В соответствии с Положением о РСЧС, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 № 335, органы управления и силы РСЧС могут функционировать в трех следующих режимах: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации [12].
В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть или возникли чрезвычайные ситуации, либо к полномочиям которых отнесена ликвидация ЧС, для соответствующих органов управления и сил РСЧС может устанавливаться один из следующих режимов функционирования:
режим повседневной деятельности;
при угрозе возникновения ЧС – режим повышенной готовности,
при возникновении и ликвидации ЧС - режим чрезвычайной ситуации.
Решениями руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций о введении для соответствующих органов управления и сил РСЧС режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации определяются:
обстоятельства, послужившие основанием для введения режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации;
границы территории, на которой может возникнуть чрезвычайная ситуация или границы зоны чрезвычайной ситуации;
силы и средства, привлекаемые к проведению мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайной ситуации;
перечень мер по обеспечению защиты населения от чрезвычайной ситуации или организации работ по ее ликвидации;
|
должностные лица, ответственные за осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайной ситуации, или руководитель работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил РСЧС, а также мерах по обеспечению безопасности населения.
При устранении обстоятельств, послуживших основанием для введения на соответствующих территориях режима повышенной готовности или режима чрезвычайной ситуации, руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций отменяют установленные режимы функционирования органов управления и сил РСЧС.
При угрозе возникновения или возникновении региональных, федеральных ЧС режимы функционирования органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливаются решениями Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС, являются:
а) в режиме повседневной деятельности: изучение состояния окружающей среды и прогнозирование ЧС; сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности; планирование действий органов управления и сил РСЧС, организация подготовки и обеспечения их деятельности; подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС; проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения пожарной безопасности; осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования; проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях; ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф;
|
б) в режиме повышенной готовности: усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения ЧС и их масштабов; введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил РСЧС на стационарных пунктах управления; непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам РСЧС данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них; принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития ЧС, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях; уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации ЧС и иных документов; приведение при необходимости сил и средств РСЧС в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий; восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации ЧС; проведение при необходимости эвакуационных мероприятий;
|
в) в режиме чрезвычайной ситуации: непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС; оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших чрезвычайных ситуациях; проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС; организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС; непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации; организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС; проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи, — режим чрезвычайной ситуации. В режиме чрезвычайного положения органы управления и силы единой системы функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами РСЧС в режиме ЧС, являются:
непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникших ЧС и их последствий;
оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникших ЧС;
проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;
организация работ по ликвидации ЧСи всестороннему обеспечению действий сил и средств РСЧС, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникших ЧС;
непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и в ходе проведения работ по ее ликвидации;
организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций по вопросам ликвидации ЧС;
проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.
При введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «а» статьи 3 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении», для органов управления и сил соответствующих подсистем РСЧС устанавливается режим повышенной готовности, а при введении режима чрезвычайного положения по обстоятельствам, предусмотренным в пункте «б» указанной статьи — режим ЧС.
В режиме чрезвычайного положения органы управления РСЧС функционируют с учетом особого правового режима деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций.
В режиме ЧС управление функционированием подсистем и звеньев РСЧС осуществляется с повседневных и (или) вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.
Реагирование на чрезвычайные ситуации на региональном уровне – совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил субъекта РФ, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям, осуществляемая в соответствии с решениями комиссий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
Комиссии решают вопросы, связанные с обеспечением спасательных работ, доставкой продовольствия, спасателей, грузов гуманитарной помощи, эвакуацией населения, организацией компенсационных выплат, выполнением ритуальных услуг, предоставлением жилья пострадавшим и другие. Непосредственное руководство работами осуществляют руководители работ по ликвидации ЧС, назначаемые в зависимости от масштаба возникшей ЧС к руководителями органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и учреждений. Группировка сил при реагировании и ликвидации ЧС природного и техногенного характера на региональном уровне создается по следующими принципам.
В начальный период для проведения АСНДР привлекаются силы, находящиеся в постоянной готовности: дежурные подразделения местных поисково-спасательных формирований, караулы противопожарной службы, оперативные подразделения МВД России, бригады скорой медицинской помощи, формирования постоянной готовности федеральных органов исполнительной власти, дислоцирующиеся на данной территории, мобильные отряды воинских частей и спасательных центров войск ГО (по указанию региональных центров МЧС России), дежурные подразделения воинских частей ВС (по плану взаимодействия) и население. Этими силами осуществляется первичная оценка масштабов ЧС, состояние маршрутов и подъездных путей, организуется поиск и оказание помощи пострадавшим в очагах поражения, локализация пожаров, а в случае необходимости оповещение об опасности населения близлежащих районов.
При необходимости для выполнения аварийно-спасательных и других неотложных работ по решению органов исполнительной власти субъектов РФ могут быть привлечены силы и средства территориальных подсистем РСЧС, а при наиболее крупных и сложных ЧС по решению МЧС России используются воинские части и подразделения войск ГО, авиация, подразделения ГПС и поисково-спасательной службы МЧС России центрального подчинения, а также силы Всероссийской службы медицины катастроф.
При возникновении крупномасштабных ЧС могут привлекаться также силы и средства из других регионов, в состав которых включаются формирования, воинские части и подразделения с более длительными сроками приведения в готовность. При этом состав, техническое оснащение и оперативное построение группировки сил должно соответствовать перечню и объёмам работ по ликвидации ЧС. Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять ликвидировать ЧС в возможно короткие сроки, а их эшелонирование обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.
Реагирование на чрезвычайные ситуации на федеральном уровне – совокупность взаимосвязанных мер и действий органов управления и сил, определяющих порядок противодействия авариям, катастрофам, стихийным бедствиям и их последствиям. Реагирование на крупномасштабную ЧС на федеральном уровне начинается, как правило, с введения режима ЧС в МЧС России и функциональных подсистемах РСЧС, имеющих отношение к данной ситуации.
Основное содержание начального этапа реагирования состоит в оповещении, сборе руководящего состава, подготовке к работе оперативных групп и выдвижении их в район бедствия, приведении в готовность необходимых сил и средств. При этом оперативная служба МЧС России осуществляет непрерывный сбор информации о ЧС. В случаях аварий, катастроф и стихийных бедствий с тяжёлыми последствиями, требующими принятия решительных мер, может быть принято решение о создании и выдвижении в район бедствия оперативных групп МЧС России или регионального центра МЧС России, на территории которого возникла ЧС.
Указанные оперативные группы в некоторых случаях могут взять на себя руководство ликвидацией возникшей ЧС. Им в помощь для решения неотложных мер по ликвидации ЧС, выработки предложений по организации помощи населению, пострадавшему в ЧС, как правило, создается оперативный штаб в МЧС России, который готовит организационные документы, проекты указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, приказов и указаний МЧС России и т. п., производит необходимые расчёты и обоснования, доводит до исполнителей приказы и указания, контролирует их исполнение, постоянно поддерживает связь с районом бедствия, обобщая и анализируя поступающую информацию, готовит доклады руководству страны.
Решение об оказании помощи в ликвидации ЧС федеральными силами и средствами или о принятии непосредственного руководства ее ликвидацией на федеральном уровне принимается Правительством РФ по представлению органов исполнительной власти, на территории которых возникла ЧС, и заключению МЧС России. В отдельных случаях для ликвидации ЧС может быть образована правительственная комиссия, председатель которой принимает на себя руководство всеми силами и средствами, занятыми в ликвидации ЧС.
Оперативные группы МЧС России, с включением в их состав специалистов от заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, создаются в целях организации централизованного руководства и координации деятельности сил и средств различных федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в районе крупномасштабной ЧС.
Структурно оперативные группы, как правило, включают следующие элементы: руководство группой, штаб оперативной группы, группу обеспечения, узел связи.
В свою очередь, штаб оперативных групп состоит из управления, группы планирования, группы направлений. Группа направлений состоит из подгрупп: аварийно-спасательных работ, автомобильного транспорта, тыла, энергетики, авиации, взаимодействия с местными органами власти, охраны и режима, ремонта и эксплуатации, работы с трупами, санитарно-эпидемической. Названия подгрупп определяются начальником штаба оперативной группы по конкретным направлениям основных работ по ликвидации возникшей ЧС.
Обеспечение правопорядка, предотвращение мародёрства и хищений в районе ЧС организуется путём изоляции района бедствия силами личного состава ОМОН пострадавшей территории, Центра специального назначения МЧС России и милиции. Управление и связь с места проведения аварийно-спасательных работ с центром (Правительством РФ, МЧС России и др. федеральными органами исполнительной власти и организациями РФ) организуется с использованием средств связи МЧС России, Мининформсвязи России и Минобороны России, в том числе путем организации постоянно действующего телемоста МЧС России с районом бедствия
Важным моментом в обеспечении безопасности являются меры предупредительного и профилактического характера.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – этодеятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и структур РСЧС, направленная на предотвращение ЧС, уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера.
Большая часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты населения и территорий от ЧС на всех уровнях РСЧС.
Практические меры, требующие больших финансовых и материальных затрат, решаются, как правило, в рамках региональных целевых программ по
ПредупреждениеЧС и реализуются в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в экстремальных условиях.
Предупреждение ЧС проводится по следующим направлениям:
мониторинг и прогнозирование ЧС;
рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
предотвращение некоторых опасных природных явлений и процессов;
повышение технологической безопасности с целью предотвращения аварий и катастроф;
подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС;
декларирование промышленной безопасности;
лицензирование деятельности опасных производственных процессов;
страхование ответственности эксплуатации опасного производственного объекта;
проведение государственной экспертизы, надзора и контроля за природой и техногенной безопасностью;
информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах, а также подготовка населения в области защиты от ЧС.
Решение вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению ЧС, осуществляется путем планирования, которое проводится в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации ЧС, разрабатываемых на всех уровнях РСЧС.
В планы включаются не только мероприятия инженерно-технического и технологического характера, касающиеся конкретных природных опасностей и опасных производств, но предусматриваются организационные и экономические меры.
Наибольшую возможность практического осуществления получают плановые задания, включенные в перспективные и годовые прогнозы (планы) социально-экономического развития или решаемые в рамках федеральных или региональных целевых программ по предупреждениюЧС. Информационной базой выбора и обоснования планируемых мероприятий П.ЧС являются результаты оценки состояния безопасности населения и территорий.
Для организации деятельности всех ведомств в масштабах страны по предупреждениюЧС природного и техногенного характера отдельные результаты мониторинга и прогнозирования, сводится в единую базу данных, которая используется централизованно, на ее основе построены аналитические комплексные прогнозы ЧС, их результаты доводятся до всех подсистем и звеньев РСЧС, органов государственной власти и местного самоуправления, а также населения.
В интересах предупреждения ЧС проводятся превентивные меры, предпринимаемые заблаговременно по прогнозу времени и места возникновения опасных природных, техногенных и социальных явлений.
Научно-методической основой принятия решений по уровню предупрежденияЧС является анализ рисков техногенных аварий и катастроф. Превентивные меры защиты от ЧС подразделяются по целям, уровням принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам.
Так, профилактика возникновения ЧС техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. Мониторинг состояния техногенных объектов (техногенный мониторинг) решает задачи производственной безопасности и заключается в ведении наблюдения и контроля за состоянием производственной базы объектов экономики и технологическими процессами на них с целью прогнозирования аварийности и принятия соответствующих мер по её предотвращению и смягчению последствий.
В деле предупреждения ЧС важную роль играют общегосударственные, ведомственные и территориальные меры организационно-экономического характера. Они позволяют поднять экономическую ответственность владельцев и руководителей организаций, особенно имеющих в своем составе потенциально опасные объекты, стимулировать работу по снижению риска ЧС и управлению им.
Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС проводится руководителями организаций, во владении или подчинении которых находятся данные объекты, под контролем соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и территориальных органов управления МЧС России.
Деятельность по предупреждению ЧС имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям.
Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих ЧС и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация. Предупредительные меры особенно эффективны при наличии достоверных прогнозов, целесообразном определении фронта, состава и объема профилактических работ.
ПредупреждениеЧС обеспечивается заблаговременным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.
Конкретные мероприятия по предупреждению возникновения ЧС реализуются также в ходе подготовки объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях ЧС. В ходе выполнения планов и целевых программ, при целенаправленной работе объектов и отраслей экономики по подготовке к функционированию в условиях ЧС.
При ЧС природного и техногенного характера размеры потерь во многом зависят от степени информированности населения в области ЧС. Поэтому информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территориях проживания непосредственно влияет на эффективность работы по уменьшению масштабов ЧС.
Вся информация о защите населения и территорий от ЧС, а также о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» является гласной и открытой. Ограничение этой информации допускается лишь в законодательном порядке.
Информация, доводимая до населения в связи с ЧС, представляет сведения о прогнозируемых и возникших ЧС, а также сведения о состоянии радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической обстановки на соответствующих территориях.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и администрации организаций, а также органы управления РСЧС обязаны оперативно и достоверно информировать население через средства массовой информации и по другим каналам о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания, приемах и способах защиты населения от них, состоянии защиты населения и территорий от ЧС и принятых мерах по обеспечению их безопасности, о прогнозируемых вариантах развития возможных ЧС, а также о возникших ЧС, необходимых действиях населения и принимаемых мерах.
ПредупреждениеЧС основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.
Профилактическая работа по предупреждениюЧС зависит от социально-экономического и политического положения в стране, состояния общества, природных условий и других факторов. Эти факторы глубинны и трудно поддаются влиянию, в результате чего возможности государства и РСЧС по обеспечению результативности предупредительных мер бывают ограниченными.