Пер Гюнт может служить блестящим литературным примером. Он ни к чему особенному не приложил свои настоящие качества — большой ум, дух искателя приключений, жизнелюбие. Но он гордится тем, что ему как раз и не удалось — “быть самим собой”. На самом деле он был (в своем представлении о себе) не собой, а своим идеалом, с неограниченной “свободой” и неограниченными силами. (Он возвысил свой безграничный эгоцентризм до жизненной философии своим афоризмом: “Будь самим собой”, что, как показывает Ибсен, является в его случае возвышенным переложением (прославлением) закона троллей: “Упивайся самим собой”.)
Между нашими пациентами Пер Гюнт нередок и страстно желает сохранить иллюзии своей святости, выдающегося ума, абсолютного самообладания и т.д.; он словно потерял бы свою “индивидуальность”, если сдвинулся бы хоть на дюйм в сторону от таких оценок, которые он дает своим
—89—
Кирсн Хорни Невроз и тчностныи рост
качествам Воображение само по себе способно стать высшей ценностью невзирая на то, для чего оно используется, потому что оно позволяет своему хозяину глядеть сверху вниз на серых бескрылых людишек, озабо ченных правдой Пациент, конечно, не произнесет этого слова, “правда” а будет туманно говорить о “быте” Например, один пациент, чье требова ние было просто грандиозным,— он ожидал, что весь мир должен быть к его услугам,— сперва занял ясную позицию по отношению к своему тре бованию, называя его абсурдным и даже “унизительным” Но на следующий день он вернулся к своей гордости требование стало теперь “величествен ным созданием духа” Истинное значение иррационального требования было утоплено, и гордость торжествовала в воображении
|
Но чаще гордость привязана не к воображению, а ко всем сознатель ным процессам интеллекту, рассудку силе воли Бесконечное могуще ство, которое невротик приписывает себе — это, в конечном счете, могу щество его разума Не удивительно, поэтому, что он очарован и горд им А идеальный образ — продукт его воображения Но это не то, что созда ется в мечтах перед сном и во сне Непрерывная работа интеллекта и вооб ражения, в основном бессознательная, идет ради поддержания личною вымышленного мира, осуществляясь через рационализации, оправдания вынесения вовне, совмещение несовместимого — короче говоря, теми путями, которыми можно заставить вещи казаться не такими, какие они есть Чем более человек отчуждается от себя, тем более его рассудок ста новится высшей реальностью (“Люди не существуют вне моих мыслей Я сама вне их не существую”) Как и Леди из Шалотта, невротик не умеет видеть реальность непосредственно, он видит ее только в зеркале Скажем точнее он глядит в зеркало только своих мыслей о мире и себе Поэтому гордость интеллектом или, скорее, верховенством рассудка не ограничена теми, кто занят интеллектуальным трудом, а распространяется на всех невротиков
I ордость связывается также с возможностями и привилегиями, на кото рые невротик, по его мнению, имеет право Таким образом, он может гор диться иллюзорной неуязвимостью, которая, в физическом плане означает претензию никогда не болеть и всегда оставаться невредимым, а в психиче ском никогда не чувствовать себя задетым Ьывает гордость удачли востью для “любимца богов” становится вопросом чести не подхватить заразу в охваченном малярией районе, выиграть в азартной игре или не попасть под дождь во время экскурсии
|
Предмет особой гордости невротика — умение провести свои требова ния в жизнь Те, кто претендует получить нечто ни за что, гордятся, если им удалось вынудить других дать им денег, быть у них на побегушках, бес платно лечить их Другие, “имеющие право” распоряжаться чужой жизнью переживают как удар по своей гордости, если подопечный не следует не медленно их совету или делает что то по собственному усмотрению, не спросив сперва их мнения Иные претендуют на полное оправдание ссылаясь, что они были чем то расстроены Эти люди гордятся тем, что
—90
/"•шва 4 Невротическая гордость
добились сочувствия и прощения, и чувствуют себя оскорбленными, если другой человек остался недовольным
Невротическая гордость, основанная на внутренних предписаниях, может показаться на первый взгляд более устойчивой, но, на самом деле она столь же шаткая, как и другие виды гордости поскольку неизбежно пере плетена с претензиями на что то Мать, которая гордится тем, что она иде альная мать, обычно идеальна лишь в своем воображении Человек, гордя щиися своей уникальной честностью, не говорит, может быть, очевидной лжи, но пропитан бессознательной и полусознательной нечестностью Те, кто гордится отсутствием эгоизма, могут не предъявлять открытых трсбо вании, но мучить других своей беспомощностью и страданиями, принимая свои Нельзя на здоровое самоутверждение за добродетель смирения Кроме того. Надо сами по себе не имеют объективной ценности, а могут иметь только субъективную, служа невротическим целям Таким образом, напри мер, невротик может гордиться тем, что не просит и не принимает никакой помощи, даже если разумнее было бы поступать иначе — хорошо известная социальным работникам проблема Одни гордятся тем, что провели труд ную сделку, другие — тем, что никогда не торгую гся, все зависит от того, Надо ли им всегда выигрывать или Надо никогда не стремиться к собст венной выгоде
|
И наконец, может быть г ордость самой высотой и суровостью компуль сивных норм Тот факт, что ему известно “добро” и “зло” уже делает чело века богоподобным, как Змии обещал Адаму и Еве Очень высокие нормы невротической личности позволяют человеку чувствовать себя чудом нрав ственности, которой стоит гордиться, неважно, каков он на самом деле и как себя ведет Находясь в анализе, он может признать у себя яростную тоску по престижу, слабое чувство справедливости, мстительность, но все это не делает его ни капли скромнее, не заставляет чувствовать сеоя менее возвы шенно нравственным существом Для него эти актуальные недостатки — нс считаются Его гордость не в том, чтобы быть нравственным, а в том, что бы знать, каким ему Надо быть Несмотря на то, что временами он признает тщетность своих самоупреков, и даже иногда ужасается, насколько они ошибочны, он так и не смягчается в своих требованиях к себе Ну и что, если он страдает9Разве его страдания не доказывают лишний раз его воз вьгшенную нравственную чуткость9Следовательно, эта цена по карману его гордости
Когда мы спустимся от этого обобщенного взгляда к особенностям инди видуальных неврозов, мы сначала придем в замешательство Оказывается, нет ничего, чем нельзя было бы гордиться То, что кажется восхититель ным достоинством одному, позорная помеха для другого Кто то г ордится своей грубостью, другой стыдится всего, что могут принять за грубость, и гордится своей чувствительностью Кто то гордится своей пробивной способностью, другой стыдится и намека на нее Этот гордится тем, что верит людям, а тот столь же горд своей недоверчивостью и т д и т п
91 —
Карен Хорнч. Невроз и личностный рост
Но это разнообразие удивляет нас лишь до тех пор, пока мы рассматриваем особые виды гордости вне контекста личности в целом. Как только мы посмотрим на общую структуру характера личности, у нас появится общий принцип: потребность невротика гордиться собой столь настоятельна, что он не может вынести мысли о себе как о существе, находящемся в тисках потребностей; поэтому он использует свое воображение, чтобы превратить эти потребности в добродетели, трансформировать их в качества, которыми можно гордиться. Но проходят эту трансформацию только те компульсив-ные потребности, которые служат его влечению актуализировать свое идеальное Собственное Я. Напротив, те, которые мешают этому влечению, он склонен подавлять, отрицать, презирать.
Его способность к такому бессознательному выворачиванию ценностей наизнанку совершенно удивительная. Лучше всего впечатление от нее передал бы мультфильм. В этом жанре наиболее живо можно изобразить, как человек, огорченный нежелательной чертой, берет кисть, закрашивает это место яркими красками и показывает нам с хвастливой гордостью картину своих достоинств. Таким образом непоследовательность превращается в безграничную свободу, слепой бунт против существующих норм морали — в намерение “быть выше предрассудков”, табу на то, чтобы сделать что-нибудь для себя,— в святое отсутствие эгоизма, потребность кого-то ублажать — в чистую доброту, зависимость — в любовь, использование других — в силу, мстительность — в справедливость, техника фрустра-ции — в разумную самозащиту, отвращение к труду — в успешное сопротивление “ужасной привычке работать” и т.д.
Эти бессознательные процессы часто напоминают мне о троллях из “Пер Гюнта” Ибсена, для которых “черное белым слывет, уродство слывет красотой, великое — малым, а грязь — чистотой”. Самое интересное, что Ибсен объясняет это извращение ценностей сходным путем Пока ты живешь в самодостаточном мире сна, как Пер Гюнт, говорит Ибсен, ты не можешь быть верен себе. Между двумя мирами нет моста Они слишком разные, чтобы позволить какое-то компромиссное решение. И если ты не верен себе, а живешь эгоцентричной жизнью воображаемого величия, то проматываешь и свои истинные ценности Твоя шкала ценностей становится такой же перевернутой, как у троллей. И в этом действительно главный смысл того, о чем говорится в этой главе. Как только мы пускаемся в погоню за славой, мы перестаем заботится о верности себе. Невротическая гордость, во всех ее формах,— это ложная гордость
Утовив общий принцип, что предметом гордости служат только те склонности, которые помогают актуализировать идеальное Собственное Я, аналитик легко проследит скрытую гордость в любой позиции пациента, за которую он упорно держится. Связь между субъективной ценностью черты и невротической гордостью ею представляется мне постоянной связью. Увидев один из этих факторов, аналитик спокойно может заключить, что здесь, по всей вероятности, присутствует и другой. Иногда один, иногда другой появляется в фокусе внимания первым Таким образом, пациент в начале
—92
Глава 4 Невротическач гордость
аналитической работы может гордиться своим цинизмом или своим умением фрустрировать других. И хотя на этом этапе аналитик не понимает значения, которое данный фактор имеет для пациента, он может быть уверен, что роль этого фактора в данном неврозе весьма значительная
Для терапии необходимо, чтобы у аналитика постепенно сложилась ясная картина, какие именно виды гордости присутствуют у данного пациента. Естественно, что пациент не рассматривает влечение, установку или реакцию в качестве проблемы, которую надлежит устранить, до тех пор, пока он бессознательно или сознательно гордится ею. Пациент может, например, осознавать свою потребность перехитрить других. Аналитику можеть быть очевидно, что это проблематичная склонность, за которую следует взяться и в конце концов преодолеть, поскольку он отстаивает интересы реального Собственного Я пациента. Он понимает компупьсивный характер потребности, нарушения, создаваемые ею в межличностных отношениях, потери энергии, которую можно было бы направить в конструктивное русло. Но пациент-то как раз считает, не осознавая того, что именно эта способность (всех перехитрить) делает его высшим существом; и он тайно гордится ею Следовательно, он заинтересован не в анализе тенденции перехитрить остальных, а в анализе внутренних факторов, мешающих ему делать это в совершенстве. Пока различие подходов аналитика и пациента скрыто, у них различные планы и цели их анализа скрещены, как шпаги.
Невротическая гордость покоится на таком шатком основании, что неустойчива, как карточный домик, и рушится, как и он, от малейшего щелчка. В терминах субъективных переживаний она делает человека уязви-мым ровно в той степени, в какой он одержим ею. Задеть ее одинаково легко снаружи и изнутри. Две типичные реакции уязвленной гордости — стыд и унижение. Нам стыдно, если мы депаем, думаем или чувствуем что-либо, насилующее нашу гордость. Мы унижены, есчи другие делают что-то, задевающее нашу гордость, или не делают того, чего требует от них наша i op-дость. При любой реакции стыда или унижения, представляющейся неуместной или не соответствующей происшествию, мы должны задать два вопроса: Что в данной ситуации вызвало такой ответ? Какая именно тайная гордость была при этом задета? Вопросы эти тесно переплетаются, и ни на один из них нельзя дать быстрого ответа. Например, аналитик может знать, что мастурбация вызывает сильнейший стыд у человека, который, в общем, придерживается рационального, благоразумного взгляда на проблему и не стал бы осуждать за это других Здесь, по крайней мере, провоцирующий стыд фактор кажется ясным. Но так ли это? Мастурбация может означать разное для разных людей, и аналитик не может с ходу догадаться, какой из многочисленных факторов, имеющих отношение к мастурбации, отвечает за возникающее чувство стыда. Означает ли мастурбация для данного пациента сексуальную активность низшего порядка, поскольку она отделена от любви9Может быть, получаемое удовлетворение сильнее, чем при половом акте, и тем самым нарушает представление, что оно должно быть
—93
Карен Хорни Невроз и личностный рост
связано только с любовью9Может быть, дело в фантазиях, с ней связанных9 Может быть, она означает признание самому себе, что тебе все таки что то нужно9Это слишком большая снисходительность к себе для стоика9Она означает потерю контроля над собой9Только в той степени, в какой анали тику удалось уловить, насколько все эти факторы имеют отношение к дан ному случаю, он может задаваться вторым вопросом, какую именно гор дость пациента задевает мастурбация
Вторая иллюстрация тоже призвана показать, как необходима точность при разборе факторов, вызывающих стыд или унижение Многие незамуж ние женщины глубоко стыдятся того, что у них есть любовник, хотя на сознательном уровне лихо пренебрегают условностями В данном случае важно сперва выяснить, страдает ли гордость женщины из за ее нынешнего любовника Если так, связан ли стыд с тем, что он недостаточно хорош или предан9С тем, что она позволяет плохо к себе относится9С ее зависимо стью от него9Или ей стыдно, что у нее вообще есть любовник, независимо от его статуса и личности9Если так, является ли замужество для нее воп росом престижа9Или ее ситуация (у нее есть любовник, но она остается “одинокой” женщиной) представляется ей доказательством того, что она непривлекательная и никчемная ) Или ей Надо быть выше сексуальных желании, весталкой9
Часто одна и та же ситуация вызывает разную реакцию основным ока зывается или стыд, или унижение Девушка отвергла молодого человека один вариант — он чувствует, что она унизила его, и реагирует по типу “Да что она о себе думает9”, а второй вариант — ему стыдно, что его чары или его мужественность не оказались абсолютно неотразимы Замечание сделанное им во время дискуссии, пришлось некстати — либо ei о унизили “эти проклятые дураки, которые меня не понимают”, либо ему стыдно за свою неловкость Кто то извлек выгоду из него он чувствует, что эксплу ататор его унизил, либо ему стыдно что он не умеет постоять за свои инте ресы Его дети не принесли блестящих оценок и ж не очень популярны — этот факт унижает его, и он сердится на детей либо он стыдится, считая что так или иначе подвел своих детей
Эти наблюдения говорят о том, что нам нужно переориентировать ход нашей мысли Мы склонны придавать слишком большое значение ситуации как таковой и считаем, что именно она определяет наши реакции Напри мер, если человека поймали на лжи, мы ск юнны считать “естественной” с его стороны реакцию стыда Но вот другой человек не испытывает ничего подобного, вместо этою он считает себя униженным теми, кто уличил его, и вскидывается на них Следовательно наши реакции определяет не только ситуация, но гораздо более — наши невротические потребности
Еще специфичнее, что реакциями сты ia либо унижения управляет тот же принцип, который управляет трансформацией ценностей У агрессив ного захватнического типа лиц реакция стыда может потрясающим обра зом отсутствовать Ьывает что вначале никаких ее следов не удается
Глава 4 Невротическая гордость
обнаружить даже при внимательном аналитическом исследовании Это люди, которые и ни настолько живут воображением, что предстают перед собой чистыми, без единого пятнышка, или же завернулись в такой толстый защитный слои воинствующей правоты, что все, что они делают, тем самым уже правильно Их гордость может быть ранена только извне Любой вопрос об их мотивах, любое открывающееся перед ними препятст вие воспринимается как оскорбление Они не могут не подозревать в злона меренности любого четовека, который ставит такие вопросы или указывает на препятствия
У людей смиренных реакция унижения полностью затмевается чувст вом стыда На поверхности они полностью охвачены тревожной заботой угодить своим Надо Но по причинам, которые будут обсуждаться позд нее, они сосредоточены, скорее, на своих неудачах в том, чтобы быть вер хом совершенства, и, следовательно, легко чувствуют себя пристыжен ными Таким образом, по доминированию той или иной реакции аналитик может вывести надежное заключение относительно тенденции в нижеле жащих структурах
До сих пор связь между гордостью и реакциями на урон гордости была простои и прямой И поскольку это типичные связи, может показаться, что их легко проследить аналитику или тому, кто проходит анализ Заметив какую либо невротическую гордость, он сумеет быть бдительным к тому, что провоцирует стыд или унижение И наоборот, эти реакции будут стиму лировать его к поиску стоящей за ними невротической гордости и к иссле дованию ее природы Но дело осложняется тем, что эти реакции затемнены некоторыми факторами Гордость данного лица может быть очень уязви мои, но он не выражает сознательно никаких чувств обиды Чувство собст венной правоты, как уже упоминалось, перекрывает путь чувству стыда Гордость неуязвимостью запрещает признавать у себя чувство обиды Боже ство может в принципе разгневаться на несовершенства смертных, но Ею просто не задевают ни шеф, ни таксист, он Должен быть достаточно велик, чтобы быть выше этого, и достаточно силен, чтобы перешагнуть через это “Оскорбления”, следовательно, бьют по нему дважды он чувст вует себя униженным, и ему стыдно, что ему обидно Такой человек почти постоянно находится перед дилеммой он до абсурда уязвим, но его гор дость не позволяет ему быть уязвимым вообще Это внутреннее состояние во многом отвечает за его раздражительность
Вопрос затемняется еще и тем, что непосредственная реакция на удар по гордости может быть автоматически трансформирована в иные чувства, чем стыд или унижение Наша гордость, возможно, очень даже задета тем, что муж или любовник интересуются другой женщиной, не помнят о наших желаниях, по уши погрузились в работу или хобби Но, возможно, все, что мы чувствуем на сознательном уровне — это грусть за нашу безответную любовь Вместо унизительного ощущения, что нами пренебрегают, мы можем ощущать только разочарование Стыд кажется нашему сознанию
95—
Карен Хорни. Невроз и личностный рост
легкой неловкостью, замешательством или, что более специфично, виноватостью. Эта последняя трансформация особенно важна, потому что позволяет довольно быстро понять определенные чувства вины. Если, например, человек, потгньгй всевозможных бессознательных претензий, ужасно расстроен своей сравнительно безобидной и безвредной ложью, мы можем спокойно предположить, что ему больше хочется казаться, а не быть честным и что его гордость пострадала от невозможности сохранить фикцию предельной, абсолютной правдивости. Или, если эгоцентричный человек чувствует себя виноватым за некоторую невнимательность, следует спросить, не стыд ли он испытывает за потускневший нимб доброты вместо честного сожаления о том, что не был таким чутким к людым, каким ему хотелось бы быть.
Более того, может быть так, что ни одна из этих реакций, в непосредственном или трансформированном виде, не переживается сознательно; мы отдаем себе отчет только в нашей реакции на эти реакции. Видное место среди этих “вторичных” реакций занимают ярость и страх. Хорошо известно, что удар по гордости может вызвать мстительную враждебность. Она проходит весь путь от неприязни до ненависти, от раздражения до гнева и слепой убийственной ярости. Иногда постороннему наблюдателю легко установить связь между яростью и гордостью. Например, человек разъярен бесцеремонностью шефа или нахальством таксиста, происшествиями, которые могут вызвать, самое большее, раздражение. Сам он отдает себе отчет только в своем праведном гневе в ответ на скверное поведение других. Наблюдатель, скажем, аналитик, видит, что происшествие задело гордость пациента, что он почувствовал.себя униженным и поэтому пришел в ярость. Пациент может принять такую интерпретацию, как вполне объясняющую его чрезмерную реакцию, а может и настаивать, что его реакция вовсе не была чрезмерной, и его гнев — законный гнев на подлость или глупость другого.
Конечно, не вся иррациональная враждебность исходит от задетой гордости, но она все-таки играет большую роль, чем это признают. Аналитик должен быть бдигельным к такой возможности, особенно по поводу реакции пациента на него самого, на интерпретации и на аналитическую ситуацию в целом. Связь с задетой гордостью легче всего прослеживается, если во враждебности есть оттенок неуважения, презрения, намерения унизить Тут в чистом виде действует закон возмездия. Пациент, сам того не зная, чувствует себя униженным и платит тем же. Это сущая потеря времени -обсуждать с пациентом после таких инцидентов его враждебность. Следует прямо задать вопрос, от чего пациент почувствовал унижение. Иногда порывы унизить аналитика или мысли об этом, не сопровождаемые никакими действиями, появляются сразу, в самом начале анализа, еще до того, как аналитик мог успеть задеть какое-то больное место. В таком случае вероятно, что пациент бессознательно унижен самим фактом прохождения анализа, и задача аналитика — прояснить для пациента эту связь.
Естественно, то, что происходит при анализе, происходит и вне его И если бы мы чаще задумывались о том, что оскорбительное поведение
—96 -
Глава 4 Невротическая гордость
может вытекать из задетой гордости, мы избавили бы себя от многих мучительных и даже надрывающих сердце положений. Таким образом, когда друг или родственник мерзко себя ведут, после того как мы по собственной воле помогли им, лучше не огорчаться их неблагодарностью, а подумать о том, как сильно могла быть задета их гордость тем, что они вынуждены были принять помощь. И, по обстоятельствам, может быть, стоит поговорить с ними об этом, или помогать им так, чтобы у них была возможность сохранить лицо. Сходным образом, в случае презрительной установки по отношению к людям вообще, недостаточно возмутиться высокомерием такого человека; к нему стоит отнестись, как к тому, кто идет по жизни с ободранной кожей, настолько всестороннее уязвима его гордость.
Менее известно, что та же самая враждебность, ненависть или презрение могут быть направлены против себя, если мы чувствуем, что сами задели свою гордость. Жестокие самоупреки — не единственная форма, которую может принимать этот гнев на себя. У мстительной ненависти к себе есть так много далеко идущих содержаний, что мы потеряли бы нить рассуждений, начав обсуждать их здесь, в качестве реакций на удар по гордости. Поэтому мы вернемся к ним в следующей главе.
Страх, тревога, паника могут быть реакциями на унижение или в предвидении его Страшные предчувствия могут касаться экзаменов, публичных выступлений, появлений в обществе, свиданий; в таких случаях его обычно называют “страхом перед сценой”. Это хороший описательный термин, если мы используем его метафорически, для обозначения некоего иррационального страха, предшествующего публичному или частному “спектаклю”. Он включает ситуации, в которых мы или хотим произвести хорошее впечатление (например, на новых родственников, на важное лицо, да даже на официанта в ресторане), или начинаем что-то новое' беремся за новую работу, принимаемся рисовать, отправляемся учиться на оратора. Те, кого мучает этот страх, часто говорят о нем, как о страхе перед неудачей, позором, насмешками. Кажется, что это как раз то, чего они боятся. Тем не менее, не стоит идти этим путем, потому что он ошибочно предполагает рациональный страх перед реальной неудачей. Он оставляет в стороне факт, что неудача — вещь очень субъективная. “Неудачей” может быть любая неполнота славы или совершенства, и предчувствие такой возможности — самая суть мягких форм “страха перед сценой”. Человек боится выступить менее великолепно, чем требуют его Надо, а потому боится, что пострадает его гордость Есть и более тяжелая форма этого страха, которую мы поймем позднее; при ней бессознательные силы, управляющие человеком, блокируют его способность к самому акту выступления. Страх перед сценой — это страх человека, что из-за своих саморазрушительных тенденций он будет смешон и неловок, забудет текст, “захлебнется” и покроет себя позором вместо победной славы
Другая категория страшных предчувствий касается не качества выступления, а перспективы, что придется делать нечто, задевающее гордость,—
—97—
Карен Хорни Невроз и личностный рост
просить повышения или снисхождения, подавать прошение, подойти к жен щине с предложением — потому что это включает в себя возможность отказа Страшные предчувствия могут наступать перед половым актом, если он означает возможность быть униженным
Страх может наступать вслед за “оскорблениями” Многие люди дро жат, их трясет, у них перехватывает дыхание, или они испытывают прочие реакции страха в ответ на недостаток почтения или высокомерное поведе ние по отношению к ним Это реакции смешанной ярости и страха, причем страх — это отчасти страх перед собственным неистовством Сходные реак ции страха могут следовать за чувством стыда без переживания стыда как такового Человек внезапно чувствует, что его переполняет неуверенность или даже паника, если он повел себя неловко, робко или оскорбительно Вот случаи, произошедший с одной женщиной во время поездки Она вела машину вверх по горной дороге, которая кончалась тропинкой, идущей к вершине Явно крутая тропа все же была бы проходимой, не будь так грязно и скочьзко Женщина, к тому же, была неподходяще одета на ней был новый костюм, туфли на высоких каблуках, и у нее не было палки для ходьбы И все же она пошла наверх, но поскользнувшись несколько раз бросила свою попытку Отдыхая, она увидела далеко внизу большую соба ку, яростно лающую на прохожих Она испугалась и очень удивичась этому, потому что она обычно не боячась собак, да и не было разумных причин боятся именно этой собаки — рядом были ее хозяева Она принялась разду мывать над этим, и ей вспомнился случаи из ранней юности, который вызвал у нее ужасный стыд Она поняла, что в нынешней ситуации так же стыдится своей “неудачи” — того, что у нее не получилось взобраться по горной дороге “Но,— сказала она себе,— было бы действительно неразум но лезть во что бы то ни стало” Потом она подумала “Но Надо было спра виться” У нее в руках оказался ключ к ситуации она поняла, что ее “i лу пая гордость”, как она назвала это, была ранена и заставляла чувствовать себя беспомощной перед возможным нападением Как мы поймем позднее, она беспомощно отступила перед собственными нападками на себя и выне сча опасность вовне Хотя этот кусочек самоанализа и не был завершен, он оказался достаточно эффективным — страх исчез
Мы быстрее понимаем свою реакцию ярости, чем страха Но в ьонеч ном счете они оказываются взаимосвязанными, и невозможно их понять одну без другой Обе наступают потому, что урон нашей гордости представ ляет собой для нас ужасную опасность Причина этого чежит отчасти в под мене уверенности в себе гордостью, о чем мы уже говорили Но это еще не весь ответ Как мы увидим позднее, невротик живет в метаниях между уве ренностью в себе и презрением к себе, так что урон его гордости ввергае1 его в пропасть презрения к себе Это наиболее важная связь, помня о кото рои, мы поймем многие приступы тревоги
Хотя обе реакции — и страх, и ярость — могуг в нашем собственном сознании не иметь ничего общего с i ордостью, они, как дорожные знаки
—98
Глава 4 Невротическая гордость
указывают нужное направление Вопрос еще более затемняется, если даже эти вторичные реакции не проявляются как таковые, потому что, по раз ным причинам, в свою очередь подавляются В этом случае они ведут или вносят свой вклад в определенную симптоматику психотические эпизоды, депрессии, пьянство, психосоматические расстройства Или же потреб ность держать на привязи эмоции гнева и страха может вообще “расплю щить” наши эмоции Не только гнев и страх, но все чувства притупляются и оскудевают
Злокачественность невротической гордости состоит в сочетании ее жиз неннои важности для человека с тем, что она делает его чрезвычайно уязви мым 3i а ситуация создает напряжение, которое из за его силы и посто янства столь невыносимо, что от него ищут избавления автоматически пытаясь залечить гордость от полученной раны или избегая того, что ей угрожает
Потребность сохранить лицо не терпит отчагательств, и есть не один путь осуществить ее На самом деле этих путей, i рубых и тонких, столько, что я должна ограничиться самыми важными и распространенными Самый эффективный и, видимо, самый частый связан с порывом отомстить за то, что воспринимается как унижение Мы обсуждали его, как враждебную реакцию на боль раненой гордости и на опасность того, что нашу гордость ранят Но мщение может быть вдобавок средством самоутверждения Оно включает веру в то, что, вернув оскорбление обидчику, мы восстановим нашу гордость Эта вера основана на чувстве, что обидчик, в ситу своей способности задевать нашу гордость, поставил себя выше нас и нас унизил Отомстив и обидев его больше, чем он нас, мы перевернем ситуацию Мы будем торжествовать, а он будет побежден и унижен Цель невротической мести не “сквитаться”, а “вернуть с лихвой” Ничто меньшее, чем полное торжество, не может восстановить воображаемого величия, замешанного на гордости Именно способность залечивать гордость придает невроти ческой мстительности невероятное упорство и отвечает за ее компупь сивный характер