Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций




В соответствии с Федеральным законом от 12.02.98 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» в стране функционирует система граж­данской обороны (ГО), предназначенная для подготовки к за­щите и защиты населения, материальных и культурных ценно­стей на территории Российской Федерации от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].

Во исполнение Федерального закона от 21.12.94 г. № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного харак­тера» создана Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), основной целью которой является коор­динация усилий органов государственного управления всех уров­ней для решения задач ЗНиТ от ЧС природного и техногенного характера в мирное время. В настоящее время идет процесс слия­ния этих систем с созданием единой государственной системы ЗНиТ под общим названием «Российская система гражданской защиты».

Единая государственная система предупреждения и ликвида­ции чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управ­ления, силы и средства федеральных органов исполнительной вла­сти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов мест­ного самоуправления, организаций, в полномочия которых вхо­дит решение вопросов по ЗНиТ от ЧС.

Основными задачами РСЧС являются:

разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению ЗНиТ от ЧС;

организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, а также по обеспечению на­дежности работы потенциально опасных объектов (ПОО) в усло­виях ЧС;

организация наблюдения и контроля за состоянием природ­ной среды и ПОО, прогнозирование ЧС;

осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и ПУФ организаций, а также объектов социального назначения в ЧС;

обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;

сбор, обработка, обмен и выдача информации в области ЗНиТ от ЧС;

подготовка населения к действиям в ЧС;

прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;

создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области ЗНиТ от ЧС;

осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

международное сотрудничество в области ЗНиТ от ЧС.

Структура РСЧС. РСЧС имеет пять уровней: федеральный, реги­ональный, территориальный, местный и объектовый и включает две подсистемы — территориальную и функциональную (рис. 1.1).

 

 

Рис. 1.1. Структура РСЧС

 

Территориальная подсистема РСЧС состоит из звеньев, соот­ветствующих административно-территориальному делению субъек­тов Федерации, и предназначена для предупреждения и ликвида­ции ЧС данных субъектов.

Функциональная подсистема РСЧС состоит из организационных структур, создаваемых федеральными органами исполнительной власти для выполнения работ по ЗНиТ от ЧС в сфере их деятель­ности, и порученных им отраслей экономики.

На каждом уровне РСЧС имеются координирующие органы и постоянно действующие органы управления (табл. 1.1).

 

Таблица 1.1.

Координирующие и постоянно действующие органы управления РСЧС

Уровень Координирующие органы Органы управления
Федераль­ный Межведомственная комиссия по предотвращению и ликвидации последствий ЧС (MB ЧС); ве­домственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполни­тельной власти (КЧС) Министерство РФ по делам ГО, ЧС и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС)
Региональ­ный Региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий* (РЦ ГОЧС) РЦ ГОЧС
Террито­риальный Комиссии по чрезвычайным си­туациям органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС) Органы управления ГОЧС, создаваемые при органах испол­нительной власти субъекта Федерации (ОУ ГОЧС)
Местный Комиссия по ЧС органов местного самоуправления (КЧС) Органы управления ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГОЧС)
Объектовый Объектовые комиссии по ЧС (КЧС) Отделы (секторы или специально назна­ченные лица) по де­лам ГОЧС

* На территории РФ создано 9 РЦ ГОЧС: Северо-Западный (Санкт-Петер­бург), Центральный (Москва), Северо-Кавказский (Ростов), Приволжский (Са­мара), Уральский (Екатеринбург), Западно-Сибирский (Новосибирск), Восточ­но-Сибирский (Иркутск), Забайкальский (Чита), Дальневосточный (Хабаровск).

 

Повседневной деятельностью РСЧС руководят органы повсед­невного управления:

стационарные пункты управления (центры управления в кри­зисных ситуациях (ЦУ КС)), подвижные пункты управления, опе­ративно-дежурные службы органов управления ГОЧС всех уровней;

дежурно-диспетчерские службы и специализированные подраз­деления федеральных органов исполнительной власти и органи­заций.

