МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования
«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»
Юридический факультет
Кафедра государственного и муниципального права
«Утверждаю»
Заведующий
кафедрой государственного
и муниципального права
_______________ А.Н. Костюков
«___» ___________ 2016 г.
Учебная программа дисциплины
«Конституционное право»
цикл ФГОС ВПО Б.3Б часть - обязательная
к образовательной программе
по направлению подготовки бакалавров
Направление подготовки | Код направления подготовки | Форма обучения | |
Юриспруденция | 030900.62 | Очная форма |
г. Омск – 2016г.
Учебная программа дисциплины «Конституционное право» разработана:
д.ю.н., профессором
кафедры государственного и
муниципального права ОмГУ А.И. Казанником
Программа рассмотрена на заседании кафедры государственного и муниципального права (протокол № 2 от 13.10.2016 г.).
Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.
Декан юридического факультета ______________________ Р.В. Кирсанов
1. Цели и задачи дисциплины
Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются теоретическая подготовка бакалавра по специальности «Юриспруденция», приобретения глубоких знаний и практических навыков работы в законодательных (представительных) органах государственной и муниципальной власти, освоения форм и методов научно-исследовательской работы.
Задачами дисциплины "Конституционное право" являются:
1) формирование знаний о механизме конституционно-правового регулирования общественных отношений, формах и способах защиты основных прав и свобод человека, личности и гражданина, гарантиях сохранения единства и территориальной целостности Российской Федерации, системе и компетенции органов государственной власти;
2) формирование умений работать с Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами в органах законодательной и исполнительной власти;
3) приобретение базовых навыков реализации норм конституционного права в деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти;
4) получение практического опыта профилактики конституционно-правовых конфликтов.
2. Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина «Конституционное право» преподается во 2-м и 3-м семестрах. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессиональных циклов. Изучению дисциплины «Конституционное право» предшествует освоение таких дисциплин, как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», которые нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и практическую деятельность. Дисциплина «Конституционное право» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности. Дидактической основой для отработки практических навыков выступает теоретический и практический материал изучаемых ранее и изучаемых одновременно в первом и втором семестрах профессиональных дисциплин. Теоретические и практические знания, полученные при изучении «Конституционного права» служат основой для освоения учебных дисциплин «Административное право» и "Муниципальное право".
3. Формируемые компетенции, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Коды компетенций | Название компетенции | Перечень планируемых результатов обучения. (знать, уметь, владеть) |
ОК | ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | |
ОК-1 ОК-2 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знает- роль права как важнейшего социального института, общественной ценности и достояния цивилизации; гуманистическую сущность права; основы правовой культуры; требования профессиональной этики юриста; содержание должностных обязанностей основных юридических профессий; влияние коррупционного поведение на деформацию правосознания; значение правового воспитания в формировании массового и профессионального правосознания; Умеет- демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения; дискутировать по правовым вопросам; доказывать ценность права; решать возникающие в процессе профессиональной деятельности разногласия в правовом поле; действовать в соответствии с должностными инструкциями; отличать неправомерное поведение; учитывать особенности аудитории, на которую рассчитано правовое воздействие. Владеет – способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; способностью составить план правового воспитания; способностью включать в учебные курсы материалы о правовом воспитании; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения. Пороговый уровень знает цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора, социальную ответственность представителей юридической профессии; формы правового воспитания; умеет соблюдать этические и профессиональные стандарты поведения; составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций; выбирать формы правового воспитания; владеетспособностью критиковать позицию правового нигилизма; противопоставлять правомерное и противоправное поведение; формулировать задачи и содержание правового воспитания. |
ПК | ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА | |
ПК-2 | Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знает – Систему права и систему законодательства; источники российского права; принципы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; состояние практики реализации норм права, в том числе в сфере профессиональной деятельности; содержание должностных обязанностей; Умеет- использовать полученные навыки и знания для работы с нормативными документами; использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения относительно правовых явлений; оценивать аспекты профессиональной деятельности с точки зрения положений нормативных правовых документов; анализировать содержание нормативных правовых актов, их систему и структуру, содержания и иерархии; действовать в соответствии с должностными инструкциями; Владеет- способностьюкритической оценки норм, закрепленных в нормативных документах; способностью толковать положения нормативных правовых актов; способностью работы с правореализационными документами; способностью давать оценку эффективности реализации норм права Пороговый уровень знаетосновы отраслей российского права, способы толкования нормы права, состояние практики реализации нормативных правовых актов; умеет работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности; владеет навыками применения и реализация норм материального и процессуального права |
