1. 9.04.1990 г. был принят Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Однако при этом сохранился принцип двойного подчинения местных исполнительных органов.
2. 24.05.1991 г. на смену исполкомам местных Советов пришло понятие «местная администрация». Она была подотчетна местным Советам и вышестоящим исполнительным и распорядительным органам, но местная администрация уже не являлась органом соответствующего местного Совета.
3. 6.07.1991 г. был принят Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» включил местную администрацию в систему местного самоуправления и называл их представительными органами власти без слова «государственной».
4. Указом «О реформе местного самоуправления в РФ» № 1760 от 26.10. 1993 г. была прекращена деятельность районных и городских Советов.
5. Одновременно было утверждено Положение об основах организации местного самоуправления в РФ на период поэтапной конституционной реформы.
6. 12.12.1993 года Конституцией РФ установление общих принципов организации местного самоуправления было отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов.
7. 28.08.1995 г. был принят ФЗ № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
8. 20.03.1998 года ратифицировала Европейскую Хартию местного самоуправления, взяв на себя обязательство соблюдать признанные Советом Европы принципы организации местного самоуправления.
10. 6.10.2003 года был принят ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Дополнение по теме № 3
5. Советская система местного самоуправления.
Советская система местного самоуправления - появилась в России после Октябрьской революции 1917г.
Данная муниципальная система действовала в других социалистических странах. В настоящее время она продолжает сохраняться в том или ином виде в странах, по-прежнему считающих себя социалистическими (Китай, КНДР, Куба), и в некоторых развивающихся странах с социалистической ориентацией.
1. Характеризуется жесткой иерархической соподчиненностью входящих в нее звеньев. Так, в СССР местные советы представляли собой нижнее звено государственного аппарата.
2. Отрицание принципа разделения властей и провозглашение полновластия представительных органов на соответствующей территории. Все другие органы власти рассматриваются как производные от советов и им подчиненные.
3. Исполнительными органами местных советов, как правило, являются формирующиеся ими из своего состава исполнительные комитеты.
4. Наряду с единой системой представительных органов (национальных советов) функционировала и исполнительная вертикаль государственной администрации. Исполнительными органами общей компетенции здесь являлись единоличные администраторы.
5. Муниципальные органы находились под руководством правящей партии, сохраняя лишь внешнюю видимость «представительства» интересов местного населения.
6. Местные советы, как правило, не обладали самостоятельными источниками материальных и финансовых ресурсов. В экономическом отношении они находились в зависимости от центральных органов государственной власти.
7. На рубеже 80—90-х годов в результате общей демократизации правовой системы от советской системы отказались страны Восточной Европы и большинство развивающихся стран.
6. Система местного самоуправления США.
Ярким примером местного самоуправления зарубежных стран является характеристика самоуправления США.
В США графства выступают административно-территориальными подразделениями всех штатов, кроме Коннектикута и Род-Айленда, и служат главным образом для управления внегородской территорией.
Графства - искусственные образования, которые создавались для решения двух основных задач: оказание содействия штатам в выполнении ими функций, как отправление правосудия и проведение выборов; предоставление услуг сельским жителям, включая строительство сельских дорог и поддержание порядка.
В состав графств входят:
- муниципальные корпорации (сити, бороу, вилиджи и тауны).
- тауншипы и приравненные к ним тауны (штат Мэн – плантациями),
(штат Нью Гемпшир – местечки).
- школьные и специальные округа. (В США 14 721 школьный округ и 29 532 специальных округа).
Специальные округа создаются для деполитизации (ослабления, устранения влияния политических факторов на что-либо) той или иной сферы деятельности, а также для предоставления населению тех услуг, которые не предоставляются органами местного самоуправления.
Процесс образования муниципалитетов:
1) должно быть соблюдено требование к минимальной численности
населения (в разных штатах от 70 до 300 человек);
2) должна быть составлена петиция от жителей с просьбой об инкорпорировании, содержащая указание границ и численности населения предполагаемого муниципалитета;
3) под петицией требуется собрать подписи 20-25 % жителей, обладающих избирательным правом;
4) необходимо провести общее голосование поселения по вопросу
инкорпорации.
Муниципалитет образуется, только если за это высказалось большинство голосующих. Если при голосовании это предложение не прошло, то следующая попытка инкорпорирования допускается только через определенное время
Итак, в США функционирование местного управления регулируется исключительно штатами. Поэтому местные органы управления создаются в соответствии с законами штатов и их полномочия исходят от штатов.
Таким образом, в США отсутствуют единые для всей страны принципы административно-территориального деления, организации и функционирования местных органов. Отсюда - чрезвычайное разнообразие организационных форм местного самоуправления и их адекватность местным условиям.