Важнейшей составной частью РСЧС является автоматизирован­ная информационно-управляющая система (АИУС), оснащенная программно-техническими средствами, позволяющими обеспечить обмен информацией в интересах сбора, хранения как оператив­ных, так и статистических данных о ЧС.

АИУС имеет структуру, представленную на рис. 1.2. Целью развития АИУС является интеграция всех инфор­мационных ресурсов РСЧС, повышение оперативности, полноты, достоверности и устойчивости информационного обеспече­ния процессов управления РСЧС.

 

 

 

Рис. 1.2. Структурная схема АИУС РСЧС

 

 

Режимы функционирования РСЧС. Функционирование РСЧС осуществляется в зависимости от обстановки, масштаба прогно­зируемой или возникшей ЧС по трем режимам [3].

В режиме повседневной деятельности при нормальной произ­водственно-промышленной, радиационной, химической, биоло­гической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке осуществляются следующие мероприятия:

наблюдение и контроль за состоянием ОПС, обстановкой на ПООи на прилегающих к ним территориях;

планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопас­ности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по ПУФ ОЭ и отраслей экономики в ЧС;

совершенствование органов управления РСЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

создание и пополнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС;

осуществление целевых видов страхования.

В режиме повышенной готовности при ухудшении производствен­но-промышленной, радиационной, химической, биологической,сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при полу­чении прогноза о возможности возникновения ЧС осуществляют­ся следующие мероприятия:

принятие на себя КЧС непосредственного руководства функ­ционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухуд­шения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложения по ее нормализации;

усиление дежурно-диспетчерской службы;

усиления наблюдения и контроля за состоянием О ПС, обста­новкой на ПОО и прилегающих к ним территориях, прогнозиро­вание возможности возникновения ЧС и их масштабов;

принятие мер по защите населения и ОПС, обеспечение УФ ОЭ;

приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение в предполагаемый район ЧС.

В режиме ЧС при возникновении и во время ликвидации по­следствий:

выдвижение оперативных групп в район ЧС;

определение границ зоны ЧС;

организация защиты населения;

организация работ по ПУФ ОЭ и отраслей экономики, обеспе­чение жизнедеятельности пострадавшего населения;

осуществление непрерывного контроля за состоянием ОПС в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегаю­щих территориях.

 

Силы и средства РСЧС. Важнейшей составной частью РСЧС являются силы и средства, которые подразделяются на силы и сред­ства наблюдения и контроля и силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства наблюдения и контроля включают в себя орга­ны, службы и учреждения, осуществляющие государственный над­зор, инспектирование, мониторинг, контроль, анализ состояния ОПС, ПОО, веществ, материалов, здоровья людей и т.д.

Силы и средства ликвидации ЧС состоят:

из военизированных и невоенизированных противопожарных, поисково-спасательных и аварийно-восстановительных формиро­ваний федеральных органов исполнительной власти и организа­ций РФ;

учреждений и формирований службы экстренной медицинской помощи Минздрава России;

формирований службы защиты животных и растений Минсельхоза России;

военизированных противоградовых и противолавинных служб Росгидромета России;

бассейновых аварийно-спасательных специализированных управ­лений Минтранса России;

подразделений Государственной пожарной службы;

соединений и частей войск ГО РФ;

подразделений поисково-спасательной службы МЧС России;

соединений и частей радиационной, химической и биологи­ческой защиты инженерных войск Минобороны России;

военизированных горно-спасательных, противофонтанных и газоспасательных частей Минэнерго России;

подразделений органов внутренних войск и муниципальной милиции;

специализированных отрядов Минатома России;

восстановительных и пожарных поездов МПС России;

Центрального аэромобильного спасательного отряда МЧС Рос­сии;

территориальных и объектовых нештатных аварийно-спасатель­ных и аварийно-восстановительных формирований;

отрядов и специалистов добровольцев общественных объеди­нений.

 

Гражданская оборона

Гражданская оборона — система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных цен­ностей на территории Российской Федерации от опасностей, воз­никающих при ведении военных действий или вследствие этих действий [3].

Основными задачами гражданской обороны являются:

обучение населения способам защиты от опасностей, возника­ющих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

оповещение населения об опасностях, возникающих при веде­нии военных действий или вследствие этих действий;

эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;

проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

проведение аварийно-спасательных работ в случае возникно­вения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой ме­дицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

борьба с пожарами, возникшими при ведении военных дей­ствий или вследствие этих действий;

обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоак­тивному, химическому, биологическому и иному заражению;

обеззараживание населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

восстановление и поддержание порядка в районах, пострадав­ших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

срочное восстановление функционирования необходимых ком­мунальных служб в военное время;

разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функцио­нирования экономики и выживания населения в военное время;

обеспечение постоянной готовности сил и средств граждан­ской обороны.

Структура гражданской обороны. Гражданская оборона орга­низуется по территориальному и производственному принципам по всей территории РФ с учетом особенностей регионов, райо­нов, населенных пунктов, учреждений и организаций.

Территориальный принцип заключается в организации граждан­ской обороны на территории субъектов РФ, городов, районов и населенных пунктов в соответствии с административно-террито­риальным делением РФ.

Производственный принцип заключается в организации граждан­ской обороны в министерстве (ведомстве), учреждении, на объекте и т.д.

Общее руководство ГО РФ осуществляет Председатель Прави­тельства РФ, первым заместителем которого является министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликви­дации последствий стихийных бедствий РФ (рис. 1.3).

Руководство гражданской обороной на территориях субъектов РФ и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов РФ и руководи­тели органов местного самоуправления, являющиеся по должно­сти начальниками ГО.

Руководство гражданской обороной в министерстве, ведомстве, учреждении и предприятии, независимо от форм собственности, осуществляют их руководители, которые по должности являются начальниками ГО.

Начальники ГО несут персональную ответственность за орга­низацию и проведение мероприятий по гражданской обороне в федеральных органах исполнительной власти, на соответствую­щих территориях и в организациях.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

федеральный орган исполнительной власти, специально упол­номоченный на решение задач в области гражданской обороны (МЧС России), и его территориальные органы, созданные в уста­новленном порядке (РЦ ГОЧС, ОУ ГОЧС);

структурные подразделения федеральных органов исполнитель­ной власти, специально уполномоченные на решение задач в об­ласти гражданской обороны (штабы, отделы, управления по ГОЧС);

структурные подразделения (работники) организаций, специ­ально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

На МЧС России Правительством РФ возложено осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специ­альные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области ГО.

Для непосредственного выполнения мероприятий ГО созда­ются федеральные, территориальные, местные и объектовые служ­бы ГО, а также силы и средства ГО, включающие военизирован­ные и невоенизированные формирования различного уровня.

Служба гражданской обороны. Служба гражданской обороны — служба, предназначенная для проведения мероприятий по граж­данской обороне, включая подготовку необходимых сил и средств и обеспечение действий гражданских организаций гражданской обороны в ходе проведения аварийно-спасательных и других неот­ложных работ при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Службы ГО функционируют на четырех уровнях: федеральном, территориальном, местном и объектовом. На каждом уровне ру­ководство действиями служб ГО осуществляют начальники ГО, координацию действий — органы управления по делам ГО, не­посредственное руководство — начальники служб ГО, при кото­рых создаются штаты служб ГО, состоящие (при необходимости) из отделов и групп.

Для решения задач, возлагаемых на ГО, на объектах, распола­гающих соответствующей базой, создаются службы оповещения и связи, охраны общественного порядка, противопожарная, меди­цинская, аварийно-техническая, убежищ и укрытий, энергетики и светомаскировки, радиационной и химической защиты, мате­риально-технического снабжения и др.

Служба оповещения и связи, создаваемая на базе узла связи и возглавляемая его начальником, имеет следующие задачи: пере­дача сигнала ГО и сообщений о ЧС, поддержание связи в посто­янной готовности, устранение аварий на сетях и сооружениях связи и т.п.

Служба радиационной и химической защиты, создаваемая на ос­нове химических и центральных заводских лабораторий, осуще­ствляет мероприятия по защите персонала ОЭ, источников водо­снабжения, пищеблоков, складов продовольствия от радиоактив­ных и отравляющих веществ, организует и подготавливает формирования и учреждения радиационной и химической защиты, осуществляет контроль за состоянием СИЗ, СКЗ и специальной техники, организует посты радиационного и химического наблю­дения и осуществляет дозиметрический контроль за облучением и заражением личного состава, проводит мероприятия по ликвида­ции радиоактивного и химического заражения.

Противопожарная служба, организуемая на базе подразделе­ний ведомственной пожарной охраны, разрабатывает противопо­жарные мероприятия и осуществляет контроль за их проведени­ем, локализует и тушит пожары, оказывает помощь службе ради­ационной и химической защиты в дезактивации и дегазации уча­стков заражения.

Аварийно-техническая служба организуется на базе производ­ственного и технического отделов. Разрабатывает и проводит пред­упредительные мероприятия, повышающие устойчивость основ­ных сооружений, специальных инженерных сетей и коммуника­ций, осуществляет неотложные работы по локализации и ликви­дации аварий, разборку завалов и спасение людей.

Медицинская служба организуется на базе медицинских пунк­тов, медсанчастей и поликлиник. Она обеспечивает постоянную готовность медицинских формирований, составляет и проводит санитарно-гигиенические и профилактические мероприятия, ока­зывает медицинскую помощь пострадавшим и эвакуирует их в лечебные заведения, обеспечивает медицинское обслуживание семей, работающих в местах их расположения.

Служба убежищ и укрытий организуется на базе отдела капи­тального строительства и жилищно-коммунального отдела. Зада­чей службы является разработка плана размещения персонала объекта в СКЗ, организация строительства, обеспечение готов­ности убежищ и контроля за правильностью их эксплуатации, уча­стие в спасательных работах.

Служба материально-технического снабжения создается на базе отдела материально-технического снабжения ОЭ и возглавляется его начальником. Задачей службы являются: разработка плана ма­териально-технического снабжения; своевременное обеспечение формирований всеми видами оснащения; организация ремонта техники и различного имущества, подвоз его к участкам работы; обеспечение продовольствием и предметами первой необходимо­сти персонала на объекте и местах рассредоточения.

Служба энергоснабжения и светомаскировки, создаваемая на базе отдела главного энергетика и им возглавляемая, разрабатывает мероприятия, обеспечивающие бесперебойную подачу газа, топ­лива и электроэнергии на объект, проводит оснащение уязвимых участков энергетических сетей системами и средствами защиты; осуществляет аварийно-восстановительные работы на них, пла­нирует мероприятия по светомаскировке.

Транспортная служба создается на базе транспортных отделов и гаражей. Разрабатывает и осуществляет мероприятия по обеспе­чению перевозок, связанных с эвакуацией рабочих и служащих и доставкой их к месту работы; организует подвоз сил и средств к очагам поражения, эвакуации пораженных и других целей ГО.

Служба охраны общественного порядка, создаваемая на базе подразделений ведомственной охраны и возглавляемая ее началь­ником, должна обеспечить надежную охрану объекта и поддержа­ние общественного порядка при возникновении ЧС и во время проведения АСДНР, наблюдение за режимом светомаскировки.

Количество и состав служб ГО определяется начальником ГО и может меняться в зависимости от специфики объекта и наличия необходимой базы. В частности, могут создаваться службы защиты животных, продовольствия, воды и т.п.

На небольших ОЭ службы ГО не создаются, а их функции вы­полняют отделы данного объекта (или отдельные лица), которые руководят созданными формированиями ГО (командами, звенья­ми, постами).

Силы гражданской обороны. Это воинские формирования, пред­назначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также гражданские организации гражданской обороны.

Войска ГО РФ — соединения, части, подразделения и органи­зации, укомплектованные военнослужащими, которые подчине­ны МЧС России и предназначены решать задачи ГО. Войска ГО являются составной частью сил обеспечения безопасности госу­дарства и привлекаются к выполнению работ по ЗНиТ при угрозе возникновения ЧС не только в военное, но и в мирное время.

В военное время руководство войсками ГО осуществляет Вер­ховный главнокомандующий Вооруженными Силами — Прези­дент РФ через начальника ГО РФ. Непосредственное управление ими осуществляет первый заместитель начальника ГО — министр РФ по делам ГОЧС (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Структура Гражданской обороны РФ:

 

Войска ГО могут решать задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с воинскими формированиями Вооруженных сил, МВД, ФСБ, воинскими формированиями и силами других мини­стерств и ведомств, а также территориальными и объектовыми формированиями ГО.

В комплексе мер следующего этапа военной реформы, направ­ленных на совершенствование войск ГО, определены следующие приоритеты:

создание группировки войск ГО мирного времени, способной во взаимодействии с поисково-спасательными формированиями МЧС России и другими силами РСЧС обеспечить эффективное выполнение задач по ликвидации ЧС;

разработка механизмов реализации принципов применения войск ГО «от задач мирного времени к задачам военного времени».

Нештатные аварийно – спасательные формирования — формирова­ния, создаваемые на базе организаций по территориально-произ­водственному принципу, не входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, владеющие специальной техникой и иму­ществом и подготовленные для защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Основные задачи формирований НАСФ:

а) в мирное время:

участие в проведении АСДНР в ходе ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий;

участие в выполнении мероприятии по защите населения, сель­скохозяйственных животных, растений, материальных ценностей при угрозе возникновения стихийных бедствий, а также послед­ствий аварий и катастроф.

б) в военное время:

проведения АСДНР в условиях разрушений, пожаров, радио­активного, химического, бактериологического заражения после применения противником ОМП;

участие в ликвидации последствий возникших аварий, катаст­роф и стихийных бедствий.

Деятельность войск гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом РФ военного положе­ния на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье на­селения и требующих проведения аварийно-спасательных и дру­гих неотложных работ.

В нештатные аварийно – спасательные формированиямогут быть зачислены граждане РФ: мужчины в возрасте от 18 до 60 лет, жен­щины в возрасте от 18 до 55 лет, за исключением военнообязан­ных, имеющих мобилизационные предписания, инвалидов I, II и III группы, беременных женщин, женщин, имеющих детей в воз­расте до 8 лет, а также женщин, получивших среднее или высшее медицинское образование, имеющих детей в возрасте до 3 лет.

Нештатные аварийно – спасательные формированияклассифицируются:

по предназначению (общего назначения, специальные, спе­циализированные);

подчиненности (территориальные, объектовые);

срокам готовности (постоянной, повышенной, повседневной).

Нештатные аварийно – спасательные формированияобычно создаются в виде отрядов (200 - 400 чел.), команд (50 - 150 чел.), групп (15 - 40 чел.) и звеньев (3 - 10 чел.). На небольших предприятиях (до 500 чел.) создаются только спасательные формирования обычной готовности. На объектах экономики с численностью 500 - 3 000 чел. создаются сводные группы,

3000 - 5 000 чел. — одна сводная команда, 5 000 - 8 000 чел. — две свод­ные команды и 8 000 - 15 000 чел. — один сводный отряд.

Приоритетным направлением развития РСЧС и ГО является их объединение в единую общегосударственную систему гражданской защиты, предназначенной для решения задач ЗНиТ страны как в мирное, так и в военное время.

Таким образом, единая государственная система гражданской защиты (РСГЗ) — организационная система, объединяющая органы, пункты и сред­ства управления, силы и средства органов исполнительной влас­ти всех уровней и организаций, предназначенная для выполне­ния комплекса общегосударственных мероприятий, обеспечивающих в мирное и военное время защиту населения, территорий и ОПС, социально-экономического комплекса, материальных и культурных ценностей государства от ЧС техногенного, природ­ного, экологического и иного другого характера, а в военное вре­мя, кроме того, от опасностей, возникающих при ведении воен­ных действий или вследствие этих действий.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: