Федеральные законы Российской Федерации.




Основные Федеральные законы Российской Федерации в области защиты населения и территорий представлены ниже [12].

Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001 (ред. от 07.03.2005).

Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ).

Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» принят ГД ФС РФ 18.11.1994 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят ГД ФС РФ 20.06.1997 (ред. от 27.12.2009).

Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010.

Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принят ГД ФС РФ 27.06.2002 (ред. от 29.04.2008).

Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» принят ГД ФС РФ 06.03.1998 (ред. от 25.12.2009).

Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» принят ГД ФС РФ 26.12.1997(ред. от 25.11.2009).

Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» принят ГД ФС РФ 24.04.1996 (ред. от 09.11.2009).

Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 24.01.1997 (ред. от 09.03.2010).

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принят ГД ФС РФ 06.03.1998 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010).

Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» принят ГД ФС РФ 20.10.1995 (ред. от 27.12.2009).

Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» принят ГД ФС РФ 05.12.1995 (ред. от 23.07.2008).

Особое значение имеет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. Федеральных законов от …от 25.11.2009 N 267-ФЗ), который опреде­ляет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее «населения»), всего земель­ного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его ча­сти, объектов производственного и социального назначения, а так­же ОП С (далее «территории») от ЧС природного и техногенного характера.

Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, ор­ганов местного самоуправления, а также предприятий, учреж­дений и организаций независимо от их организационно-право­вой формы (далее «организации») и населения в области ЗНиТ от ЧС. Важность этого Закона требует более внимательного подхода к его рассмотрению.

Целями настоящего закона являются:

предупреждение возникновения и развития ЧС;

снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

ликвидация ЧС.

Федеральный закон определяет Единую государственную сис­тему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) как структуру, которая объединяет органы управления, силы и средства феде­ральных органов исполнительной власти, органов исполнитель­ной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, орга­низаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНиТ от ЧС, и определяет ее задачи.

Определены границы зон ЧС, вопросы гласности и информа­ции в области ЗНиТ от ЧС.

Основными принципами ЗНиТ от ЧС являются:

заблаговременность мероприятий, направленных на предупреж­дение ЧС и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь;

учет экономических, природных и иных характеристик, особен­ностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС при планировании и осуществлении мероприятий по ЗНиТ;

необходимая достаточность при определении объема и содер­жания мероприятий по ЗНиТ и максимально возможное исполь­зование имеющихся сил и средств.

В гл. II определены полномочия органов государственной влас­ти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ЗНиТ от ЧС.

Гл. III определяет принципы государственного управления в области ЗНиТ, вводя понятие «Федерального органа исполнитель­ной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ЗНиТ от ЧС», формулируя обязанности федеральных ор­ганов исполнительной власти и организаций в области ЗНиТ от ЧС, степень участия общественных организаций в ликвидации ЧС.

Гл. IV определяет права и обязанности граждан РФ в области ЗНиТ от ЧС и социальную защиту пострадавших.

В гл. V, посвященной подготовке населения в области ЗНиТ от ЧС, подчеркивается, что подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.

Специально оговорен порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по ЗНиТ от ЧС (гл. VI) за счет соответ­ствующих бюджетов, страховых фондов, резервного фонда Пра­вительства РФ.

Гл. VIII посвящена государственной экспертизе, надзору и контролю в области ЗНиТ от ЧС (см. гл. 10), в ней также преду­сматривается возможность проведения экспертизы общественны­ми объединениями и независимыми экспертами, а также специа­листами международных экспертных организаций в порядке, уста­новленном законодательством РФ.

Виновные в невыполнении или недобросовестном выполне­нии законодательства РФ в области ЗНиТ от ЧС, создании усло­вий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противо­правных действиях должностные лица и граждане РФ несут дис­циплинарную, административную, гражданско-правовую и уго­ловную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законода­тельством РФ и законодательством субъектов РФ (гл. VII, ст. 28).

Если международными договорами РФ установлены иные пра­вила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в обла­сти ЗНиТ от ЧС, то применяются правила международных дого­воров (гл. VIII, ст. 29).

Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопас­ности в целях охраны его здоровья.

Основными принципами обеспечения радиационной безопас­ности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых преде­лов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (см. подразд. 2.4);

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превыша­ет риск возможного вреда, причиненного дополнительно к есте­ственному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных фак­торов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, ин­женерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-про­филактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением органами государственной власти РФ, орга­нами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юри­дическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет об­щие правовые, экономические и социальные основы обеспече­ния пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области от­ношения между органами государственной власти, органами ме­стного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организацион­но-правовых форм и форм собственности, а также общественны­ми объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономичес­кие и социальные основы обеспечения промышленной безопас­ности опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечения готовности орга­низаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения настоящего закона распространяются на все орга­низации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промыш­ленной безопасности ОПО на территории РФ.

Ст. 6 гл. II устанавливает, что деятельность по проектирова­нию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту тех­нических устройств, применяемых на ОПО, проведению экспер­тизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников ОПО в необразовательных учреждениях может осуще­ствляться на основании соответствующей лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, специально упол­номоченным в области промышленной безопасности, или его тер­риториальным органом в соответствии с законодательством РФ.

При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативны­ми актами РФ, заявитель подает:

акт приемки ОПО в эксплуатацию или положительное заклю­чение экспертизы промышленной безопасности;

декларацию промышленной безопасности ОПО.

В лицензиях на эксплуатацию ОПО делается запись об обяза­тельном наличии у заявителя договора страхования ответственно­сти за причинение вреда либо ущерба при эксплуатации ОПО.

В связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок лицензирования деятельности по проектированию, стро­ительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техни­ческому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО; из­готовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту тех­нических устройств, применяемых на ОПО, проведению экс­пертизы промышленной безопасности; подготовке и переподго­товке работников ОПО в необразовательных учреждениях в бли­жайшее время будет изменен.

Технические устройства, в том числе и иностранного произ­водства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соот­ветствие требованиям промышленной безопасности в установлен­ном законодательством РФ порядке (гл. II, ст. 7).

В ст. 8 и 9 гл. II сформулированы требования промышленной безопасности, соответственно, к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО и к эксплуатации ОПО.

В Федеральном законе сформулированы требования промыш­ленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (гл. II, ст. 10). В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвида­ции последствий аварий организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации или ликвидации последствий аварий на ОПО;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также внештатные аварийно-спасательные фор­мирования;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Федеральным законом определены требования к производ­ственному контролю за соблюдением требований промышлен­ной безопасности (ст. 11), техническому расследованию причин аварии (ст. 12), экспертизе промышленной безопасности (ст. 13), федеральному надзору в области промышленной безопасности (ст. 16).

В ст. 14 устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности ОПО, на которых получаются, ис­пользуются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспор­тируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в прил. 2 к настоящему закону.

Ст. 15 ФЗ устанавливает обязательность страхования ответствен­ности за причинение вреда жизни и здоровью или имуществу других лиц и ОПС в случае аварии на ОПО.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального зако­на, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 17).

Федеральный закон «О техническом регулировании» регулиру­ет отношения, возникающие:

при разработке, принятии, применении и исполнении обяза­тельных требований к продукции, процессам производства, экс­плуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;

разработке, принятии, применении и исполнении на добро­вольной основе требований к продукции, процессам производ­ства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утили­зации, выполнению работ или оказанию услуг;

оценке соответствия.

Федеральный закон также определяет права и обязанности уча­стников регулируемых настоящим законом отношений.

В ст. 2 гл. 1 определяются основные понятия:

техническое регулирование — правовое регулирование отноше­ний в области разработки, принятия, применения и исполне­ния обязательных требований к продукции, процессам произ­водства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и ути­лизации, а также в области разработки, принятия, применения и исполнения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию ус­луг и правовое регулирование отношений в области оценки со­ответствия;

технический регламент — документ, который принят междуна­родным договором РФ, ратифицированным в порядке, установ­ленным законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения тре­бования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам произ­водства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и ути­лизации);

оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдений требований, предъявляемых к объекту.

Ст. 3 гл. 1 устанавливает принципы технического регулирова­ния:

применение единых правил установления требований к про­дукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, пе­ревозке, реализации и утилизации, выполнению работ или ока­занию услуг;

соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;

независимость органов по аккредитации, сертификации от из­готовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;

единую систему и правила эксплуатации;

единство правил и методов исследования (испытания) и изме­рений при проведении процедур обязательной оценки соответ­ствия;

единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;

недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;

недопустимость совмещения полномочий органа государствен­ного контроля (надзора) и органа по сертификации;

недопустимость внебюджетного финансирования государствен­ного контроля (надзора) за соблюдением требований техниче­ских регламентов.

В ст. 6 гл. 2 определены цели принятия технических регламен­тов, каковыми являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения дей­ствий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В ст. 7 гл. 2 декларируется, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально не­обходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электри­ческую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; элек-тромагнутную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единства измерений.

Гл. 2 устанавливает виды технических регламентов (общие и спе­циальные), порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Гл. 3 посвящена проблемам стандартиза­ции; устанавливает принцип добровольного применения стандар­тов, которые могут быть национальными, утверждаемые нацио­нальным органом по стандартизации, и стандартами организаций, утверждаемые последними. В гл. 4 определены цели, принципы и формы подтверждения соответствия, знаки и декларирование соот­ветствия, а также обязательная сертификация продукции. Гл. 6 по­священа государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: