Тема 1. Конституционное право как учебная дисциплина




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

«Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»

Юридический факультет

Кафедра государственного и муниципального права

 

«Утверждаю»

Заведующий

кафедрой государственного

и муниципального права

 

_______________ А.Н. Костюков

«___» ___________ 2016 г.

 

Учебная программа дисциплины

«Конституционное право»

цикл ФГОС ВПО Б.3Б часть - обязательная

 

к образовательной программе

по направлению подготовки бакалавров

 

Направление подготовки   Код направления подготовки Форма обучения  
Юриспруденция 030900.62 Очная форма

 

 

г. Омск – 2016г.

 

Учебная программа дисциплины «Конституционное право» разработана:

 

д.ю.н., профессором

кафедры государственного и

муниципального права ОмГУ А.И. Казанником

Программа рассмотрена на заседании кафедры государственного и муниципального права (протокол № 2 от 13.10.2016 г.).

Программа разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования РФ.

 

 

Декан юридического факультета ______________________ Р.В. Кирсанов

 


1. Цели и задачи дисциплины

 

Целями освоения дисциплины «Конституционное право» являются теоретическая подготовка бакалавра по специальности «Юриспруденция», приобретения глубоких знаний и практических навыков работы в законодательных (представительных) органах государственной и муниципальной власти, освоения форм и методов научно-исследовательской работы.

Задачами дисциплины "Конституционное право" являются:

1) формирование знаний о механизме конституционно-правового регулирования общественных отношений, формах и способах защиты основных прав и свобод человека, личности и гражданина, гарантиях сохранения единства и территориальной целостности Российской Федерации, системе и компетенции органов государственной власти;

2) формирование умений работать с Конституцией РФ, федеральными законами и подзаконными нормативными правовыми актами в органах законодательной и исполнительной власти;

3) приобретение базовых навыков реализации норм конституционного права в деятельности законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти;

4) получение практического опыта профилактики конституционно-правовых конфликтов.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП

Дисциплина «Конституционное право» преподается во 2-м и 3-м семестрах. Ее освоение базируется на результатах образования, достигнутых по итогам изучения дисциплин общенаучного и профессиональных циклов. Изучению дисциплины «Конституционное право» предшествует освоение таких дисциплин, как «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран», которые нацелены на формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников, ориентированных на личностное развитие, научно-исследовательскую и практическую деятельность. Дисциплина «Конституционное право» нацелена, в первую очередь, на подготовку выпускника к практической деятельности. Дидактической основой для отработки практических навыков выступает теоретический и практический материал изучаемых ранее и изучаемых одновременно в первом и втором семестрах профессиональных дисциплин. Теоретические и практические знания, полученные при изучении «Конституционного права» служат основой для освоения учебных дисциплин «Административное право» и "Муниципальное право".

 

3. Формируемые компетенции, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы

Коды компетенций Название компетенции Перечень планируемых результатов обучения. (знать, уметь, владеть)
     
ОК ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ОК-1   ОК-2 Осознание социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания   Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста     Знает- роль права как важнейшего социального института, общественной ценности и достояния цивилизации; гуманистическую сущность права; основы правовой культуры; требования профессиональной этики юриста; содержание должностных обязанностей основных юридических профессий; влияние коррупционного поведение на деформацию правосознания; значение правового воспитания в формировании массового и профессионального правосознания; Умеет- демонстрировать этические профессиональные стандарты поведения; дискутировать по правовым вопросам; доказывать ценность права; решать возникающие в процессе профессиональной деятельности разногласия в правовом поле; действовать в соответствии с должностными инструкциями; отличать неправомерное поведение; учитывать особенности аудитории, на которую рассчитано правовое воздействие. Владеет – способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; способностью составить план правового воспитания; способностью включать в учебные курсы материалы о правовом воспитании; способностью давать оценку правомерного и неправомерного поведения. Пороговый уровень знает цивилизационную ценность и значимость права как важнейшего социального регулятора, социальную ответственность представителей юридической профессии; формы правового воспитания; умеет соблюдать этические и профессиональные стандарты поведения; составлять суждения по правовым вопросам с этических позиций; выбирать формы правового воспитания; владеетспособностью критиковать позицию правового нигилизма; противопоставлять правомерное и противоправное поведение; формулировать задачи и содержание правового воспитания.
ПК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ВЫПУСКНИКА
ПК-2   Способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности Знает – Систему права и систему законодательства; источники российского права; принципы правового регулирования в сфере профессиональной деятельности; состояние практики реализации норм права, в том числе в сфере профессиональной деятельности; содержание должностных обязанностей; Умеет- использовать полученные навыки и знания для работы с нормативными документами; использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения относительно правовых явлений; оценивать аспекты профессиональной деятельности с точки зрения положений нормативных правовых документов; анализировать содержание нормативных правовых актов, их систему и структуру, содержания и иерархии; действовать в соответствии с должностными инструкциями; Владеет- способностьюкритической оценки норм, закрепленных в нормативных документах; способностью толковать положения нормативных правовых актов; способностью работы с правореализационными документами; способностью давать оценку эффективности реализации норм права Пороговый уровень знаетосновы отраслей российского права, способы толкования нормы права, состояние практики реализации нормативных правовых актов; умеет работать с нормативными правовыми документами и использовать их в профессиональной деятельности; владеет навыками применения и реализация норм материального и процессуального права
ПК-5   Способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению Знает- Условия совершения правонарушений и преступлений в органах государственной власти и местного самоуправления; особенности правонарушений и преступлений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления; виды административной и уголовной ответственности; признаки и формы коррупционного поведения государственных и муниципальных служащих; способы выявления противоправного поведения государственных и муниципальных служащих; Умеет- анализировать причины и условия, способствующие совершению правонарушений; определить в выявленном общественно опасном деянии признаки преступления; разработать план ликвидации условий для противоправного поведения государственных и муниципальных служащих; выделять в противоправное поведении признаки коррупции; Владеет- способностью выявлять правонарушения; способностью дифференцировать противоправные деяния; способностью квалифицировать противоправные деяния; способностью применить меры, направленные на предупреждение правонарушений и устранение причин и условий, способствующих их совершению; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; Пороговый уровень знаетособенности правонарушений, совершаемых в органах государственной власти и местного самоуправления; причины и условия, способствующие правонарушениям; признаки коррупционного поведения; умеетдифференцироватьправонарушения,выбирать средства, необходимые для предупреждения правонарушений, отличить признаки коррупционного поведения; владеетспособностью выявлять правонарушения, давать их квалификацию, определять коррупционное поведение, реализовывать меры по предупреждению правонарушений
ПК-7 Способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты Знает- понятие толкования нормативных правовых актов; способы толкования и их значение для правоприменительной деятельности; нормы материального и процессуального права и их специфику положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; правила построения юридического заключения; требования, предъявляемые к юридическим консультациям; Умеет- собирать сведения, необходимые для более полного толкования нормативных правовых актов; дискутировать при участии в проведении экспертизы проектов нормативных правовых актов; доказывать свою позицию по исследуемым вопросам; использовать юридическую терминологию при формулировании собственной точки зрения в ходе участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов; отличать положения, способствующие созданию условий для проявления коррупции; применить при даче юридического заключения и юридической консультации нормы материального и процессуального права; Владеет- способностью формулировать выводы по итогам толкования нормативных правовых актов; способностью выявлять и критически оценивать факты коррупционного поведения; способностью составлять план планируемой юридической экспертизы; способностью работы с нормативными правовыми актами; способностью подготовить юридическое заключение и дать юридическую консультацию; способностью сравнивать отдельные нормы, нормативно-правовые акты и их проекты с Конституцией РФ; Пороговый уровень знаетправила толкования нормативных правовых актов, выявления коррупционных норм, порядок проведения юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, приемы дачи юридического заключения или консультации; умеетвыбирать способы толкования нормативных правовых актов, составлятьсуждения порезультатам юридической экспертизы нормативных правовых актов, проиллюстрировать результаты юридического заключения и раскрыть нормы права при юридическом консультировании; владеетспособностью оценить результаты толкования нормативных правовых актов, доказать свою позицию при участии в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, сделать вывод в рамках юридического заключения и консультирования, исключить коррупционные нормы, не допускать противоречие нормативно-правовых актов Конституции РФ

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

 

Общая трудоемкость дисциплины "Конституционное право"- 8 зачетных

единиц; 288 часов.

Форма промежуточной аттестации – зачет и экзамен.

 

Профиль «Конституционное право»

(Очная форма)

 

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
    Лекции Практические занятия Интерактивная практика   Курсовая работа (проект) Индивидуаль-ные задания Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету
Тема 1.       - -       -
Тема 2.         -       -
Тема 3.       - -        
Тема 4.         -        
Тема 5.       -     - -
Тема 6.       - -   - -
Тема 7.                
Тема 8.                
Тема 9.                
Тема 10.                
Тема 11.                
Тема 12.                
Тема 13                
Тема 14.                
Тема 15.                
Тема 16.                
Тема 17.                
Тема 18.                
Тема 19.                
Тема 20.                
Итого                

 

 

5. Содержание дисциплины "Конституционное право"

 

Тема 1. Конституционное право как учебная дисциплина

 

Понятие конституционного права как учебной дисциплины. Предмет и структура учебной дисциплины. Конституционное право как отрасль национальной системы права. Отрасль конституционного законодательства. Конституционно-правовые отношения. Конституционно-правовая практика. Наука конституционного права.

Функции конституционного права как учебной дисциплины. Профессионально-компетенционная функция. Прогностическая функция. Прикладная функция. Коммуникационная функция. Познавательная функция.

Соотношение учебной дисциплины конституционного права с методологическими, социально-гуманитарными и юридическими дисциплинами. Соотношение учебной дисциплины конституционного права с философией, общей теорией государства и права, историко-теоретическими дисциплинами, политологией и социологией, отраслевыми и межотраслевыми юридическими дисциплинами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: