1. Стадия регламентации общественных отношений – эта стадия обеспечивается следующим правовым средством – норма права, которая содержится в НПА.
2. Стадия возникновения субъективных прав и юридических обязанностей – обеспечивается правоотношением.
3. Стадия реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Правовое средство – акты реализации.
Совокупность этих элементов есть механизм правового регулирования, то есть это совокупность правовых средств, обеспечивающих процесс правового регулирования. Названные элементы являются основными, но в механизм правового регулирования входят также и иные средства, которые могут пронизывать весь процесс правового регулирования: правосознание, юридические факты и ответственность и законность.
Например, правосознание пронизывает весь процесс правового регулирования, является стержневой основой всего процесса правового регулирования. Иногда его роль была очень велика - начало Советской власти. Остальные элементы примыкают к какой-то отдельной стадии правового регулирования.
Механизм правового регулирования - взятая в единстве система правовых средств, то есть совокупность взаимосвязанных между собой способов методов, типов, уровней правового регулирования, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Система правового регулирования отвечает на вопрос: как происходит правовое регулирование.
Средства правового регулирования отвечает на вопрос: чем урегулировано поведение людей.
Механизм правового регулирования одна из важнейших категорий юридической науки и ему присущи особенности:
1. Это объемная категория, она в единстве охватывает все правовые средства, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Эти правовые средства в совокупности дают возможность картину всех звеньев юридической надстройки.
2. Эта категория носит системный характер, так как она не только собирает правовые явления вместе, но и расставляет их по своим местам. Перед нами не разрозненные правовые явления, а целостный механизм, каждая часть которого во взаимодействии с другими выполняет свои специфические функции.
3. Эта категория, которая выявляет своеобразие правового регулирования. Идеологическое воздействие права, если оно не проходит через механизм правового регулирования, то оно по своему характеру в принципе ничем не отличается от влияния на общественные отношения других идеологических средств (пропаганда, агитация, моральное воздействие). Таким образом, идеологическое воздействие не является специфическим только для права и не охватывается правовым регулированием как особым видом социального регулирования. Для правового регулирования характерно то, что оно всегда осуществляется при помощи особого механизма - специальные правовые средства. В данном случае прослеживается различие понятий правового регулирования и правового воздействия. Второе шире, чем первое, т.к. может реализовываться не только через механизм правового регулирования, но и другие вышеуказанные средства.
Способы правового регулирования:
1. Дозволение – предоставление субъектам различных прав, возможностей, для их совершения;
2. Запрет;
3. Обязывание;
4. Поощрение;
5. Рекомендация – указание государства на наиболее приемлемый с его точки зрения вариант поведения.
Сочетание указанных способов позволяет реализовывать различные функции права:
1. правоохранительная – по средством запрета и обязывания государственных органов применения меры ответственности к правонарушителям.
2. регулятивно-динамичная – по средством обязывания совершать какие-либо действия;
3. регулятивно-статическая – по средство запретов.
Применение различных способов правового регулирования характеризует политический режим: авторитарный режим вынужден широко применять запреты обязывание, демократический – больше использует дозволение.
Уровни правового регулирования:
1. централизованный – издание норм права и индивидуальных актов правоприменения, охрана норма права по средством органов государственной власти и управления, суда.
2. децентрализованный – правотворчество, издание актов применения органов гос. власти, заключение договоров между гражданами и другими субъектами права.
Приемы правового регулирования:
1. нормативное регулирование – издание НПА
2. индивидуальное регулирование – правоприменение и заключение договоров индивидуального характера.
Методы правового регулирования:
1. императивный;
2. диспозитивный.
Можно также говорить о поощрении и рекомендательном методе.
Типы правового регулирования
Тип образуется из сочетания в различных пропорциях дозволения и запрета.
1. общедозволительный – субъектам права разрешается все, кроме того, что прямо не запрещено.
2. разрешительный тип – субъектам права может разрешаться только то, что прямо предусмотрено законом. Если какое-то поведение не урегулировано нормой права, то оно запрещено.