Процесс управления в организации: определение, функции, структура




Современные организации невозможны без особого вида деятельности – управленческой, направленной на преобразование различных сторон жизни организации. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению относительно сущности управленческого процесса и функций управления. Но все исследователи организаций сходятся в том, что основу процесса управления составляет достижение целей организации наиболее оптимальными способами. Дается следующее определение процесса управления. Процесс управления - это совокупность действий, ориентированных на сохранение и изменение существующего состояния организации или её части для достижения целей и поддержания баланса организации с внешней средой.

Социальное управление – сложная, многоплановая деятельность. Механизм социального управления включает в себя три составляющих: 1) целевое управленческое воздействие; 2) самоорганизация (самоуправление); 3) организационный порядок.

Целевое управленческое воздействие – это воздействие на объект через приказ, задание, стимулирование, координацию. Такое воздействие включает целеполагание (определение целей-заданий) и целеосуществление (разработка технологии реализации целей-заданий). Осуществление целевого управленческого воздействия предполагает выделение категории работников, специально и профессионально занимающихся управлением и исключенных из процесса непосредственного производства, т.е. формирование управленческого органа, управленческой подсистемы.

Но не все в организации подвержено целевому управлению. В организации существуют процессы самоорганизации (самоуправления) – спонтанного, самопроизвольного регулирования деятельности и отношений людей в организации. Дело в том, что социальная организация функционирует не только как инструмент достижения определенных целей, но и как человеческая общность, у каждого члена которой есть свои интересы и потребности, не всегда совпадающие с целями организации. В процессе спонтанного, повседневного взаимодействия членов организации между собой по реализации своих интересов вырабатываются неписаные (неформальные) правила, нормы, способы деятельности, традиции, обычаи, ценности, которые становятся частью организационного порядка. В ходе взаимодействия каждый член организации преследует свою цель, но процесс, который в итоге возникает, оказывается самосовершающимся. То, что на уровне индивида есть целенаправленное поведение, на более широком уровне утрачивает субъективную целенаправленность и выступает как самоорганизация системы.

Организационный порядок – это совокупность норм (формальных и неформальных), ценностей, правил поведения и деятельности, целей, связей, сформированных ранее. Одни элементы этого порядка складываются стихийно, как следствие длительного межличностного, группового взаимодействия между членами организации (т.е., в процессе самоорганизации). Другие элементы организационного порядка являются результатом предшествующего управленческого труда (право, административный распорядок, режим, ролевое распределение, структура, цели, знания и т.д.). Организационный порядок по отношению к работе управляющего выступает как объективные условия деятельности, ограничения. Управленец действует в рамках этой, от него во многом независимой, нормативной системы. С одной стороны, суживаются возможности целенаправленного регулирования, но, с другой стороны, облегчается работа руководителя по управлению процессом деятельности за счет уже существующих правил, норм, процедур и т.д.

Но все же работа управленческого органа по осуществлению целевого управленческого воздействия является важнейшей в процессе жизнедеятельности организации. Управление осуществляется в несколько основных этапов:

1) поступление сигнала в управленческую подсистему, т.е., информации из внутренних подразделений организации и внешней среды;

2) отбор информации, необходимой для принятия управленческого решения;

3) принятие управленческого решения;

4) доведение управленческого решения до основных подразделений организации;

5) восприятие управленческого решения подразделениями организации и принятие внутренних управленческих решений.

Любой процесс управления вне зависимости от особенностей организации включает в себя выполнение ряда общих функций:

Планирование (формирование целей, определение этапов достижения целей, обоснование приобретения ресурсов для достижения целей). Для эффективного функционирования организации необходим план, который обладает единством, неразрывностью (краткосрочные цели соотносятся с долгосрочными), гибкостью и точностью.

Организовывание – создание структуры организации, вовлечение в организацию ресурсов и формирование необходимых условий работы (формирование системы отношений, определение системы санкций, выработка ролевых требований).

Распоряжение – предъявление руководителями требований подчинённым в отношении выполнения ими ролевых ожиданий, распределение ответственности, воздействие на поведение подчинённых.

Контроль – конечный итог управленческой деятельности - проверка выполнения работниками заданий, их ролевых функций путём сравнения результатов деятельности с нормами, с целью.

Кроме традиционных общих функций руководители в организации могут выполнять многие другие функции: приобретение и распределение ресурсов; распространение и использование информации для достижения целей организации; планирование и проведение инноваций; поиск, оценка и использование средств мотивации работников и т.д.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-02-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: