Кировское областное государственное общеобразовательное автономное
Учреждение «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»
![]() |
ПРОГРАММА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО КЛАССА «ШКОЛА РАЗВИТИЯ»
(5 лет)
Вид учебной программы: пропедевтическая ____________________________
(пропедевтическая, общеобразовательная, профильного, углубленного изучения)
Учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Школа развития» для детей 5 лет разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Федеральных государственных требований дошкольного образования и адаптирована к условиям кратковременного пребывания детей в ОУ.
Актуальность программы
В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований и в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на различных образовательных ступенях.
Одна из наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным и начальным образованием.
Готовность к школьному обучению, прежде всего, предполагает: мотивационную готовность (т.е. внутреннее стремление к приобретению знаний и работоспособность), интеллектуально-познавательную готовность (развитость: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи) и деятельностную готовность (развитость практических процессов и действий, ориентировка в задании, действия по его выполнению, самоконтроль). Разумеется, необходим также определённый уровень воспитанности личных качеств, предполагающий умение общаться и взаимодействовать с людьми.
Программа «Школа развития» осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.
Возрастные особенности детей 5 лет
Социально – эмоциональное развитие.
В целом ребёнок 5 лет осознаёт себя как самостоятельный субъект деятельности и
поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («Добрый человек - это такой, который: всем помогает, защищает слабых») и достаточно тонко их различать. Они могут совершать позитивный нравственный выбор в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Их социально- нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6 годам ребёнок владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья, а также состояние здоровья окружающих.
Мотивационная сфера дошкольников расширяется за счёт развития социальных
по происхождению мотивов: познавательных, просоциальных (побуждающие делать добро), а также мотивов самореализации. Поведение ребёнка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. Общая самооценка детей представляет собой положительное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребёнка со взрослым. По-прежнему нуждаясь в доброжелательном внимании, уважении взрослого и сотрудничестве с ним, с одной стороны, ребёнок становится более инициативным и свободным в общении со взрослым, с другой - очень зависимым от его авторитета. Для него чрезвычайно важно делать всё правильно и быть хорошим в глазах взрослого. В возрасте от 5 до 6 лет происходят изменения в представлениях ребёнка о себе; оценки и мнение товарищей становятся для них существенными. Повышается избирательность и устойчивость взаимоотношений с ровесниками. Свои предпочтения дети объясняют успешностью того или иного ребёнка в игре («С ним интересно играть» и т. п.) или его положительными качествами («Она хорошая», «Он не дерётся» и т. п.). Общение детей становится менее ситуативным. Они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где были, что видели и т. д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей.
Психическое развитие.
В старшем дошкольном возрасте познавательная задача становится для ребенка собственно познавательной (нужно овладеть знаниями!), а не игровой. У него появляется
желание показать свои умения, сообразительность. Активно продолжают развиваться
память, внимание, мышление, воображение, восприятие.
Восприятие.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; происходит систематизация представлений детей. Они различают и называют не только основные цвета и их оттенки по светлоте, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд по возрастанию или убыванию до десяти различных предметов.
Внимание.
Возрастает устойчивость внимания, развивается способность к его распределению
и переключаемости. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Объем внимания составляет в начале года 5 – 6 объектов, к концу
года 6 – 7.
Память.
В возрасте 5 – 6 лет начинает формироваться произвольная память. Ребенок способен при помощи образно-зрительной памяти запомнить 5 – 6 объектов. Объем
слуховой вербальной памяти составляет 5 – 6 слов.
Мышление.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и в уме совершить преобразование объекта и т.д. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (развиваются схематизированные и комплексные представления,
представления о цикличности изменений). Кроме того, совершенствуется способность к
обобщению, что является основой словесно-логического мышления.
Воображение.
Пятилетний возраст характеризуется расцветом фантазии. Особенно ярко воображение ребенка проявляется в игре, где он действует очень увлеченно. Развитие
воображения в старшем дошкольном возрасте обусловливает возможность сочинения детьми достаточно оригинальных и последовательно разворачивающихся историй.
Речь.
Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Развивается связная речь. Дошкольники могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
К 5-6 годам они обладают довольно большим запасом представлений об окружающем, которые получают благодаря своей активности, стремлению задавать вопросы и экспериментировать. Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым (отобрать несколько фигур определённой формы и цвета, найти на картинке изображения предметов и заштриховать их определённым образом).
Ребенок 5-6 лет умеет из неравенства делать равенство; раскладывает 10 предметов от самого большого к самому маленькому и наоборот; рисует в тетради в клетку геометрические фигуры; выделяет в предметах детали, похожие на эти фигуры;
ориентируется на листе бумаги.
В 5-6 лет ведущее значение приобретает наглядно-образное мышление, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.).
Воображение.
Возраст 5-6 лет можно охарактеризовать как возраст овладения ребёнком активным
воображением, которое начинает приобретать самостоятельность, отделяясь от практической деятельности и предваряя её. Образы воображения значительно полнее и
точнее воспроизводят действительность. Ребёнок чётко начинает различать действительное и вымышленное. Существенным побудителем учения, овладения новыми знаниями и умениями является желание видеть себя «умным», «знающим», «умеющим».
Речевое развитие.
Для детей этого возраста становится нормой правильное произношение звуков.
Сравнивая свою речь с речью взрослых, дошкольник может обнаружить собственные
речевые недостатки. Ребёнок шестого года жизни свободно использует средства
интонационной выразительности: может читать стихи грустно, весело или торжественно, способен регулировать громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации (громко читать стихи на празднике или тихо делиться своими секретами и т. п.). Словарь детей активно пополняется существительными, обозначающими названия профессий, социальных учреждений (библиотека, почта, универсам, спортивный клуб и т.д.), глаголами, обозначающими трудовые действия людей разных профессий, прилагательными и наречиями, отражающими качество действий, отношение людей к профессиональной деятельности. Использует в речи синонимы, антонимы; слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.).
Трудовая деятельность.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) активно развиваются планирование и
самооценивание трудовой деятельности. Освоенные ранее виды детского труда выполняются качественно, быстро, осознанно. Становится возможным освоение детьми разных видов ручного труда.
Игровая деятельность.
В играх дети 5-7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события - праздник, авария, война и др.
Цель и задачи программы
Цель программы - успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание гуманного (комфортного) перехода с одной
образовательной ступени на другую, создание предпосылок к школьному обучению.
Программа «Школа развития» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психических функций, необходимых для систематического обучения в школе.
Основные задачи:
· сохранение и укрепление здоровья;
· развитие личностных качеств;
· формирование ценностных установок и ориентаций;
· развитие творческой активности;
· формирование и развитие психических функций познавательной сферы;
· развитие эмоционально-волевой сферы;
· развитие коммуникативных умений;
· развитие умений действовать по правилам.
Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий
характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми);
обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития
Основные принципы программы предшкольного обучения.
Реализация поставленных программных целей и задач, отбор содержания непрерывного образования основывается на принципах:
· самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка,
развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных
способностей ребенка;
· гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающегося
человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия
каждого ребенка, ориентация на личность;
· принцип педагогической поддержки: оказание помощи детям в решении их
индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем,
общением, успешностью в дальнейшем обучении;
· принцип преемственности и непрерывности образования, предполагающий
преемственность образовательных ступеней, обучение с учетом полученных
обучающимися компетенций на предыдущих этапах обучения;
· принцип природосообразности, предполагающий использования психологического
ресурса ребенка, учета возрастных особенностей, интересов и жизненного опыта
ребенка, выявление и развитие способностей обучающихся через систему занятий;
· принцип доступности, характеризующий управление темпами и содержанием
развития посредством организации образовательной деятельности;
· принцип культуросообразности, предполагающий опору в воспитании на
национальные, этнорегиональные традиции народов;
· принцип наглядности, определяющий специфические действия с предметами с
применением знаковых моделей;
· принцип деятельности, который реализуется через актуализацию самостоятельных
действий ученика, различных видов образовательной деятельности;
· принцип вариативностного подхода, обеспечивающего вариативность системы
обучения на всех этапах обучения, использование разнообразие образовательного
пространства, форм и приемов учебной практики, интеграция различных видов
учебных занятий.