Шумская Ю.В.
ИЦм-11
Шаг 1. Название.
Образовательная программа «Визуализация учебного материала по истории посредством использования цифровых сервисов и платформ».
Шаг 2. Адресная (целевая) группа.
Учителя истории образовательных учреждений страны.
Шаг 3. Входные компетенции.
· наличие профильного высшего образования;
· уверенный пользователь ПК;
· знание теоретических основ технологии визуализации учебного материала;
· наличие начальных навыков работы с онлайн-ресурсами, цифровыми сервисами и платформами.
Шаг 4. Краткая аннотация к программе.
Вид образовательной программы – программа курсов повышения квалификации педагогов.
Программой предусмотрено ознакомление слушателей с новыми трендами и тенденциями современного образования; формирование навыков работы с цифровыми технологиями нового поколения: мобильные приложения, цифровые платформы и сервисы, их использование для визуализации учебного материала по истории; совершенствование уровня профессиональных компетенций педагога с учетом требований ФГОС ООО и ФГОС СОО.
В ходе освоения программы слушатели научатся создавать качественные визуальные электронные ресурсы по истории; использовать и внедрять современные образовательные технологии в воспитательную и образовательную деятельность; усовершенствуют профессиональные компетенции в соответствии с требованиями ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Шаг 5. Ведущие идеи.
В условия VUKA-мира организация учебных занятий по истории в рамках традиционной парадигмы образования является неэффективной. Необходимое активное использование современных технологий, в том числе цифровых, для повышения качества процесса обучения.
Необходимым является повышению внимания к развитию у обучающихся 4-К компетенций (креативности, критического мышления, коммуникабельности и кооперации).
Эффективным направлением работы по развитию у обучающихся 4-К компетенций в рамках учебных занятий по истории является активное внедрение в структуру уроков технологии визуализации учебного материала.
Шаг 6. Целевое назначение программы.
Цель – формирование и развитие навыков работы с цифровыми платформами для визуализации учебного материала по истории.
Шаг 7: Проблемный вопрос теоретического характера.
Как организовать учебное занятие по истории в условиях VUKA-мира?
Шаг 8. Содержательная характеристика.
Тематический план.
Тема 1. Теоретико-методологические основы технологии визуализации учебного материала. Теоретические аспекты визуализации учебного материала. Особенности визуализации на уроках истории.
Тема 2. Технология визуализации учебного материала и цифровая образовательная среда.
Визуализация как способ цифровой трансформации исторического образования в общеобразовательной школе.
Тема 3. Средства и приемы визуализации исторической информации.
Классификация визуальных средств и приемов обучения истории: теория и практика. Современные средства визуализации на уроках истории и их дидактические возможности.
Шаг 9. Формы организации учебного процесса.
ü просмотр видеолекций;
ü индивидуальная работа с текстом;
ü решение кейсов;
ü практические задания;
ü тестирования;
ü создание методической копилки цифровых визуальных образовательных продуктов по истории.
Шаг 10. Ресурсное обеспечение.
Информационные: Теоретический материал, аудиовизуальный материал, оценочный инструментарий.
Материально-технические: ПК, доступ к сети интернет.
Кадровые: Технические специалисты, профильные специалисты.
Временные: 36 часов.
Шаг 11. Формы промежуточного и итогового контроля.
Формы промежуточного контроля: выполнение практических, тестовых заданий, решение кейсов.
Форма итогового контроля: подготовка методической копилки цифровых визуальных образовательных продуктов по истории.
Шаг 12. Перечень основных источников.
Необходимые для изучения:
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 10.11.2021).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29.12.2012 с изменениями 2021 года [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.11.2021).
Грушевская В.Ю. Принципы использования онлайн-редакторов инфографики / В.Ю. Грушевская // Педагогическое образование в России. — 2015. — № 7. — С. 58-63.
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. – URL: https://school-collection.edu.ru/ (дата обращения: 10.11.2021).
Ермолаева Ж.Е. Инфографика как способ визуализации учебной информации [Электронный ресурс] / Ж.Е. Ермолаева, О.В. Лапухова, И.Н. Герасимова // Концепт. — 2014. — № 11. — С. 1-10. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297270 (дата обращения: 10.11.2021). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Сакулина Ю.В. Возможности использования скрайбинг-технологии для повышения уровня усвоения теоретического материала / Ю.В. Сакулина // Проблемы современного образования. –2020. - № 4. – С. 172-180.
LearningApps.org [Электронный ресурс]. – URL: https://learningapps.org/ (дата обращения: 10.11.2021).
Raptivity.com [Электронный ресурс]. – URL: https://raptivity.com/ (дата обращения: 10.11.2021).
WordArt.com (Tagul.com) [Электронный ресурс]. – URL: https://wordart.com/ (дата обращения: 10.11.2021).
Easel.ly [Электронный ресурс]. – URL: https://www.easel.ly/ (дата обращения: 10.11.2021).
Canva [Электронный ресурс]. – URL: https://www.canva.com/ru_ru/ (дата обращения: 10.11.2021).
Mindmeister [Электронный ресурс]. – URL: https://www.mindmeister.com/ru (дата обращения: 10.11.2021).
Желательные:
Манько Н. Н. Эволюция дидактического принципа наглядности: проективная визуализация педагогических объектов: монография / Н. Н. Манько. — Уфа: БГПУ имени М. Акмуллы, 2013. —220 с.
Никулова Г.А. Средства визуальной коммуникации – инфографика и метадизайн / Г.А. Никулова, А.В. Подобных // Образовательные технологии и общество. – 2010. – № 2. – С. 369-387.
Черкасова Л.В. Технология визуализации учебного материала как способ формирования у школьников информационной компетентности / Л.В. Черкасова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2019. - № 1 (58). - С. 132-141.
Потенциальные проблемы:
Низкий уровень мотивации педагогов использовать цифровые сервисы для представления учебного материала.
Отсутствие технических возможностей прохождения программы.