ПК-5 | Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению | Знает- Условия совершения правонарушений и преступлений в органах государственной власти и местного самоуправления; особенности правонарушений и преступлений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления; виды административной и уголовной ответственности; признаки и формы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих; способы выявления противоправного поведения государственных и муниципальных служащих; Умеет- анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; определить в выявленном общественно опасном деянии признаки преступления; разработать план ликвидации условий для противоправного поведения государственных и муниципальных служащих; выделять в противоправное поведении признаки коррупции; Владеет- способностью выявлять правонарушения; способностью дифференцировать противоправные деяния; способностью квалифицировать противоправные деяния; способностью применить меры, направленные на предупреждение правонарушений и устранение причин и условий, способствующих их совершению; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; Пороговый уровень знаетособенности правонарушений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления; причины и условия, способствующие правонарушениям; признаки коррупционного поведения; умеетдифференцироватьправонарушения,выбирать средства, необходимые для предупреждения правонарушений, отличить признаки коррупционного поведения; владеетспособностью выявлять правонарушения, давать их квалификацию, определять коррупционное поведение, реализовывать меры по предупреждению правонарушений |
ПК-7 | Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты | Знает- понятие толкования нормативных правовых актов; способы толкования и их значение для правоприменительной деятельности; нормы материального и процессуального права и их специфику положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; правила построения юридического заключения; требования, предъявляемые к юридическим консультациям; Умеет- собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов; доказывать свою позицию по исследуемым вопросам; использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения в ходе участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; применить при даче юридического заключения и юридической консультации нормы материального и процессуального права; Владеет- способностью формулировать выводы по итогам толкования нормативных правовых актов; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; способностью составлять план планируемой юридической экспертизы; способностью работы с нормативными правовыми актами; способностью подготовить юридическое заключение и дать юридическую консультацию; способностью сравнивать отдельные нормы, нормативно-правовые акты и их проекты с Конституцией РФ; Пороговый уровень знаетправила толкования нормативных правовых актов, выявления коррупционных норм, порядок проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, приемы дачи юридического заключения или консультации; умеетвыбирать способы толкования нормативных правовых актов, составлятьсуждения порезультатам юридической экспертизы нормативных правовых актов, проиллюстрировать результаты юридического заключения и раскрыть нормы права при юридическом консультировании; владеетспособностью оценить результаты толкования нормативных правовых актов, доказать свою позицию при участии в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, сделать вывод в рамках юридического заключения и консультирования, исключить коррупционные нормы, не допускать противоречие нормативно-правовых актов Конституции РФ |
4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)
Общая трудоемкость дисциплины "Конституционное право"- 8 зачетных
единиц; 288 часов.
Форма промежуточной аттестации – зачет и экзамен.
Профиль «Конституционное право»
(Очная форма)
Раздел дисциплины, содержание | Объем часов (по видам работы) | |||||||
Аудиторные занятия | Самостоятельная работа студентов | |||||||
Всего | в том числе | Всего | в том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | Интерактивная практика | Курсовая работа (проект) | Индивидуаль-ные задания | Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету | |||
Тема 1. | - | - | - | |||||
Тема 2. | - | - | ||||||
Тема 3. | - | - | ||||||
Тема 4. | - | |||||||
Тема 5. | - | - | - | |||||
Тема 6. | - | - | - | - | ||||
Тема 7. | ||||||||
Тема 8. | ||||||||
Тема 9. | ||||||||
Тема 10. | ||||||||
Тема 11. | ||||||||
Тема 12. | ||||||||
Тема 13 | ||||||||
Тема 14. | ||||||||
Тема 15. | ||||||||
Тема 16. | ||||||||
Тема 17. | ||||||||
Тема 18. | ||||||||
Тема 19. | ||||||||
Тема 20. | ||||||||
Итого |
5. Содержание дисциплины "Конституционное право"
Тема 1. Конституционное право как учебная дисциплина
Понятие конституционного права как учебной дисциплины. Предмет и структура учебной дисциплины. Конституционное право как отрасль национальной системы права. Отрасль конституционного законодательства. Конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая практика. Наука конституционного права.
Функции конституционного права как учебной дисциплины. Профессионально-компетенционная функция. Прогностическая функция. Прикладная функция. Коммуникационная функция. Познавательная функция.
Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами. Соотношение учебной дисциплины конституционного права с философией, общей теорией государства и права, историко-теоретическими дисциплинами, политологией и социологией, отраслевыми и межотраслевыми юридическими дисциплинами.