Основные Федеральные законы Российской Федерации в области защиты населения и территорий представлены ниже [12].
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» одобрен СФ ФС РФ 16.05.2001 (ред. от 07.03.2005).
Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 N 1-ФКЗ «О военном положении» (одобрен СФ ФС РФ 16.01.2002).
Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. от 25.11.2009 N 267-ФЗ).
Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» принят ГД ФС РФ 18.11.1994 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010).
Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» принят ГД ФС РФ 20.06.1997 (ред. от 27.12.2009).
Федеральный закон от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2010.
Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» принят ГД ФС РФ 27.06.2002 (ред. от 29.04.2008).
Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» принят ГД ФС РФ 06.03.1998 (ред. от 25.12.2009).
Федеральный закон от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» принят ГД ФС РФ 26.12.1997(ред. от 25.11.2009).
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» принят ГД ФС РФ 24.04.1996 (ред. от 09.11.2009).
Федеральный закон от 26.02.1997 N 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» принят ГД ФС РФ 24.01.1997 (ред. от 09.03.2010).
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» принят ГД ФС РФ 06.03.1998 (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2010).
Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» принят ГД ФС РФ 20.10.1995 (ред. от 27.12.2009).
Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» принят ГД ФС РФ 05.12.1995 (ред. от 23.07.2008).
|
Особое значение имеет Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ (в ред. Федеральных законов от …от 25.11.2009 N 267-ФЗ), который определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ (далее «населения»), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также ОП С (далее «территории») от ЧС природного и техногенного характера.
Действие настоящего закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее «организации») и населения в области ЗНиТ от ЧС. Важность этого Закона требует более внимательного подхода к его рассмотрению.
Целями настоящего закона являются:
предупреждение возникновения и развития ЧС;
снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;
ликвидация ЧС.
Федеральный закон определяет Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) как структуру, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по ЗНиТ от ЧС, и определяет ее задачи.
|
Определены границы зон ЧС, вопросы гласности и информации в области ЗНиТ от ЧС.
Основными принципами ЗНиТ от ЧС являются:
заблаговременность мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь;
учет экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС при планировании и осуществлении мероприятий по ЗНиТ;
необходимая достаточность при определении объема и содержания мероприятий по ЗНиТ и максимально возможное использование имеющихся сил и средств.
В гл. II определены полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области ЗНиТ от ЧС.
Гл. III определяет принципы государственного управления в области ЗНиТ, вводя понятие «Федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области ЗНиТ от ЧС», формулируя обязанности федеральных органов исполнительной власти и организаций в области ЗНиТ от ЧС, степень участия общественных организаций в ликвидации ЧС.
Гл. IV определяет права и обязанности граждан РФ в области ЗНиТ от ЧС и социальную защиту пострадавших.
В гл. V, посвященной подготовке населения в области ЗНиТ от ЧС, подчеркивается, что подготовка населения к действиям в ЧС осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
|
Специально оговорен порядок финансового и материального обеспечения мероприятий по ЗНиТ от ЧС (гл. VI) за счет соответствующих бюджетов, страховых фондов, резервного фонда Правительства РФ.
Гл. VIII посвящена государственной экспертизе, надзору и контролю в области ЗНиТ от ЧС (см. гл. 10), в ней также предусматривается возможность проведения экспертизы общественными объединениями и независимыми экспертами, а также специалистами международных экспертных организаций в порядке, установленном законодательством РФ.
Виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства РФ в области ЗНиТ от ЧС, создании условий и предпосылок к возникновению ЧС, непринятии мер по защите жизни и сохранению здоровья людей и других противоправных действиях должностные лица и граждане РФ несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую и уголовную ответственность, а организации — административную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (гл. VII, ст. 28).
Если международными договорами РФ установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве РФ в области ЗНиТ от ЧС, то применяются правила международных договоров (гл. VIII, ст. 29).
Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности в целях охраны его здоровья.
Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения (см. подразд. 2.4);
принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительно к естественному радиационному фону облучением;
принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
Радиационная безопасность обеспечивается:
проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;
осуществлением органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности;
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.
Федеральный закон «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения промышленной безопасности опасных производственных объектов (ОПО) и направлен на предупреждение аварий на ОПО и обеспечения готовности организаций, эксплуатирующих ОПО, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего закона распространяются на все организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности ОПО на территории РФ.
Ст. 6 гл. II устанавливает, что деятельность по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на ОПО, проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников ОПО в необразовательных учреждениях может осуществляться на основании соответствующей лицензии, выдаваемой федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности, или его территориальным органом в соответствии с законодательством РФ.
При рассмотрении вопроса о выдаче лицензии одновременно с документами, определяемыми законами и иными нормативными актами РФ, заявитель подает:
акт приемки ОПО в эксплуатацию или положительное заключение экспертизы промышленной безопасности;
декларацию промышленной безопасности ОПО.
В лицензиях на эксплуатацию ОПО делается запись об обязательном наличии у заявителя договора страхования ответственности за причинение вреда либо ущерба при эксплуатации ОПО.
В связи с принятием Федерального закона от 8 августа 2001 г. №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок лицензирования деятельности по проектированию, строительству, эксплуатации, расширению, реконструкции, техническому перевооружению, консервации и ликвидации ОПО; изготовлению, монтажу, наладке, обслуживанию и ремонту технических устройств, применяемых на ОПО, проведению экспертизы промышленной безопасности; подготовке и переподготовке работников ОПО в необразовательных учреждениях в ближайшее время будет изменен.
Технические устройства, в том числе и иностранного производства, применяемые на ОПО, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством РФ порядке (гл. II, ст. 7).
В ст. 8 и 9 гл. II сформулированы требования промышленной безопасности, соответственно, к проектированию, строительству и приемке в эксплуатацию ОПО и к эксплуатации ОПО.
В Федеральном законе сформулированы требования промышленной безопасности по готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО (гл. II, ст. 10). В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий организация, эксплуатирующая ОПО, обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по локализации или ликвидации последствий аварий на ОПО;
заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или формирования, а также внештатные аварийно-спасательные формирования;
иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством РФ;
обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на ОПО;
создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.
Федеральным законом определены требования к производственному контролю за соблюдением требований промышленной безопасности (ст. 11), техническому расследованию причин аварии (ст. 12), экспертизе промышленной безопасности (ст. 13), федеральному надзору в области промышленной безопасности (ст. 16).
В ст. 14 устанавливается обязательность разработки декларации промышленной безопасности ОПО, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в прил. 2 к настоящему закону.
Ст. 15 ФЗ устанавливает обязательность страхования ответственности за причинение вреда жизни и здоровью или имуществу других лиц и ОПС в случае аварии на ОПО.
Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (ст. 17).
Федеральный закон «О техническом регулировании» регулирует отношения, возникающие:
при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.
Федеральный закон также определяет права и обязанности участников регулируемых настоящим законом отношений.
В ст. 2 гл. 1 определяются основные понятия:
техническое регулирование — правовое регулирование отношений в области разработки, принятия, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, а также в области разработки, принятия, применения и исполнения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия;
технический регламент — документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленным законодательством РФ, или федеральным законом, или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации);
оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдений требований, предъявляемых к объекту.
Ст. 3 гл. 1 устанавливает принципы технического регулирования:
применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития;
независимость органов по аккредитации, сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей;
единую систему и правила эксплуатации;
единство правил и методов исследования (испытания) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;
единство применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок;
недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации;
недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации;
недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
В ст. 6 гл. 2 определены цели принятия технических регламентов, каковыми являются защита жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В ст. 7 гл. 2 декларируется, что технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую, пожарную, промышленную, термическую, химическую, электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; элек-тромагнутную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единства измерений.
Гл. 2 устанавливает виды технических регламентов (общие и специальные), порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента. Гл. 3 посвящена проблемам стандартизации; устанавливает принцип добровольного применения стандартов, которые могут быть национальными, утверждаемые национальным органом по стандартизации, и стандартами организаций, утверждаемые последними. В гл. 4 определены цели, принципы и формы подтверждения соответствия, знаки и декларирование соответствия, а также обязательная сертификация продукции. Гл. 6 посвящена государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов.