В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в стране функционирует система гражданской обороны (ГО), предназначенная для подготовки к защите и защиты населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].
Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), основной целью которой является координация усилий органов государственного управления всех уровней для решения задач ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера в мирное время. В настоящее время идет процесс слияния этих систем с созданием единой государственной системы ЗНиТ под общим названием «Российская система гражданской защиты».
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНиТ от ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;
организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в условиях ЧС;
организация наблюдения и контроля за состоянием природной среды и ПОО, прогнозирование ЧС;
|
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и ПУФ организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;
обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;
подготовка населения к действиям в ЧС;
прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области ЗНиТ от ЧС;
осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.
Структура РСЧС. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый и включает две подсистемы — территориальную и функциональную (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Структура РСЧС
Территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению субъектов Федерации, и предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС данных субъектов.
Функциональная подсистема РСЧС состоит из организационных структур, создаваемых федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятельности, и порученных им отраслей экономики.
|
На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Координирующие и постоянно действующие органы управления РСЧС
Уровень | Координирующие органы | Органы управления |
Федеральный | Межведомственная комиссия по предотвращению и ликвидации последствий ЧС (MB ЧС); ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти (КЧС) | Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) |
Региональный | Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий* (РЦ ГОЧС) | РЦ ГОЧС |
Территориальный | Комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС) | Органы управления ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъекта Федерации (ОУ ГОЧС) |
Местный | Комиссия по ЧС органов местного самоуправления (КЧС) | Органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС) |
Объектовый | Объектовые комиссии по ЧС (КЧС) | Отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС |
* На территории РФ создано 9 РЦ ГОЧС: Северо-Западный (Санкт-Петербург), Центральный (Москва), Северо-Кавказский (Ростов), Приволжский (Самара), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Новосибирск), Восточно-Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневосточный (Хабаровск).
Повседневной деятельностью РСЧС руководят органы повседневного управления:
стационарные пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях (ЦУ КС)), подвижные пункты управления, оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;
|
дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.
Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизированная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оперативных, так и статистических данных о ЧС.
АИУС имеет структуру, представленную на рис. 1.2. Целью развития АИУС является интеграция всех информационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспечения процессов управления РСЧС.
Рис. 1.2. Структурная схема АИУС РСЧС
Режимы функционирования РСЧС. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС по трем режимам [3].
В режиме повседневной деятельности при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:
наблюдение и контроль за состоянием ОПС, обстановкой на ПООи на прилегающих к ним территориях;
планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ и отраслей экономики в ЧС;
совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;
создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;
осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической,сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС осуществляются следующие мероприятия:
принятие на себя КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;
усиление дежурно-диспетчерской службы;
усиления наблюдения и контроля за состоянием О ПС, обстановкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечение УФ ОЭ;
приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС.
В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации последствий:
выдвижение оперативных групп в район ЧС;
определение границ зоны ЧС;
организация защиты населения;
организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспечение жизнедеятельности пострадавшего населения;
осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих территориях.
Силы и средства РСЧС. Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и средства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.
Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя органы, службы и учреждения, осуществляющие государственный надзор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.
Силы и средства ликвидации ЧС состоят:
из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формирований федеральных органов исполнительной власти и организаций РФ;
учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;
формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;
военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета России;
бассейновых аварийно-спасательных специализированных управлений Минтранса России;
подразделений Государственной пожарной службы;
соединений и частей войск ГО РФ;
подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;
соединений и частей радиационной, химической и биологической защиты инженерных войск Минобороны России;
военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;
подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;
специализированных отрядов Минатома России;
восстановительных и пожарных поездов МПС России;
Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС России;
территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных формирований;
отрядов и специалистов добровольцев общественных объединений.
Гражданская оборона
Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].
Основными задачами гражданской обороны являются:
обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Структура гражданской обороны. Гражданская оборона организуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, районов, населенных пунктов, учреждений и организаций.
Территориальный принцип заключается в организации гражданской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-территориальным делением РФ.
Производственный принцип заключается в организации гражданской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д.
Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Правительства РФ, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 1.3).
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководители органов местного самоуправления, являющиеся по должности начальниками ГО.
Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.
Начальники ГО несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствующих территориях и в организациях.
Органами, осуществляющими управление ГО, являются:
федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в установленном порядке (РЦ ГОЧС, ОУ ГОЧС);
структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны (штабы, отделы, управления по ГОЧС);
структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.
На МЧС России Правительством РФ возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.
Для непосредственного выполнения мероприятий ГО создаются федеральные, территориальные, местные и объектовые службы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизированные и невоенизированные формирования различного уровня.
Служба гражданской обороны. Служба гражданской обороны — служба, предназначенная для проведения мероприятий по гражданской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Службы ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне руководство действиями служб ГО осуществляют начальники ГО, координацию действий — органы управления по делам ГО, непосредственное руководство — начальники служб ГО, при которых создаются штаты служб ГО, состоящие (при необходимости) из отделов и групп.
Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, располагающих соответствующей базой, создаются службы оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, медицинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, материально-технического снабжения и др.
Служба оповещения и связи, создаваемая на базе узла связи и возглавляемая его начальником, имеет следующие задачи: передача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в постоянной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и т.п.
Служба радиационной и химической защиты, создаваемая на основе химических и центральных заводских лабораторий, осуществляет мероприятия по защите персонала ОЭ, источников водоснабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактивных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием СИЗ, СКЗ и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблюдения и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвидации радиоактивного и химического заражения.
Противопожарная служба, организуемая на базе подразделений ведомственной пожарной охраны, разрабатывает противопожарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведением, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе радиационной и химической защиты в дезактивации и дегазации участков заражения.
Аварийно-техническая служба организуется на базе производственного и технического отделов. Разрабатывает и проводит предупредительные мероприятия, повышающие устойчивость основных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуникаций, осуществляет неотложные работы по локализации и ликвидации аварий, разборку завалов и спасение людей.
Медицинская служба организуется на базе медицинских пунктов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, оказывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные заведения, обеспечивает медицинское обслуживание семей, работающих в местах их расположения.
Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капитального строительства и жилищно-коммунального отдела. Задачей службы является разработка плана размещения персонала объекта в СКЗ, организация строительства, обеспечение готовности убежищ и контроля за правильностью их эксплуатации, участие в спасательных работах.
Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения ОЭ и возглавляется его начальником. Задачей службы являются: разработка плана материально-технического снабжения; своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения; организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работы; обеспечение продовольствием и предметами первой необходимости персонала на объекте и местах рассредоточения.
Служба энергоснабжения и светомаскировки, создаваемая на базе отдела главного энергетика и им возглавляемая, разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топлива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей системами и средствами защиты; осуществляет аварийно-восстановительные работы на них, планирует мероприятия по светомаскировке.
Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспечению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагам поражения, эвакуации пораженных и других целей ГО.
Служба охраны общественного порядка, создаваемая на базе подразделений ведомственной охраны и возглавляемая ее начальником, должна обеспечить надежную охрану объекта и поддержание общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.
Количество и состав служб ГО определяется начальником ГО и может меняться в зависимости от специфики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут создаваться службы защиты животных, продовольствия, воды и т.п.
На небольших ОЭ службы ГО не создаются, а их функции выполняют отделы данного объекта (или отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звеньями, постами).
Силы гражданской обороны. Это воинские формирования, предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.
Войска ГО РФ — соединения, части, подразделения и организации, укомплектованные военнослужащими, которые подчинены МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности государства и привлекаются к выполнению работ по ЗНиТ при угрозе возникновения ЧС не только в военное, но и в мирное время.
В военное время руководство войсками ГО осуществляет Верховный главнокомандующий Вооруженными Силами — Президент РФ через начальника ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет первый заместитель начальника ГО — министр РФ по делам ГОЧС (рис. 1.3).
Рис. 1.3. Структура Гражданской обороны РФ:
Войска ГО могут решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других министерств и ведомств, а также территориальными и объектовыми формированиями ГО.
В комплексе мер следующего этапа военной реформы, направленных на совершенствование войск ГО, определены следующие приоритеты:
создание группировки войск ГО мирного времени, способной во взаимодействии с поисково-спасательными формированиями МЧС России и другими силами РСЧС обеспечить эффективное выполнение задач по ликвидации ЧС;
разработка механизмов реализации принципов применения войск ГО «от задач мирного времени к задачам военного времени».
Нештатные аварийно – спасательные формирования — формирования, создаваемые на базе организаций по территориально-производственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основные задачи формирований НАСФ:
а) в мирное время:
участие в проведении АСДНР в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;
участие в выполнении мероприятии по защите населения, сельскохозяйственных животных, растений, материальных ценностей при угрозе возникновения стихийных бедствий, а также последствий аварий и катастроф.
б) в военное время:
проведения АСДНР в условиях разрушений, пожаров, радиоактивного, химического, бактериологического заражения после применения противником ОМП;
участие в ликвидации последствий возникших аварий, катастроф и стихийных бедствий.
Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В нештатные аварийно – спасательные формированиямогут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, женщины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязанных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в возрасте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.
Нештатные аварийно – спасательные формированияклассифицируются:
по предназначению (общего назначения, специальные, специализированные);
подчиненности (территориальные, объектовые);
срокам готовности (постоянной, повышенной, повседневной).
Нештатные аварийно – спасательные формированияобычно создаются в виде отрядов (200 - 400 чел.), команд (50 - 150 чел.), групп (15 - 40 чел.) и звеньев (3 - 10 чел.). На небольших предприятиях (до 500 чел.) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах экономики с численностью 500 - 3 000 чел. создаются сводные группы,
3000 - 5 000 чел. — одна сводная команда, 5 000 - 8 000 чел. — две сводные команды и 8 000 - 15 000 чел. — один сводный отряд.
Приоритетным направлением развития РСЧС и ГО является их объединение в единую общегосударственную систему гражданской защиты, предназначенной для решения задач ЗНиТ страны как в мирное, так и в военное время.
Таким образом, единая государственная система гражданской защиты (РСГЗ) — организационная система, объединяющая органы, пункты и средства управления, силы и средства органов исполнительной власти всех уровней и организаций, предназначенная для выполнения комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения, территорий и ОПС, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного, природного, экологического и иного другого характера, а в военное время, кроме того, от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.