В процессе выполнения расчетно-аналитической работы необходимо обратить внимание на ряд теоретических заданий, которые нужно выполнить в форме конспекта или структурно-логической схемы. Эти темы выносятся на самостоятельное изучение и требуют проработки основных теоретических аспектов экономического анализа с приведением примеров расчета отдельных показателей и интерпретации полученных результатов.
Теоретические пояснения к составлению структурно-логических схем
Структурно-логические схемы представляют собой граф, вершинами которого выступают термины (словосочетания) изучаемой предметной области (представляются в виде прямоугольников с вписанными в них словами), а ребрами - логические связи между этими терминами. Между терминами любой предметной области объективно существуют связи различных типов. К ним относятся: связи включенности (иерархической соподчиненности), отражающие отношения типа родовое понятие - видовое понятие; связи атрибутивности, отражающие свойства, характеристики, выражаемые одним термином по отношению к другому; связи синонимичности и антонимичности, отражающие одинаковость или противоположность смысла одного термина по отношению к другому; связи субъектно-объектности, характеризующие роли терминов и их носителей в определенных процессах, и др. Связи СЛС могут быть только однонаправленными, и при этом их максимальное число между рассматриваемыми терминами может достигать значения т, определяемого по формуле:
т ~ [п-(п-1)]/2,
где п - число рассматриваемых терминов.
Однако они могут быть и двухсторонне направленными (связи типа общее - частное; на СЛС их удобно изображать парой противоположно направленных стрелок). При этом максимальное количество связей удваивается. Следует иметь в виду, что реальное количество осмысленно трактуемых связей между рассматриваемыми понятиями может быть меньше предельного. Важно выявить и обозначить на СЛС наибольшее их число.
|
Структурно-логические схемы призваны углубить и продемонстрировать понимание обучаемым объективно существующих связей между отдельными понятиями, категориями, терминами в определенной изучаемой предметной области. Составление таких схем в порядке подготовки к итоговому контролю позволяет студенту систематизировать, структурировать приобретенные в процессе изучения предмет или его части знания, подготовиться к логическому изложении) «опросов, приведенных, например, в экзаменационном билете. Дли составления схемы студенту представляется набор из 5-6 терминов, относящихся к какому-то разделу курса. Например
Рис. 1. Пример структур ко-логической схемы
Принятые обозначения связей:
1 - документ, удостоверяющий участие в финансировании;
2 - объект акционирования;
3 - мерило эффективности;
4 - объект применения;
5 - преобразованная форма;
6 - основание для установления;
7 - один из поводов эмиссии;
8 - механизм финансирования;,
9 - один из механизмов установления;
10 - регулятор;
11 - место обращения;
12 - предмет купли-продажи.
Для выполнения аналитической части работы студенты должны использовать материалы из отчётных и бухгалтерских документов предприятия за последние 3-5 лет. Все исходные данные для проведения расчетно-аналитических процедур должны помещаться в предлагаемые данными МУ таблицы согласно разделам курса обучения. Опираясь на эту информацию, студент проводит расчеты с использованием методов экономического анализа (сравнения, средних и относительных величин, детерминированного и стохастического 2015орного анализа и др.). Выбор того или иного метода должен быть обоснован функциональной зависимостью между результативными показателями и 2015орами, оказывающими на них влияние. Использование элементов 2015орного анализа по отдельным темам обязательно!
|
Прежде чем приступить к выполнению расчетов по теме, студент должен изучить лекционный материал и учебную литературу по ней, а также расчеты, сделанные на практических занятиях.
Выполняя расчеты, следует придерживаться следующего алгоритма:
1. уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется 2014 аналитической работы.
2. разрабатывается система синтетических и аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.
3. собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).
4. проводится сравнение 2015ических результатов хозяйствования с 2015ическими данными прошлых периодов
5. Осуществляется отбор 2015оров определяющих исследуемые результативные показатели.
6. Определяется формы зависимости между 2015орами и результативными показателями.
7. Осуществляется моделирование взаимосвязей между 2015орами и результативными показателями.
8. Рассчитывается влияние 2015оров и дается оценка роли каждого из них в изменении результативного показателя.
9. Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.
10. Дается оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных 2015оров и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.
Выявление резервов должно быть нацелено на улучшение состояния изучаемых вопросов. Естественно, этот раздел может быть разработан только на основе авторских обоснований и расчетов. При этом целесообразно использовать математическую оптимизацию проектных решений.