Признаки правоприменения.




В отличие от непосредственных форм реализации права, правоприменение имеет особые черты.

1. Это деятельность властных органов. Ими могут быть государственные органы, должностные лица, наделенные властными полномочиями, негосударственные органы. Гос. органы и должностные лица имеют право предписывать определенное поведение другим участникам правоотношений.

Негосударственные органы могут быть субъектами правоприменения - например, органы местного самоуправления, третейские суды, руководители предприятий; они должны быть наделены государством полномочиями осуществления правоприменительной деятельности, имеют строго определенную компетенцию, в рамках которой их деятельность считается правоприменительной, а если выходит за рамки, то правоприменительной уже не может считаться.

Физические лица не могут быть субъектами правоприменения. (По субъекту)

2. Эти органы имеют строго установленные рамки властной деятельности по реализации права, так как они должны обладать строгой компетенцией, в рамках которой из деятельность считается правомерной. (По форме).

3. Это деятельность по реализации норм права в конкретной жизненной ситуации. Поэтому она является реализацией конкретной нормы, то есть не является произволом власти. В результате правоприменения устанавливаются предписания - индивидуальный акт правоприменения. Это предписание содержит указание на конкретные субъективные права и юридические обязанности точно указанных в нем субъектов права.

4. Этот акт имеет властный характер, то есть реализация этого акта обеспечивается силой государственного принуждения.

Кроме 4-х основных признаков можно выделить дополнительные:

1. Правоприменение - деятельность, проходящая, как правило, в строго установленном законом порядке. Сам процесс правоприменения урегулирован процессуальными нормами, в которых указаны порядок, стадии, сроки.

2. Правоприменение - управленческая деятельность, то есть организующая деятельность по принятию решения.

3. Это творческая деятельность, так как нормы права носят абстрактный характер, а жизненные ситуации разнообразны в своих проявлениях.

4. Это политическая деятельность, так как:

1) осуществляется политическим институтом – государство;

2) касается отношений между различными социальными группами и категориями граждан;

3) в актах правоприменения происходит реализация воли государства в лице правящих социальных групп.

Необходимость правоприменения, как формы реализации диктуется следующими обстоятельствами:

1. При возникновении конфликта, спора между субъектами правоотношения и при необходимости его разрешить.

2. При защите прав граждан и осуществлении мер юридической ответственности.

3. При распределении общественных благ, находящихся в собственности государства.

4. При выполнении функций управления внутри государственного аппарата (назначение на должность, увольнение, поощрение, регулирование поведения должностных лиц).

5. Стремлением государственного аппарата сохранить контроль за поведением населения (лицензирование).

Правоприменение можно классифицировать по различным основаниям:

1. По форме.

1) административное - наложение штрафа,

2) предварительное расследование в форме дознания и следствия,

3) правосудие - в форме уголовного, гражданского, арбитражного процесса.

2. По субъектам правоприменения:

1) представительные органы власти;

2) исполнительно-распорядительные;

3) судейские;

4) Президентом РФ -?).

3. По составу:

1) Коллегиальные (решения Госдумы);

2) Единоличные.

4. По видам применяемых норм:

1) регулятивных и охранительных норм;

2) материальных и процессуальных норм;

3) норм различных отраслей права.

Стадии правоприменения:

1 стадия. Установление правоприменительным органом фактических обстоятельств дела. Эта стадия сводиться к сбору и анализу фактов, которые характеризуют данное деяние. Собираются доказательства - сведения о фактах действительности, полученных и закрепленных в установленном порядке. Необходимы для установления истины и правильного разрешения дела. Факты действительности, не подкрепленные доказательствами, не могут быть использованы при разрешении дела. В доказательствах совмещаются фактическое содержание и процессуальная форма. Ст. 50 Конституции РФ - про незаконные доказательства. Работа с доказательствами разбивается на несколько стадий:

1) Сбор доказательств. Иногда здесь строго регулируется порядок, т.е. способы сбора доказательств. В Уголовном процессе способы сбора доказательств называются следственными действиями.

2) Оценка доказательств. Собранные доказательства должны быть оценены с точки зрения относимости к делу, доступности, достоверности, достаточности для разрешения дела (полнота).

Требования к первой стадии правоприменения:

1) полнота сбора доказательств;

2) всестороннее глубокое исследование доказательств;

3) выяснение истинных обстоятельств дела;

4) законность при сборе доказательств и правильность их процессуального оформления.

2 стадия. Подбор и анализ правовых норм, подлежащих применению. Правоприменитель осуществляет юридическую квалификацию обстоятельств дела. Это сводиться к оценке обстоятельств дела с точки зрения соответствия их условиям действия правовой нормы, которые изложены в гипотезе данной нормы. Провести юридическую квалификацию - показать, что, исходя из собранных доказательств, в данном деле необходимо применять именно выбранную норму права.

Эта стадия заключается, прежде всего:

1) в отыскании нужной правовой нормы в общей массе правовых нормативного материала;

2) в проверке действует ли данная норма в данное время, на данной территории, на каких субъектов распространяется, не противоречит ли законам и Конституции;

3) необходимо проверить правильность текста нормы, сверить с официальным изданным нормативным актом;

4) необходимо толкование, то есть уяснение смысла нормы.

3 стадия. Принятие решения по рассмотренному делу. На этой стадии реализуется в поведении право применителя диспозиция/санкция нормы права. Это мыслительная деятельность. Оформление - на бумаге. Эта стадия заключается в том, что решение доводится до заинтересованных лиц.

Требования к акту применения:

1) законность, обоснованность, справедливость - по содержанию;

2) должно соответствовать установленным в законе требованиям по форме документа: вводная часть (кто, что, где, когда), фабула дела, мотивировочная часть, резолютивная часть.

Выделяется и 4 стадия – контроль за исполнением принятого решения.

Пробелы законодательства устраняются с помощью аналогии закона и аналогии права

В ряде случаев правоприменитель может столкнуться с обстоятельствами, когда в силу важности общественных отношений или по просьбе сторон ему необходимо урегулировать отношения, а нормы права, рассчитанные на данные отношения, отсутствуют. Возникает пробел в праве. В данном случае правоприменитель не только имеет право, но и должен восполнить этот пробел уже в процессе применения. Не допускается в уголовном праве, административном праве.

Аналогия права – суд выносит решение исходя из общих принципов права. Когда дело доходит до Верховного Суда оно получает свое закрепление в Постановлении Пленума – оно становится нормативным, чтобы подобные дела решались по этому пути.

Допускается в гражданском праве. Условия применения аналогии права:

1) допустимость по отрасли;

2) находится ли данный случай в сфере правового регулирования или регулируется другими социальными нормами (например, моральное осуждение);

3) имеется ли специальная норма, рассчитанная на этот случай;

4) если нет, то ищем нормы, регулирующие сходные отношения (сходные по родовым признакам, различающиеся по видовым);

5) если нет схожей нормы, то из общих принципов права.

Возможно субсидиарное применение права - с помощью другой отрасли права. Например, исковая давность в гражданском праве хорошо изложена, а в других отраслях нет - мы обращаемся к гражданскому праву.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: