Примерный план:
Введение
1. Анализ моделей предшкольного образования.
2. Правовые основы развития и функционирования предшкольного образования в России.
3. Разработка компетенций предшкольного образования.
Заключение
Литература:
1. Верховкина М. Е. Новые социально-демографические приоритеты дошкольного образования // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2011. — № 2. — С. 80-84.
2. Михеева, Е.В. Федеральные государственные требования как новая концепция развития системы дошкольного образования / Е.В. Михеева // Теоретические и методологические проблемы современного образования: материалы IV науч.-практ. конф. (Москва, 5-6- апреля 20011 г.). — М.: Изд-во института стратегических исследований, 2011 – С. 111-114.
3. Федина Н.В. Концептуальные основы определения федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы. // Инновационные технологии предшкольного образования: Материалы научно-практической конференции. – Факультет дошкольной педагогики и психологии МПГУ – М., 2008. – С.15-22.
Темы и задания для самостоятельного изучения:
Тема «Теоретические основы подготовки ребенка к школе»
- Составьте портрет ребенка, поступающего в школу;
- Какие требования предъявляет каждая из программ, реализуемых в школе;
- Изучите современные школьные программы, на предмет требований предъявляемых к поступающему ребенку в школу;
- Анализ вариативных программ по организации подготовки детей дошкольного возраста к обучению в школе и профилактике школьной дезадаптации.
Практическая работа по теме«Теоретические основы подготовки ребенка к школе»:
- Составление алгоритма психолого-педагогической характеристики ребенка.
Тема «Социально-психологический аспект подготовки ребенка к школе»
- Социально-психологическая готовность дошкольника к обучению в школе;
- Обеспечение условий социально-психологической подготовки дошкольника обучению в школе;
- Диагностика социально-психологической готовности дошкольника к обучению в школе;
- Адаптация ребенка к обучению в школе;
-Школьная дезадаптация как социально-педагогическое явление;
- Диагностика адаптационных возможностей дошкольника.
Практическая работа по теме «Социально-психологический аспект подготовки ребенка к школе»:
- Составление анкеты для учащихся первых классов на выявление проявлений школьной дезадаптации;
- Составление памятки для воспитателей по предупреждению школьной дезадаптации;
- Подбор методик для диагностики социально-психологической готовности ребенка к обучению в школе.
Тема «Педагогический аспект подготовки ребенка к школе»
- Роль семейного воспитания в подготовке дошкольника к обучению в школе;
- Формы работы ДОУ с семьей по подготовке дошкольника к обучению в школе;
- Интеллектуальная готовность дошкольника к обучению в школе. Задачи общей и специальной интеллектуальной подготовки к школе в воспитательно-образовательной системе ДОУ;
- Диагностика общей и специальной интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе.
Практическая работа по теме «Педагогический аспект подготовки ребенка к школе»:
- Подбор методик для диагностики общей и специальной интеллектуальной готовности дошкольника к обучению в школе;
- Планирование мероприятий, направленных на работу ДОУ с семьей по подготовке дошкольника к обучению в школе.
Тема «Методические основы подготовки ребенка к школе»
- Методики обучения дошкольников счету;
- Методики обучения дошкольников чтению;
- Методики обучения дошкольников письму;
- Организация развивающей предметно-пространственной среды для ребенка 6 -7 лет.
Практическая работа по теме «Методические основы подготовки ребенка к школе»:
- Анализ методик обучения чтению, счету, письму. Выбор наиболее эффективных методик обучения в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка;
- Составление рекомендаций для родителей дошкольников по организации предметно-пространственной развивающей среды.
Основные источники
1. Ананьева, Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению [Текст]: учебно-методическое пособие для педагогов / Т.В. Ананьева. – М.: автор: Изда-тельский центр: Детство, 2011. – 96 с.
2. Борытко, Н.М. Педагогика [Текст]: учебное пособие / И.А. Со-ловцова, А.М. Байбаков. – 2007, – 566 c.
3. Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ре-бенка 5-7 лет [Текст]: пособие для психологов и педагогов /А.Н. Веракса – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, - 128 с.
4. Дмитриева, В.Г. 250 пятиминутных развивающих игр для малы-шей от года до трех лет/ В.Г. Дмитриева. — М.: ACT; СПб.: Сова, 2007. — 190, [2] с.: ил. — (Маленькие гении).
5. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. - 192 с.
6. Лазарев, М.Л. Здравствуй. Учебно-методическое пособие для пе-дагогов. Предшкольная подготовка [Текст]: учебно-методическое посо-бие для педагогов / М.Л. Лазарев. – М.: Издательский центр: Мнемози-на, 2011. – 110с.
7. Майер, А.А. Предшкольная подготовка ребенка в дополнитель-ном образовании [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер. – М.: Из-дательский центр: Детство-Пресс, 2009. – 112с.
8. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы: Подготовительная к школе группа [Текст]: тет-радь для мониторинга детского развития / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012, - 40 с.
9. Немов, Р.С. Психология [Текст]: В 3-х книгах. Кн. 1.: Общие ос-новы психологии: учебник для студентов высших педагогических учеб-ных заведений / Р.С. Немов. – 5-е изд. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 640 с.
10. Организационно-методические условия предшкольнойподго-товки детей [Текст]: методическое пособие / А.А. Майер, О.И. Давыдова. – М.: Издательский центр: Детство, 2012. – 160 с.