Выражение признательности 5 глава




Мы не поймем до конца упорства требований, пока рассматриваем их только как “наивное” выражение претензий на то, что невротик, с его раз­дутым образом себя самого, считает “положенным”, причитающимся ему, или как понятное желание того, чтобы его многочисленные компульсивные потребности были удовлетворены другими Упорство, с которым невротик вцепляется в некую установку, несомненно указывает, что эта установка вы­полняет функции, кажущиеся ему необходимыми и неизбежными в рамках его невроза. Мы рассмотрели, каким образом требования невротика соз­дают видимость решения многих его проблем. Их всеобъемлющая функ­ция — увековечить его иллюзии о себе и переложить ответственность на внешние факторы Поднимая свои потребности на высоту требований, он отрицает свои расстройства и возлагает ответственность за себя на других людей, на обстоятельства, на судьбу Несправедливо, что у него вообще

67—


Карен Хорни. Невроз и личностный рост

есть проблемы. Он имеет право хотя бы на жизнь устроенную так, чтобы эти проблемы его ни в коем случае не беспокоили. Например, у него просят взаймы или о пожертвовании Он расстраивается и в душе посылает к чер­ту просителя Но на самом деле он недоволен тем, что нарушено требова­ние не беспокоить его. Что делает его требование столь непреклонным/ Просьба, в действительности, сталкивает его с внутренним конфликтом, в котором находятся его потребность уступать другим и потребность фру-стрировать их. Но пока он (по каким угодно причинам) очень боится или очень не хочет видеть свой конфликт, он вынужден держаться за свое тре­бование Он говорит о нем, как о нежелании беспойства, но если уточнить, то окажется, что он требует: мир должен быть устроен так, чтобы он не сталкивался со своими конфликтами и не был бы вынужден их осознавать. Позднее мы поймем, почему ему жизненно важно сбросить с себя ответст­венность. Но нам уже видно, что его требования, в результате, не дают ему возможности расстаться со своими проблемами и тем самым увековечи­вают его невроз.


Глава 3 Тирания “Надо”

Мы до сих пор обсуждали, в основном, каким образом невротик пыта­ется актуализировать идеальное Собственное Я во внешнем мире: через достижения, славу, успех, власть или торжество. Невротические требова­ния также получают конкретное выражение, направленное вовне- он везде и всячески пытается отстоять свое право на исключение в силу своей исклю­чительности. Его чувство, что он имеет право быть выше необходимости и законов, позвопяет ему жить в вымышленном мире, как есчи бы он и в самом деле был выше их. И когда бы он ни оказался существенно ниже планки своего идеала, его требования позволяют ему возложить ответствен­ность за такую “неудачу” на внешние факторы.

Теперь мы обсудим тот акпект самоидеализации (кратко упомянутый в первой главе), в котором фокусом является его внутренний мир. В про­тивоположность Пигмалиону, который пытался в свое, соответствующее его канонам красоты, творение превратить другого, невротик берется за работу по переплавке в высшее существо самого себя. Он ставит свою душу перед своим же образом совершенства и бессознательно говорит себе: “За­будь о том никудышном существе, которым ты являешься; вот каким тебе Надо быть, и быть таким идеальным — вот все, что имеет значение. Ты дол­жен быть в состоянии вытерпеть все, понять все, нравиться всем, быть всегда продуктивным”. Это пишь немногие из внутренних предписаний Они безжалостны и непреклонны, и я назову их “тиранией Надо”.

Внутренние предписания включают все, что невротику Надо делать, чувствовать, знать; кем ему Надо быть, а также все его табу: как и что ему Нельзя делать. Я начну с перечисления некоторых из них, чтобы дать крат­кий их обзор. Более подробные и конкретные примеры мы рассмотрим Далее, по мере обсуждения характерных черт каждого “Надо”.

Ему Надо быть пределом честности, щедрости, внимательности, спра­ведливости, достоинства, храбрости, заботливости. Ему Надо быть совер­шенным любовником, мужем, учителем. Он Должен вынести все, угодить всем, любить своих родителей, жену и страну; или же, напротив, ему Нель-эя привязываться ни к чему и ни к кому, ничто Не Должно иметь для него значения, он Не Должен чувствовать обиду, а Должен быть всегда спокой­ным и умиротворенным. Он Должен всегда получать наслаждение от

69-


Карен Хорни Невроз и шчностныи рост

жизни, или же, он Должен быть выше забав и развлечении Он Должен быть непосредственным, он Должен всегда сдерживать свои чувства Ему Надо знать, понимать и предвидеть все Он Обязан не сходя с места разре шить любую проблему, свою или чужую Он Должен преодолеть любые трудности, как только они появятся Ему Нельзя уставать или болеть Он всегда Должен суметь устроится на работу Все, что можно сделать не меньше, чем за два три часа, он Должен делать за час

Этот обзор указывает на размах внутренних предписании и оставляет впечатление о них, как о притязаниях, которые хотя и понятны, но слишком жестки и трудны для исполнения Если мы скажем пациенту, что он ждет от себя слишком многого, он зачастую согласится без колебании, он иногда даже и сам об этом знает Обычно он добавит, в явной или неявной форме, что лучше ожидать от себя слишком многого, чем слишком малого Но сказав о чрезмерности требовании к себе, мы еще не раскроем особых черт внутренних предписании тех, которые проступают при более глубоком исследовании Они частично совпадают, поскольку все проистекают из необходимости превратиться в идеал самого себя, которую чувствует инди вид, и из убеждения, что он это может

Что удивляет нас с самого начала — это то же самое пренебрежение выполнимостью, которое пронизывает все стремление к актуализации идеального Собственного Я Многие из этих требовании к себе таковы, что их не мог бы выполнить ни один человек Они просто фантастичны, хотя сам индивид и не отдает себе в том отчета И все таки он не может не при знать их у себя, когда его ожидания попадают в полосу ясного света крити ческого мышления Но интеллектуальное признание зачастую изменяет не так уж много, если вообще что либо изменяет Положим, врач, который по девять часов в день ведет прием и вдобавок активно участвует в обществен ной жизни, наконец ясно понимает, что при такой занятости для серьезной научной работы уже не остается места Но после нескольких неудачных попыток резко сократить ту или иную деятельность течение его жизни воз вращается в прежнее русло Его требование “Для меня не должно сущест вовать ограничении по времени и силам” оказывается сильнее рассудка Далее, рассмотрим более мягкий случаи Пациентка бьпа весьма удручена во время сеанса — подруга рассказала ей о своих запутанных отношениях с мужем С мужем подруги моя пациентка встречалась только в обществе Однако несмотря на то, что она уже несколько лет проходила анализ и пре красно знала, сколь многие психологические тонкости необходимо выяс нить в любых межчеловеческих отношениях, она считала, что обязана была сообщить подруге, насколько прочен ее брак

Я сказала пациентке, что она ожидает от себя невозможного для кого угодно, и напомнила о множестве вопросов, которые необходимо выяснить прежде чем мы получим хотя бы смутное представление о факторах, деист вующих в подобной ситуации Оказалось, что она отдавала себе отчет о большинстве указанных мной трудностей, но все же считала, что Должна иметь некое шестое чувство, которое позволяет все их преодолеть

—70


/ taea 3 Тирания <Надо

Другие требования к себе могут и не быть фантастичными по сути, но показывают полное пренебрежение к условиям, при которых они могли бы быть выполнены Так, многие пациенты ожидают, что пройдут анализ за ничтожно малое время, поскольку они необыкновенно умны Но продвиже ние анализа пациента имеет мало общего с его умом Умение рассуждать, на самом деле, часто используется для торможения прогресса Рассчи тывать приходится на эмоциональные силы пациента, его способность не лукавить и брать на себя ответственность

Ожидание легкого успеха присутствует не только по отношению к про должительности анализа в целом, но и по отношению к достижению глубин ного прозрения (инсаита) Например, только еще увидев у себя некоторые из своих невротических требовании, они уже считают, что полностью их переросли То, что здесь нужна терпеливая работа, что требования никуда не денутся, пока не исчезнет эмоциональная необходимость в них,— все это игнорируется Они верят, что их ум должен быть главной движущей силой Естественно, при этом неизбежно последуют разочарование и расте рянность Так, например, учительница может ожидать, что при ее долгом опыте преподавания ей будет легко написать статью на педагогическую тему Если слова все же не стекают сами с ее пера, она испытывает глубо кое отвращение к себе Дело в том, что она проигнорировала или отбросила вполне уместные вопросы Есть ли ей что сказать9Превратился ли ее опыт в четкие и полезные формулировки7И даже если ответ на эти вопросы утвердительный, для статьи по прежнему нужна самая обычная работа по приведению мыслей в порядок и их изложению

Внутренние предписания, в точности как политический произвол в полицейском государстве, действуют с совершенным пренебрежением к внутрипсихическому состоянию личности — к тому, что личность в данный момент способна чувствовать и делать Например, очень распро страненное Надо — это “надо никогда не обижаться” Непременного соблюдения этого правила, которое подразумевает слово “никогда”, было бы, видимо, чрезвычайно трудно добиться Многие ли чувствуют или чувст вовали такую уверенность в себе, такую умиротворенность, чтобы никогда не обижаться9В лучшем случае это идеал, к которому можно стремиться Если мы принимаем такой проект всерьез, он означает необходимость боль шои и терпеливой работы над нашими бессознательными требованиями безопасности, над ложной гордостью, или, короче говоря, над каждым фак тором нашей личности, который делает нас уязвимыми Но тот, кто считает, что ему никогда не следует обижаться, вовсе не имеет в виду столь конкрет ную программу работы Он просто отдает себе безусловный приказ, отри цая или отвергая факт своей реальной уязвимости

Давайте рассмотрим другое требование мне всегда Надо быть пони мающим, сочувствующим и готовым помочь Я обязан суметь смягчить сердце преступника Опять таки это требование не совсем фантастично Встречаются люди, достигшие подобной духовной силы, как епископ из

71 —


Карен Хорни Невроз и личностный рост

“Отверженных” Виктора Гюго У меня была пациентка, для которой фигура епископа Мириеля стала важным символом Она считала, что должна похо дить на него Но у нее не было ни одной установки или качества, которые давали епископу силу вести себя с преступником так, как это описано в романе Она могла иногда заниматься благотворительностью, поскольку считала, что ей Надо быть сострадательной, но она не чувствовала состра дания На самом деле она не испытывала особо теплых чувств ни к кому Она вечно боялась, как бы кто нибудь не извлек из нее выгоду Всякий раз, когда она не могла найти свою вещь, она думала, что ее украли Хотя она и не отдавала себе в том отчета, но невроз сделал ее эгоцентричной, сосре доточенной на собственной выгоде, что прикрывалось компульсивными смирением и добротой Хотелось ли ей в тот период видеть в себе такое и работать над этим9Конечно нет И здесь тоже в ход шли слепые приказы, которые могли привести только к самообману или к несправедливой само критике

Пытаясь найти причины удивительной слепоты разных Надо, мы сно ва оставим (пока что) многие вопросы без ответов Однако нам, по крайней мере, понятно (поскольку Надо — результат погони за славой, а их функ ция — переделать человека в его идеал), что предпосылка их действия такова для меня нет и не должно быть ничего невозможного А если так, то вполне логично, что существующие условия не нуждаются в проверке

Эта тенденция наиболее очевидна в требованиях, обращенных к про шлому Касаясь детства невротика, важно не только выяснить влияния, при ведшие к развитию заболевания, но и его нынешние установки по отно шению к неблагоприятным воздействиям прошлого Они определены не столько добром или злом, причиненными ему, сколько его текущими потребностями Если, например, ему сильнее всею хочется светиться лю бовью и теплом, он окутает годы своего детства золотой дымкой Если ему хочется держать свои чувства в смирительной рубашке, он может считать, что любит своих родителей, потому что их положено любить Если он вооб ще отказывается принимать на себя ответственность за свою жизнь, он может обвинять родителей во всех своих трудностях Мстительность, сопровождающая последнюю установку, в свою очередь может выражаться открыто или вытесняться

И наконец, он может удариться в противоположную крайность, так что создается впечатление, что он принимает на себя абсурдное количество ответственности В этом случае он может осознавать всю меру воздействия запугивающих и стесняющих ранних влиянии Его сознательная установка довольно объективна и правдоподобна Он может указывать, например, что его родители не могли вести себя иначе, чем они себя вели Иногда пациент сам удивляется почему же он не испытывает негодования Одна из причин отсутствия сознательною осуждения — интересующее нас здесь ретро спективное Надо Хотя пациент осознает, что совершенного с ним было бы вполне достаточно, чтобы раздавить любого он Должен был выйти из этого


Глава 3 7 ирония “Надо”

невредимым У него должно было хватить внутренних сил и стойкости, чтобы не позволить этим факторам влиять на него А раз они на него повли яли, это доказывает, что он с самого начала был ни на что не годен Дру гими словами, он реалист до какой то точки, он говорит “Да уж, это была помойная яма, полная лицемерия и жестокости” А затем его взгляд изме няется “Хотя я не мог не дышать всей этой гадостью, я должен был вырас ти чистым, как лилия вырастает из болота”

Если бы он мог принять на себя реальную ответственность за свою жизнь, вместо подобной фальшивой ответственности, он бы думал иначе Он признавал бы, что ранние влияния не могли не сформировать его небла гоприятно Он бы видел, что его трудности (неважно, каков их источник) осложняют его текущую жизнь и будущее По этой причине он бы лучше распорядился своими силами, чтобы перерасти свою проблему Вместо этого, он оставляет ее на полностью фантастичном и несерьезном уровне своего требования на него это не должно было повлиять Можно считать признаком прогресса, когда пациент в дальнейшем пересматривает свою позицию и, скорее, хвалит себя за то, что обстановка его детства не разда вила его полностью

Установка по отношению к своему детству — не единственная область, в которой ретроспективные Надо действуют под этой обманчивой личиной ответственности и столь же бесполезны Кто то будет твердить, что Надо было помочь другу, сказав ему всю правду, кому то другому Надо было вырастить своих детей здоровыми, а не невротиками Естественно, мы все жалеем о неудаче Но можно подумать, почему же она произошла, и чему то научиться И нельзя не понимать, что, с оглядкой на наши невротические проблемы времен “неудачи”, мы, может быть, действительно сделали тог да все, что могли Но для невротика недостаточно сделать все, что можно Каким то чудом Надо было сделать что то еще

Точно так же понимание любого текущего ограничения нестерпимо для того, кого угнетает диктатура Надо Каковы бы ни были трудности, с ними Надо покончить немедленно Делается это по-разному Чем более человек живет воображением, тем более вероятно, что он просто вообразит освобождение от своих трудностей Поэтому пациентка, открывшая у себя колоссальное влечение к власти “за спинкой трона” и увидевшая, как это влечение действует в ее жизни, на следующий день была убеждена, что это влечение — дело прошлое Она нс должна быть охвачена влечением к вла сти — и она им не охвачена После того как такие “улучшения” произошли несколько раз, мы увидели, что ее стремление иметь реальный контроль и влияние было лишь одним из проявлении того, что в воображении она обладала магической властью

Другие пытаются убрать трудности, которые они начинают осознавать, чистым усилием воли Тут можно зайти далеко Мне, например, вспомина ются две девочки, которые считали, что не должны бояться ничего Одна из них боялась взломщиков и заставляла себя спать одну в пустом доме до тех

__ -Т\ __


Карен Хорни. Невроз и личностный рост

пор, пока не избавится от страха Другая боялась плавать в непрозрачной воде, представляя себе, что ее может укусить змея или рыба Она застав ляла себя переплывать кишащий акулами залив Обе пытались переломить свой страх Может быть, эти случаи — зерно на мельницу тех, кто считает психоанализ новомодной глупостью? Разве они не показывают, что нужно лишь взять себя в руки? Но на самом деле страх перед взломщиками или змеями был только явным, открытым проявлением всеобъемлющих, но скрытых мрачных предчувствий Мощное подспудное течение тревоги никак не нарушал одинокий вызов, ей брошенный. Одиночный симптом исчезал, никак не затронув реальных нарушений.

При анализе мы можем наблюдать, как у определенного типа лиц включается этот механизм “сиг[ы вот”, когда они начинают осознавать какую-то свою слабую струну Они решают и пытаются придерживаться бюджета, общаться с людьми, быть уверенными в себе или более терпи­мыми. Это было бы замечательно, ее ни бы они проявили равный интерес к тому, чтобы понять подоплеку и источники своих затруднений. К несча­стью, этого интереса недостает Самый первый шаг — увидеть весь объем своего нарушения — им уже не по душе. На самом деле, он прямо проти­воположен их яростному стремлению заставить нарушение исчезнуть Кроме того, поскольку они считают, что им Надо быть достаточно силь­ными, чтобы сознательно его побороть, осторожное, тщательное высво­бождение из затруднения для них — признание слабости и поражения Эти искусственные усилия, конечно же, рано или поздно ослабнут, и в луч­шем случае нарушение окажется под чуть большим контролем. Оно, не­сомненно, направлялось подспудными течениями и никуда не делось, про­сто теперь существует в чуть более замаскированном виде. Естественно, что аналитик должен не поощрять усилия пациента в этом направлении, а анализировать их

Большая часть невротических нарушений сопротивляется даже самым неистовым попыткам контроля Сознательные усилия просто бесполезны при депрессии, при глубоко внедрившихся затруднениях в работе и при постоянных, засасывающих мечтах — снах наяву Казалось бы, можно пред­положить, что это должно быть ясно всякому, кто приобрел уже некоторое понимание за время анализа Но ясность мышления не захватывает “Надо с этим справиться”. В результате пациент еще больше страдает от депрес­сии и т п., поскольку вдобавок к ее болезненности она становится оче­видным проявлением отсутствия у него всемогущества. Иногда аналитику удается захватить этот процесс в самом начале и пресечь на корню. Так, пациентка, открывшая мне степень своей погруженности в мечты, рассказав в деталях, как утонченно пронизаны ими все ее действия, в то же время при­шла к осознанию вреда от этого, но крайней мере, на уровне понимания, насколько это поглощает ее энергию В следующий раз она чувствовала себя несколько виноватой и извинялась, что мечты не исчезли. Зная о ее требованиях к себе, я выразила убеждение, что было бы и невозможно, и

— 74 -


Гчава 3 Тирания “Надо”

неразумно пресекать их искусственно, поскольку мы можем быть уверены, что они все еще выполняют важную функцию в ее жизни — какую именно, мы поймем постепенно Она почувствовала большое облегчение и призна­лась мне, что решила было пресечь их. Но ей это не удалось, и она считала, что я за это буду испытывать к ней отвращение. Она спроецировала на меня то, чего ожидала от себя.

Многие реакции уныния, раздражения или страха во время анализа наступают у пациента не в ответ на то, что он обнаружил у себя неприят­ную проблему (как склонны порой предполагать аналитики), а в ответ на чувство, что он не в силах разделаться с ней немедленно.

Таким образом, внутренние предписания, в чем-то более радикальные, чем другие пути поддержания идеального образа, тоже имеют целью не реальные перемены, а немедленное и абсолютное совершенство. Их цель — заставить исчезнуть несовершенства или сделать так, чтобы совершенство показалось достигнутым. Это становится особенно очевидным, если, как в последнем примере, внутренние требования выносятся вовне. Тогда под­линная суть человека и даже его страдания становятся ему неважны Толь­ко видимость и тревожит, дрожащие руки, вспыхивающие румянцем щеки, неловкость в обществе.

Следовательно, различным Надо недостает нравственной серьез­ности искренних идеалов. Попавшие в их тиски не стремятся, например, стать честнее, а желают достичь абсолютной честности; а до нее — рукой подать, или она уже достигнута в воображении

Они могут, в лучшем случае, достичь совершенства манер, как мадам Вю, изображенная Перл Бак в “Женском павильоне”. Перед нами жен­щина, которая внешне всегда правильно поступает, чувствует и думает. Излишне говорить, что внешность таких людей обманчива Они сами чрез­вычайно удивляются, когда, вроде бы ни с того ни с сего, у них возникает страх перед улицами или функциональное расстройство сердечной деятель­ности. “Как же так^” — спрашивают они Ведь они всегда в совершенстве управляли своей жизнью, были первыми учениками, организаторами, иде альными супругами и примерными родителями Но в конце концов неиз­бежно возникает ситуация, с которой они не могут справиться своим обыч­ным способом А другого способа они не знают, и их душевное равновесие нарушается Познакомившись с ними и увидев то огромное напряжение, в котором они живут, аналитик дивится порой, как это им удалось прожить в таком состоянии до сих пор без грубых расстройств

Чем больше мы проникаемся природой Надо, тем яснее видим, что раз­ница между ними и настоящими нормами нравственности или идеалами не количественная, а качественная. Одной из грубых ошибок Фрейда был его взгляд на внутренние предписания (некоторые черты которых он отметил и описал в качестве Суперэго) как на основу нравственности вообще. Нач­нем с того, что их связь с вопросами нравственности не слишком тесна.

—75—


Каре” Хорни Невроз и шчностныи рост

Достаточно верно, что приказания, касающиеся нравственного совершен ства, занимают видное место среди Надо по той простои причине, что воп росы морали важны в жизни каждого человека Но мы не можем отдечить эти особые Надо от других, столь же настоятельных но детерминирован ных бессознательной самонадеянностью, как например “Мне Надо суметь выбраться из воскресной автодорожной пробки”, или “Мне Надо уметь рисовать без мучительного труда и учения” Мы дочжны помнить, что мно гим требованиям, кроме того, явно не хватает нравственной оправданности “Мне Надо уметь выпутаться из че1 о угодно”, “Мне Надо получать все луч шее”, “Мне Надо отыграться” Только охватив картину в цепом, мы смо жем в должной перспективе увидеть требование нравственного совершен ства Подобно другим Надо оно пронизано духом самонадеянности, а его цель — усилить славу невротика и сделать его богоподобным В этом смыс ле оно — невротическая подделка под нормальное стремление к нравствен ности А если ко всему добавить бессознательную нечестность необходи мую, чтобы исчезли грязные пятна, то требование нравственного совер шенства предстает уже не нравственным, а безнравственным явлением Нам необходимо ясно понимать эти отличия, чтобы пациент мог в конеч ном счете переориентироваться — от мира притворства к развитию искрен них идеалов

У Надо есть еще одно качество, отличающее их от подлинных норм Оно содержится в предыдущих рассуждениях, но слишком весомо и заслу живает отдельного обсуждения Это их принудительный характер Иде алы тоже властны нас заставлять Например, если среди них есть вера в то что нужно нести взятую на себя ответственность, мы стараемся так и делать, даже если это трудно Но следовать идеалу — это то, чего мы в конечном счете, хотим, или то, что считаем правтьным Желание, суж дение, решение принадлежат нам И поскольку при этом мы заодно сами с собой, усилия такого рода дают нам свободу и силу А в покорности Надо ровно столько же свободы, сколько в “добровольном” сотрудничестве с диктаторским режимом или в его восхвалении В обоих случаях следует немедленная кара, если мы не выполним ожидаемого от нас В случае вну тренних предписании — это ужасная эмоциональная реакция несостоятель ности, содержащая полный набор тревоги, отчаяния, презрения к себе и саморазрушительных импучьсов Постороннему наблюдате по она может показаться несоразмерной тому, что ее вызвало Однако она полностью соразмерна тому, что значимо для индивида

Позвольте мне привести еще пример насильственного характера вну тренних предписании Среди неумолимых Надо одной женщины было “На до предвидеть всякие непредвиденные обстоятельства” Она очень горди лась тем, что она считала своим даром предвидения, помогающим ей спасать семью от опасностей, своей предусмотрительностью и осторожно стью Однажды она вынашивала искусные планы уговорить своего сына пройти анализ Но она не приняла во внимание влияние приятеля сына настроенного резко против анализа Когда она поняла что сбросила со

—76


Глава 3 Тирания Надо”

счетов этого приятеля, последовала физическая шоковая реакция, она почувствовала, что земля уходит из под ног На самом деле, более чем сомнительно, что влияние приятеля на ее сына было столь значительным, как она думала, и что она могла бы заручиться его поддержкой в любом случае Шок и коллапс были реакцией на внезапное понимание ей Надо было подумать о нем Сходным образом, другая женщина, прекрасно уме ющая водить машину, слегка столкнулась с едущим впереди автомобилем Полицейский пригласил ее выйти из машины, и у нее возникло страшное чувство нереальности происходящего, хотя происшествие было незначи тельным, а полицеского она не боялась, поскольку бьпа уверена в собст венной правоте

Тревожная реакция часто уходит от нашего внимания, поскольку обыч ные защиты от тревоги включаются немедленно Так, один мужчина, кото рыи считал, что ему Надо быть святым в дружбе, вдруг понял, что был груб с другом, когда тому требовалась помощь, и у него начался запои Женщину, которая считала, что всегда Надо быть милой и приятной, мягко упрекнула подруга за то, что она не пригласила на вечер одну их знакомую Она ощутила мгновенную тревогу, была близка к обмороку и реагировала усилением потребности в дружбе — это был ее обычный путь сдерживть тревогу Некий мужчина под давлением неисполненных Надо испытывал острую потребность переспать с какой нибудь женщиной Для него средст вом почувствовать себя нужным и восстановить пошатнувшееся самоуваже ние стала сексуальность

Наблюдая такие кары со стороны Надо, мы уже не усомнимся, что они обладают принудительной силой Человек неплохо функционирует, пока живет в согласии со своими внутренними предписаниями Но механизм отказывает, когда сталкиваются два противоречащих друг другу Надо На пример, один врач считал, что Надо быть идеальным врачом, и все свое вре мя отдавать пациентам Но ему Надо было быть еще и идеальным мужем и отдавать жене столько времени, сколько ей нужно для счастья Когда он понял, что и то и другое одновременно не получится, последовала тревога в мягкой форме Она осталась мягкой, потому что он немедленно попы тался разрубить Гордиев узел, решив обосноваться в сельской местности Это означало — оставить все надежды на дальнейшее обучение и рискнуть всем своим профессиональным будущим

Дилемму удалось все же наконец удачно разрешить, подвергнув ее ана лизу Но случаи показывает, какое отчаяние вызывает конфликт внутренних предписании Одна женщина чуть не сошла с ума, потому что ей не удава лось быть идеальной матерью и идеальной женой А не получалось это потому, что последнее означало для нее — все терпеть от алкоголика мужа

Естественно, противоречия между Надо затрудняют, если не делают не возможным принятие рационального решения ведь противоположные тре бования равно настоятельны Один пациент потерял сон, потому что не мог решить Надо ехать с женой в короткий отпуск, или Надо остаться

77—


Карен Хорни Невроз и шчностныи рост

в конторе и работать Надо оправдать ожидания жены или предполагае мые ожидания шефа9Вопрос, чего же хочется ему даже не приходил ему в голову А одних только Надо явно недоставало для решения проблемы

Человек не отдает себе отчета ни в силе гнета внутренней тирании, ни в ее природе Но есть большие индивидуальные разшчия в отношении к тирании и в восприятии ее Они простираются от соглашательства до бунта Хотя в каждом из нас присутствуют все элементы столь различных установок, обычно та или иная берет верх Забегая вперед, можно сказать, что установки по отношению к внутренним предписаниям и то, как чело век с ними уживается, определяются тем, какой зов жизни в нем сильнее всего — к власти, любви или свободе Позднее мы обсудим эти различия *, а здесь я лишь кратко укажу на их связи с Надо и Нельзя

Захватнический тип, для которого решающей является власть, склонен отождествлять себя со своими внутренними предписаниями и (сознательно или бессознательно) гордиться своими нормами Он не сомневается в их правильности и пытается так или иначе воплотить их в жизнь Он может пытаться соизмерять с ними свое поведение Ему Надо быть всем для всех он Должен знать обо всем лучше всех, ему Нельзя ошибаться, ему все Долж но удаваться с первой попытки — короче, Надо выполнить все, что прика зывают его Надо И, как он думает про себя, он деиствите 1ьно соответст вует своим высочайшим нормам Его самонадеянность может быть столь велика, что он даже не рассматривает возможность неудачи и отбрасывает ее в сторону, если он? случается Его правота столь же жесткая, сколь и деспотичная, поэтому в своих глазах он никогда не ошибается



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: