В обычной жизни мы очень часто используем понятие факта. "Назови мне факты", "А где факты в твоих рассуждениях?", "Не надо ничего объяснять, давайте только факты", "Голые факты ни о чем не говорят", "Для этих выводов недостаточно фактов", "Сколько еще Вам надо привести фактов, чтобы Вы поняли, наконец?", "Не давите меня фактами, они еще ни о чем не говорят" – перечень подобных фраз, утверждений, сомнений можно было бы продолжить. Как часто именно факты оказываются в центре наших дискуссий, становятся предметом спора, аргументом в доказательстве и при убеждении. Что бы мы ни обсуждали, мы всегда оперируем фактами, ищем факты, приводим факты, защищаем факты, иногда придумываем, вольно или невольно их искажаем.
В исследовательской деятельности факт играет особую роль. Он показывает проблему, помогает раскрыть ее содержание, найти методы исследования. В обсуждении проблемы также нельзя обойтись без фактов. Но что такое факт? Всегда ли исследователь умеет оперировать фактами, отсеивать и комбинировать их в тех или иных целях исследования? Ведь в фактах можно утонуть, как в бурной и полноводной реке. Именно такой рекой является и жизнь, и наша работа, и все ситуации управления.
Факт – (сделанное, совершившееся, существующее) – это действительное, реально существующее событие или явление, все то, что произошло на самом деле и имеет тому убедительное подтверждение, это реальность, которая является очевидной и которую невозможно отрицать.
Факты в процессах управления в целом и в деятельности менеджера в частности являются основанием для оценок, распознавания ситуаций и проблем, аргументами для доказательства или опровержения. От наличия и достаточности фактов зависит качество управленческих решений, а следовательно, и эффективность управления.
|
Исследование управления также невозможно без фактов, на которых оно строится. Роль фактов в исследовании заключается в том, что они очерчивают явление, как бы открывают проблему и позволяют ее распознавать, являются посылкой, определяющей саму необходимость исследования, создают мотивационное поле исследования.
В то же время факты ограничивают исследование, служат материалом его проведения, позволяют определить направление исследования, выступают средством доказательства и обоснования, материалом для обобщения.
Без фактов, отражающих свойства и изменения явлений, не может быть поставлена цель исследования и не может быть проведено само исследование. При этом для проведения каждого исследования должно быть достаточно фактов.
На первый взгляд, понятие "факт" может показаться тождественным понятию "информация". Ведь факт, так же как и информация, отражает действительность в сознании человека, представляет собой совокупность сведений или данных о тех или иных явлениях действительности.
Но отражение действительности может быть различным. Оно может быть в такой мере субъективизированным, что будет не только далеким от реальности, но и полной ее противоположностью. Отражение может не подтверждаться практикой деятельности человека, не повторяться при воспроизведении соответствующих условий. Такое отражение действительности остается информацией, но оно не может расцениваться как совокупность фактов.
|
Информация может быть представлена не только в виде фактов, но и в виде идей, оторванных от действительности, голых интерпретаций, искусственных гипотез, надуманных концепций, субъективных позиций, устаревшей идеологии.
Информация – это сведения не только фактологического характера. Поэтому успех исследования определяет не всякая информация, а только такая, которая не вызывает сомнений с точки зрения ее реальности.
Таким образом, факт можно рассматривать как образ, максимально соответствующий реальному событию, как объективное восприятие действительности. Факт – это единица логики, первоначальная ступень мышления человека, это особый вид информации, характеризующийся определенным ее восприятием, это информация о событии или явлении, подтверждаемая информацией об их реальности.
Как уже говорилось, факты играют большую роль в исследовательской деятельности. Они являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, являются эмпирической основой исследования, предпосылкой его качества.
Состав фактов определяет качество исследования и возможность его проведения (рис.).
Рис. Классификация фактов
Всю совокупность фактов по критериям отражения статики или динамики явления можно разделить на факты наличия, существования, изменения. Факты наличия отражают статическую сторону явления. Они характеризуют моментную реальность того или иного явления. Факты существования отражают причины явления, за счет чего и почему оно существует, как существует явление, каковы процессы его функционирования. Факты существования характеризуют динамику, но динамику постоянства, равновесия, поддержания или сохранения сущности явления.
|
Факты изменения отражают совокупность изменений, происходящих с явлением. Это тоже динамика, но иного рода. Эти факты демонстрируют возникновение новых свойств, ведущих к появлению нового качества.
Можно также выделить факты связи и факты взаимодействия. Первые характеризуют наличие устойчивых связей явлений или их свойств, вторые – импульсивное или ситуационное возникновение связей, их квантовый характер.
В исследовании нередко важную роль играет количественное представление фактов или их содержательное описание. Не все факты имеют количественную форму, хотя такой формой легче оперировать.
Могут быть также факты, отражающие различные сферы деятельности – социальную, экономическую, организационную, психологическую и др.
Есть факты первичные и вторичные, которые подтверждают реальность первичных, степень их достоверности.
Большое значение в проведении исследования имеет выделение научных фактов, отделение их от ненаучных, т.е. обычных. Научные факты – это факты, имеющие научную ценность, отражающие определенную методологию восприятия действительности, дающие новое знание или понимание явлений.
В процессе исследования, как правило, используется множество фактов, и очень важно определить их состав, провести селекцию, отбор. Это невозможно сделать без понимания их характеристик, которые, в свою очередь, определяются классификационной принадлежностью. Зная классификацию фактов, легче увидеть их подтасовку, т.е. сознательную замену одного факта другим, либо урезывание фактов, либо тенденциозный их подбор по заведомо или случайно ложным целям.
Именно в этом суть выражения: "Есть Факты и фактики". Вместе с тем есть и другая крылатая фраза: "Факты – упрямая вещь".
В исследовании факты являются средством определения проблемы, оценки ситуаций, основой анализа и доказательства. При помощи фактов утверждаются результаты исследования. Они определяют также предпосылки исследования.
Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, которая определяется как целостная совокупность фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет дать объяснение тому или иному явлению, найти решение проблемы, построить научную концепцию.
Система фактов, связанных логикой исследовательского замысла, гипотезы, цели, характеризует понятие фактологии исследования. Можно сказать, что фактология – это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказывать, обосновывать, распознавать.
Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, нравственностью, характеризующей его отношение к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляется поиск, распознавание, отбор, добывание, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование) и, наконец, оперирование фактами (рис.).
Рис. Операции с фактами в исследовательской деятельности
Качество любого исследования зависит от таких характеристик фактов, как состав, структура, достоверность, повторяемость, полнота, системность, конкретность, определенность, соответствие предмету исследования.
Фактологическое обеспечение исследования представляет собой работу с фактами. На рисунке представлены принципы работы с фактами.
Рис.. Принципы работы с фактами
· 1. Принцип проверки объективности. Любой факт необходимо оценивать с позиции его соответствия реальности и объективным явлениям действительности. Только объективные факты могут обеспечить успех исследования.
· 2. Принцип отношения к сущности. Те или иные факты могут в разной мере отражать сущность явления. Факты должны быть существенными. Это надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов.
· 3. Принцип информационной емкости. Каждый факт содержит определенный объем информации. Есть факты, которые настолько полно и красноречиво говорят о том или ином явлении, что достаточно одного или нескольких из них, чтобы сделать определенное заключение. Но есть и факты малозначащие для данного объекта исследования, ничего не говорящие, малоинформативные.
· 4. Принцип научной ценности фактов. Этот принцип можно также назвать принципом концептуальности. Он заключается в том, что факты должны соответствовать критериям научной методологии исследования, правилам концептуального объяснения явлений.
· 5. Принцип соответствия предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету исследования.
· 6. Принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность факта, необходимо оценивать и надежность источника его получения.
· 7. Принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно ведет к какому-либо выводу, но соединение фактов показывает тенденции, характерные черты и особенности явления.
· 8. Принцип достаточности количества фактов для обобщения, анализа или формулирования выводов. Всегда существует некоторая критическая масса фактов, из которой возникают понимание и выводы, открытие или рекомендация. При исследовании необходимо чувствовать и оценивать достаточность фактов. Не следует торопиться с выводами, важно ощущать грань достаточности, определяющей уверенность в объективности и ценности результатов исследования.
· 9. Принцип научной интерпретации факта. Объяснение и толкование факта могут быть различными и преследовать разные цели. Научная интерпретация предполагает объяснение с позиций истинности, объективности.
Можно выделить некоторые наиболее характерные ошибки работы с фактами в процессах исследования:
· – преднамеренный выбор или подбор фактов, формирующий одностороннее представление или понимание действительности, проблемы, тенденции развития, деформированное понимание;
· – подтасовка фактов, т.е. замена некоторых из них другими, замена главных, существенных второстепенными, частными;
· – искажение содержания факта его тенденциозной интерпретацией, ложным разъяснением;
· – фальсификация фактов, которая выражается в определенном их подборе, искажающем действительное положение вещей;
· – абсолютизация отдельных фактов, рождающая ложное представление о действительности, ограничивающее мышление.
Таким образом, можно констатировать, что вся окружающая нас действительность предстает перед нами в виде явлений. Эти явления различны и разнообразны. Они включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию. Но часть информации мы получаем в виде фактов, т.е. такой информации, достоверность и реальность которой не вызывает сомнения, которую можно проверить и подтвердить. Реальная картина окружающей действительности определяется не самими фактами как таковыми, не разрозненными фактами, а системой фактов, исключающей возможность осознанного или неосознанного манипулирования ими.