Средний ремонт колёсным парам выполняется:
- После крушений и аварий поездов всем колёсным парам повреждённых вагонов;
- После схода вагона с рельсов (колёсным парам сошедшей тележки);
- При повреждении вагона от динамических ударов падающего груза при погрузке;
- При отсутствии или невозможности прочтения знаков и клейм о проведении последнего среднего ремонта на торце шейки оси;
- При отсутствии бирки на буксовом узле или невозможности прочтения клейм на ней при ремонте колёсной пары или подкатке её под вагон;
- После выполнения допустимых вырубок волосовин, неметаллических включений и других неисправностей на оси в пределах установленных норм;
- Через два восстановления профиля поверхности катания колёс обточкой (или шлифовкой) колёсных пар с буксовыми узлами, оборудованными двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими. Количество обточек колёсных пар с буксовыми узлами, оборудованными подшипниками сдвоенными или подшипниками кассетного типа, не регламентируется в течение гарантийного межремонтного срока для подшипников;
- Колёсным парам с буксовыми узлами, оборудованными:
- двумя подшипниками роликовыми цилиндрическими и сдвоенными, проходившим последний средний ремонт пять и более лет назад,
- подшипниками кассетного типа, проходившим последний средний ремонт восемь и более лет назад;
- При демонтаже буксовых узлов с последующим их ремонтом;
- При отрицательном результате входного вибродиагностического контроля подшипников колёсных пар, поступивших в текущий ремонт;
- При повреждении наружных колец подшипников кассетного типа с адаптером в виде трещин, отколов, раковин;
- При выбросе смазки на диск колеса через уплотнения корпусов букс или уплотнения подшипников кассетного типа;
- при наличии в передней части корпуса буксы воды или льда;
- при сдвиге буксового узла вдоль шейки оси;
- при наличии на поверхности катания колёс колёсных пар:
а) неравномерного проката - 2,0 мм и более, проверка неравномерного проката производится измерением его в сечении с максимальным износом и с каждой стороны от этого сечения на расстоянии до 500 мм;
б) ползуна - глубиной 1,0 мм и более;
в) навара - высотой 1,0 мм и более;
- при капитальном ремонте колёсных пар;
- при проведении сварочных работ на кузове вагона или тележке без соблюдения требований нормативной документации;
- при капитальном ремонте (КР) и капитальном ремонте с продлением срока службы (КРП) вагонов.
При среднем ремонте колёсных пар производят:
- Обмывку колёсных пар, корпусов букс, элементов торцевого крепления и демонтированных блоков (наружные кольца с роликами и сепараторами) и внутренних колец подшипников роликовых цилиндрических;
- демонтаж и монтаж буксовых узлов (полную ревизию);
- ремонт подшипников роликовых цилиндрических;
- восстановление профиля поверхности катания колёс (при необходимости);
- неразрушающий контроль элементов колёсных пар и деталей подшипников;
- контроль геометрических параметров и величин износов элементов колёсных пар на соответствие нормам, производится в соответствии с требованиями руководящих документов;
- выходной вибродиагностический контроль буксовых узлов. Результаты контроля заносятся в журнал формы ВУ-90.
При неисправности одного буксового узла колёсной пары в обязательном порядке производится демонтаж второго буксового узла.
При проведении среднего ремонта колёсных пар наносятся знаки и клейма в соответствии с требованиями руководящих документов.
Каждая колёсная пара после проведения ей среднего ремонта должна быть принята мастером или бригадиром.
Данные о проведении среднего ремонта колёсной пары заносятся в журналы форм ВУ-53, ВУ-90 и Ремонтную карточку колёсной пары грузового вагона.
Демонтаж буксового узла.
Колесную пару устанавливают с помощью кран-балки на демонтажный путь. Приподнимают с помощью пневмоподъемника.
С помощью гайковерта отворачивают болты крепительной крышки, складывают их в корзину. Крепительную крышку вместе со смотровой и резиновой прокладкой снимают и кладут в корзину.
Смазку из передней части корпуса буксы и крепительной крышки убирают. Снимают торцевое крепление, детали которого кладут в корзину.
Подводят к буксе стол и снимают корпус буксы с блоками подшипников с шейки оси. Подают корпус буксы с блоками подшипников на стенд для выпрессовки подшипников из корпуса буксы.
Поворачивают колесную пару на 180 градусов с помощью поворотного круга и повторяют операции.
Все детали буксового узла складываются в корзину и подаются в моечную машину для деталей букс. Корпус буксы подается на стенд для выпрессовки подшипников УВП.
Обмывка колесной пары.
Очистка колесных пар осуществляется в моечной машине, в которой применяется струйно-гидравлический и гидромеханический способы очистки, с применением специальных моющих средств.
Обмывка деталей букс и подшипников.
Подшипники после демонтажа промывают в автоматической машине имеющей два отсека, водный и обдувка воздухом. В ванной первого отсека обмывка производится мыльной эмульсией.
Подшипники после обмывки поступают во второе отделение и просушиваются подогретым воздухом, пропускаемым через змеевик, размещенный внутри ванны моечной машины. Новые роликовые подшипники и подшипники, покрытые техническим вазелином, для снятия антикоррозионной смазки также промываются в автоматической машине.
Корпуса букс, смотровые и крепительные крышки, лабиринтные и внутренние кольца, гайки, стопорные планки, болты промываются в моечной машине камерного типа моющим раствором мыльной эмульсии. После промывки колесных пар в моечной машине и посту