Система мониторинга и прогнозирования ЧС




Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, организационно-техническое объединение сил и средств наблюдения и контроля территориальных и функциональных подсистем РСЧС составляют основу предупреждения чрезвычайных ситуаций и мероприятий по защите населения и территорий [4].

Система мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС призвана обеспечивать обнаружение радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения окружающей среды (воздуха, воды, почвы, растительности, продовольствия и других объектов), контролировать изменение инженерной, пожарной и гидродинамической обстановки, обеспечивать оперативный сбор информации о состоянии окружающей среды и обстановке на потенциально опасных объектах для прогнозирования возможности возникновения ЧС.

В военное время систему мониторинга и прогнозирования ЧС планируется использовать в интересах ГО для определения возможных масштабов поражения и прогнозирования последствий применения средств вооруженной борьбы. В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования ЧС лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, участвующих в деятельности РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный [11].

Методическое руководство и координация деятельности системы монито­ринга и прогнозирования ЧС (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России (Центр «Антистихия»), в федеральном округе и субъекте РФ — региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера (далее — региональными и территориальными центрами мониторинга).

Основными задачами региональных и территориальных центров монито­ринга являются: сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках ЧС и причинах их возникновения в регионе, на территории; прогнозирование ЧС и их масштабов; организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев (элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования ЧС; организация проведения и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения ЧС; создание и развитие банка данных о ЧС, а также геоинформационной системы; организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В целом система мониторинга и прогнозирования ЧС представляет собой организационное и техническое объединение ведомственных, региональных и территориальных систем мониторинга, прогнозирования и контроля, включаются:

­ Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера МЧС России;

­ региональные и территориальные центры мониторинга ЧС природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

­ Сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;

­ Единую государственную автоматизированную систему контроля радиационной обстановки; Единую государственную систему экологического мониторинга;

­ специальные центры и учреждения, подведомственные органам исполнительной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления.

Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) определены соответствующими нормативно-правовыми актами. Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориаль­ных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля ГО, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками ЧС техногенного характера. Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными опасными природными явлениями.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космичес­кие, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах крупномасштабных разрушений, о состоянии магистраль­ных трубопроводов и ряда других видов обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности по сравнению с космическими средствами как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности, и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования ЧС определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного конт­роля и прогнозирования ЧС природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 20 сентября 2005 № 686, а ее отдельных звеньев и элементов — положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС система мониторинга и прогнозирования ЧС функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме ЧС. При функционировании системы мониторинга и прогнозирования ЧС в интересах ГО в ходе ее ведения в военное время устанавливаются особые требования.

Экстренная информация об обнаружении радиоактивного загрязнения, химического, биологического заражения, нанесении ядерных, ракетно-бомбовых, электронных ударов и других видов физического воздействия долж­на передаваться по имеющимся каналам связи немедленно с последующим письменным подтверждением в течение двух часов после факта применения средств нападения. Космические средства наблюдения должны быть оснащены средствами засечки ядерных взрывов, высокоточными средствами контроля пожарной, гидродинамической и инженерной обстановки. Пилотируемые средства должны использовать аппаратуру высокого разрешения с широкой полосой обзора для по­вышения периодичности наблюдения.

Аэровоздушные средства разведки должны быть оснащены аппаратурой аэрогамма-съемки для контроля за состоянием радиационной обстановки, а также инфракрасным лидарным комплексом для обнаружения отравляющих веществ, АХОВ и облаков, содержащих нефтегазовые продукты. Кроме того, они должны быть также оснащены приборами для регистрации электромагнит­ных и других видов излучения, средствами топографической привязки и аппа­ратурой обработки и передачи данных в информационно-управляющие центры органов управления ГОЧС.

Мобильные наземные дозоры радиационной и химической разведки должны регистрировать мощность дозы излучения, наличие в воздухе отрав­ляющих веществ, АХОВ и аэрозолей биологических объектов, определять гео­дезические координаты места измерения и обеспечивать составление карт РХБ обстановки. Стационарные лаборатории радиационного контроля должны оснащаться средствами радиоизотопного анализа: альфа-, бета- и гамма-спектрометрии. Стационарные лаборатории для ведения химического контроля объектов окружающей среды должны обеспечивать обнаружение отравляющих веществ и других токсичных химикатов в объектах окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, фуража с помощью спектральных и хроматографических методов анализа и соответствующего программного обеспечения, позво­ляющего устанавливать структуру и состав загрязнителей.

Биологический контроль, проводимый стационарными и подвижными лабораториями, должен обеспечивать неспецифическое обнаружение всех воз­можных биологических агентов вирусной, бактериальной и риккетсиозной природы, а также токсинов растительного и природного происхождения. Для группового обнаружения биологических агентов необходимо использовать физико-химические методы анализа, которые в течение 30-40 минут должны устанавливать факт наличия биологического агента в окружающей среде. Для специфической индикации биологических агентов должны использоваться микробиологические методы экспресс-анализа, которые в течение 2-6 часов способны установить вид опасности биологического агента.

Информационные и информационно-управляющие центры МЧС России федерального, регионального и территориального уровней должны быть обес­печены: аппаратурой для сбора и обработки данных; электронными цифровыми картами региона или территории с необходимым программным обеспечением для использования геоинформационных технологий; аппаратурой сопряжения с соответствующими телекоммуникационными средствами связи и передачи данных.

Для повышения устойчивости функционирования объектов и выживания населения в военное время проводитсякомплекс специальных мероприятии [13].

Объектами, существенно необходимыми для устойчивого функционирования экономики в военное время, являются:

­ важнейшие объекты государственного управления;

­ склады мобрезерва;

­ оборонные предприятия;

­ объекты транспорта;

­ предприятия по производству электрической и тепловой энергии;

­ предприятия по добыче и транспортировке угля, нефти и газа, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и медицинской промышленности;

­ предприятия по производству основных видов стройматериалов, крупные строительно-монтажные предприятия.

К основным объектам, существенно необходимым для выживания населения в военное время, относятся:

­ предприятия агропромышленного комплекса, объекты пищевой и мясомолочной промышленности; хлебозаводы, холодильники и т.п.;

­ предприятия бытовой инфраструктуры и жилищно-коммунального обслуживания;

­ предприятия водо-, электро- и теплоснабжения;

­ учреждения здравоохранения;

­ организации материально-технического и продовольственного снабжения;

­ предприятия городского и междугороднего транспорта.

Конкретный перечень основных объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, утверждается при разработке планов ГО и защиты населения организаций, муниципальных образований, субъектов РФ.

Основными направлениями по сохранению указанных выше объектов являются:

­ осуществление градостроительной деятельности, строительство объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями норм и правил и других утвержденных в установленном порядке нормативных актов по ГО и защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

­ заблаговременное выполнение комплекса организационных, инженерно-технических и других специальных мероприятий, обеспечивающих своевременный и организованный перевод объектов на работу в условиях военного времени и их бесперебойное функционирование;

­ разработка и подготовка к реализации мероприятий по световой и другим видам маскировки объектов;

­ разработка и подготовка мероприятий, направленных на эффективное проведение аварийных и восстановительных работ при поражении объекта современными средствами нападения;

­ осуществление мероприятий по повышению устойчивости энерго- и водоснабжения, материально-технического и транспортного обеспечения объектов в военное время;

­ осуществление мероприятий по инженерной и другим видам защиты персонала объектов и его жизнеобеспечению.

Наиболее важными мероприятиями сохранения объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время являются мероприятия по обеспечению устойчивого водо-, газо-, тепло-, энерго и материально-технического снабжения, защите продовольствия, сырья и фуража, сельскохозяйственных животных и растений, дублированию производства важнейшей народнохозяйственной продукции.

Основным условием обеспечения устойчивого водоснабжения является соответствие проектируемых и регламентируемых систем водоснабжения требованиям действующих норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО. При этом указанные системы водоснабжения должны базироваться не менее чем на двух независимых источниках воды, один из которых следует предусматривать подземным.

Для гарантированного обеспечения питьевой водой населения в случае выхода из строя всех головных сооружений или заражения источников водоснабжения следует иметь резервуары, обеспечивающие создание в них не менее 3-х суточного запаса питьевой воды по норме не менее 1 л в сутки на одного человека.

Все существующие водозаборные скважины для водоснабжения должны быть взяты на учет органами управления ГОЧС с принятием мер по оборудованию их приспособлениями, позволяющими разлив воды в передвижную тару, а скважины с дебитом 5 л/с и более должны иметь, кроме того, устройства для забора воды из них пожарными автомобилями.

Основными мероприятиями по повышению устойчивости систем энергоснабжения являются: строительство и эксплуатация электроэнергетических сооружений и линий передачи в соответствии с требованиями нормативных актов по ГО; создание резервных автономных источников электроэнергии от судовых электроустановок, подготовка береговых устройств для обеспечения приема электроэнергии и передачи ее транзитом; учет всех имеющихся дополнительных (автономных) источников электроснабжения (объектовые, резервные районные, пиковые и т.п.) в целях обеспечения участков производств, работа на которых по технологическим условиям не может быть прекращена при нарушении централизованного электроснабжения, а также объектов первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения, изготовление необходимого оборудования и приспособлений для подключения указанных источников к сетям объектов; закольцевание распорядительной электрической сети и прокладка линий электропередачи по различным трассам с подключением сети к нескольким источникам электроснабжения.

Повышение устойчивости газо- и теплоснабжения обеспечивается: выполнением при строительстве, реконструкции и эксплуатации систем газо- и теплоснабжения требований, действующих норм инженерно-технических мероприятий ГО; организацией газоснабжения категорированных городов от двух и более самостоятельных газопроводов с подачей газа не менее чем через две газораспределительные станции, расположенные за пределами застройки города, и с разных его сторон; подземной прокладкой и кольцеванием в категорированных городах и на объектах основных распределительных газопроводов высокого и среднего давления; устройством в наземных частях газораспределительных станций обводных газопроводов (байпасов), обеспечивающих газоснабжение при выходе из строя основных газопроводов; установкой в основных узловых точках систем газоснабжения отключающих устройств, срабатывающих от давления ударной волны; созданием подземных хранилищ газа; подготовкой к транспортировке газа в обход компрессорных и насосных станций в случае их разрушения.

К мероприятиям по защите продовольствия, сырья и фуража относятся: организация хранения запасов сырья, продовольствия и фуража на складах, элеваторах, хранилищах с повышенной герметизацией, обеспечивающей их защиту от радиоактивных и химических веществ и биотоксикантов; разработка и внедрение тары и тароупаковочных материалов, не оказывающих токсическое воздействие на продукты питания; создание и совершенствование специальных транспортных средств, защищающих продовольствие, сырье и фураж при перевозках в условиях загрязнения (заражения) окружающей среды радиоактивными и химическими веществами в военное время; использование подземных соляных выработок для длительного хранения продовольствия и фуража; создание запасов консервантов и материалов для первичной обработки и консервирования мясопродуктов в условиях военного времени; обеспечение предприятий мясомолочной промышленности оборудованием для упаковки мясопродуктов, в том числе для вакуумной упаковки.

К основным мероприятиям по защите сельскохозяйственных животных и растений относятся: развитие сети ветеринарных и агрохимических лабораторий, станций защиты растений и животных, а также других специализированных учреждений и подготовка их к работе в условиях военного времени; проведение профилактических ветеринарно-санитарных, агрохимических и других мероприятий, разработка и внедрение биологических методов борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений; накопление средств обеззараживания для обработки сельскохозяйственных растений и препаратов для экстренной профилактики и лечения сельскохозяйственных животных; разработка, внедрение и усовершенствование методов массовой иммунизации сельскохозяйственных животных; оборудование специальных площадок на фермах и комплексах для проведения ветеринарной обработки зараженных (загрязненных) животных; подготовка к массовому убою пораженных животных и обеззараживанию полученной при этом продукции, а также утилизации и захоронению. пораженных сельскохозяйственных животных; оборудование защищенных водозаборов на фермах и комплексах для обеспечения животных водой; приспособление сельскохозяйственной техники для обработки пораженных животных, растений и готовой продукции, а также для обеззараживания территорий и сооружений.

Обеспечение устойчивости систем материально-технического снабжения достигается: заблаговременной отработкой согласованных действий всех участников процесса снабжения в целях подготовки перехода в военное время к единой схеме деятельности снабженческо-сбытовых организаций, расположенных на данной территории; кооперацией поставок и взаимодействием отраслевых и территориальных систем материально-технического снабжения; развитием межрегиональных кооперационных связей и сокращением дальних перевозок; разработкой резервных и дублирующих вариантов материально-технического снабжения по кооперированию производства на случай нарушения существующих вариантов; созданием в организациях запасов материально-технических ресурсов, установлением оптимальных объемов их хранения, рациональным размещением и надежным хранением; защитой сырья, материалов и готовой продукции, разработкой и внедрением тары, обеспечивающей их защиту от заражения (загрязнения), а также средств и способов обеззараживания; накоплением запасов материальных средств производственно-технического назначения для восстановительных работ; освоением загородной зоны для развертывания в военное время баз, складов, хранилищ.

Обеспечение устойчивого функционирования всех видов транспорта в военное время достигается [8]: подготовкой к дублированию перевозок и широкому маневру видами транспорта; развитием и совершенствованием транспортных коммуникаций и важнейших сооружений на них в целях устранения узких мест и повышения их пропускной и провозной способности; строительством соединительных линий и обходов категорированных городов, промышленных центров и наиболее важных транспортных узлов для преодоления очагов разрушений и зон заражений (загрязнений); подготовкой к созданию дублирующих мостов, переходов и организацией переправ через крупные водные преграды и зоны затопления; надежным обеспечением транспортных средств и объектов транспорта электроэнергией, топливом, водой и другими необходимыми средствами и материалами; подготовкой к проведению погрузочно-разгрузочных работ в пунктах стыковки различных видов транспорта, а также к развертыванию временных перегрузочных районов вблизи вероятных участков нарушения коммуникаций; заблаговременной подготовкой к восстановлению объектов транспорта, особенно основных объектов железнодорожных станций, морских и речных портов, причалов, мостов, туннелей, путепроводов, а также к восполнению потерь в транспортных средствах и обслуживающем персонале.

Дублирование производства важнейшей народнохозяйственной и оборонной продукции, а также жизненно важных систем снабжения обеспечивается: созданием в малых и средних городах и в сельской местности филиалов предприятий и цехов для производства подлежащих дублированию изделий; использованием для выпуска подлежащих дублированию изделий однотипных предприятий других отраслей промышленности, расположенных вне категорированных городов; микрофильмированием и сохранением плановой, технической и технологической документации на выпуск подлежащих дублированию изделий; заблаговременной подготовкой и накоплением необходимой оснастки и соответствующих кадров для организации производства на новых местах.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: