Пациенты, «избранные» остальными членами как наиболее популярные, имели существенно лучшие терапевтические результаты, чем другие члены группы в конце срока.
Изучение наиболее популярных и наименее популярных участников открыло, что члены группы, выбирая популярных пациентов, отдают предпочтение молодости, образованию, умственным способностям и способности к интроспекции. Все популярные пациенты взяли на.себя лидерство в группах, помогая терапевту заполнить вакуум в недавно образовавшихся группах, когда терапевт отказывался взять на себя роль традиционного лидера.
Наименее популярные пациенты, согласно нашей выборке, были негибкими, моралистичными, неспособными к интроспекции, с трудом вовлекаемыми в групповую задачу. Четверо оказались явно девиантными и быстро добились своей изоляции, на что отреагировали агрессивно, атаковав группу и тем самым закрепившись в положении изолированных. Другие, проявлявшие шизоидный страх перед групповым процессом, остались на периферии группы, никогда не подключаясь к волне взаимодействия в группе.
Обобщая эти открытия, можно сказать, что члены группы добиваются популярности и влияния посредством своей активной сопричастности, самораскрытия, самоизучения, эмоциональной экспрессивности и лидерского поведения. Короче, мы можем сказать, что они добиваются одобрения (и в конечном счете улучшения) в группе, принимая максимальное участие в групповой задаче.
Важно отметить, что индивид, удовлетворяющий групповым нормам, поощряется не только повышением общественной оценки, но он также пожинает и другие плоды. Например, поведение, соответствующее групповым нормам, сослужит ему добрую службу и в его взаимоотношениях вне группы. Другими словами, навыки общения, используемые индивидом в группе для достижения популярности и ее удержания, вероятно, помогут ему действовать более эффективно, решая проблемы межличностного общения вне группы. Таким образом, растущая популярность в группе имеет двоякий терапевтический эффект: влияет на самооценку и усиливает адаптационные социальные навыки.
|
Групповая сплоченность и выражение враждебности Было бы неверным отождествлять групповую сплоченность с комфортом. И хотя в группах с высокой сплоченностью могут быть сильнее выражены приятие, близкие отношения, понимание, есть свидетельства того, что в них разрешается развивать и выражать враждебность и конфликтность.
Враждебность должна выражаться открыто, иначе постоянные и ни с кем не разделяемые переживания враждебности будут мешать пациентам эффективно исследовать друг друга. Невыражаемая враждебность просто тлеет внутри и просачивается наружу самыми разными путями, ни один из которых не облегчает группового терапевтического процесса. Это трудно — продолжать честно общаться с тем, кто тебе не нравится. Несмотря на то что соблазн избавиться от нежелательного общения и порвать отношения очень велик, особенно когда каналы общения оказываются закрытыми, всегда есть надежда на разрешение конфликта, на личностный рост и изменение позиции.
В терапевтическом процессе общение не должно прерываться; соперники должны продолжать вместе работать над чем-то значимым, они должны нести ответственность за свои высказывания, и это вынудит их быть выше оскорблений. В этом, конечно, состоит большое отличие терапевтических групп от групп социальных, в которых конфликты часто приводят к окончательным разрывам отношений. Описание пациентами критического инцидента в терапии часто связано с эпизодом, в котором они испытали сильный негативный аффект. Однако в каждом случае они оказывались способными унять шторм и продолжить отношения (часто даже в более удовлетворяющей их манере) с другим членом группы.
|
Основа этих событий заключена в условиях сплоченности. Группа и ее члены должны значить друг для друга достаточно много, чтобы они могли захотеть вынести дискомфорт совместного прорабатывания конфликта. Сплоченные группы подобны семьям, в которых ведутся междоусобные войны, но для которых характерно сильное чувство преданности семье.
Для многих пациентов важно пережить опыт, когда на него нападают, В борьбе, как полагает Франк, каждый может ближе познакомиться с причинами, по которым он занимает определенную позицию, и научиться противостоять давлению окружающих. Конфликт может способствовать самораскрытию, поскольку каждый стремится узнать себя получше, чтобы прояснить собственную позицию. Если члены группы могут пойти дальше простого заявления о своей позиции, тогда они смогут начать понимать прошлый и настоящий опыт других людей и видеть их позиции так, как их видят эти люди; они могут начать понимать, что чья-то точка зрения может быть для них столь же приемлема, сколь приемлема для них их собственная точка зрения. Путь к рукопожатию, отработке и в конечном счете разрешению проблемы острой неприязни или ненависти к какой-либо личности представляет собой опыт огромной терапевтической силы.
|
Клиническая иллюстрация прояснит эту мысль. Сьюзан, сорокашестилетняя руководительница частной школы, и Джин, девушка двадцати одного года, бросившая высшую школу, объявили друг другу жестокую войну. Сьюзан презирала Джин за ее свободный стиль жизни, за то, что она представлялась ей ленивой и легкомысленной. Джин приходила в бешенство от склонности Сьюзан ее осуждать, от ее ханжества, от ее замашек старой девы и позерства. К счастью, обе они были активными членами группы. (Здесь сыграли роль счастливые обстоятельства. Джин в течение года была одним из основных членов группы, затем вышла замуж и уехала на три месяца за границу. Как раз в это время Сьюзан вступила в группу и за время отсутствия Джин стала по-настоящему вовлеченной в дела группы.)
У обеих в прошлом были проблемы с раздражительностью. В течение четырех месяцев они еле терпели друг друга, время от времени вступая в стычки (например, когда Сьюзан по-ханжески возмутилась, услышав, что Джин употребляла марихуану, и когда Джин, узнав о том, что Сьюзан девственница, высказала мнение, что Сьюзан — это несуразный пережиток прошлого). Была проделана большая групповая работа; они многое узнали друг о друге и наконец осознали жестокость взаимного осуждения. В конце концов они обе смогли понять, как много значат друг для друга и на личностном, и на символическом уровне. Джин отчаянно нуждалась в одобрении Сьюзан, Сьюзан испытывала глубокую зависть к свободе Джин, поскольку никогда не могла себе ее позволить. В процессе совместной работы обе полностью изучили природу своей ярости, они познали прежде неизвестные им стороны самих себя и приняли их, им удалось развить в себе способность к эмпатийному пониманию и приятию друг друга. Они не смогли бы вытерпеть крайне дискомфортного состояния, вызванного конфликтом, если бы не сильная сплоченность, которая, несмотря на болезненность ситуации, удержала их в группе.
Сплоченные группы не только более способны создать условия для выражения враждебности своих участников, но есть данные, что они даже больше способны выражать враждебность по отношению к своему лидеру. Безотносительно к личному стилю иди мастерству лидера терапевтическая группа приходит, часто в течение первых десяти занятий, к чувству определенной степени враждебности и раздражения в его отношении. Он не удовлетворяет их созданные в воображении ожидания, он недостаточно заботлив, недостаточно директивен, он не предлагает немедленного улучшения. Если группа не выражает эти чувства открыто, могут иметь место несколько вредоносных последствий. Члены группы могут выбрать какого-нибудь козла отпущения, или другого члена группы, или институт — «психиатрию» или «докторов», как объект для критики; они могут подавлять гнев, переживая в группе только вялое раздражение; короче, они могут начать устанавливать нормы, отрицающие открытое выражение раздражения. С другой стороны, это очень полезно для группы, если ее участники в состоянии выражать свою враждебность и затем видеть, что никакой непоправимой беды не происходит. Гораздо лучше, если терапевт примет эту атаку на себя вместо какогото другого участника, которому будет гораздо сложнее выстоять и понять происходящее. Более того, этот процесс является самоусугубляющимся; согласованная, эффективная критика лидера, который не обороняется активно, служит дальнейшему усилению групповой сплоченности. Например, в одной группе во время восьмой встречи ее члены потратили много времени на отвлеченные темы, такие, как политика, гипноз, отпуск и т. д. Как только некоторые участники явно выключились из процесса обсуждения, терапевт спросил, что делает группа. Он обратил внимание, что один из пациентов заявил, что скучает, и терапевт выразил удивление — почему группа обсуждает скучные темы. Последовала атака на терапевта: это был первый для группы случай его критики. Каждый стал утверждать, что дискуссия ему была очень интересна; члены группы выразили непонимание, — а в чем, собственно, состоят функции терапевта; его обвинили в том, что он задал всем одно и то же направление до того, как они начали терапию; и под конец ему сообщили, что группа занималась увлекательным обсуждением перед тем, как он «вмешался и переменил тему».
Самое интересное, что позднее члены группы оценили данное занятие по раду параметров как лучшее, которое у них было.
Катарсис
Как всегда, предполагалось, катарсис играет важную роль в терапевтическом процессе, хотя рациональные основания его использования существенно различались. <...> Со времени выхода в 1895 г. трактата Брейера и Фрейда, посвященного истерии, многие терапевты пытались помочь пациентам избавиться от вытесненного материала, подавляемых аффектов. Что понял Фрейд, а впоследствии все
психотерапевты динамического направления, так это то, что катарсиса недостаточно. В конце концов, мы испытываем эмоциональные переживания, иногда очень сильные, в течение всей нашей жизни и безо всяких последствий.
Катарсис — это часть межличностных взаимоотношений; еще никто не заявил о том, что получил стойкий положительный результат от выражения своих чувств в пустом туалете. Сильное выражение эмоций влечет за собой развитие сплоченности; члены групп, которые выражали друг другу сильные чувства и добросовестно работали с этими чувствами, разовьют сильные взаимные связи.
Таким образом, в заключение можно сказать, что открытое выражение аффекта, вне всякого сомнения, жизненно важно для группового терапевтического процесса;
без аффектов группа дегенерирует до бесплодной праздной церемонии. Однако это только один аспект процесса, который должен быть дополнен другими факторами.
Экзистенциальные факторы — ответственность, базовое чувство одиночества, непредсказуемость, признание своей смертности и принятие ответственности за свою жизнь, заброшенность или непостоянство бытия — играют важную роль в психотерапии, но, как правило, их недооценивают. Только тогда, когда терапевты постигают всю глубину своей работы, а также человеческой природы, они открывают, обычно к своему удивлению, что являются экзистенциально ориентированными.
Экзистенциальный терапевтический подход, с его акцентом на выборе, свободе, ответственности, смысле жизни, возможности, до недавнего времени был в гораздо большей степени приемлем для европейского терапевтического сообщества, чем для американского. Европейская философская традиция, географическая и этническая ограниченность, близкое знакомство с лишениями, войной, смертью и ненадежностью, нестабильностью существования — все это способствовало распространению влияния экзистенциализма. Американский дух экспансивности, оптимизма, неограниченных горизонтов и прагматизма воспринял вместо этого научный позитивизм, предложенный механистической фрейдистской метафизикой или сверхрациональным, эмпирическим бихевиоризмом (странное соседство).
Как бы то ни было, с недавнего времени развитие американской психотерапии связано с появлением так называемой «третьей силы» в американской психологии (третья после психоанализа Фрейда и бихевиоризма Уотсона). Эта сила получила название «гуманистическая психология», и ее влияние на современную терапевтическую практику огромно.
Люди поняли, что поддержка и помощь со стороны окружающих не может быть безграничной и постоянной и что в конечном счете всю ответственность за свою жизнь они должны нести сами, в одиночку. Они познали также, что, как бы они ни были близки и открыты окружающим, существует предел, за которым никто не сможет сопровождать их: это базовое одиночество существования, к которому надо относиться как к данности и которого невозможно избежать. Многие пациенты научились смотреть в лицо ограниченности существования и своей смертности открыто и мужественно.
Примирение с неизбежностью собственной смерти, осознание всей глубины этой идеи позволяет увидеть заботы и хлопоты повседневной жизни в ином свете, позволяет избавиться от всего пустого и никчемного в своей жизни.
Курс терапии Гейл, пациентки, находящейся на последней стадии лечения, которая указала на экзистенциальные пункты Q-сортировки как на факторы, способствующие улучшению ее состояния, служит хорошей иллюстрацией многих из этих моментов. Гейл — двадцатипятилетняя студентка — жаловалась на депрессию, одиночество, бессмысленность и на сильные желудочные боли, для которых не существовало органических причин. На своем первом занятии она горько жаловалась, постоянно повторяя: «Я не знаю, что происходит!» Я не мог понять, что именно она имеет в виду, и, после того как к этому прибавились постоянные самообвинения, я вскоре забыл об этой ее жалобе. Однако в группе она также не понимала, что с ней происходит: она не могла понять, почему другие не имеют к ней интереса, почему она оказалась неспособной что-либо изменить, почему в сексе она предпочитала мазохистские отношения, почему она так увлеклась терапевтом.
В группе Гейл была скучающей, подавленной и абсолютно предсказуемой. Перед тем как высказаться, она обводила взглядом все лица вокруг себя в поисках подсказки того, что от нее хотят и чего ждут. Она была готова стать чем угодно, лишь бы окружающие ее не трогали и по возможности держались от нее на расстоянии. (Конечно, все кончилось тем, что она оттолкнула от себя окружающих, — не агрессией, но скукой.) Гейл хронически сторонилась жизни, и группа предпринимала бесконечные попытки нарушить ее уединение, найти Гейл в коконе жалоб, который она сплела вокруг себя.
Однако никакого прогресса не происходило до тех пор, пока группа не перестала тормошить Гейл, не прекратила попыток заставить ее социализироваться, учиться, писать бумаги, оплачивать счета, покупать одежду, ухаживать за собой и не начала вместо этого побуждать ее анализировать собственные неудачи. Что такого было в ее неудачах, что являлось столь соблазнительным и ценным для нее? Совсем чуть-чуть, как оказалось! Неудачи позволяли ей оставаться юной и незрелой, делали ее защищенной, оберегали от принятия решений. Будучи увлеченной терапевтом, она преследовала те же цели. Помощь находилась «не здесь». Ун знал ответы; на занятиях она занималась тем, что доводила себя до того уровня слабости, при котором прекрасно все понимающий терапевт уже не мог отказать ей в своем королевском прикосновении.
Критическое событие произошло тогда, когда обнаружилось, что у нее увеличился лимфатический узел и она сдала анализ на биопсию. Она боялась рака и пришла в группу в тот день, когда ей должны были сообщить результаты анализа (который, в конечном итоге, оказался для нее благоприятным). Никогда до этого она не была так близко от смерти, и мы помогли Гейл погрузиться в пугающее одиночество, которое она испытывала. Существует два вида одиночества — экзистенциальное, базовое одиночество, которому противостояла Гейл, и социальное одиночество, невозможность «быть с кем-то». Второе, социальное одиночество обычно легко прорабатывается в терапевтической группе. Базовое одиночество встречается реже: группы часто путают их друг с другом и пытаются устранить чье-то изначальное базовое одиночество. Но его нельзя устранить, его нельзя разрешить, о нем можно только знать.
Довольно быстро для Гейл многое изменилось. Кусочки мозаики встали на свои места. Она начала принимать решения и взяла в руки управление собственной жизнью. Гейл прокомментировала это так: «Мне кажется, я знаю, что происходит». (Я давно позабыл ее первичную жалобу.) Более чем чего бы то ни было она старалась избежать угрозы одиночества. Я думаю, она старалась избегать его, оставаясь ребенком, уклоняющимся от выбора и принятия решений, лелея мечту, миф о том, что всегда будет кто-то, кто будет способен сделать за нее выбор, будет сопровождать ее, всегда будет под рукой. Выбор и свобода неизбежно влекугза собой одиночество, и, как сказал Фромм много лет назад, тирания нас пугает меньше, чем свобода.
Никто не может смотреть на солнце очень долго, и Гейл всякими способами пыталась отвести взгляд в сторону и избегала своего страха. Но она всегда возвращалась к нему, и в конце терапии именно страх помог ей добиться внутренних изменений.
Терапевтические группы часто склонны сглаживать трагедию жизни. Они руководствуются интерперсональной теорией, и, если осторожность не соблюдена, они допускают ошибку, переводя экзистенциальные проблемы в межличностные, которые гораздо легче понимаются в группе. Например, как это было в случае с Гейл, экзистенциальное одиночество может быть ошибочно переведено в социальное одиночество. Другой неверный перевод происходит, когда мы подменяем чувство беспомощности, возникающее из осознания окружающей нас непредсказуемости, чувством беспомощности, основывающимся на чувстве социальной неполноценности. Группа совершает еще большую ошибку, когда пытается бороться с первым, фундаментальным чувством беспомощности, пытаясь усилить ощущение индивидом своей социальной адекватности.
Острое переживание, такое, как у Гейл, столкнувшейся с угрозой образования злокачественной опухоли, резко возвращает нас к реальности и задает свою перспективу. Однако экстремальное переживание во время курса групповой терапии случается редко. Некоторые групповые лидеры пытаются вызвать экстремальное переживание, используя формы экзистенциальной шоковой терапии. При помощи разных техник они пытаются подвести пациента к краю бездны его существования. Я встречал лидеров начинающих групп, которые просили пациента сочинить эпитафию на своем надгробном камне. Некоторые группы могут начать работу с пациентом, нарисовав линию его жизни, и отмечать на ней его нынешнее положение: насколько далек он от своего рождения и насколько близок к своей смерти? Но наша способность к отрицанию огромна, и вследствие этого редкая группа добивается в подобной ситуации успеха и не сползает обратно, к менее угрожающей обстановке. Естественные события, происходящие во время работы группы — болезнь, чья-то смерть, завершение и утрата, — могут потрясти группу, но всегда лишь временно.
Некоторое время назад я начал занятия с группой, состоявшей из пациентов, жизнь которых постоянно проходила в экстремальных переживаниях. Все члены группы были смертельно больны, у всех была карцинома с метастазами, и все они знали о природе своего заболевания и его последствиях. Я узнал очень многое от этой группы; главным образом о фундаментальных, но скрытых проблемах жизни, которые так часто отрицаются традиционной психотерапией.
Члены группы значительно поддерживали друг друга, и это оказалось чрезвычайно важно для них — быть полезными друг другу. Непосредственное оказание помощи так же, как и получение ее, было лишь одним и не самым важным позитивным аспектом в данной ситуации. Осознание того, что они еще могут быть полезными кому-то, выводило их из состояния болезненной самопоглощенности и давало им цель и чувство собственной значимости. Почти все смертельно больные люди, с которыми я разговаривал, выражали глубокий страх перед состоянием беспомощной неподвижности — они не только не хотели быть бременем для других и терять возможности обслуживать себя, но и быть бесполезными, не имеющими никакой ценности для других окружающих. Жизнь человека в такой ситуации оказывается сведенной к выживанию и попыткам найти смысл очень глубоко в своем внутреннем мире. Группа дала им возможность найти смысл за пределами их личности. В своей активности, предложении помощи другому человеку, заботе о других они находят ощущение цели, которая так часто ускользает от пассивно-интроспективного взгляда.
Поддержка, которую они оказывают друг другу, выражается в разных формах. Они, если это необходимо, обеспечивают доставку членов группы на встречи, они ночами разговаривают по телефону с отчаявшимися, они делятся своими методами борьбы с заболеванием и обретения сил:
один из них, например, научил группу медитации, — и после окончания занятий при свечах медитирующие очищали свой разум от боли и страха. Различными способами группа давала участникам возможность преступить границы собственной личности, расширить их, включая в них других людей. Они приветствовали студентов, проводивших наблюдения, и интерес общественности. У них было сильное желание учить и делиться своим опытом.
Их группа началась с обычной связи, основанной на неприязни к медикам. Много времени было посвящено тому, чтобы распутать клубок этого гнева. Отчасти их гнев имел замещающий и иррациональный характер — злость на судьбу, обида на живущих, гнев на докторов за то, что те не являются всезнающими, всемогущими и всемилостивыми. Отчасти их гнев был вполне обоснованным — это был гнев на бесчувственность докторов, их равнодушие, на их занятость и недостаточное внимание к пациентам, на их нежелание полностью информировать своих пациентов и посвящать их во все важные решения. Мы попытались понять иррациональный гнев и установить, на чем он основывался — на нашей изначальной заброшенности и непредсказуемости нашего существования. Мы сталкивались с гневом оправданным и пытались справиться с ним, для эффективности приглашая, например, онкологов и студентов-медиков в группу, а также участвуя в занятиях медицинской школы и конференциях.
Все эти подходы, эти пути за пределы «Я» могут, при хорошем руководстве, привести к выявлению смысла и цели так же, как к возрастанию способности выдержать то, что нельзя изменить. Ницше очень давно написал: «Тот, у кого есть «зачем» жить, может пережить почти любое «как».
Для меня было ясно, что члены группы, которые наиболее глубоко погружались в себя, которые противостояли своей судьбе более открыто и решительно, перешли к такой модели существования, которая была богаче, чем до болезни. Их жизненная перспектива радикально изменилась;
обыденные развлечения, пустые забавы, так называемый карнавал жизни они увидели таким, каков он есть на самом деле. Они стали больше ценить самые обычные события жизни: смену времен года, позднюю весну, листопад, преданность близких. Некоторые участники испытывали огромное чувство свободы и автономии вместо покорности и ограниченности. Большинство же членов группы несли в себе бомбу замедленного действия; они поддерживали в себе жизнь, принимая лекарства, обычно стероиды, и таким образом ежедневно принимали решение — жить или умереть. Никто не относится к своей жизни абсолютно серьезно до тех пор, пока полностью не примиряется с неизбежностью ее окончания.
Всем хорошо известно, какую большую роль играет качество терапевтических взаимоотношений в процессе роста. В групповой терапии здоровые, доверительные отношения между терапевтом и пациентами и между самими пациентами являются необходимым условием: они способствуют доверию, чувству защищенности и безопасности, самораскрытию, обратной связи, конструктивному конфликту, проработке интимных проблем и т. д. Но помимо этих промежуточных функций, базовая близкая встреча имеет внутреннюю ценность — она ценна сама по себе.
Что может сделать терапевт, сталкиваясь с неизбежным: я думаю, что ответ кроется в глаголе «быть». Он воздействует на пациентов самим своим присутствием. «Присутствие» — самый сильный фактор помощи во всех формах терапии. Когда пациенты оглядываются на пройденное, они вряд ли вспомнят какую-либо конкретную интерпретацию, сделанную терапевтом, но они всегда помнят о его присутствии, о том, что он был там вместе с ними. Терапевт должен приложить значительные усилия, чтобы органично влиться в группу, но при этом избегать лицемерия и притворства, которые не позволят сделать этого. Групповая конфигурация — не терапевт плюс «они», умирающие, — это «мы», мы — те, кто умирает, мы — те, кто объединились
вместе перед лицом общих обстоятельств. Группа таким образом демонстрирует двойное значение слова «обособленность»: мы изолированные, одинокие, мы существуем «отдельно от», но в то же время мы — часть чего-то. Одна из моих пациенток прибегла к элегантному образу, описав себя как одинокий корабль, плывущий в темноте. И даже если нет физической возможности причалить, чрезвычайно приятно, удобно устроившись, смотреть на огни других кораблей, плывущих в том же океане.
Самопонимание
Важную роль в терапевтическом процессе играет интеллектуальная составляющая, в том числе самопонимание.
Участник группы понимает, как другие воспринимают его и что испытывают по отношению к нему. Он, кроме того, открывает ранее неизвестные стороны самого себя, приходит к пониманию источников своих проблем и к осознанию существования предвзятости, то есть искаженное ти при восприятии окружающих. При этом под «неизвестными сторонами самого себя» редко подразумеваются негативные качества пациентов. <...>
Гораздо чаще они открывали позитивные черты самих себя — способность заботиться о других, относиться с вниманием к окружающим, испытывать сострадание. В этом заключен важный урок. Слишком часто психотерапия, особенно в наивных, популяризированных представлениях, видится как детективное следствие, как раскопки или разоблачение. Роджерс, Хорни, Маслоу и наши пациенты напоминают нам, что терапия — это, кроме прочего, исследование, направленное как по горизонтали, так и по вертикали, которое может обнажить наши богатства и сокровища в той же мере, что и постыдные, пугающие или примитивные аспекты нашей личности. Маслоу утверждает, что «раскрывающая психотерапия способствует росту любви, мужества, творчества и любознательности, если при этом снижает страх и враждебность. Такая способность терапии возникает не случайно; дело в том, что эти качества имеют здесь первостепенное значение».
Таким образом, один из способов, которым самопонимание способствует позитивным изменениям, заключается в том, что оно побуждает индивидов признавать, интегрировать и давать свободное выражение ранее разобщенным частям личности. Когда мы отрицаем или подавляем в себе те или иные черты, мы платим большую цену — у нас возникает глубокое аморфное чувство ограниченности, мы всегда «на стороже», мы часто обеспокоены и озадачены внутренними, чуждыми импульсами, требующими выражения. Когда мы восстанавливаем эти разобщенные части, мы ощущаем собственную целостность и испытываем глубокое чувство освобождения.
С этим все ясно. Но что можно сказать о других составляющих интеллектуальной задачи? <...>
Прежде всего, мы должны признать, что в психотерапии существует строгое требование интеллектуального понимания — требование, исходящее как от пациента, так и от терапевта. Наши исследования понимания имеют глубокие корни. Маслоу в своем трактате о мотивации утверждал, что человеческая потребность познавать является базовой, как и потребности в безопасности, любви и самоуважении. Обезьяны, находящиеся в закрытом помещении, готовы сделать многое за вознаграждение, выражающееся в получении возможности посмотреть через окно лаборатории наружу; более того, они будут настойчиво работать над разрешением головоломок без всякой награды, если не считать удовольствия от самого процесса их разгадывания. Большинство детей чрезвычайно любознательны; на самом деле мы начинаем беспокоиться, если они проявляют недостаточно любопытства к окружающему миру. Серьезные исследования и экспериментальные свидетельства показывают, что психологически здоровых индивидов притягивает таинственное и необъяснимое.
Обеспокоенный хозяин, который выясняет источник таинственного и пугающего шума в доме, молодой студент, который в первый раз смотрит в микроскоп и испытывает радостное возбуждение от увиденного, средневековый алхимик или исследователь Нового Света, разведывающий отсутствующие на картах регионы, — все они получают соответствующие награды: безопасность, чувство собственной проницательности и удовлетворения и господство под маской знаний и благосостояния.
Маслоу в своем взгляде на значение и эффективность знаний для процесса изменений идет дальше таких факторов, как безопасность, снижение тревоги и власть. Он рассматривает психическое заболевание как болезненный дефицит знаний. «Я убежден, что знание и действие часто являются синонимами, идентичными в сократовском смысле. Если наше знание является полным и совершенным, адекватное ситуации действие следует автоматически и рефлекторно. Выбор в таком случае осуществляется без конфликта, полностью спонтанно». Таким образом, мнение Маслоу согласуется с этико-философским утверждением, гласящим, что, зная, в чем добродетель, мы всегда будем действовать во благо; вероятно, из этого следует: если мы знаем, что является в конечном счете благом для нас, мы будем действовать в своих собственных наилучших интересах.
Конечным общим результатом всех наших интеллектуальных усилий в терапии является изменение; каждое проясняющее, объясняющее или интерпретирующее действие терапевта в конечном счете направлено на укрепление воли пациента к изменению.
Существует важный принцип в терапии: терапевт или группа не должны брать на себя всю работу. Реконструкция личности как терапевтическая цель настолько же нереалистична, насколько и самонадеянна. Наши пациенты обладают значительными адаптационными способностями, которые могли хорошо служить им в прошлом, и нередко поддержка, осуществляемая в терапевтической группе, бывает достаточной, чтобы помочь пациенту начать борьбу за адаптацию. Мы ранее использовали понятие «адаптивная спираль» в отношении процесса, в котором одно изменение в пациенте порождает изменения в его межличностном пространстве, которые в свою очередь влекут за собой дальнейшее изменение личности. Адаптивная спираль представляет собой разворот порочного круга, в который угодило так много пациентов, и выглядит следующим образом:
ход событий, при которых дисфория отражается на межперсональном уровне, приводит к ослаблению или разрушению межперсональных связей, что в результате вызывает дальнейшую дисфорию.
Группа мобилизует участников воспользоваться ресурсами окружающего мира, которые на самом деле были давно доступны. В конце концов, супруги, родственники, потенциальные друзья, социальные организации, благоприятные возможности учебы или работы всегда находились «не здесь», имелись в наличии и ожидали пациента, чтобы увлечь его. Группа могла дать пациентам только импульс, необходимую легкую поддержку, чтобы позволить им задействовать прежде недоступные ресурсы.
Часто участники не относят свои изменения к заслугам группы. Вместо этого они описывали полезные результаты новых отношений, в которые они вступили, новое социальное окружение, которое они открыли для себя, новые клубы отдыха, в которые они вступили, удовлетворение от работы, которое они получили. Однако ближайшее рассмотрение показывает, что взаимоотношения, социальное окружение, клубы отдыха и удовлетворение от работы не
возникли вдруг из ничего. Они всегда находились в жизненном пространстве индивида и были ему доступны. Лишь когда групповой опыт мобилизовал их воспользоваться собственными ресурсами, они оказались способными использовать их для своего удовлетворения и личностного роста.
Участники приобретают не только внешние навыки, но и раскрывают в себе внутренние возможности; психотерапевты устраняют невротические препятствия, которые сдерживают развитие собственных ресурсов пациента. Я вспоминаю одного начинающего терапию пациента, который описал свой уик-энд, проведенный за катанием на лыжах. То, что могло быть чрезвычайно приятным опытом (отличная солнечная погода, хороший снег, приятные компаньоны), обернулось для него настоящим кошмаром. Его преследовали навязчивые мысли о том, что он может упасть на склоне, потерять свои лыжи и время, пока будет возиться с ними, и как после этого его приятели не захотят ждать его у подъемников. Он так боялся потеряться, чувство страха настолько проникло в него, что он не испытывал удовольствия ни от каких самостоятельных действий. Терапия была достаточно успешной — сперва он испытал облегчение, а однажды его страх был полностью устранен, пациент расцвел и заново научился получать удовольствие от жизни. Если терапевт верит в терапию «устранения препятствий», его бремя облегчается и он обретает уважение к богатым, никогда до конца не познаваемым способностям пациентов.
Теперь, когда мы рассмотрели, как люди изменяются в ходе групповой терапии, настало время обратиться к терапевту и его роли в терапевтическом процессе.
Иногда я думаю о групповом терапевтическом процессе как об огромном динамо: часто терапевт находится глубоко внутри, работает, экспериментирует, взаимодействует (и сам подвергается влиянию энергетического поля); иногда он надевает одежду механика и занимается внешним видом машины, смазывает, подтягивает гайки и болты, заменяет ее части.
Прежде чем перейти к конкретным задачам и техникам, я хочу подчеркнуть один момент, к которому буду обращаться снова и снова. Необходимо помнить, что в основе любой техники должны быть последовательные, позитивные отношения между терапевтом и пациентами. Терапевт должен относиться к пациенту с заинтересованностью, приятием, искренностью, эмпатией. Никакая техника не может иметь большего значения. Могут быть ситуации, когда терапевт бросает вызов пациенту, выражает свой гнев и фрустрацию, внушает, что в случае отказа пациента работать он покинет группу. Но эти усилия (которые при соответствующих обстоятельствах приносят пользу) никогда не будут эффективны, если только они не будут осуществляться на фоне понимающего, заботливого отношения между терапевтом и пациентом.
Создание и поддержание Сразу после начала работы группы терапевт должен принять на себя кураторские функции, особенно для предотвращения трений между ее участниками.
В начале пациенты чужды друг другу и знают только терапевта, который, таким образом, выступает в роли проводника. Он — первичная объединяющая группу сила; сперва участники группы контактируют друг с другом через их совместное взаимодействие с ним.
Терапевт должен распознавать и контролировать любые силы, угрожающие групповому единству. Постоянные опоздания, отсутствия, раскол на фракции, разрушительная социализация вне группы, поиски козла отпущения — все это угрожает целостности группы и требует вмешательства терапевта.
Очевидно, что терапевтическая группа имеет нормы,, которые резко отличаются от правил или этикета обычного социального общения. В отличие почти от любой другой группы, участники этой должны свободно комментировать спонтанные чувства, которые они испытывают по отношению к группе, другим ее членам, к терапевту. В группе должны поддерживаться честность и спонтанность. Если группа развивается в социальный микрокосм, ее участники должны свободно взаимодействовать друг с другом.