Пример Итогового сочинения




Шаблон ИС

 

ТЕМА: …………………

Вступление:

Наверное, каждый человек хоть раз задумывался над тем, что значит … (понятие по теме). Я считаю, что … (тезис)

Основная часть:

В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. Обратимся к произведению (ФИО (можно только фамилию) автора + «…» (название произведения»). Автор повествует о …

 

Таким образом, писатель (поэт) хочет донести до нас мысль о …

Вывод:

Итак, можно сделать вывод, что…

 

План-рекомендация:

I. Вступление раскрывает основную мысль, вводит в круг рассматриваемых проблем.

Вступление состоит из 3 элементов:

1. объяснение ключевых слов темы или цитаты;

2. общие рассуждения о значимости предложенных для объяснения понятий в жизни человека;

3. ответ-тезис на главный вопрос темы.

Все эти элементы последовательно располагаются друг за другом.

 

Темы, предложенные для итогового сочинения, можно разделить на 3 типа:

  • тема-вопрос — задаём главный вопрос темы, на который будем отвечать в основной части. Будьте осторожны в формулировке вопроса: не уходите от темы. В этом случае можно использовать клише: «можно ли утверждать, что...», «почему можно говорить, что это высказывание справедливо», «действительно ли... » и т. д.,
  • тема-утверждение (в т. ч. цитата) — требуется обосновать уже имеющееся утверждение,
  • тема — утверждение, назывное предложение (ключевые слова). Нужно сформулировать свое суждение о каждом из них, дать ответы на поставленные вопросы.

II. Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых положений.

Аргумент нужно:

  • привести из литературных источников.
  • выделить в отдельный абзац.
  • в конце каждого абзаца написать микровывод.

Аргумент состоит из 3 элементов:

1. Обращение к литературному произведению - называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).

2. Его интерпретацию - здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.

3. Микровывод: в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу...» и т. п.

III. Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы и оценки.

 

 

Типичные ошибки при написании итогового сочинения, как их избежать?

От каких недочетов следует избавиться. (по рекомендациям экспертов ФИПИ)

 

1) Отсутствие связок между содержательными частями сочинения: вступлением и заключением, основной частью сочинения и заключением.
2) Пропорциональность частей сочинения. Вступление и заключение в совокупности должны составлять не более 1/3 всего сочинения. Основная часть – 2/3.
3) Неумение строго следовать теме сочинения в ходе рассуждения.
4) Неумение композиционно выстраивать свое сочинение в соответствии с темой и основной мыслью.
5) Огромное количество лишней информации во вступлении и заключении. Однако слишком короткое и необоснованное заключение – это тоже плохо. Оно должно действительно обобщать и подытоживать всю работу. Отсутствие заключения являются серьезной логической ошибкой. Заключение должно содержательно соответствовать вступлению / теме / основному тексту сочинения.
6) Отсутствие во вступлении проблемного вопроса (это сама тема) и формулировки ключевого тезиса, который будете доказывать.
7) Нечеткое формулирование тезисов, затрудняющее их встраивание в логическую структуру сочинения. Если тезисов несколько, то не должно быть противоречия между тезисами, сформулированными в разных частях сочинения.
8) Слабые аргументы. Являются таковыми, если не доказывают, неубедительно или поверхностно подтверждают тезис.
9) Необоснованные повторы одних и тех же мыслей.
10) Ошибки в делении текста на абзацы и даже полное отсутствие абзацев.
11) Неумение оперировать абстрактными понятиями.

12) Неразличение понятий «пример» и «аргумент», неумение формулировать на основе примера микровывод, соотнесенный с выдвигаемым тезисом.

 

 

Пример Итогового сочинения

на тему:

Как узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности?

Каждый человек время от времени задаёт себе вопросы: “Какой я? Что я из себя представляю?”. Оценить свою личность довольно трудно. Чаще мы слышим оценку окружающих, и зачастую с ней не соглашаемся. Как же можно узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Ответ на этот вопрос я попыталась найти в произведениях классической литературы.

Самым ярким примером эксперимента над собственной личностью, на мой взгляд, является жизнь Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Этот герой решил узнать, можно ли его считать сильной личностью. Способ, который он выбрал для этого, нельзя назвать удачным и разумным. Взяв для себя в пример Наполеона и других сильных мира сего, Раскольников решает совершить преступление. Ему кажется, что, переступив через собственную совесть, убив “вредную старушонку”, он лишь подтвердит собственную силу духа. Родион считает, что ради великого дела рациональность и холодный расчёт должны перевесить жалость и человечность. Однако сильным, на мой взгляд, он остаётся лишь тогда, когда оставляет вдове Мармеладова деньги на похороны, защищает от похотливого франта опозоренную девушку, спасает детей во время пожара. До самых последних страниц романа герой пытается разобраться в собственном я, и, по сути, занимается этим всю свою жизнь.

На протяжении всей жизни изучает сильные и слабые стороны собственной личности герой романа Л.Н. Толстого “Война и мир” Пьер Безухов. Уже при первой встрече с этим персонажем, внешне неприглядным и нелепым юношей, приходишь к выводу о том, что он не безразличен к своему внутреннему миру и состоянию. Пьер всё время изучает себя, пытается гармонично влиться в окружающий мир. Он, как любой человек, ошибается, разочаровывается, страдает, но при этом постоянно совершенствует себя, поднимает до более высокого духовного уровня. Что бы он ни делал, попадал ли в нелепые ситуации, идя на поводу у таких, как Курагины, или вёл задушевные беседы с князем Андреем Болконским, везде заметна его внутренняя работа, “диалектика души”. Пьеру пришлось пройти через многие испытания: предательство, коварство окружающих, измену жены, войну и плен. Но из каждого такого жизненного урока он извлекал опыт и находил возможность подняться на более высокую духовную ступень и стать счастливым.

Так как же человек может узнать о сильных и слабых сторонах собственной личности? Исходя из этих примеров, я думаю, что люди познают себя через жизненный опыт, через трудности, которые надо научиться достойно преодолевать. Проходя определённую жизненную ступень, совершая какой-то поступок, пусть даже и не самый правильный, человек анализирует то, что с ним произошло, пытается разобраться, что он сделал не так. Такой внутренний анализ в совокупности с жизненным опытом и позволяет разобраться в своём внутреннем мире, воспитать в себе полноценную личность.

Сл.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: