Ряд исследователей, занимавшихся вопросами благополучия, пришли к выводу, что объективные факторы не играют определяющей роли: более важны индивидуальные различия, а также эмоции и когнитивные процессы (В1епег е1 а1., 1999; 5сЬ\уаг2 & 31гаск, 1991). Эта точка зрения подтверждается, в частности, двумя выводами. Во-первых, между доходами и удовлетворенностью, очевидно, обнаруживается весьма низкая корреляция. Во-вторых, люди с серьезными повреждениями оценивают свою удовлетворенность и счастье достаточно высоко. Рассмотрим особенности влияния объективных факторов на удовлетворенность жизнью более подробно.
Деньги
Динер и Оиши ф^епег & СНзЫ, т ргезз), обратившись ко всемирному исследованию ценностей, в котором приняло участие 150 000 респондентов, охарактеризовали степень влияния дохода в 19 странах. Средняя корреляция дохода с удовлетворенностью им составила 0,25, а с удовлетворенностью жизнью — 0,13. Обычно наблюдается именно такая закономерность: первая корреляция больше, чем вторая. Влияние дохода на счастье значительно сильнее в нижней части шкалы доходов. Аналогично взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью и доходом гораздо более выражена в бедных странах, что, вероятно, объясняется следующим: деньги здесь тратятся, главным образом, на пищу, жилье и удовлетворение прочих необходимых потребностей.
Корреляция среднего дохода (для каждой из 28 стран) со средней удовлетворенностью жизнью составляет, поданным разных исследований, 0,62 и 0,59. Столь существенное воздействие дохода на удовлетворенность жизнью объясняется тем, что при межнациональных исследованиях не так сильно выражено влияние индивидуальных различий, как это свойственно изучению вопроса в рамках одной страны. Кроме того, деньги, используемые для потребления общественных благ (например, оплата услуг здравоохранения и образования), сильнее влияют на ощущение счастья, чем когда на них приобретаются товары для личных нужд. Можно сделать вывод о том, что деньги действительно оказывают влияние на переживание счастья, и степень такого влияния существенно недооценивается корреляцией в 0,13. Получены и другие интересные результаты, касающиеся воздействия финансовых средств (например, выигрыша в лотерею) и роли ожиданий и сравнений. Эти вопросы затрагиваются нами в главе 9.
|
Здоровье
Мета-анализ, выполненный Окуном и его коллегами (Окип ег. а1., 1984), показал, что корреляция счастья со здоровьем составляет 0,32: она сильнее, когда привлекаются субъективные критерии здоровья. Однако субъективное здоровье (неотъемлемая часть удовлетворенности жизнью) совсем не то же самое, что физическое. Скажем, невротики преувеличивают степень своего субъективного нездоровья, а люди с высоким кровяным давлением или уровнем холестерина могут считать, что состояние их здоровья лучше, чем это есть на самом деле. Существует взаимосвязь между счастьем и наличием конкретных заболеваний, особенно если они ограничивают жизнедеятельность человека (УеепЬоуеп, 1994); а бывают и такие болезни, при которых пациенты чувствуют себя лучше других. Какова в данном случае направленность причинной связи? Хиди и Веринг (Неас1у & \Уеагт§, 1992) провели в Австралии лонгитюдное исследование и обнаружили, что взаимосвязь между удовлетворенностью жизнью в целом и здоровьем ложная, она зависит от соотношения каждого из этих компонентов с нейротизмом: счастливые люди менее невротичны, невротики менее удовлетворены своим здоровьем. Однако в другом лонгитюдном исследовании Фейст и соавторы (Ре151 е1 а1„ 1995) установили, что эта связь двунаправлена.
|
Здоровье особенно важно для благополучия пожилых людей и прогнозирует их счастье или удовлетворенность. Следовательно, здоровье является причиной счастья. Одной из форм воздействия последнего на здоровье служит активация иммунной системы, вызываемая хорошим настроением. Роль счастья в субъективном здоровье также обусловлена когнитивными процессами, например представлением о жизни и самом себе.
Работа и занятость
Более подробно эту тему мы рассмотрим в главе 7. В современном мире безработица — важнейший источник несчастья. Она вызывает депрессию, приводит к самоубийствам, ухудшает здоровье, порождает апатию, низкую самооценку — все аспекты низкой удовлетворенности и отсутствия счастья. Воздействие это существенно. Инглхарт (1п§1еЬагС, 1990) выявил: среди европейских безработных удовлетворен своей жизнью лишь 61%, тогда как у занятых физическим трудом этот показатель составил 78%. О том, что безработица выступает причиной несчастья, свидетельствует ее влияние, оказываемое на уровень удовлетворенности работников, сокращенных в связи с закрытием предприятия. Ее воздействие не устраняется и в том случае, когда учитываются и другие переменные, скажем, доход.
По данным мета-анализа, проведенного Тейтом и его коллегами (ТаН е1 а1., 1989), удовлетворенность работой и удовлетворенность жизнью сильно коррелируют друг с другом (г = 0,44). Попытки вычленить направление причинной связи показали, что она действует в обе стороны, однако сильнее влияние удовлетворенности жизнью на удовлетворенность работой, а не наоборот (О1епег е1 а1., 1999). Наиболее заметные различия в удовлетворенности работой наблюдаются в рамках профессиональных групп. Людям задавался вопрос о том, выбрали бы они снова свою работу; «да» ответили 91% математиков, 82% юристов и лишь 16% неквалифицированных рабочих сталелитейной промышленности. На удовлетворенность работой также воздействуют взаимоотношения с другими сотрудниками и прочие социальные факторы. Роль этих объективных характеристик, сказывающихся также и на удовлетворенности жизни в целом, несомненна, что будет показано в главе 7.
|
Социальные отношения
Социальные отношения являются важнейшим источником счастья, причем самое существенное значение имеет брак. Инглхарт (1п§1еЬаг1, 1990) установил, что в Европе 81 % замужних женщин удовлетворены или даже очень удовлетворены своей жизнью, тогда как среди незамужних таковых оказалось 75%. Более резкие различия обнаружены при рассмотрении роли вдовства или развода: удовлетворенных жизнью среди вдов — 66%, среди разведенных или расставшихся со своими мужьями — 57%. Среди мужчин влияние данных факторов не столь весомое. Штребе (ЗСгоеЬе & 51гоеЬе, 1987) обнаружили, что у 42% вдов по Опроснику депрессии Бека отмечается показатель от умеренного до очень высокого, тогда как среди замужних — таковых лишь 10%. Сходные результаты получены при опросе представителей разных культур, хотя некоторые соответствующие различия имеются: например, по уровню счастья среди разведенных и тех, у кого есть партнер.
Влияние указанных факторов сохраняется и в том случае, когда вводились контрольные переменные — доход и др. Направленность причинной связи здесь довольно ясна. Ученые исследовали людей из группы «повышенного риска», т. е. индивидов 20 с небольшим лет, которые предположительно подвержены «риску» вступить в брак. Можно говорить, что скорее вдовство — причина несчастья, чем наоборот; в ситуации с разводом подобная взаимосвязь не так очевидна. Аналогичное, хотя и не столь значительное положительное влияние оказывают на счастье другие виды человеческих взаимоотношений — скажем, дружба и семейные, не супружеские, отношения. Этих вопросов мы коснемся в главе 6.
Досуг
Как мы видели из табл. 4.3, в некоторых исследованиях было установлено, что удовлетворенность досугом коррелирует с общей удовлетворенностью больше, чем все остальные сферы. Показатель составляет около 0,40, однако падает приблизительно до 0,20 при включении в анализ контрольных переменных (доход и др.). Изучалось также воздействие реальных занятий, избираемых для проведения досуга; в некоторых случаях проводились экспериментальные или лонгитюдные методы, позволяющие выявить причинную связь. Например, были эксперименты, когда людей убеждали регулярно делать физические упражнения. В результате оказалось, что это уменьшает тревогу и депрессию, повышает самооценку и улучшает фигуру (Аг§у1е, 1996).
Установлено положительное влияние и других способов организации досуга — клубов общения, добровольной работы и музыки. Однако просмотр телевизора иногда имеет с удовлетворенностью обратную взаимосвязь — вероятно, потому, что смотрящие телевизор очень долго не находят никаких лучших занятий. В главе 8 мы еще коснемся аспектов свободного времени.
Жилищные условия
Жилищные условия не представляют собой традиционно изучаемой психологами переменной, однако позволяют понять некоторые интересные моменты. По результатам некоторых исследований они относятся к наиболее часто упоминаемым сферам (На11, 1976). Жилищные условия можно расценивать как составляющую уровня жизни. Ряд ученых показал, как отдельные аспекты жилищных условий сказываются на удовлетворенности ими в целом. Так, проведя в Великобритании исследование, Холл получил следующие результаты: люди, у которых нет ванной или душа, были не очень этим довольны, но на удовлетворенности жилищными условиями в целом подобные обстоятельства не слишком отражались (табл. 4.5) и еще меньше они влияли на удовлетворенность жизнью в целом. Аналогичным образом, проведя опросы в США, Кэмпбелл и соавторы(СатрЬе11 е1 а\., 1976) определили, что удовлетворенность жилищными условиями зависит от таких переменных, как количество комнат на одного человека, их размер и отопление.
Таблица 4.5 Удовлетворенность ванной комнатой
Общая удовлетворенность жилищными условиями | Удовлетворенность ванной комнатой | |
Нет стационарной ванной или душа | 5,5 | 2,2 |
Общее пользование | 7,3 | 6,9 |
Личное пользование | 8,0 | 8,7 |
Источник: На11, 1976.
Удовлетворенность жильем способствует общей удовлетворенности, причем, как правило, корреляция составляет около 0,30 (Апс1ге\уз & \\^г.Ьеу, 1976), что по сравнению с другими рассмотренными переменными не столь значительно.
Образование
Эта переменная тоже оказывает довольно умеренное воздействие, однако весьма интересна, поскольку связана с другими причинами удовлетворенности. Во многих исследованиях отмечалось положительное влияние образования (которое учитывалось как число лет обучения или достигнутый уровень). Типичная корреляция его с благополучием в США — 0,13; она выведена по результатам метаанализа, осуществленного Окуном и соавторами (Окип е1 а1., 1984). В США и Великобритании образование способствует как росту дохода, так и получению работы, имеющей более высокий профессиональный статус.
Самая заметная роль образования в Австрии, Южной Корее, Мексике, Югославии, Филиппинах и Нигерии. Неясно, правда, что общего между этими странами; может быть, образование там каким-либо образом дает людям больше.