В режим дня дошкольной организации.




Концептуальное обоснование включения направления «Здоровье»

Реализация направления здоровье будет осуществляться намного более эффективно, если будет опираться на концептуальные позиции науки ортобиотка, опирающейся на идею триединства здоровья (физического, психического и духовного).

«Ортобиоз» - в переводе с латыни означает РАЗУМНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ. Возникновение ортобиотики как науки связано с именем Ильи Ильича Мечникова. Его исследования помогли понять факт существования связи между мировоззрением человека и его физическим состоянием. Оптимист и пессимист – это не просто некоторые отвлеченные философские понятия, а реальный образ жизни, стоящий за этими категориями.

Каковы же критерии наличия здоровья или нездоровья у дошкольника?

Под ФИЗИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ обычно понимается естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем (см. таблицу №1).

Виды здоровья Формы проявления здоровья человека (ребенка) Формы проявления нездоровья человека (ребенка)
  Физическое здоровье   Свободное дыхание, легкие движения, живая мимика, теплые конечности, розовое лицо, выразительная речь, расширение сенсорного восприятия, блеск глаз.   Может проявляться в головокружении, легкой тошноте, зевоте, поверхностном дыхании, поднятии или падении артериального давления, блуждающих болях, физическом заболевании.  

Таблица №1

Под ПСИХИЧЕСКИМ ЗДОРОВЬЕМ понимается такое состояние психической сферы человека, которое обеспечивает адекватную регуляцию его поведения в социуме (см. таблицу №2).

Психическое здоровье   Высокий эмоциональный тон, уверенность в своих силах, высокий уровень самоценности, адекватная самооценка, спокойствие, эффективные стратегии мышления и поведения, творческое состояние сознания.   Выражается в потере интереса к делу, доминировании таких эмоциональных состояний как гнев, страх, вина и т.п., может возникать чувство беспомощности во время обучения чему-то – все вместе ведет к резкому снижению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Таблица №2

Под ДУХОВНЫМ ЗДОРОВЬЕМ принято понимать наличие у человека таких моральных принципов и норм, которые помогают сознательно относиться к труду, родине, другим людям, овладевать сокровищами человеческой культуры, познавать законы строения вселенной (см. таблицу №4).

Духовное здоровье   Включенная интуиция, спонтанное поведение, альтруизм, толерантное мышление и поведение.     Может проявляться в личностной деградации, желании манипулировать другими людьми, отсутствии интуитивных решений, в чувстве глубокого одиночества и т.п.  

Таблица №3

Инструментально формирование и развитие физического, психического и духовного здоровья может быть осуществлено через ряд здоровьесберегающих технологий, которые являются совокупностью форм, методов и приемов организации деятельности без ущерба для здоровья воспитанников. По сути, речь идет о реализации базовых потребностей. Посильный режим дня и гигиенические нормы - необходимы для поддержания физического здоровья дошкольника, психологический комфорт - необходим для его психического здоровья, возможность быть самим собой в культурной среде - является основой его духовно здоровья.

Преодоление противоречий между потребностями ребенка и системой воспитания и обучения в ДОУ составляют канву научных изысканий и практических наработок педагогов.

Однако здоровьесберегающими технологиями не исчерпывается работа в ДОО. Современные ФГОС ДО предлагают формировать у дошкольника культуру ЗОЖ. Культура, в свою очередь, требует наличия компетенций: личностных, предметных и метапредметных. В этом случае понадобятся здоровьеформирующие технологии, представляющие собой совокупность форм, методов и приемов организации деятельности воспитанника по обретению им культуры ЗОЖ.

В своих исследованиях мы опираемся на здоровьеформирование через методы психопедагогики. Психопедагогика на сегодняшний день готова предложить методы и конкретные методики воспитания (и обучения), которые отталкиваются от природных возможностей и способностей человеческой психики. А психологические приемы по развитию необходимых личностных характеристик могут быть перенесены в пространство педагогики с целью воспитания и обучения дошкольника.

Один из вариантов подобной работы предложен нами в рабочих тетрадях «Живем в радости», выпущенных издательством ЮВЕНТА в рамках примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Разноцветная планета».

Предполагается выпуск рабочих тетрадей и на четыре возраста. 3-4; 4-5; 5-6; 6-7 лет.

В каждой такой тетради предлагается работа по 16 сказкам. То есть, если мы говорим о четырех возрастах, то говорим о работе с 64-мя сказками.

Предполагается, что дошкольное учреждение будет по две недели работать с каждой сказкой в течение года.

Сказка дает возможность прикосновения к многовековой мудрости и овладению духовными и нравственными ценностями народа. Именно поэтому на протяжении веков люди обращается к изучению своего фольклора, используя его как способ обучения своих детей.

Последовательность действий со сказкой такова: сначала ребенок знакомится со сказкой и отвечает на вопрос, о чем она (эта сказка), затем последовательно идет работа по формированию и развитию у ребенка:

· физического здоровья,

· психического здоровья,

· духовного здоровья.

Подобная алгоритмизация понадобилась для того, чтобы у взрослого, работающего с ребенком, вырабатывался определенный стиль опроса (с учетом психопедагогического воздействия).

Ребенку такая последовательность позволит со временем выработать определенную мыслительную стратегию по оценке и присвоению информации. В идеале речь идет о выработке рефлексии, как личностного качества.

Физическое здоровье поддерживается игровым моментом. Ребенку или группе детей (если речь идет о деятельности в детском саду) предлагается, оттолкнувшись от текста четверостишия, придумать самостоятельно движения к тексту. Как правило, четверостишия:

· помогают активизировать воспоминание о сказке;

· задают ритм движению;

· содержат призыв к погружению в сказочное действие.

Идеально делать опору на спонтанность ребенка в выборе движения.

К сказке «Репка» это могут быть, например, такие стихотворные строчки:

Вот один тяну я репку

И сдвигаю табуретку.

То толкаю, то тяну.

Нет, не сдвинуть одному.

Уф, присяду, отдохну.

Психическое здоровье поддерживается за счет осознания ребенком своих ощущений и эмоций, возникающих в ответ на знакомство с текстом.

Рефлексия ( анализ и оценка информации, пропущенная через призму личностного восприятия) осуществляется через беседу с ребенком по предложенным вопросам и рисункам. (Если позволяют временные рамки, можно подключить лепку, музыку, драматизацию и т.п.).

Ребенок очень легко идентифицируется с героями сказки, и те ощущения и чувства, которые он испытывает вместе с героями, помогают ему избавиться от накопившегося напряжения, нейтрализуют страхи.

Традиционно духовное здоровье формируется через усвоение морально-нравственных категорий, принципов, установок, которые предлагает сказка. Моральные суждения, предлагаемые сказкой, легко вбираются человеком, если: ему понятен смысл сказанного, доступны переживания героев, не отторгается личность человека, предлагающего информацию и т.п. Но не менее важным оказывается и ориентация ребенка в проблемной ситуации. Центральные идеи сказки, перенесенные в повседневную жизнь дошкольника, становятся частью опыта ребенка, усвоенной морально-нравственной нормой.

Если ребенок формулирует ответ на вопрос: «Чему научила тебя эта сказка?», можно говорить о том, что начался процесс личностного присвоения внешней информации (сказки). Но этот процесс требует закрепления. И здесь хорошо подойдет соединение стихотворных строк с каким-то телесным действием (например, жестом). Все вместе носит название «якорь».

Для сказки «Репка», это могут быть стихотворные строки:

Вот один тянул я репку

И не сдвинул табуретку.

Позову на помощь маму.

Вместе сдвинем на «Ура» мы»!

Рис. №1

Последняя строчка, произносимая ребенком вслух, соединяется с жестом: выбрасыванием зажатого кулачка правой руки резко вверх.

Впоследствии примерно две недели этот «якорь» нужно повторять (с ребенком или группой детей), предлагая его в разных ситуациях проблемных, учебных и т.п. И повторение «якоря», и ответ на вопрос, касающийся личного опыта (см. рис. №1) призваны создать у ребенка состояние РАДОСТИ, открытости чувств, самоприятия.

Рассмотрим на сказке «Репка» варианты работы в режимных моментах детского учреждения и непосредственно в образовательной деятельности.

Сказка «Репка»   Тема: о взаимовыручке. Смысл: нужно помогать друг другу (не все можно сделать в одиночку).

 

Цель работы: помочь ребенку зафиксировать чувственный опыт совместного достижения.

 

Физический аспект здоровья Психический аспект здоровья Духовно-нравственный аспект здоровья
Вот один тяну я репку, И сдвигаю табуретку: То толкаю, то тяну. Нет, не сдвинуть одному. Уф, присяду, отдохну…   (Проигрывать нужно с использованием заведомо тяжелых предметов, которые не под силу сдвинуть, столкнуть одному ребенку). Составление рассказа по картинкам с включением слов, выражающих ощущения: - легко – тяжело, - трудно – не трудно, - приятно – не приятнои эмоции: - плохо – хорошо, - обидно – не обидно, - грустно – весело, - грустно – радостно и т.п.   Вот один тянул я репку, И не сдвинул табуретку. Позову на помощь маму,- Вместе сдвинем на «Ура» мы! Якорь: Ребенок делает выброс правой рукой вверх с зажатым кулачком. Звук «Ура!» На лице улыбка.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: