Обеспечение радиационной безопасности населения и территорий




 

Основным параметром, по которому оценивается в конечном счете радиационный ущерб, то есть степень снижения жизнедеятельности и здоровья людей, является эквивалентная эффективная доза облучения (индивидуальная, коллективная или ожидаемая коллективная) [11].

При радиационных авариях система обеспечения радиационной безопасности дополнительно основывается на таких принципах, как: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения до­зы ионизирующего излучения за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Радиационная безопасностьпроизводственного персонала и населения при эксплуатации радиационно-опасных объектов (использовании источников ионизирующих излучений) и радиационных авариях на них обеспечивается проведением комплекса медико-санитарных, организационных и организационно-технических мероприятий.

Кроме того, с целью недопущения превышения предела дозы техногенного облучения населения (1 мЗв/год) и снижения облучения от техногенных источников устанавливаются квоты облучения.

Квоты устанавливаются для величин средней индивидуальной эффектив­ной дозы облучения критических групп населения, проживающих в зоне на­блюдения радиационно-опасного объекта, для всех радиационных факторов (воздушных выбросов, водных сбросов и др.).

При этом сумма квот от различ­ных источников излучения не должна превышать предела дозы облучения насе­ления. Разность между пределом дозы для населения и суммой квот рассматри­вается как резерв, величина которого характеризует степень радиационной безопасностинаселения.

При планировании защитных мероприятии на случай радиационной аварии органами Госсанэпиднадзора устанавливаются уровни вмешательства (дозы и мощности доз об­лучения, уровни радиоактивного загрязнения) применительно к конкретному радиационному объекту и условиям его размещения с учетом вероятных типов аварии, сценариев развития аварийной ситуации и складывающейся радиацион­ной обстановки.

Принятие же решений о мерах защиты населения в случае крупной радиаци­онной аварии с радиоактивным загрязнением территории проводится на осно­вании сравнения прогнозируемой дозы, предотвращаемой защитным мероприя­тием, и уровней загрязнения с уровнями А и Б.

Если уровень облучения, предотвращаемого защитным мероприятием, не превосходит уровень А, нет необходимости в выполнении мер защиты, связан­ных с нарушением нормальной жизнедеятельности населения, а также хозяйст­венного и социального функционирования территории. Если предотвращаемое защитным мероприятием облучение превосходит уровень А, но не достигает уровня Б, решение о выполнении мер защиты при­нимается по принципам обоснования и оптимизации с учетом конкретной об­становки и местных условий.

Если уровень облучения предотвращаемого защитным мероприятием, достигает и превосходит уровень Б, необходимо выполнение соответствующих мер защиты, даже если они связаны с нарушением нормальной жизнедеятельно­сти населения, хозяйственного и социального функционирования территории.

Другим основным медико-санитарным мероприятием является медицин­ское обеспечение радиационной безопасностинаселения, подвергающегося об­лучению, включающее медицинские обследования, профилактику заболева­ний, а в случае необходимости, лечение и реабилитацию лиц, у которых выяв­лены отклонения в состоянии здоровья.

К основным организационным и организационно-техническим мероприятиям обеспечения РБ производственного персонала и населения относятся:

­ определение задач и планирование мероприятий по обеспечению РБ населения;

­ формирование организационных основ обеспечения РБ населения и ликвидации последствий радиационных аварий;

­ оповещение населения;

­ зонирование территорий;

­ радиационный контроль;

­ использование средств коллективной и индивидуальной защиты;

­ эвакуация населения;

­ нормализация радиационной обстановки при ее ухудшении.

Планирование мероприятий по обеспечению РБ предусматривает разработку на радиационно-опасных объектов планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, в органах управления всех уровней — планов радиационной и химической защиты населения, являющихся приложением к планам действий по предупреждению и ликвидации ЧС.

Формирование организационных основ обеспечения РБ населения и ликвидации последствий аварий предусматривает распределение полномочий между РФ, субъектами РФ, органами местного управления и организациями в области обеспечения РБ, определение ответственных органов управления и их функций, организацию управления ликвидацией последствий радиационных аварий.

Оповещение органов управления и населения о факте радиационной аварии, радиационной обстановке и порядке поведения в создавшихся условиях осуществляется с помощью локальных систем оповещения, создаваемых вокруг наиболее радиационно-опасных объектов (АЭС), и соответствующих звеньев системы централизованного оповещения.

Зонирование территорий вокруг радиационно-опасных объектов в целях определения объема мер радиационной защиты при нормальной эксплуатации объектов предусматривает установление санитарно-защитных зон объектов I – II категорий и зоны наблюдения вокруг объектов I категории. Санитарно-защитная зона для объектов III категории ограничивается территорией объекта, а для объектов IV категории вообще не устанавливается.

Для лучшей защиты персонала и населения производится заблаговременное зонирование территории вокруг РОО. Устанавливаются следующие три зоны:

Зона экстренных мер защиты – это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза внутреннего облучения отдельных органов может превысить верхний предел, установленный для эвакуации;

Зона предупредительных мероприятий – это территория, на которой доза облучения всего тела за время формирования радиоактивного следа или доза облучения внутренних органов может превысить верхний предел, установленный для укрытия и йодной профилактики;

Зона ограничений – это территория, на которой доза облучения всего тела или отдельных его органов за год может превысить нижний предел для потребления пищевых продуктов. Зона вводится по решению государственных органов.

Для защиты работающего на АЭС персонала и населения в мирное время территория вокруг АЭС тоже зонируется.

Вокруг АЭС создается санитарная зона = 3 км., которая подразделяется на 3 зоны:

1. Зона строгого режима с предельно допустимой дозой (ПДД) = 5 бэр/год. В ней предусматривается постоянный радиационный контроль в местах работ людей, повседневный радиационный контроль объектов и территории.

2. Зона режима радиационной безопасности с ПДД = 0.5 бэр/год в которой проводится повседневное радиометрическое обследование людей, транспорта и путей их движения после проведения работ.

3. Санитарно – защитная зона. В ней предусматривается систематическое измерение уровней ионизирующих излучений и радиоактивного заражения.

Кроме того, устанавливается зона наблюдения = 30 км., в которой проводится контроль за радиоактивностью объектов и внешней среды с установленной периодичностью.

При радиационных авариях и радиоактивном загрязнении территории, где средняя годовая эффективная доза превышает 1мЗв проводится дополнительное зонирование с образованием зоны радиационного контроля (от 1мЗв до 5 мЗв), зоны ограниченного проживания населения (от 5мЗв до 20 мЗв), зоны отселения (от 20 мЗв до 50 мЗв) и зоны отчуждения (более 50 мЗв).

Радиационный контроль осуществляется в целях контроля за соблюдением норм РБ (НРБ-99) и требований Основных санитарных правил обеспечения РБ (ОСПОРБ-99), касающихся населения, а также получения информации об уровнях его облучения и о радиационной обстановке в окружающей среде.

В радиационном контроле выделяют дозиметрический и радиометрический контроль.

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты и эвакуация населения осуществляются в соответствии с общим установленным порядком.

Нормализация радиационной обстановки при её ухудшении предусматривает осуществление следующих мероприятий:

­ выявление и оценку радиационной обстановки,

­ экранизацию источников ионизирующих излучений,

­ пылеподавление (локализацию радиоактивных загрязнений),

­ дезактивацию населенных пунктов, территорий, автотранспорта и других технических средств.

Задачи радиационной разведки: установление факта загрязнения, определение границ загрязненных районов, степени загрязнения, количества загрязненных людей, техники и материальных средств.

Радиационная разведка организуется и осуществляется на основе данных прогноза о районах возможного радиоактивного загрязнения и сложившейся радиационной обстановке и включает:

­ обследование (контроль) территории (акватории, воздушного пространства), зданий, сооружений, техники в целях подтверждения факта их радиоактивного загрязнения;

­ определение движения загрязненного облака;

­ мощности дозы и плотности радиоактивного загрязнения;

­ обозначения радиационно-опасных районов (участков) местности, отдельных объектов и маршрутов.

 

Данные разведки используются для оценки возможного уровня внешнего и внутреннего облучения персонала объекта и населения, для установления необходимости эвакуации населения, установления режимов работы людей, привлекаемых для локализации и ликвидации последствий радиационной аварии.

К радиационной разведке привлекаются подразделения Росгидромета, подразделения войск радиационной, химической и биологической защиты Минобороны России, войск гражданской обороны, а также аварийно-спасательных формирований.

Радиационная разведка ведется на воздушных и наземных транспортных средствах, а в некоторых случаях – пешим порядком. Разведка на акватории ведется с использованием плавсредств.

Воздушная радиационная разведка, как правило, осуществляется специально подготовленными авиационными экипажами на специально оборудованных самолетах и вертолетах.

При этом используются следующие методы проведения воздушной радиационной разведки и выбора маршрутов:

­ точечная методика;

­ методика курсовых плеч;

­ методика маршрутных курсов;

­ свободное обследование (линейное сканирование).

Наземная радиационная разведка района (участка) местности в зависимости от его площади и времени, установленного на разведку, ведется подразделениями разведки в полном составе или по отделениям.

Основными способами ведения разведки при этом могут быть способы параллельного галсирования или «гребенка».

Для наземной Р.р. применяются штатные машины радиационной и химической разведки РХМ-1, РХМ-2, БРДМ-2рх, а в условиях высоких уровней радиоактивного загрязнения – робототехнические устройства.

Задачи по оценке степени загрязнения труднопроходимых мест, районов и населенных пунктов, где невозможно проведение радиационной разведки на автомобилях, выполняются группами (расчетами, звеньями) пешей наземной радиационной разведки.

Маршрут движения расчета (звена) пешей разведки определяется заблаговременно по данным прогноза и уточняется на основании первичных данных о радиационной обстановке, полученных после проведения воздушной разведки.

Радиационная разведка в очаге аварии организуется на основе данных прогнозирования возможной радиационной обстановки. Разведка очага аварии, как правило, организуется с разных направлений, на каждом из которых определяются рубежи ввода разведывательных групп (дозоров) в очаг аварии. На рубежах ввода выставляются контрольные пункты, предназначенные для организации ввода разведывательных групп в очаг аварии, обеспечения безопасности их действий и обобщения результатов разведки.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: