Основными мероприятиями химической защиты, осуществляемыми в случае возникновения химической аварии, являются [11]:
обнаружение факта химической аварии и оповещение о ней;
выявление химической обстановки в зоне химической аварии;
соблюдение режимов поведения на территории, зараженной АХОВ, норм и правил химической безопасности;
обеспечение населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий химической аварии средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, применение этих средств;
эвакуация населения, при необходимости, из зоны аварии и зон возможного химического заражения;
укрытие населения и персонала в убежищах, обеспечивающих защиту от АХОВ;
оперативное применение антидотов и средств обработки кожных покровов;
санитарная обработка населения, персонала аварийного объекта, участников ликвидации последствий аварии;
дегазация аварийного объекта, объектов производственного, социального, жилого назначения, территории, технических средств, средств защиты, одежды и другого имущества.
Последовательность выполнения и объемы мероприятий химической защиты, осуществляемых при конкретной химической аварии, зависят от ее особенностей (произошла ли авария с образованием только первичного облака АХОВ; с образованием пролива, первичного и вторичного облака; с образованием пролива и только вторичного облака; с заражением грунта, водоисточников, сооружений, технических средств и др.), а также от окружающих условий, наличия материальной базы защиты и других обстоятельств. При этом каждое мероприятие может проводиться самостоятельно, либо в сочетании с другими мерами защиты.
|
Важнейшим фактором, предопределяющим ход защитных мероприятий, является, как правило, быстротечность химических аварий. Защитные мероприятия наиболее эффективны в случаях раннего обнаружения химической аварии, особенно на стадии предпосылок к ней или ее инициирования.
Организационно-техническими условиями раннего обнаружения химической аварии является наличие на химически опасном объекте эффективных систем контроля технологических процессов, систем (автоматизированных систем) контроля химической обстановки и локальных систем оповещения, а также результативная работа и профессионализм дежурных диспетчерских служб предприятий.
Одна из важнейших задач защиты населения – организация его оповещения и информирования при возникновении ЧС. Оперативность действия систем оповещения должна составлять считанные минуты. Реальное же время оповещения на большинстве потенциально опасных объектов составляет 25-30 минут и более, что нельзя признать удовлетворительным. Повышение оперативности оповещения может быть достигнуто применением автоматических систем обработки данных и оценки обстановки с использованием системы автоматических датчиков, способных немедленно фиксировать факт аварии и автоматически включать средства оповещения на угрожаемой территории.
В настоящее время в нашей стране автоматизированными системами обнаружения аварий оснащено большинство крупных химически опасных объектов, на которых они предусмотрены нормативными требованиями, но до 80% из них устарели и находятся в эксплуатации более 20 лет.
|
При авариях, когда прогнозируется распространение поражающих факторов АХОВ за пределы объекта, оповещаются также население, руководители и персонал предприятий и организаций, попадающих в границы действия локальных систем оповещения.
При крупномасштабных химических авариях, когда локальные системы не обеспечивают требуемого масштаба оповещения, наряду с ними задействуются территориальные и местные системы централизованного оповещения. К тому же в настоящее время локальные системы оповещения оснащены лишь около 10% химически опасных объектов России.
Повысить эффективность обнаружения химических аварий возможно путем создания автоматизированной системы постоянного дистанционного обнаружения опасных веществ аварий (комплекс «АСД-Лидар») в дополнение к системам контроля на объекте, путем повышения уровня технической оснащенности, а также степени сопряженности имеющихся у дежурно-диспетчерской службы технических средств со средствами обнаружения аварий.
Успех ликвидации ЧС в большой степени зависит от быстрой и достоверной оценки сложившейся обстановки в зоне химической аварии. Для выявления химической обстановки применяются универсальные приборы газового контроля УПГК, газоопределители серии ГХ, и газосигнализаторы типа УГ- 2 комплектуемые набором индикаторных средств. Недостатками этих индикаторных средств является то, что они позволяют вести только периодический контроль зараженности окружающей среды и не обеспечивают быстрого получения данных обстановки при внезапно возникающих авариях.
|
Разработка современных приборов дистанционного контроля, пилотируемых и беспилотных разведывательных комплексов для проведения оперативной разведки зоны химической аварии рассматривается пока только как перспективная задача.
В случае аварий на химически опасных объектах задачей первоочередной важности является незамедлительное и эффективное проведение экстренных мер по защите рабочих и служащих предприятий и населения, проживающего в зоне возможного распространения зараженного воздуха.
В случае возникновения химических аварий наиболее опасны АХОВ, которые при аварийных ситуациях сравнительно легко переходят из одного агрегатного состояния в другое, чаще всего из жидкого в газообразное (парообразное), из твердого в аэрозольное и наносят массовые поражения людям, животным и растениям.
Ликвидация последствий химической аварии включает длинный ряд операций:
проведение химического контроля и разведки с целью определения площади заражения опасными концентрациями АХОВ, определения мест нахождения пострадавших, наличия и степени опасности вторичных источников и факторов поражения (пожаров, аварий на коммунально-энергетических сетях и др.), контроль за распространением АХОВ;
локализацию и обеззараживание источника химического заражения; локализацию распространения первичного и вторичного облака АХОВ; поиск пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуацию из зоны заражения;
ликвидацию вторичных факторов поражения, последствий аварий на коммунально-энергетических и технологических сетях;
специальную обработку техники, санитарную обработку людей, обеззараживание местности и водоемов; химический контроль полноты дегазации; сбор и утилизацию отходов.
При химических авариях население получает поражение в основном от первичного и вторичного облака зараженного воздуха, локализация и обеззараживание которых осложняется отсутствием возможности определить положение облака и апробированных высокоэффективных технологий нейтрализации АХОВ в парогазовой фазе.
Для выявления размеров и конфигурации облака зараженного воздуха и направления его распространения, на наш взгляд, наиболее перспективным средством может стать подвижный комплекс дистанционной химической разведки, использующий лазерную систему обнаружения химических агентов.
Существующие стационарные системы локализации химических аварий с применением дренажных систем водного орошения имеют нередко низкую эффективность и нуждаются в совершенствовании. Низкая эффективность этих систем обусловлена относительно слабой растворимостью большинства АХОВ в воде и вследствие этого необходимостью подачи при аварийной ситуации к месту аварии большого количества воды, а также проблематичностью обеспечения контакта воды с АХОВ в облаке, особенно в зимнее время.
Для определения параметров облака зараженного воздуха, направления его перемещения наиболее перспективной может стать разрабатываемая подвижная система оперативного контроля - «АСД - Лидар».
Не до конца решен вопрос, связанный с созданием, хранением и применением запасов дегазирующих веществ на объектах.
Большой практический интерес представляют высокоэффективные способы локализации источника заражения АХОВ путем экранирования зеркала испарения с использованием пенообразующих составов и применением в качестве экранов различных пленок и чешуйчатых материалов. Практика показывает, что применение экранов способно снизить скорость испарения АХОВ в несколько раз. Кроме того, для снижения скорости испарения АХОВ может применяться охлаждение зеркала пролива различными инертными охладителями.
При возникновении химической аварии в целях последующего осуществления конкретных защитных мероприятий организуется химическая разведка и проводится оценка обстановки, сложившейся (складывающейся) в результате аварии.
Определяется наличие АХОВ, характер и объем выброса, направление и скорость движения облака, время прихода облака к тем или иным объектам производственного, социального, жилого назначения, территория, охватываемая последствиями аварии, в том числе степень ее заражения АХОВ и другие данные.
В ходе разведки используются газоанализаторы и газосигнализаторы
(ОГ-2, ГСЛ-12 и др.), приборы газового контроля (УПГК), приборы химической разведки (ВПХР, ППХР и др.) с индикаторными трубками на АХОВ. В настоящее время, благодаря усилиям МЧС России, разрабатываются и внедряются новые перспективные средства выявления и оценки химической обстановки: фотоколориметрический газоанализатор ИФГ на семь АХОВ, индивидуальный прямопоказывающий газоанализатор «Колнон-2В» на десять веществ, универсальный прибор газового контроля УПГК «Лимб» на весь спектр АХОВ и другие.
При химических авариях для защиты от АХОВ достаточно эффективно используются индивидуальные средства защиты.
При этом производственный персонал химически опасных объектов для защиты от АХОВ использует изолирующие дыхательные аппараты (изолирующие противогазы) или промышленные фильтрующие противогазы, рассчитанные на защиту от определенных АХОВ, характерных для соответствующих объектов, а также индивидуальные средства защиты кожи. Например, средства защиты кожи типа КИХ-4, КИХ-5 защищают персонал от жидких АХОВ. Средства индивидуальной защиты для персонала объектов, как правило, хранятся на рабочих местах и, при необходимости, могут быть применены немедленно.
Основными средствами индивидуальной защиты населения от АХОВ ингаляционного действия являются гражданские противогазы ГП-5, ГП-7, ГП-7В, ГП-7ВМ, ГП-7ВС. Для детей используются противогазы фильтрующие ПДФ-Д, ПДФ-Ш, ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш, а для младенцев - камеры защитные детские КЗД-4, КЗД-6. Всем этим средствам присущ крупный недостаток - они не защищают от некоторых АХОВ (паров аммиака, оксидов азота, окисла этилена, бромистого и хлористого метила). Для защиты от этих веществ служат дополнительные патроны к противогазам ДПГ-1 и ДПГ-3, которые также защищают от окиси углерода.
Однако камеры защитные детские не приспособлены для работы с дополнительными патронами, а защита малолетних детей примерно до 7 лет противогазами с дополнительными патронами затруднена из-за увеличения сопротивления дыханию. В настоящее время проходит конструкторскую отработку фильтрующий противогаз нового поколения, который должен обеспечить защиту от всех возможных АХОВ.
Следует отметить, что существует серьезная проблема своевременности обеспечения населения средствами индивидуальной защиты органов дыхания в условиях химических аварий. Для защиты от АХОВ средства должны быть выданы населению в кратчайшие сроки. Однако из-за удаленности мест хранения, время их выдачи нередко составляет от 2-3 до 24 часов. За этот период население, попавшее в зону химического заражения, может получить поражения различной степени тяжести.
В связи с этим согласно распоряжению Правительства Российской Федерации в шести областях (Волгоградской, Калининградской, Нижегородской, Омской, Самарской и Челябинской) в качестве эксперимента осуществлена заблаговременная выдача противогазов в личное пользование. В случае положительного результата эксперимента подобная практика будет применена для обеспечения химической защиты населения других регионов страны, в том числе проживающего вблизи объектов, на которых осуществляется хранение и уничтожение химического оружия.
Наиболее надежным средством защиты рабочих, служащих и населения от АХОВ являются убежища, отвечающие определенным требованиям. Однако использование убежищ для защиты от АХОВ затруднено по ряду причин. Действующие нормативные сроки приведения убежищ в готовность не обеспечивают немедленное укрытие людей при химических авариях; состояние оборудования для очистки и регенерации воздуха оставляют желать лучшего.
При химических авариях важную роль в обеспечении защиты населения может сыграть своевременная эвакуация населения из возможных районов химического заражения. Эвакуация в этих случаях может выполняться в упреждающем и экстренном порядке. Упреждающая (заблаговременная) эвакуация осуществляется в случаях угрозы или в процессе длительных по времени крупномасштабных аварий, когда прогнозируется угроза распространения зоны химического заражения. Экстренная (безотлагательная) эвакуация проводится в условиях быстротечных аварий с целью срочного освобождения от людей местности по направлению распространения облака АХОВ.
Решающим условием успешного осуществления вывода и эвакуации промышленного персонала и населения из зон химического заражения является проведение этого мероприятия в короткие сроки, что возможно лишь при заблаговременном планировании, четком осуществлении оповещения и сбора эвакуируемых, организации транспортного и медицинского обеспечения, службы охраны общественного порядка и управления выводом и эвакуацией.
Переход к новым формам хозяйствования усложнил организацию размещения эвакуированных и их всестороннее обеспечение.
Процесс принятия решения об эвакуации в условиях химической аварии очень ответственен и оперативен. Он должен базироваться на точном знании быстро меняющейся обстановки, учета удаленности мест, из которых производится эвакуация, до места аварии, реальной оценки возможностей провести эвакуацию до подхода облака зараженного воздуха. Ошибочное или опоздавшее решение на эвакуацию может не улучшить, а усугубить обстановку, подвергнуть людей, покинувших помещение, служившее им укрытием, химическому воздействию.
Поэтому в условиях химической аварии в некоторых случаях более целесообразно использовать для защиты людей от первичного, а в течение непродолжительного времени и от вторичного облака зараженного воздуха жилые и производственные здания. При этом следует иметь в виду, что чем меньше воздухообмен в используемом для защиты помещении, тем выше его защитные свойства. Так, жилые и офисные помещения более защищены, чем помещения производственного назначения. В результате дополнительной герметизации оконных, дверных проемов, других элементов зданий защитные свойства помещений могут быть увеличены. На эффективности использования данного способа защиты существенно сказывается этажность постройки.
Эффективным способом химической защиты является укрытие персонала химически опасных объектов и населения в защитных сооружениях гражданской обороны, прежде всего в убежищах, обеспечивающих защиту органов дыхания от АХОВ. Особенно применим этот способ защиты к персоналу, поскольку значительная часть химически опасных объектов - до 70-80% - имеют убежища различных классов, причем убежищами с тремя режимами вентиляции располагают до 30% из них.
По техническим характеристикам средств очистки и регенерации воздуха, которыми оснащены убежища, а также допустимым параметрам воздушной среды в их помещениях, в условиях химических аварий может быть обеспечена надежная защита укрываемых:
в режиме полной изоляции (регенерации внутреннего воздуха) для всех видов АХОВ в любых концентрациях - на время до 6 часов;
в режиме фильтровентиляции при концентрациях АХОВ ниже 0,1мг/м3 - на время 4-5 часов.
По истечении этих сроков укрываемые должны быть выведены из убежищ, при необходимости - в индивидуальных средствах защиты.
Узким местом, осложняющим применение убежищ при химических авариях, является состояние их оборудования для очистки воздуха.
Вследствие кризисных явлений в экономике производство этого вида оборудования прекращено или объемы его производства снижены, а между тем срок годности регенеративных патронов для регенерации воздуха и фильтров- поглотителей для фильтровентиляционных установок убежищ в большинстве случаев истек или близок к этому.
Ликвидация последствий химических аварий предусматривает проведение комплекса мероприятий, осуществляемых в короткие сроки и направленных на предотвращение или снижение потерь от химического заражения приземного слоя воздуха и почвы, а также способствующих обеспечению устойчивой работы объектов в зонах возможного химического заражения.
Комплекс мероприятий по ликвидации последствий химических аварий включает в себя следующие мероприятия:
- выявление и оценку последствий химических аварий;
- осуществление аварийно- спасательных и других неотложных работ в очаге химического поражения;
- проведение специальной обработки используемых для обезвреживания зараженной АХОВ техники, оборудования и других материальных средств;
- санитарную обработку людей, подвергшихся заражению.
Последствия химических аварий выявляются путем прогнозирования обстановки и проведением химической разведки, осуществляемых органами управления ГОЧС объектов, органов местного самоуправления и субъектов Российской Федерации. Состав сил и средств разведки зависит от характера и масштабов заражения. Данные разведки собираются в штабе руководства ликвидацией последствий аварии (комиссии по чрезвычайным ситуациям), на основе которых оценивается сложившаяся обстановка и разрабатывается план ликвидации последствий аварии.