, и он на глазах у всех небожителей отошел в царство Смерти, как животное преданное закланию.

Тут же Кришна помчался к потаенной пещере, где коварный оборотень заточил Его приятелей, разбил валун, преграждавший вход и освободил пленников. В деревне пастухи рассказали обо всем, что с ними приключилось, и люди долго еще славили и возвеличивали доблестного сына Нанды.

ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ВОСЬМАЯ

Посольство Акруры

Блаженный Шука продолжал: Следующим утром быстрая как ветер колесница мчала благородного Акруру в пастушье селение Нанды.

Всю дорогу Акрура размышлял о лотосооком Кришне, предвкушая счастливое мгновение встречи с возлюбленным Господином.

За какие благодеяния, - рассуждал он, - мне выпало счастье лицезреть Кришну? За какие подвиги, обряды и жертвы богам я удостоился чести явиться с посольским заданием к Душе вселенной, чернокудрому Владыке мира?

Мне, обожателю чувственных удовольствий, не можно видеть Непорочного Господа, как человоеку низшего сословия не можно оглашать священные гимны Вед.

Лишь волею случая обясняется такое везение. Бывает же, одинокую щепку прибьет волною к берегу.

Коснувшись лотосных стоп Прекрасного Владыки, вожделенного Пристанища духовных старателей, я искуплю все свои грехи и уподоблюсь высочайшим праведникам.

Камса, сам того не ведая, сослужил мне великую службу, направив к стопам Спасителя, сошедшего в мир на благо смертных. В сиянии лучезарных ногтей Кришны рассеивается мрак, что окутывает душу с незапамятных времен. В сени Его стоп обретают вечное убежище смертные.

Брахма, Шива, богиня счастья Шри, святые и боги молятся на стопы, что ныне присыпанные алою румяною с груди не одной деревенской девушки, ступают по лесным тропам Вриндаваны, утоптаными копытами коров и телят.

Сегодня удача на моей стороне. Вот еще одна добрая примета - слева направо дорогу мне перебежала дикая лань. Я наконец узрею своего Спасителя, увижу Его прекрасные кудри, нежные щеки, точеный нос, лотосные очи с игривым блеском.

Да откроет мне Свой прекрасный облик Господь Вседержитель, сошедший в зримый мир Человеком, дабы облегчить бремя матушки Земли. Верно ради этого мига создатель некогда даровал мне глаза.

Созерцая истинное и ложное, причину и следствие, Он не вмешивается в их взаимодействие. Дела зримого мира не касаются Кришны, хотя сам мир создан Его волею. Все живые твари причастны Ему, Он же не причастен ни к кому. Данная истина постигается всяким, кто узрел свет Его лика. Прозревший в сиянии Бога видит Его прямое и косвенное присутствие во взаимодействии стихий – жизненного воздуха, чувств и разума.

Внемлющий о нраве, делах и облике Кришны, смывает с себя все грехи и обретает вечную удачу. Всякий, услышавший о подвигах Спасителя, делается чист сердцем, возрождается к нетленной жизни и преображается прекрасно. Напротив, всякая речь не о Кришне, губит душу и безобразит, как украшения трупа.

Господь вселенной родился в семействе Сатватов, наполнив радостью сердца богов – охранителей закона. Боги в небесах слагают песни в честь Его земных забав, ибо, укрывшись среди пастухов, Он не смог укрыть Своей славы.

Ныне исполнятся все мои сокровенные желания, ибо увижу я Высшую Истину, от Коей черпают вдохновение все великие мужи. Узрею красоту, что вдохновляет творцов. Увижу образ, коего жаждет лицезреть Богиня удачи. Сегодня наконец жизнь моя обретет смысл, и каждый восход Солнца отныне для меня будет знаменовать новый день счастья.

Когда колесница моя остановится у ворот Нанды, я паду ниц к стопам Кришны и Баладевы – к стопам, на которые молятся отшельники и духовные старатели. Я поклонюсь в ноги всем друзьям-приятелям Кришны и всем Его соплеменникам.

Я буду лежать у Его ног, покуда Он не возложит на меня Свою лотосную руку. Ту самую руку, коей Он дарует бесстрашие всем, кто нашел в Нем последнее прибежище, поправ змею смерти.

Отдав в благодатные ладони Кришны все свое имущество цари Пурандара и Бали обрели влась небесного царя Индры. Этими ладонями мой Спаситель вытирал пот с лиц деревенских девушек во время любовного хоровода, возвращая им силы и бодрость. Нежные ладони Кришны должно быть и сейчас благоухают цветами, что покрывали грудь Его возлюбленных.

И хотя я еду к Господу с заданием от Его злейшего врага, Кришна знает, что я Ему друг и покорный раб, ибо Он читает сердце всякой живой твари. Он видит все мои помыслы и намерения, ибо Господин мой вездесущ и всеведущ.

Он посмотрит с улыбкою на распростертого у Его ног слугу, и в тот же миг сердце мое освободится от скверны гордыни, и блаженсство никогда более не покинет меня.

Господь обнимет меня могучими руками, как Своего друга и родича, и в объятиях Его искупятся все грехи мои, исцелятся недуги, с сердца моего падут оковы рабства, истреблены будут плоды моих прошлых деяний.

Я сложу у груди ладони и покорно склоню пред Ним голову. А Кришна назовет меня Своим соплеменником, дорогим дядею Акрурою. И тогда жизнь моя увенчается успехом. Ибо ради этого мига я появился на свет и прожил свою жалкую жизнь в трудах и заботах.

Для Господа все чада Его равны. Ни к кому Он не питает отдельной любви и невисти, никого не объхаживает особым вниманием, никем не принебрегает, никого не гонит прочь. И все же Милосердный наш Владыка отвечает взаимностью на любовь, как райское древо желаний исполняет чаяния отдельного просящего.

А потом, не поднимая главы я склонюсь к ногам Баладевы, и могучий Витязь, жемчужина семейсва Ядавов, прижмет раба Своего к сердцу и пригласит в Свой дом. Конечно по обычаю Он воздаст мне почести как старшему, усадит на почетное место, распросит о здоровье и семейных делах. Но это ли важно? Важно, чтобы сердцем Своим мои Повелители признали во мне раба верного и соратника.

Святой Шука продолжал: После долгого пути быстрая колесница доставила сына Швапхалки в столицу Нанды, Гокулу.

Над пастушьим селением уже опустился вечер, благодатное солнце спряталось за далекой горой, тихие ветры принесли с Ямуны в столицу Нанды речную прохладу. Акрура сошел с колесницы и коснулся пыли, коей мечтают посыпать головы всесильные боги в небесах – коснулся земли, на которой отпечатались знаки лотоса, ячменного зерна и слоновьего стрекала.

От предвкушения скорой встречи, волосы на голове Акруры поднялись, из глаз потекли слезы. Он катался по земле и посыпал себя пылью со стоп своего Господина.

Позабыв о царском деле, о житейских заботах и тревогах, Акрура застыл в неподвижном блаженстве, и долго оставался в состоянии, к которому стремится всякое воплощенное существо.

Братья Баладева и Кришна уже давно пригнали домой Свое стадо, отдохнули от дневных трудов, умылись и сменили одежду. На одном Брате платье было желтым, на Другом — голубым.

Рохини и Яшода сыновей своих заботливо причесали, украсили свежими цветами и драгоценностями, накормили и напоили, умастили благовонными составами. Темноликий Кришна и белоликий Баладева оба были молоды, сильны и прекрасны.

У Обоих были могучие руки, крепкие ноги, широкие плечи, и черты лица у Них были соразмерны. Походка и движения Их были величественны как у слоновьих вожаков.

Всем довольны были сыновья Рохини и Яшоды, со всеми были они приветливы, добры и правдивы.

Земля, по которой ступали Братья, была украшена знаками стяга, лотоса, молнии и стрекала погонщика. Их тела были умащены благоухающими мазями.

Кришна с Баладевою походили на две горы — изумрудную и серебряную, с золотыми вершинами, сияние которых рассеивало тьму вселенной.

Братья весело играли со своими друзьями, когда колесница Акруры остановилась у ворот Нанды. Акрура почтительно поклонился Царевичам.

Царский посланник тяжело дышал, чувствовал, как капают ему на руки его горячие слезы, судорожно сжимается сердце. Он хотел было назвать себя, сообщить о цели своего приезда, но не мог вымолвить и слова из-за комка в горле.

Ладонью отмеченной знаком огненного колеса Кришна коснулся плеча Акруры и заключил в Свои объятия как близкого родственника и друга.

Баладева приветствовал посла Камсы. Затем Братья провели его в гостевую палату и усадили на почетное место. Для Акруры Они принесли воду, омыли и растерли маслами его запыленные ноги и поставили перед гостем угощение из молока и меда.

Госудаеву посланнику подарили по обычаю корову и шитую золотом ткань, и предложили обильное угощение.

Когда Акрура утолил свой голод и жажду, Баладева, как заведено, предложил гостю пряные травы для свежести рта, благовонные масла, украсил его цветочною гирлядндою.

Затем Нанда обратился к гостю с вопросом:

- О благородный Акрура, все ли родные твои и близкие здоровы? Как живется вам под начальством Камсы? Ходят слухи, что в царстве Камсы все спокойно и подданные послушны перед ним как овцы перед мясником.

Как сносит народ правление того, кто на глазах у всех без тени смущения убивал новорожденных детей собственной сестры. Чинит ли ваш государь какие еще безобразия или угомонился, предав смерти младенцев?

В ответ обласканный почастями Акрура рассказал Нанде, Кришне и Баладеве, и всем ближним Нанды о том, что произошло накануне в стольном городе Матхуре.


ГЛАВА ТРИДЦАТЬ ДЕВЯТАЯ
Кришна покидает Вриндавану

Блаженный Шука сказал: Акрура поведал Нанде и его Сыновьям о жизни в стольном городе Матхуре и не уставал славить судьбу за то, что свела его с вольным племенем пастухов, среди которого воплотился Господь Вседержитель.

За человеком, что сумел угодить Всевышнему, Богиня удачи ходит по пятам и предлагает себя в услужение. Но найдется ли глупец, что променяет служение Кришне на всего лишь удачу!

Итак, накормив и напоив государева посланника, Кришна спросил Акруру о Своих родителях и единоплеменниках, что томятся в городской темнице и о том, не замышляет ли еще чего коварный Камса.

 

"Любезный дядя Акрура, — сказал Кришна, — не приключилось ли с родными Нашими каких несчастий? Спокоен ли был твой путь в нашу деревню? Благополучен ли владыка Матхуры, здоров ли? Скажи, что привело тебя в страну пастухов и пастушек, в мирное владение Нанды?"

Впрочем, нет нужды справляться о благополучии близких, покуда жив и царствует это проклятие Нашей семьи, братец Моей матушки Камса.

Сколько бед я навлек на родителей своим появлением на свет! Не будь Меня жили бы Деваки с Васудевою в Матхуре счастливо и беззаботно, воспитывали детей, дожидались спокойной старости. Из за Меня они лишились имущества, свободы, родимых чад.

Но не будет это продолжаться всегда. С сего дня, как ты появился в нашем селении, удача будет к нам благосклонна. Настал конец печалям семьи. Я обещаю тебе это, дядя Акрура.

Блаженный Шука продолжал: Правдивый Акрура поведал Кришне, что Камса замыслил умертвить всех Ядавов от мала до велика и что сочтены уже дни родителей Кришны, - Деваки и Васудевы.

И что Нарада открыл царю Камсе тайну Его отца и матушки: что Деваки родила седьмого и восьмого сына; что Васудева укрыл их во Врадже у Нанды, что правитель Гокулы как родных детей вырастил сыновей Деваки, и что зовут их Баладева и Кришна. Оттого он велел устроить в Матхуре великий праздник в честь милосердного Шивы и пригласить на него всех окрестных вождей и государей, чтобы рассправиться с теми из них, кто ему не угоден.

Выслушав Акруру, Кришна с Баладевою весело рассмеялись и приняли приглашение Камсы. Тот час Нанда велел пастухам готовиться к отъезду в Матхуру и не забыть приготовить для государя щедрых даров.

Нанда велел своему глашатаю сообщить пастухам, чтобы из всего молока, что у них есть, они изготовили явств и угощений и нагрузили ими повозки.

"Пусть государь Матхуры знает, что мы его верные соратники, пусть возрадуется нашим дарам. Завтра мы отправляемся в стольный город Камсы на праздник великодушного Шивы, где соберутся все окресные вожди и государи. Пусть узнают нашу щедрость, пусть отведают нашего масла, творога и сладостей".

Когда пастушки прослышали, что Кришна с Баладевой уезжает в стольный город Камсы, они пришли в великое уныние.

Кришна еще не уехал, а их уже стали одолевать тревога, тоска и беспокойство. Руки у них бессильно опустились, глаза померкли, волосы повисли в беспорядке, и потоком заструились по щекам горькие слезы.

Их страшила долгая разлука с любимым, и сразу жизнь им стала не в радость, а домашние труды — в великую тягость. Свет солнца померк для них, как меркнет он для преступника накануне казни.

С гневом и досадой они проклинали Акруру, посла Камсы, как клянут гонца, прибывшего с недоброй вестью.

И пастушки, плача, спрашивали друг друга, как можно вынести горе разлуки с Любимым, с которым так весело и незаметно пролетают долгие ночи? Как жить без хороводов, без песен, без Его свирели? Как жить без Его улыбки, без Его проказ, без Его дружбы?

До чего жесток царь небесный, - причитали пастушки, - на потеху себе связывает он смертных узами дружбы и любви а потом разлучает в самый разгар блаженства, не дозволив утолить свои чаяний. Кто мы для проказницы судьбы? Бездушные игрушки, без чувств и помыслов.

Однажды явив нам Свою прелестную улыбку, Свои очи, Свой лик, Кришна навеки приковал к Себе наши сердца, развеял печали, вселил надежду. Теперь Он хочет отобрать у нас наше Счастье, нашу жизнь.

Неверно величают посланника государева. Имя ему не Акрура, но Крура – жестокосердный, ибо явился он сюда, в наш мир счастья и веселья, чтобы отобрать у нас то, что даровал нам создатель. Зачем нам глаза, если мы не увидим более совершенство творца, зачем уши если не услышим голоса и свирели Того, кто победил слащавого демона Мадху?

Непостоянно сердце Сына Яшоды. Не дорожит Он нашей любовью. Даже взгляда не бросит он в сторону тех, кто все отринул ради Него, - дом, детей и мужей. Мы все позабыли, лишь бы быть Ему отрадой. Он же уезжает в столицу, чтобы там в роскоши предаваться неге в объятиях других женщин.

Завтрашний день будет самым счаствливым для женщин Матхуру. Теперь они будут упиваться медом, что таится на губах Повелителя Враджи, волноваться, видя искорки в Его глазах. Для нас же наступит вечная ночь. Не увидеть нам больше света Солнца.

Хотя и уверяет Кришна, что вернется во Враджу как только покончит с делами в Матхуре, но кто же поверит юному красавцу, что познав успех среди столичных обольстительниц, Он вернется к простым деревенским пастушкам? Ни увещевания родителей, ни наши мольбы не воротят Кришну во Вриндавану.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: