Лекция №4
Теоретические основы экспертизы в сфере образования
Здравствуйте, уважаемые магистранты! Тема сегодняшней лекции «Теоретические основы экспертизы в сфере образования». На прошлой лекции, рассматривая вопрос, посвященный этапам проектирования образовательных систем, нами упоминалось место экспертизы на этапах проектирования. Во-первых, экспертиза является составляющим элементом непосредственно разработки проекта. Только после предварительной экспертизы спроектированной образовательной системы (вначале внутренними экспертами – самими разработчиками, потом внешними экспертами – специалистами со стороны, разумно приступать к его реализации. Во-вторых, если речь идет об уже реализованном проекте, на завершающих этапах проектирования также может быть востребована экспертиза, так как надо принимать решение о его дальнейшей судьбе (необходимость в корректировке, распространение опыта и т.д.).
Если подходить к проблеме проектирования образовательной среды шире, то нужна экспертиза актуального состояния образовательной среды для определения необходимости в разработке новых образовательных проектов. И, наконец, для эффективного управления образовательной системой любого уровня нужна регулярная экспертиза соответствия ее целей, содержания, технологий и результатов, а также экспертиза соответствия принятым на данный момент нормативно-правовым и общественным требованиям.
План лекции
1. Понятие экспертизы в образовательной сфере.
2. Требования к экспертам.
3. Типология экспертиз.
4. Методы и виды экспертиз в образовании.
5. Процедура экспертизы.
Понятие экспертизы в образовательной сфере
Экспертиза относится к высоким технологиям в образовании и является убедительным механизмом воздействия на практику обучения, воспитания и развития личности. Традиционная система оценки эффективности образования ориентировалась, прежде всего, на такой показатель успешности обучения, как отметки по предметам. Однако в современном мире на первый план выходят показатели не столько обучения, сколько развития. В психологическом отношении указанное изменение целей образования смещает акцент с преимущественного развития предметно-обусловленных познавательных способностей школьников на создание условий образовательной среды, необходимых для полифункционального развития познавательной и личностной сферы школьника. В первую очередь — его способности к рефлексивному и ответственному поведению, к произвольной регуляции своей познавательной и социальной активности.
Экспертизу в самом общем виде можно определить как прояснение вопроса, не имеющего очевидного ответа, с опорой на мнение специалистов (экспертов) по данному вопросу. К экспертизе принято прибегать в тех случаях, когда нет готовых решений и искомая информация не может быть получена с помощью инструментальных методов измерения.
Экспертиза в образовании (в широком смысле) – это всестороннее изучение и анализ состояния образовательного процесса, условий и результатов образовательной деятельности.
В последние годы под экспертизой в образовании часто понимают измерение, анализ и оценку качества образования, лицензирование, аттестация и государственная аккредитация образовательных учреждений, аттестации педагогических и руководящих работников. Соответственно, проверки и инспекции всегда осуществляются лицами, представляющими определенные государственные органы, причем смысл их заключается в установлении соответствия (или несоответствия) школьной действительности установленным нормам и требованиям, на основании чего делаются те или иные «оргвыводы». Этим определяется стратегия поведения администрации и педагогического коллектива – стремиться выглядеть как можно лучше, подчеркивая свои успехи и скрывая неудачи и недочеты. К сожалению, именно эта стратегия поведения сотрудников школы часто транслируется и на экспертную деятельность.
Но наибольшую практическую значимость для управления развитием образовательной средой имеет экспертиза, которая проводится приглашенными независимыми специалистами и представителями школы в интересах самой же школы, то есть заказчиком экспертизы выступает администрация школы (в идеале, весь педагогический коллектив). В этом случае сотрудникам школы чрезвычайно важно быть в своих ответах на вопросы экспертов максимально объективными, принципиальными и критичными к школьной реальности. Именно эта критичность позволяет получить реальную картину школьной жизни, обнаружить скрытые проблемы, снижающие эффективность деятельности школы, а затем с помощью экспертной группы найти оптимальные пути их решения.
Экспертная деятельность представляет собой особый вид экспертно-аналитической деятельности, для осуществления которой необходимы специальные знания об объекте и предмете экспертизы и профессиональные умения по проектированию, анализу, оценке, контролю и управлению. Результатом данной деятельности является представление мотивированного заключения.
Объектом экспертизы в образовании нередко выступают учебное занятие, образовательная программа, педагогическая работа, образовательная деятельность (в том числе экспериментальная и инновационная).
Предметом экспертизы образовательного процесса является не только установление соответствия его результатов каким-либо нормам, но и сам процесс деятельности и его изменения как в области педагогической, так и в области управления образовательными процессами.
Анализ сложившейся практики проведения экспертизы в образовании позволяет выделить среди ее основных функций следующие:
- прогностическую;
- нормативную;
- оценочную;
- исследовательскую;
- развивающую.
Прогностическая функция выступает на первый план при экспертизе различного рода программ развития, комплексных целевых программ, концепций, инновационных проектов. Общим для них является то, что все они содержат описание будущего результата – цели и способов его достижения. Экспертиза подобного рода материалов сводится, по существу, к прогнозу их реализуемости. Она должна быть непрерывной и включать оценку не только проекта, но и хода его реализации в соответствии с заданными в нем промежуточными этапами.
Нормативная функция отчетливо выделяется при экспертизе нормативно-правовых документов и материалов. Речь в первую очередь идет о документах, обеспечивающих содержательно-процессуальную сторону развития образования.
Оценочная функция связана с экспертизой образовательных и учебных программ, учебно-методических и дидактических материалов.
Исследовательская функция проявляется при экспертизе опытно-экспериментальной и инновационной деятельности. Предметом экспертизы является не столько определение соответствия результатов опытно-экспериментальной и инновационной деятельности заранее заданным образцам, сколько сам по себе экспериментальный процесс. В целом подобная экспертиза представляет собой совместную исследовательско-поисковую деятельность экспертов и участников педагогического эксперимента.
Развивающая функция экспертизы является системообразующей. Это означает, что в ходе экспертизы проводится не только исследование того или иного объекта, но и осуществляются осмысление и поддержка перспектив его дальнейшего развития. При этом развитие получает не только сам по себе инновационный проект, участие в экспертных процедурах также служит мощным импульсом для профессионального развития всех его участников.
Все перечисленные функции экспертизы реализуются в большей или меньшей степени в зависимости от того, какие составляющие образовательной практики выступают в качестве ее объектов.
Требования к экспертам
Эксперт – это, прежде всего, специалист, компетентный и искушенный в экспертируемых вопросах, а затем, исследователь, владеющий экспертной методологией и обладающий соответствующими способностями.Он может использовать определенные методики, а может их переработать, создать новые или вовсе от них отказаться и опереться лишь на свой опыт и интуицию, но в любом случае решающим в конечном итоге оказывается его личное мнение, субъективное суждение, за которое ответственность несет сам эксперт. В основе экспертизы – субъективные мнения экспертов, их живое, личностное знание, которое ценится не меньше, а зачастую больше объективных данных.
Формальные требования
1. Эксперт должен иметь базовое высшее образование в области педагогики, психологии, управления или социологии.
2. Иметь опыт работы в школе (не менее 3 х лет).
3. Пройти программу дополнительного профессионального образования в области системной экспертизы школьных организаций.
4. Иметь подготовленное им экспертное заключение по школе и программу развития данной школы, разработанную при его непосредственном участии.
5. Иметь рекомендации от руководителя программы дополнительного профессионального образования, а также руководителей стажировки.
Основным критерием качества экспертизы является ее убедительность, которая обеспечивается совокупностью собранных реальных фактов, их добросовестным анализом и системным осмыслением. Исходя из вышеизложенного понятно, что качество экспертизы существеннейшим образом зависит от подбора и подготовки экспертов.
Типология экспертиз
Ряд специалистов предлагает следующую классификацию экспертиз:
- по составу экспертов: групповая (группа экспертов), индивидуальная (один эксперт), рефлексивная (самоэкспертиза);
- по субъектам экспертизы: внутренняя (самоэкспертиза), внешняя (специально созданной комиссией или группой экспертов), общественная (опрос мнений по специально разработанным методикам);
- по уровню организации: межгосударственные, государственные, общественные, ведомственные;
- по форме контакта: очная, заочная;
- по форме представления материалов: устная, письменная;
- по отношению к объекту: открытая, закрытая, полуоткрытая;
- по способам получения информации: прямая и косвенная;
- по целевой направленности: констатирующая, прогнозирующая, формирующая;
- по уровню проработки: первичные и вторичные (повторная экспертиза).
Выделяют следующие условные «полюса», задающие две основные «оси» экспертного пространства (С.Л. Братченко):
1.Экспертиза в УЗКОМ и ШИРОКОМ смысле
2. Экспертиза ЖЕСТКАЯ и МЯГКАЯ.
Остановимся кратко на каждом из четырех выделенных полюсов.
ЭКСПЕРТИЗА В УЗКОМ СМЫСЛЕ использует в качестве средства получения исходной экспертной информации один основной метод – метод экспертного опроса (экспертных оценок) – который имеет множество разновидностей и конкретных форм и описывается как последовательное осуществление действий распознавания экспертом нужной информации, ее оценивания и выражения в виде мнения (суждения), а также анализа.
ЭКСПЕРТИЗА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ – это исследование, которое имеет целью получить аргументированные ответы (валидные данные) на поставленные экспертные вопросы и в котором могут быть использованы самые разные методы – как собственно экспертные (типа экспертных опросов), так и другие, неэкспертной природы. Качеству исследования уделяется первостепенное внимание – тщательной разработке структуры исследования, его основных принципов, методов, процедур и т.д. (стандарты научности).
В зарубежной практике оценочные исследования в последние десятилетия получили чрезвычайно широкое распространение, пользуются немалым авторитетом и все больше утверждается понимание того, что ни один серьезный проект (программа) не может обойтись без экспертных (оценочных) исследований.
В соответствии с преобладающим типом информации и предлагается выделять ЖЕСТКУЮ и МЯГКУЮ экспертизы.
Жесткие данные – это такая информация, которая может быть четко, количественно определена (все то, что может быть измерено и выражено в числах).
Мягкие данные – это те, которые не могут быть точно определены количественно, и базируются главным образом на личных впечатлениях, мнениях, ценностных суждениях конкретных людей; они обычно более неопределенные, личностно и эмоционально окрашенные, но зато более тонкие и чувствительные к нюансам.
ЖЕСТКАЯ экспертиза отличается тем, что в ней все элементы заданы четко, однозначно и, как правило, имеют правовую основу. Примером может служить большинство государственных экспертиз, в особенности – различные виды судебных экспертиз, в которых предельно ясно прописаны все основные элементы: цели и задачи экспертизы, ее объект и предмет, принципы и этапы проведения, методы и условия их применения, требования к экспертному заключению, самому эксперту и многому другому. Здесь даже назначение экспертизы осуществляется только по специальному и строго регламентированному решению.
В этой экспертизе особое внимание придается экспертному заключению, которое может иметь силу юридического документа. Эксперт несет за все свои действия в рамках экспертного исследования персональную ответственность, а нарушения заданных требований влечет за собой самые серьезные последствия. Поэтому не менее жесткими являются и требования к самим экспертам, к их аттестации и т.д. Очевидно, что при проведении экспертиз для нужд образования (в рамках аттестации, лицензирования и т.д.) явно прослеживается желание придать им максимальную жесткость.
МЯГКАЯ экспертиза – наоборот, предельно неформальная и вариативная, не имеющая универсальных норм, правил, форм и требований к проведению и использованию результатов. Ярким примером может служить разнообразная «аналитика» (особенно – политического толка), когда на примере отдельных (единичных) случаев делаются выводы общего характера. Здесь эксперт – полный хозяин в постановке вопросов, в выборе способов получения ответов, их интерпретации и т.д. При этом, как правило, если он и несет какую-либо ответственность, то только моральную.
Мягкая экспертиза гораздо более внимательна и чувствительна к знанию неявному. Интуиция, эмпатия, диалог – вот основные средства получения такого знания. Это, в частности, означает, что для осуществления полноценной мягкой экспертизы эксперт должен быть компетентен в методологии познания не только внешнего мира, но и внутреннего – собственной субъективности.
Представленные типы экспертиз задают только крайние и очень условные точки «экспертного мира». В реальной экспертной деятельности возможно их совместное использование. Рассмотрим далее классификации видов экспертиз и их основные методы.